Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №156400

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2020
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1
1.1 .Психолого-педагогические аспекты самооценки девочек и
мальчиков в младшем школьном возрасте
1.2. Гендерные проявления самооценки в младшем школьном возрасте
1.3. Психолого-педагогические приемы по развитию самооценки у младших школьников
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование самооценки мальчиков и девочек младшего школьного возраста
2.1 Процедура и методы исследования. Интерпретация полученных данных
2.2 Методические рекомендации по развитию адекватной самооценки 59
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ

Проблема самооценки является актуальной в современном образовании. Самооценка начинает формироваться в раннем возрасте и продолжает развиваться, изменяться до самой старости. Самооценка оказывает значительное влияние на жизнь человека.
Самооценка имеет центральное звено, она определяет отношение к самому себе, к миру, к людям, она определяет уровень активности и направление человека. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важного элемента форм и видов деятельности и общения. Детство - это очень важный период в жизни каждого человека. Ведь, именно в детстве, начинает формироваться самооценка и очень важно какие взаимоотношения у ребенка с взрослым. Если у родителя с ребенком - гармоничные и теплые взаимоотношения, то вырастет ребенок полноценной личностью с адекватной самооценкой, а если, наоборот, у родителя с его чадом были плохие отношения, то вполне вероятно, что ребенок будет закомплексован и эти комплексы могут оказаться причиной различных стрессов, которые будут ему мешать во взрослой жизни.
Основным этапом формирования самооценки - выступает дошкольный и младший школьный возраст.
Изучению самооценки посвящены исследования Л.И. Божович, Р. Бернса, О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, А.И. , Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других. В данных работах описываются динамика развития самооценки, её механизмы, как происходит её формирование на разных возрастных этапах и какое влияние оказывают родители и сверстники на развитие самооценки.
Два очень главных фактора, которые влияют на формирование самооценки являются: отношение окружающих и то, как сам ребенок осознает свою деятельность. Это осознание само не появится. Поэтому очень важна, помощь не только родителя, но и воспитателя и учителя. Важно научить ребенка осознавать и понимать самого себя, учить ребенка сопоставлять свои действия с действиями других, согласовывать свои желания и потребности окружающих.
По мнению, Л.И. Божович, ребенок стремится стать таким, каким его видит взрослый. Одним критерием этого видения является половая идентичность или гендерная особенность.
Актуальность данной работы состоит в наблюдении различия и специфики проявления самооценки мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте.
Цель данной работы: выявить особенности самооценки мальчиков и девочек младшего школьного возраста и разработать программу по развитию адекватной самооценки у младших школьников.
Объект исследования: самооценка в младшем школьном возрасте.
Предмет: специфика особенностей самооценки мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что самооценка мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте имеет различия в когнитивном, эмоционально - оценочном, поведенческом аспекте.
При когнитивном аспекте девочки и мальчики при среднем уровне самооценки будут опираться на конкретные факты и ситуации самооценивания, им будет характерно присутствие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания и их реализации как в проблематичных, так и в категоричных формах. У мальчиков при низком уровне самооценки - будет присутствовать выраженная неудовлетворенность ребенка собой, отражающая его рефлексивно-критическое отношение к себе.
В эмоционально-оценочном аспекте: девочкам будет характерно превосходство над другими. У мальчиков будет присутствовать средний уровень, при котором им будет характерна критичность и умение соотносить свои потребности и желания. Но, так же им будет характерен низкий уровень, при котором мальчики будут не удовлетворены самим собой и будут очень самокритичны по отношению к себе.
В поведенческом аспекте девочкам будет характерен средний уровень самооценки, при котором девочки не будут понижать планку своих достижений и им будут характерны такие стратегии поведения как компромисс и сотрудничество. Мальчикам будет характерен высокий уровень самооценки, при котором мальчики будут переоценивать свои роли в группе и им будет характерно соперничество.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы
2. Выявить гендерные особенности проявления самооценки мальчиков и девочек в младшем школьном возрасте.
3. Подобрать диагностические методики, направленные на изучение специфики самооценки мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
4. Выявить критерии.
5. Провести диагностическое обследование, направленное на изучение специфики самооценки мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
6. Качественный анализ результатов диагностического обследования.
7. Разработать программу по формированию адекватного уровня самооценки у мальчиков, по эмоционально-оценочному критерию.
База исследования: Исследование было проведено на базе МАОУ «Лицей № 6 Перспектива» г. Красноярска. В нем приняли участие 100 испытуемых: 49 мальчиков, 51 девочек.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Диагностические методы.
3. Методы математической обработки данных.
4. Методы качественного и количественного анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, нами были рассмотрены теоретические основы развития и различия самооценки мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Самооценка - это способность человека составлять представление о своих действиях, о себе, о своих личностных качествах, навыках, недостатков и достоинствах.
Существует множество изучения исследования, самооценки. Посвящены исследования Л.И. Божович, Р. Бернса, О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, А.И. , Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других.
Самооценка является важнейшим инструментом развития личности. Самооценка начинает формироваться ещё в детстве и изменяется до самой старости. Важно, чтобы самооценка несла положительный характер.
Мы выявили гендерные особенности проявления самооценки мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Таким образом, большое влияние на формирование самооценки оказывают родители. Девочки более эмоциональны чем мальчики. утверждаются они в этом за счет мнения других девочек. В то время, как мальчики не придают вниманию свою внешность. Девочки вступают раньше в кризис 7-ми лет, нежели мальчики.
Нами было проведено исследование на базе МАОУ «Лицей №6 Перспектива» г. Красноярска. В нем приняли участие 100 испытуемых: 49 мальчиков, 51 девочек.
Цель исследования: охарактеризовать специфику самооценки мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
Для выявления уровня и специфики самооценки мы подобрали следующие критерии: когнитивный критерий. Исследовали этот критерий при помощи методики «Дембо-Рубинштейн». Эмоционально-оценочный критерий изучали при помощи проективной методики «Нарисуй себя». Повенческий критерий исследовали при помощи методики «Лесенка» (сост. В.Г. Щур).
Благодаря проведенной методике «Дембо-Рубинштейн» у нас получилось определить когнитивный уровень. Именно, мы определили, как дети ученики оценивают себя по таким шкалам как «Внешность», «Доброта», «Ум» и т.д. При помощи проективной методики «Нарисуй себя», мы изучили, как младшие школьники оценивают свое эмоциональное отношение к себе. Методика «Лесенка» помогла нам оценить критерий поведения.
Таким образом, анализируя наше исследование, можно выделить следующие ключевые моменты:
1) Самооценка девочек выше, чем самооценка мальчиков. В основном мальчикам характерен средний и низкий уровень самооценки.
2) Мальчики оценивали себя более адекватно, по сравнению с девочками.
3) Самооценка девочек по эмоционально-оценочному критерию выше, чем самооценка у мальчиков. В первую очередь это связанно с тем, что для девочек характерна высокая эмоциональность, которая связана с особенностью строения мозга.
По результатам исследования, мы пришли к выводу, что самооценку мальчиков нужно развивать и приблизить к более адекватному уровню самооценки по эмоционально-оценочному критерию. Для этого, мы составил программу внеклассный занятий для мальчиков с 1 по 4 класс.
Программа рассчитана на три месяца. Цель программы заключается в формировании адекватной самооценки у мальчиков по эмоционально-оценочному критерию. Задачи данной программы: повышение уверенности в себе, развитие способности видеть в себе «Хорошее», развитие способности позитивного отношения к людям.
Наша программа содержит элементы сказкотерапии, арт -терапии и элементы игры.
При соблюдении всех рекомендаций эта программа будет эффективна. Благодаря этой программе самооценка мальчиков повысится, и уровень низкой самооценки понизится к нулю.
Таким образом, мы считаем, что цель данной работы является достигнутой и гипотеза исследования - подтверждена.



1. Авдеева, Н.Н. “Развитие представлений о самом себе у ребенка от рождения до 7 лет.” // Н.Н. Авдеева, А.И. Силвестру, Е.О. Смирнова. Воспитание, обучение и психологическое развитие. - М.: АСТ-пресс, 1997.- 214 с.
2. Аверина, В.А., Осорина, М.В., Слободчиков И.М. Развитие личности ребёнка от семи до одиннадцати лет / В.А. Аверина. - М.: Генезис, 2010.-232 с.
3. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность/ Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2006. - 301 с
4. Андрущенко Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. - 1978.
5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки, журнал «Вопросы психологии», №4 2001.
6. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 431с.
7. Бернс Р., Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - с.39-56
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,2008.
9. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Пособие для учителей и школьных психологов. Обнинск, 1993. - 196 с.
10. Бороздина Л.В., Что такое самооценка // Психологический журнал. - 1992.
- Т.13, №4.
11. Волков Б. С. Младший школьник. Как помочь ему учиться: Учеб.пособие / Б.С.Волков. - М.: Акад.проект, 2005. - 144с.
12. Волков Б., Волкова Н. Возрастная психология. - Изд-во: Валдос, 2010. - 344с
13. ВыготскийЛ.С. Лекции по психологии. //ВыготскийЛ.С. Собр. соч. В 6- ти т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.
14. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л.М. Орлова. - Москва: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
15. Гидденс Э. Социология / 2-е изд., полн. перераб. и доп. - : М.: 2005. - 632 с
16. Джемс У. Психология /Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991.
17. Джеймс У. Психология./ У.Джеймс.-М.:2001
18. Долгова В.И., Буслаева М.Ю. Формирование эмоциональной устойчивости / В.И. Долгова, М.Ю. Буслаева. - Челябинск, изд-во РЕКПОЛ, 2010.-205 с.
19.Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки младших школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 1980. - №4. - С. 90-99.
20.Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника // Начальная школа. - 1992. - №3. - С. 58-65.
21.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Тихонова Е.А. Проективная диагностика в сказкотерапии - СПб.: «Речь», 2005. - 210 с.
22. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Сказки для мальчиков и девочек / Т. Д. Зинкевич-Евстигеева // Обруч. — 2006. — № 6.
23. Казакина, М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия её формирования: учеб. пособ. к спецкурсу /М. Г. Казакина. - ЛГПИ. - 2011. - 69 с.
24. Каракулина, Т. А. Формирование самооценки младших школьников в условиях совместной учебной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]/ Т. А. Каракулина. - Волгоград.: Волгоградский гос. пед. ун -т,
2009. - 18 с.
25. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб. 1998.
26. Левин К., Временная перспектива и преодоление трудных ситуаций, в Хрестоматии: Психология личности / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырей А.А., Архангельская В.В., М., «Аст», «Астрель», 2009 г., с. 205 - 206 и 208-209.
27. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ. 1972. 576 с.
28. Липкина А.И. Самооценка школьника. - М., 1976.
29. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной
деятельности. - М., 2001 - 250с. [Электронный ресурс]. URL:
http://psylib.myword.ru(дата обращения: 10.10.2019).
30. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под редакцией Рузской А. Г. — М.: Издательство «Институт практической психологи», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 383с.
31. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. СПб., 2002. 480 с.
32. Матюхина М.В. Психология младшего школьника. -М.: Просвещение, 2002 - 216с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов ВУЗов, Academia, 2004, - 356 с [Электронный ресурс]. URL: www.goldbiblioteca.ru(дата обращения: 7.10.2019)
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.1: Общие основы психологии.- 688с.
35. Психологическая энциклопедия. Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха 2-е изд. - СПб.: 2006. - 1096 с
36. Психологический словарь [Электронный ресурс]/ Режим доступа - http://www.psylive.ru/
37. Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2003. - 672с.
38. Радина Н.К. Гендерная методология в социальной психологии // Социальная психология и общество. 2012. Том 3. № 3. С. 36-47.
39. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издат. Группа «Прогресс», 1994.
40. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г., 720 с
41. Сапачева, Л. Р. Обучение сотрудничеству в начальной школе / Л. Р. Сапачева // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 192-197.
42. Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь/ А.Л. Свенцицкий. - Москва: Проспект. 2011. - 512 с.
43. Сластенин А., И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Педагогика: Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. - М., М., 2004. - С.18-31.
44. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 8-е изд. перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия " Высшее образование") - Ростов н / Д: Феникс, 2003. - 672с.
45. Столин В.В Самосознание личности.- М.:Издательство Московского Университета, 1983. - 284 с.
46. Столярчук Л.И. Воспитание школьников в процессе полоролевой социализации: Учебное пособие. Волгоград, 1997. - 129 с.
47. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Вербальная диагностика самооценки личности / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - с.48-49.
48. Фомина Л.Ю. Что влияет на формирование самооценки младших школьников//Нач.школа плюс до и после.,2003 -с 44
49. Фрейд 3. Психология бессознательного М.: Просвещение, 1990 - 448 с.
50. Хрестоматия по возрастной психологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; - 1998. - 352с.
51.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
52.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2008. - 560 с.
53. Энциклопедический словарь по психологии и педагогики [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://psychology рейадоду.асайешщ.ги/бдата обращения: 03.06.2019)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ