Реферат 2
Введение 3
Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1 Развитие связной монологической речи в онтогенезе 7
1.2. Специфика формирования навыков описания у детей с общим
недоразвитием речи 15
1.3. Анализ методов и приемов направленных на развитие навыков описания
у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 32
2.1 Организация и методика проведения констатирующего эксперимента ....32
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
Вывод по главе 46
Глава III. Организация логопедической работы по формированию описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи .48 3.1. Содержание логопедических занятий, направленных на обучение детей составлению описательных рассказов 50
3.2 Рабочая программа 56
3.2.1 Пояснительная записка 56
3.2.2. Содержание коррекционного курса 59
3.2.3. Тематическое планирование 61
3.2.4.Описание материально - технического обеспечения образовательного процесса 68
3.3 Организация содержания и проведения контрольного эксперимента 68
Вывод по главе 71
Заключение 72
Библиография 75
Приложения 82
Актуальность исследования. Одной из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение. Согласно ФГОС ДО (федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования) в старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. В таком рассказе должна содержаться характеристика значимых сторон и свойств описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Связная речь является самой сложной формой речевой деятельности. Особенно острой эта проблема ощущается у детей с речевыми нарушениями. Особенно остро ощущается эта проблема у детей с нарушениями речи. Овладение связной речью является необходимым условием для успешного обучения и взаимодействия в обществе сверстников и взрослых. С каждым днем растет количество детей с ОВЗ. По данным Минпросвещения, только в дошкольных учреждениях России воспитывается около 517 тысяч детей с ОВЗ (6,8% от общего числа воспитанников). Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития, распознаваемое как общее недоразвитие речи, при котором оказываются несформированными все её стороны. Правильная, чистая и логически стройная связная речь - это путь к успешной социализации детей с речевой патологией.
Описательная речь является одним из главных базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно он, оказывается наиболее несформированным при обучении детей с общим недоразвитием речи. Описание является одним из наиболее трудных видов монологической речи, так как оно связано с умением наблюдать, выделять признаки описываемого объекта, сравнивать, синтезировать свои наблюдения в связном высказывании.
В.К. Воробьева и Т.А. Ткаченко отмечают, что овладение описательной речью детьми с общим недоразвитием речи вызывает трудности.
В.К. Воробьева полагает, что сложности в обучении описательной речи связаны с тем, что внутреннее смысловое формирование описательных сообщений не является слишком жестким, а имеет условный субъективный характер, зависит от того, каким образом выделить качества предмета или характеристики явления в соответствии с целями общения.
Обучение описательной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития описательной речи дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Изучением речи у детей с ОНР занимались М.В. Богданов- Березовский, М.Е.Хватцев, Р.Е. Левина, Оргинский, О.В. Правдина, С.Н.Шаховская, В.К.Воробьева.
Проблема исследования: заключается в необходимости постоянного поиска специализированного методического и практического инструментария, направленного на формирование связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Все выше рассмотренное определяет актуальность и выбор темы исследования: "Формирование описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня".
Сбъект исследования: связная монологическая pечь детей старшего дoшкoльнoгo вoзpаста.
...
В диссертации представлено теоретическое обоснование важности формирования описательной речи у детей старшего дошкольного возраста. Это позволило расширить научные знания о предмете исследования, а именно, определить диагностический инструмент исследования, обосновать, разработать логопедические условия, выбрать методики и их реализовать в процессе экспериментальной работы и доказать их результативность. В соответствии с целями и задачами исследования проведена следующая работа:
• уточнено понятие «описательная речь», выделены и уточнены понятия «связная речь», «монологическая речь», «описательная речь»;
• рассмотрены особенности развития описательной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
• определена специфика работы с детьми с ОНР III уровня;
• разработан диагностический инструментарий изучения описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
• на основе теоретической и практической разработки предмета исследования разработано содержание логопедической работы по формированию описательной речи у детей страшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
• для проверки уровня сформированности описательной речи использовались специализированные диагностики.
В методику констатирующего эксперимента вошли 2 серии. Первая серия была направлена на выявление уровня развития активного словаря по методике Е.А. Стребелевой. Второй блок был нацелен на выявление уровня сформированности описательной речи. За основу были взяты методики В.П. Глухова, Р.И. Лалаевой, Т. А. Ткаченко и нами модифицирована.Здесь дошкольникам нужно было составить рассказ по картине «Времена года», рассказать про игрушку(девочкам предоставили куклу,мальчикам машину), описание предмета с опорой на мнемотаблицу. Были разработаны баллы и критерии для оценки для каждого блока.
Констатирующий эксперимент выявил преобладание низкого уровня развития активного словаря и описательной речи. На основании этого нами было разработано содержание логопедической работы по формированию связной описательной речи.
Работа осуществлялась по трем приоритетным напрвлениям: развитие лексики, совершенствование грамматических категорий и развитие связной описательной речи.
По завершению экспериментальной работы был проведен итоговый контрольный срез, который выявил, положительные изменения, значительно повысился уровень активного словаря(30 % на среднем уровне и 5 % на высоком) и уровень описательной речи (30%) до среднего уровня. Положительные результаты, полученные в ходе исследования, позволяют считать результативными проведенные занятия по развитию описательной речи. Проведенное исследование свидетельствует о том, что его задачи выполнены, получены новые знания об исследуемом процессе, которые отражены в новизне, теоретической и практической значимости исследования и соответственно доказана гипотеза исследования.
1. Ewen N. MacDonald, Elizabeth K.Johnson, Jaime Forsythe, Paul Plante, Kevin
G.Munhall. Children's Development of Self-Regulation in Speech Production//Current Biology. 2016.P. 113-117.
https://doi.org/10.1016/j.cub.2011.11.052 (дата обращения 17.04.2021)
2. Lloren^Andreua Monica Sanz-Torrent Joan Guardia-Olmos. Auditory word recognition of nouns and verbs in children with Specific Language Impairment//Journal of Communication Disorders. 2016. P. 20-34. https://doi.org/10.1016/j.jcomdis.2011.09.003 (дата обращения 17.04.2021)
3. Vitaly Rubtsov , AndreyKonokotin. Chapter 10 - Formation of higher mental functions in children with special educational needs via social interaction//Evaluation and Treatment of Neuropsychologically Compromised Children. 2020, P. 179-195. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-819545-1.00010-2 (дата обращения 17.04.2021)
4. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников:учебное пособие для студ.высш. и сред, пед. учеб. Заведений [Текст] / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия,2000. - 395 с.
5. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов -- М.: АСТ : Астрель, 2007
6. Баранова Э.А. Вопрос как форма познавательной активности детей 5-8 лет. // Вопросы психологии. - 2007. - №4.
7. Белова-Давид Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] // Нарушение речи у дошкольников. - М., 1972. - 251 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.пособие [Текст] / Бородич А.М. - М., 1984 - 365 с.
9. Власенко И. Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи [Электронный ресурс] /
И. Т. Власенко - Дефектология. 1988. № 4. Режим
gocTyna:http://lIb.mgppu.ru/opacunIcode/app/webroot/Index.php?url=/notIces/Ind ex/IdNotIce:243537/Source:default (дата обращения 10.10.2021).
10. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития [Текст]: учебное пособие. - М., 2003. - 379 с.
11. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб.пособие [Текст] / В.К. Воробьева . - М.: Транзит книга ,2006. - 124 с.
12. Воронова А.П. Состояние психических функций и процессов у детей с
общим недо-развитием речи [Электронный ресурс] / А.П. Воронова - Методы изучения и преодоления речевых расстройств. — СПб., 1994. Режим доступа: https://superInf.ru/vIew_artIcle.php?Id=167(дaтa обращения
10.10.2021).
13. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теория коммуникации. Синтаксис текста. [Текст] / Леонтьев А.А. М.: Наука, 1979. - 342 с.
14. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - №9.
15. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - №1.
... всего 70 источников