Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Поддержка молодых педагогов в условиях дошкольной образовательной организации

Работа №156396

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы174
Год сдачи2016
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления дошкольным образованием
1.1 Сущность управления дошкольной образовательной
организации 8
1.2. Профессиональное становление и поддержка начинающего педагога 26
1.З. Адаптация начинающего педагога 33
1.4. Формы методической поддержки профессионального
развития молодых педагогов 40
1.5. Традиции наставничества в работе 45
Вывод по 1 главе 52
Глава 2. Изучение особенностей работы руководителя ДОО с молодыми педагогами
2.1 Констатирующий эксперимент 54
2.2. Формирующий эксперимент 57
Вывод по 2 главе 59
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложение

Любое современное образовательное учреждение, в первую очередь, это педагоги, которые в нем трудятся. За последние годы статистические данные неумолимы: педагогический состав дошкольных учреждений и школ стремительно «стареет». Сейчас в разнообразных образовательных дошкольных учреждениях трудятся педагоги, имеющие значительный стаж работы, при этом в скором времени для части из них станет характерно «эмоциональное выгорание», «усталость от профессии».
Большая часть педагогов относится к возрастной категории от 40 до 60 лет. Конечно, в этом есть и положительный момент. Во-первых, у взрослых специалистов большой опыт работы. У некоторых он составляет более 20 лет (30%). А это значит, что коллектив работников дошкольной образовательной организации относительно стабилен и воспитатели хорошо справляются со своей работой. Во-вторых, у педагогов наблюдается большой творческий потенциал и отличная психологическая подготовка. Ведь за столько лет работы они повстречались с множеством различных детей и к каждому смогли найти свой подход.
Но, отсутствие молодых педагогов с их новыми идеями и знаниями все-таки является отрицательным фактором. Следовательно, если процесс будет продолжен в дальнейшем, то дошкольные образовательные организации скоро столкнутся с «кадровым голодом», соответственно попросту некому будет заниматься воспитанием подрастающего поколения в соответствии с имеющимися современными требованиями общества.
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в до-школьные образовательные организации снижается. Молодые педагоги не спешат трудоустроиться на такую ответственную, но низкооплачиваемую работу, а многие из них не выдерживают и нескольких месяцев, покидают свои места и порой уходят из специальности навсегда. Одной из причин, серьезно осложняющих и без того болезненный процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями. Непонимание своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога. Ключевая проблема заключена не только в реальности недостатка практического опыта у молодых педагогов. Она также включает отсутствие знаний касательно дошкольной педагогики, потому как большинство начинающих воспитателей, которые поступают на работу в дошкольные образовательные организации - это или выпускники педагогических колледжей (зачастую с факультета начальных классов), или выпускники ВУЗов (специальные дисциплины или социальная педагогика). Вот почему молодые педагоги, у которых не имеется профессиональное дошкольное образование, требуют к себе особого внимания. Если в сложившейся ситуации молодого педагога попросту отпустить в некое «свободное плавание», то после пары первых недель эйфории и душевного подъема от собственной деятельности неминуемо наступит спад, приводящий к конфликтам. У него могут зародиться сомнения в реальности собственной самостоятельности, как профессиональной, так и личностной.
Еще одной причиной дефицита молодых кадров в дошкольных организациях - появляются неверные профессиональные стереотипы, низкая социальная значимость профессии, её ошибочно «заниженный» престиж.
Таким образом, педагог, являясь одним из главных участников педагогического процесса, служит примером и образцом для развивающейся личности ребенка. И чем авторитетнее личность педагога, тем эффективнее будет педагогическое взаимодействие, выше качество образования.
На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов дошкольных образовательных организаций становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.
Методическая поддержка - это индивидуальная методическая работа с педагогами, научно - методическое обеспечение, система методической работы в учреждении: наставничество, аттестация, изучение, обобщение и распространение опыта; школа молодого специалиста, методическое объединение, самообразование и.т.д.
И поэтому появление в коллективе молодых специалистов- это радость и для руководителя, и для педагогов. Одновременно неудовлетворенность ряда молодых воспитателей собственной работой может иногда полностью лежать на совести администрации учреждения, прежде всего, старшего воспитателя.
Молодые педагоги, которые, проработав в лучшем случае год, уходят, мотивируя это тем, что такую работу они всегда найдут, а сейчас попробуют себя в торговле или иной сфере деятельности. Для молодых специалистов на первом месте благосостояние, что не может дать работа в дошкольном образовательном учреждении.
Недостаток конкуренции на рынке труда в государственных образовательных учреждениях не только вызывает постоянную текучесть кадров, но и делает педагогов пассивными и инертными в профессиональной деятельности (аргумент один: зачем? - это не повысит моего благосостояния).
Вот почему перед руководителями дошкольных образовательных организаций одной из первоочередных считается задача не просто активного привлечения молодых педагогов к работе, но (что гораздо существеннее) удержание их на данном педагогическом поприще.
Задачей руководителя, педагога-психолога, старшего воспитателя становится оказание помощи молодым педагогам адаптироваться внутри нового коллектива, создав такие условия, чтобы пришедшая молодежь не разочаровалась в выбранном педагогическом пути.
Исходя из актуальности темы, целью нашего исследования явилось изучение традиционных и современных форм работы в дошкольной образовательной организации с молодыми педагогами.
Объект исследования: поддержка молодых педагогов.
Предмет исследования: формы работы дошкольной образовательной организации с молодыми педагогами.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи'.
1 .Изучить управленческую, психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования.
2. Проанализировать сущность и содержание базовых понятий в исследовании: управление, адаптация, поддержка.
3. Изучить особенности организации работы администрации, ведущих специалистов дошкольной образовательной организации с молодыми педагогами.
4. Провести констатирующий эксперимент.
5. Разработать комплекс нетрадиционных форм работы с молодыми педагогами, направленный на поддержку молодых педагогов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что использование комплекса педагогических и методических мероприятий будет способствовать поддержке молодого педагога.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ, синтез, индукция, сравнение, обобщение;
эмпирические - беседа, анкетирование, анализ педагогической документации, эксперимент (констатирующий, формирующий).
Методики: опросник для оценки социально-психологической профессиональной адаптации (Дмитриева М.А.).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Боготол.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 33 источника и 2 приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, представлены данные анализа научно-теоретических предпосылок по теме диплома, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, гипотеза, методология и методы исследования, показаны новизна, (теоретическая) и практическая значимость работы.
В первой главе рассмотрены теоретические основы управления, его сущность, цель, функции и принципы ,а также понятие адаптация, факторы успешной адаптации и традиции наставничества в работе, поддержка. Во второй главе разработана и научно обоснована работа с молодыми педагогами. В заключении подведены общие итоги дипломного исследования, изложены основные выводы. В приложениях представлены рекомендации и комплекс нетрадиционных методов работы с молодыми кадрами, направленный на более успешную адаптацию в ДОО.
Новизна исследования заключается в использовании комплекса нетрадиционных мероприятий, с учетом психического состояния коллектива молодых педагогов и с учетом системы отношений к педагогу. Процесс адаптации данного комплекса имеет характер «атаки педагогической практикой» в трех направлениях: коллеги, дети, родители. Успешность использования данного комплекса мероприятий может оказать поддержку молодым педагогам дошкольных образовательных организаций в профессиональном становлении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дошкольных образовательных организациях работают педагоги с большим стажем работы, для части которых в скором времени будет характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание».
Большая часть педагогов относится к возрастной категории от 40 до 60 лет. Конечно, в этом есть и положительный момент. Во-первых, у взрослых специалистов большой опыт работы. У некоторых он составляет более 20 лет (30%). А это значит, что коллектив работников дошкольного образовательного учреждения относительно стабилен и воспитатели хорошо справляются со своей работой. Во-вторых, у педагогов наблюдается большой творческий потенциал и отличная психологическая подготовка. Ведь за столько лет работы они повстречались с множеством различных детей и к каждому смогли найти свой подход.
Но, отсутствие молодых педагогов с их новыми идеями и знаниями все-таки является отрицательным фактором. Если так и дальше будет продолжаться, то в скором времени в детских садах столкнуться с «кадровым голодом» и подрастающее поколение некому будет воспитывать в соответствии с современными требованиями общества.
Задача руководителя, старшего воспитателя, педагога-психолога - помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Исходя из актуальности темы, целью нашего исследования явилось изучение традиционных и современных форм работы в дошкольной образовательной организации с молодыми педагогами.
Объектом нашего исследования была поддержка молодых педагогов.
Предметом нашего исследования были формы работы дошкольной образовательной организации с молодыми педагогами.
В январе 2016 года был проведен констатирующий эксперимент в муниципальном дошкольном образовательном учреждении г. Боготол.
В ходе констатирующего эксперимента был проведен анализ педагогической документации (годовые планы и отчеты, штатное расписание за 3 года).
Цель анализа - создание оптимальной модели методической работы с молодыми специалистами дошкольного учреждения. Для анализа были взяты использованные формы методической работы за последние три учебных года (с 2012г. по 2015г.) Результат анализа показал, что в дошкольном учреждении проводились консультации старшего воспитателя, педагогические советы, круглые столы, семинары, консультации, изучение методических разработок, посещение НОД опытных педагогов. В результате чего можно сделать вывод, что методическая работа с молодыми педагогами ведется не в полной мере, ограничивается стандартным набором мероприятий.
С целью выявления уровня социально-психологической адаптации молодых педагогов был использован:
- опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации (М.А. Дмитриева) (приложение 1)
В опросе приняли участие 4 молодых педагога в возрасте до 25 лет. В результате были получены следующие результаты: высокий уровень адаптации- 1 чел. выраженный уровень адаптации - 1 чел. низкий уровень адаптации - 2 чел. выраженная дезадаптация - 0 чел.
Контрольный эксперимент не проводился.
Таким образом, проведя полный анализ нашего исследования, мы сделали вывод о важности создания условий поддержки молодых педагогов, укрепления и повышения профессионализма, приобретения авторитета.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась: использование комплекса педагогических и методических мероприятий, будет способствовать поддержке молодого педагога.
Работа в данной области, несомненно, должна быть продолжена, должна совершенствоваться, так как имеет огромное значение для современного руководителя дошкольного образовательного учреждения.



1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие./К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 161 с.
2. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы./ К.Ю. Белая. - М,: ТЦ Сфера, 2005. - 101 с.
3. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция/КЮ. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.
4. Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детским садом/КЮ. Белая. - М.: Астрель; ACT, 2003. - 123 с.
5. Биличенко Г.Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития./ Г.Г. Биличенко. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.
6. Богина Т.А., Терехов Н.Т. Режим дня в детском саду. М., 1987 с 74-77
7. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей [Текст]: пособие/ Л.Н. Буй-лова, Кочнева С.В.- М.: Владос, 2001,- 159 с
8. Бондаренко А.К., Поздняк Л.В., Шкатулла В.И. Заведующий дошкольным учреждением./под ред. А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1984. - 176с.
9. Василевская, Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне [Текст]: методическое пособие / Е.В. Василевская - М.: АПКиППРО, 2005.
10. Вершинина Н.Б, Суханова Т.П. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно- методические материалы. - Волгоград: Учитель, 2008.
11. Виноградова Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ./ Н.А. Виноградова. - М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 192с.
12. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами - М.: ТЦ Сфера, 2003.
13. Газман, О.С., Мудрик, А.В. Теория педагогической поддерж- ки[Текст]: методическое пособие / О.С. Газман,, А.В.Мудрик. М.:1999.
14. Доронова Т.Н., Гербова В.В, Гризик Т.Н. и др. Программа «Радуга». / под ред. Т.Н. Дороновой. - М,: Просвещение, 2006. - 98 с.
15. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. М.: Академия, 2003.
16. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е ростов н/д: Феникс, 2008. 264
17. Зебзеева В.А. Организация режимных процессов в ДОУ - М.: ТЦ,. Сфера, 2007. 80с
18. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов педагогических ВУЗов / С.А. Козлова. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
19. Коноваленко К. В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 512-514.
20. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением./Т.П, Колодяжная. - Ростов на Дону, 2002. - 212 с.
21. Ларионова Г.Б. Должностные инструкции сотрудников ДОУ./Л.Б. Ларионова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 131 с.
22. Логинова Л.Г. Технология аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей: сборник научно- методических и инструктивных материалов./Л.Г. Логинова. - М.: АРКТИ,
2002. - 200 с.
23. Маркова Л.С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: структура, содержание, перспективное планирование работы./Л.С, Маркова. - М.: АРКТИ, 2002. - 78 с.
24. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. - М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
25. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования: методические рекомендации./Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова. - М,: Просвещение, 1991 - 216 с.
26. Молодой педагог: адаптация и профессиональное становление [Текст] : материалы II межрегиональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 09 апреля 2015 года. - Кемерово: МБОУ ДПО «НМЦ», 2015. - 136 с.
27. Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием./ под ред. Л.В. Поздняк. - М.: Академия, 2001. - 238 с.
28. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ./авт,- сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина и др. - М,: АРКТИ, 2003. - 89 с.
29. Реан А.А., Кудашев А.Р., Психология адаптации личности СПб: Прайм-Еврознак, 2006.8
30. Сластенин В.А., Исаев Н.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, в 2-х частях, часть I / под редакцией В.А. Сластенина. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003,- 288 с.
31. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам./П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М,: ТЦ Сфера, 2007. - 240 с.
32. Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов./под ред. Н.В, Микляевой. - М,: МГПИ, 2004. - 185 с.
33. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: Пособие для руководителей ДОУ./Л.И. Фалюшина. - 2-е изд., испр. и доп. - М,: АРКТИ,
2003. - 262 с.
34. Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения", №12 2008
35. Журнал «Управление ДОУ» №2 2008
36. Журнал «Управление ДОУ» №7 2009
37. Журнал «Управление ДОУ» №9 2010


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ