Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политизация истории в школьных учебниках истории и в публичных выступлениях отечественных политиков

Работа №156391

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2019
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Политизация истории и историческая политика 8
1.1. Концепции «политика памяти» и «политизация истории» 8
1.2. Взгляды и подходы к теме распада СССР в современной
исторической науке
Глава 2. Интерпретация темы распада СССР акторами политики памяти 22
2.1. Отражение темы распада СССР в учебниках истории 22
2.2. Распад СССР глазами российской политической элиты 26
Глава 3. Методическая разработка урока 35
Заключение 41
Библиография 48
Приложения 56

Рубеж 1980-х - 1990-х годов был ознаменован крупнейшей геополитической катастрофой - исчезновением с политической карты мира мощной геополитической державы - Союза Советских Социалистических Республик.
Вопрос о том, почему распался СССР, можно ли было его сохранить, продолжает волновать не только историков, философов, экономистов, политологов, но и широкую общественность России, стран СНГ, ученых Запада. Свидетельством тому является появление новых работ, написанных известными отечественными и зарубежными авторами, а также частое использование данной темы в политическом дискурсе.
Необходимо отметить, что исследователи, причем, как отечественные, так и зарубежные не всегда являются приверженцами лишь одного направления предпосылок случившихся событий, а рассматривают весь спектр появившихся проблем в Советском Союзе в комплексе.
Мнения по поводу событий распада СССР зачастую весьма субъективны и интерпретируются в политических интересах. Данная тема признана одной из узловых проблем в курсе истории. Политизация исторической памяти минимизирует роль профессионального исторического сообщества. В подобной ситуации научное знание истории как формы знания размывается, и она обретает черты «политической веры». Рассматривая историю не с точки зрения индивидуального субъекта, а историю как форму общественного сознания, можно обнаружить, что грань между ними становится условной и может в конечном итоге исчезнуть. Таким образом, политики могут влиять на историческую память народа. Такой прием использовался и в древние времена, поэтому трудно определить, кто же первый из политиков это придумал на практике. Последние тридцать лет на постсоветском пространстве отчетливо прослеживаются тенденции войны за историю, или как их называют «войны памяти», это отчетливо выявило всю важность и актуальность данной темы.
Степень изученности темы в отечественной и зарубежной науке довольно высока. Написана не одна диссертация по историографии событий распада СССР. В данном исследовании рассматриваются концепции западных ученых: М. Малий, Р. Пайпс, Л. Хеймсон, Т. Парсонс, М. Левин, Д. Хоу, А. Каппелер, М. фон Хаген, С. Коткин. Они рассматривают события через три основных парадигмы: тоталитарную, модернизационную, имперскую.
Проведен анализ работ китайских ученых: У Эньюань, Чэнь Хун, Ли Шэньмин. Которые выделяют несколько различных концепций и описывают изобилие причин распада СССР. Для Китая эта тема является весьма актуальной, поскольку, идеологическая основа носит схожий характер с их государством, и, по мнению политической элиты, ее подробное изучение позволит сделать правильные выводы и исключит подобное развитие в собственной стране.
Продолжает расти и отечественная историография распада Советского Союза. Рассматриваются работы таких исследователей: В.В. Кириллов, Б.Ф. Славин, З.А. Станкевич, Р.Я. Ялышев, Ю.Н. Жуков, И.Г. Яковенко, В.И. Толстых, К. Панкратов, В.П. Белобородов, В. Зубок. Так же стоит отметить, что серьезные баталии разразились между Фондом Горбачева и Фондом современной истории. Стоит отметить богатство и широкоугольность концепций и возможных причин отечественных ученых. Классифицировать которые, можно следующим образом: внешние и внутренние; личностно-субъективные; социально-экономические; идеологические; конституционно-правовые; культурно-исторические.
Для выявления процессов политизации истории были так же изучены работы П. Х. Хаттона «История как искусство памяти», которая была издана в 2004 году. И без преувеличения является разновидностью хрестоматии об истории исследования и сохранения в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого. Работы П. Норы и Ж. де Пюимеж посвященные процессам перехода от исторического к мемориальному, от критической истории к тотемической. Так же рассмотрены концепции Д. Арта об общественных дебатах как механизме изменений в политике памяти и политике в целом. Изучена проблематика и институциональное развитие данного направления в работах А. Миллера, О. Малиновой.
Цель данного исследования заключается в выявлении роли современной политической элиты России и авторов российских школьных учебников истории в политике памяти, на примере сохранения памяти об историческом факте распада Советского Союза в 1991 г. Достижение данной цели связано с решением следующих задач:
1. Изучить концепции политики памяти и политизации истории;
2. Проанализировать взгляды и подходы по теме распада СССР в современной исторической науке;
3. Выявить и проанализировать тему «Распад СССР» в современных российских учебниках истории для 11 классов;
4. Рассмотреть проблему распада Советского Союза, фигурирующую в высказываниях современных российских политиков;
5. Разработать мероприятие для учеников 11 класса, затрагивающее проблемы политики памяти.
Объектом исследования данной работы является политика памяти в политическом дискурсе и в школьных учебниках.
Предметом исследования работы является проблема политизации истории через тему распада СССР представителями академической и политической элиты.
Источниковая база исследования - учебники по новейшей истории, рекомендованные и одобренные министерством просвещения РФ, следующих авторов: Александра Чубарьяна, Александра Данилова, Владимира Шестакова, Владлена Измозика и Андрей Левандовского. А так
же официальные обращения и высказывания следующих российских политиков: В. В. Путин Президент РФ и премьер-министр РФ в 2008-2012 гг., Д. А. Медведев премьер-министр РФ и президент РФ с 2008-2012 гг., К. А. Чуйченко заместитель председателя правительства РФ, А. Г. Силуанов министр финансов РФ, С. Б. Иванов специальный представитель Президента РФ, С. В. Лавров министр иностранных дел РФ, О. Ю. Васильева министр просвещения РФ, И. И. Шувалов председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», В. Ф. Жириновский лидер политической партии ЛДПР, оппозиционер Г. А. Явлинский лидер политической партии "Российская объединённая демократическая партия «Яблоко», оппозиционер Б. Е. Немцов экс-лидер (убит 27.02.2015 г.) политической партии «Республиканская партия России - Партия народной свободы» (РПР-ПАРНАС). Электронные ресурсы, на которых размещены обращения : платформа профессиональной журналистики «Republic» URL:https://republic.ru; общественный
теоретический журнала «Свободная Мысль» URL:http://svom.info;сетевое издание РИА Новости URL:https://ria.ru;мультимедийный холдинг РБК URL:https://www.rbc.ru;российское информационное агентство СМИ ИАА «УРА.РУ» URL:https://ura.news;украинский еженедельный общественно-политический журнал и информационно-новостной интернет-ресурс «Новое время страны» ООО «Издательский дом «МЕДИА-ДК» URL:https://nv.ua;информационное агентство «REGNUM» URL:https://regnum.ru;официальный сайт журналиста Владимира СоловьёваURL:https://vsoloviev.ru;персональный сайт Б.Е. Немцова URL:https://nemtsov.ru;персональный сайт Г.А. Явлинского URL:https://www.yavlinsky.ru.
Хронологические рамки данного исследования:
- период с 2009 по 2019 гг. при анализе учебной литературы;
- период с 1991 - 2019 гг. при анализе выступлений политиков.
В данном исследовании были использованы такие методы, как хронологический метод, контент-анализ, метод периодизации, структурно-системный метод, сравнительно-исторический метод и ретроспективный метод. Основной метод исследования контент-анализ — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Для применения данного метода нами определены следующие категории: автор(ы) учебника, год издания, объем материала в учебнике по теме распада СССР, наличие положительной/отрицательной/нейтральной оценки событий, ссылки на высказывания конкретных политиков. В ходе исследования собранные данные систематизированы в разработанные таблицы.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, а также список используемых источников и литературы, приложения.
Возможность применения, в образовательном процессе, разработанного урока для 11 класса по истории, отражает практическую значимость исследования.
Результаты исследования включены в отчет о научно-исследовательской работе. В рамках апробации диссертации опубликованы две научные статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы. Статья «Политизация истории в публичных выступлениях политиков» опубликована в научном журнале «Вестник магистратуры» 2018. №3-2. Вторая статья «Проблема политизации исторического процесса в современных учебниках истории России» была презентована в рамках участия в III всероссийской научно-практической конференции «Политика и право в современном мире» в рамках XX Международного научно¬практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». Сборник по итогам конференции находится в печати. Также данная статья отмечена диплом I степени на XI Международном научно-исследовательском конкурсе «Достижения вузовской науки 2019», г. Пенза, РФ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Политика работает не с прошлым (ибо это то, чего больше нет), а с социальными представлениями о прошлом. При этом она имеет дело не столько с историей, сколько с социально разделяемым культурным знанием о прошлом, которое опирается на различные источники и отличается принципиальной неполнотой и избирательностью .
В процессе изучения работ, посвященных политике памяти, мы выделили следующие базисы данной политики:
- легитимация политического режима посредством новых подходов к пониманию прошлого;
- переинтерпретация исторических событий и фактов в соответствии с установками официального политического курса;
- консолидация общества на основе символов исторического прошлого и
конструирования новых символов, мифов и праздников в целях укрепления национальной идентичности и восстановления исторической справедливости;
- государственный контроль за системой исторического образования и патриотического воспитания;
- противодействие фальсификациям истории и выработка активной позиции в «войнах памяти».
Понятие «войны памяти» стало дополнением к уже известным понятиям «холодных» и информационных войн. Провокаторами «войн памяти» выступают длительные замалчивания трагических событий, сокрытия документов. Сегодня в странах СНГ и Балтии взрывную реакцию вызывает все, что связано с памятью о Советском союзе.
Крах империи, государства это всегда трагедия, катастрофа. Исходя из многовекового мирового исторического опыта, такие события проходят кровопролитно, жестоко и уносят миллионы жизней. И здесь нужно отметить, что события 1991 года обошлись минимальными жертвами, и на наш взгляд прошли относительно цивилизованно. В борьбе за власть, идя по «тонкому лезвию», у политической элиты того периода хватило воли решить этот исторический факт распада ненасильственными путями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в результате, структурные изменения политической системы в совокупности с особенностями горбачёвских реформ разрушили советскую систему . Распад СССР стал крупнейшим геополитическим событием последней четверти XX века. В той или иной степени, он затронул не только мировую экономику, но, так же и экономику большинства государств того времени. Практически все государства - бывшие советские республики, а также государства, в которых пал коммунистический режим, перестали зависеть от Москвы, и стали экономически развиваться в своих направлениях. Кроме того, стали организовываться новые экономические связи, в том числе, и торговые, в основном, между бывшими коммунистическим государствами и странами Запада.
Однако необходимо отметить, что после распада СССР, большинство государств, находящихся в той или иной степени зависимости от Кремля, лишились главного экономического партнера - естественно, связи с Российской Федерацией такими государствами были установлены вновь, однако объемы продукции и промышленности серьезным образом изменились в худшую сторону.
Что касается Российской Федерации, то она имела серьезные проблемы в экономике, в особенности, в первой половине 90-х гг. XX века. В связи с попыткой окончательного перехода от плановой экономики к рыночной, властями были организованы реформы, которые, не только не способствовали плавному переходу, но также и способствовали значительному снижению покупательской способности граждан РФ. Кроме того, в связи с прекращением поддержки государством, различные предприятия просто закрывались, так как новоявленные предприниматели охотно покупали землю, но, при этом, не стремились продолжать развивать данное предприятие, а строили свой собственный бизнес, зачастую, никак не связанный с деятельностью данного предприятия.
В 1998 году произошёл не только финансовый, но и психологический дефолт. Это был дефолт идеологии реформ, и это оказалось фактическим признанием, что реформы закончились. Дефолт и резкая девальвация рубля сделали российские товары намного дешевле на экспортных рынках. Благодаря этому, Россия смогла использовать колоссальные производственные мощности, доставшиеся ей от Советского Союза. Китайский экономический бум приобрёл особенно серьёзные масштабы после 1998 года — это увеличило глобальный спрос на всё, что производила Россия. То есть, комбинация девальвированного рубля и китайский рывок — что означало более низкие цены дома и более высокие цены на внешних рынках — позволили России принять участие в процессе глобализации .
Что касается политического режима, который М. Горбачев попытался изменить и преобразовать в социализм с «человеческим лицом», то здесь изменилось многое. Несмотря на то, что с 1991 по 2000 гг. политическая система находилась в состоянии коллапса, после дефолта удалось создать «восстановительную» модель развития России. Были проведены изменения - нормативно-правовые, экономические, политические, что позволило начать формироваться в обществе среднего класса - 40 млн. человек или 30% населения страны. Несомненно, что главным опорным электоратом для власти нынешнего президента В.В. Путина является именно средний класс, который необходимо развивать и закреплять.
И хотя политическая система утратила идеологическую составляющую, её характерной чертой все же остается патернализм. Возможно, сказать, что в России существует открытое общество, но закрытая политическая система. Власть не стала более прозрачной, и она до сих пор не подчинена обществу, а это значит, что есть над чем работать, и куда намечать векторы развития. В истинном демократическом государстве власть принадлежит народу и полностью ему подчинена и подотчетна.
Несомненно, тема Распада СССР является благодатной почвой для исторических спекуляций и конструирования событий в угоду тем или иным политическим силам. Изучив концепции политики памяти, можно смело сказать, что главной целью политизации истории является переформатирование исторической памяти общества в собственных интересах политических элит, естественно для концентрации власти в своих руках. Как только начинаются отношения по поводу власти, то исторические события сразу приобретают политический оттенок. И политики очень умело этим пользуются, трактуя события то с одной точки зрения, то с другой.
Анализируя взгляды и подходы по теме распада СССР в современной исторической науке можно сделать следующий выводы - тема широко изучена, и до сих пор изучается мировым сообществом, для поиска глубинных предпосылок, которые повлекли за собой столь масштабное событие. Российские, западные, китайский исследователи сходятся в одном - это исторический опыт, представляющий геополитический интерес для каждой страны мира и его необходимо изучать. Известно, что история это наука, которая не терпит сослагательного наклонения, однако, иногда полезно заняться проектной деятельностью и ответить на вопрос: «Что было если...».
Рассматривая результаты контент-анализа современных российских учебников по истории для 11 класса, можно проследить какой вектор развития взяла наша система образования. В учебниках происходят метаморфозы согласно содержания, оценок авторов, отражения мнений 43
ученых, политиков, исторических источников, употребления терминов. В более ранних учебниках материалу отводилось больше объема в страницах, чем в учебниках более поздних годов издания. Это касается и оценочных суждений авторов, они стараются избегать положительных или отрицательных оценок событий, констатируя «голые» факты. Цитаты, мнения известных и компетентных в данной теме людей (историков, политиков, журналистов) так же в свежих изданиях не приводятся. Зато значительное внимание уделяется личностному компоненту участников тех событий. Все это свидетельствует следованию новому историко-культурному стандарту, принятому в 2013 году. Сам по себе факт государственного контроля за системой исторического образования и патриотического воспитания свидетельствует о политизации истории.
Контент-анализ публичных выступлений российской политической элиты показал, что в большинстве своем их мнения по событиям распада СССР сходятся с мнением ученых мирового сообщества. В качестве предпосылок повлекших данный исход называют и идеологический кризис, и социально-экономический кризис, и нормативно-правовые причины, и геополитические, и внутринациональные противоречия, и личностный фактор М. Горбачева, а так же президентов союзных республик, а именно, в первую очередь, Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича. На причинах распада исторических спекуляций мы не увидели. Однако, историческое проектирование успешно применяется политиками в своих выступлениях, в особенности во время предвыборных дебатов. Это случается тогда, когда политики хотят привлечь в свой электорат аудиторию, которая до сих пор ностальгирует и переживает по событиям развала страны. А так же когда необходима консолидация общества (на основе символов исторического прошлого и конструирования новых символов, мифов и праздников в целях укрепления национальной идентичности и восстановления исторической справедливости).
Сохранение памяти об историческом факте распада СССР является важнейшей задачей истории. Спекуляции на данной теме недопустимы. Почему это так важно? Мировой исторический опыт имеет множество примеров конструирования и переделывания многих событий, свидетелями чего является и наше поколение.
Корни активизации политики памяти на постсоветском пространстве следует искать в кризисе идентичности, которых возник в результате распада СССР, а также в дефиците высоких нравственно-духовных ценностей, которые уступили приоритетное место ценностям потребительского общества. Именно поэтому со школьной скамьи стоит это донести до учеников. Для этого нами был разработан урок, затрагивающий проблемы политики памяти, исторической политики и политизация исторического прошлого через тему распада СССР, на примере постсоветских стран Прибалтики (Латвии, Литвы, Эстонии).
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены.
Политизация исторической памяти минимизирует роль профессионального исторического сообщества. Манипулятивный потенциал нарративов о прошлом представляется слишком очевидным, чтобы власти были заинтересованы в поддержке неангажированных историков, и последние в конечном итоге лишаются возможности проведения независимых исследований. В подобной ситуации научное знание истории как формы знания размывается, и она обретает черты «политической веры», трансформируясь в одну из составляющих механизма поддержания национальной идентичности . И в данном контексте первоочередной задачей дальнейших исследований - избежать идеологической зашоренности и смешения понятий «как есть» и «как должно быть».



1. В распаде виноват Горбачев и коммунисты // платформа
профессиональной журналистики «Republic». - 2016 -
(https://republic.ru/posts/533050).
2. Жириновский, В.В. Жириновский призвал забыть о распаде СССР / В.В. Жириновский // Российское информационное агентство. - 2019. - (https://ura.news/news/1052377182).
3. Лавров, С. В.: После распада СССР фактор силы из политики Запада не исчез / С.В. Лавров // Информационное агентство «REGNUM». - 2019.
- (https://regnum.ru/news/2616268.html).
4. Мартынов, А.А. Эксперты и политики считают, что распад СССР можно было предотвратить / А.А. Мартынов // Сетевое издание РИА Новости. - 2016. - (https://ria.ru/20161225/1484528946.html).
5. Медведев, Д. А.: «Распад СССР не самая большая геополитическая катастрофа века» / Д.А. Медведев // Сетевое издание РИА Новости. - 2011. - (https://ria.ru/20110620/390439328.html).
6. Миллер, А.И. История, историческая политика и политизация истории в Польше, Украине и России / А.И. Миллер // Портал «Родон».
- 2008. (http://www.rodon.org/society-081219132551).
7. Немцов, Б.Е. К Барьеру! Борис Немцов «Не было, к сожалению,
никакой великой страны» / Б.Е. Немцов // Владимир Соловьев журналист, писатель, телерадиоведущий. - 2006. -
(https://vsoloviev.ru/press/207).
8. Примаков, Е. М.: «Признак великой державы - когда твоя страна необходима» / Е.М. Примаков // платформа профессиональной журналистики «Republic». - 2005 - (https://republic.ru/posts/53306).
9. Путин, В.В. Путин объяснил, почему считает распад СССР крупнейшей катастрофой XX века / В.В. Путин // сетевое издание РИА Новости. - 2017. - (https://ria.ru/20170613/1496353896.html).
10. Перепелкин, Л. С. Распад СССР: закономерность или случайность? / Л.С. Перепелкин // Многонациональная Россия: история и современность. Материалы научной конференции НИИ социальных систем МГУ. - 1998. - (www.postsov.rsuh.ru).
11. Пихоя, Р. Г. Почему распался СССР? / Р.Г. Пихоря // Россия в XX веке: Реформы и революции. - 2002. - (www.sgu.ru).
12. Реабилитация Сталина в РФ. Как это происходит // украинский
еженедельный общественно-политический журнал и информационно-новостной интернет-ресурс «Новое время страны» ООО «Издательский дом «МЕДИА-ДК» - 2016. - (https://nv.ua/opinion/reabilitatsija-stalina-v-
rossii-kak-eto-proishodit-202910 .html).
13. Силуанов, А.Г. Силуанов назвал причину распада СССР / А.Г.
Силуанов // мультимедийный холдинг РБК - 2019 -
(https://www.rbc.ru/economics/16/07/2019/5d2dc9b59a79470b90e8a010).
14. Степашин С. В.: «Мы стали более свободны, но начали терять ценности...» / С.В. Степашин // Общественный теоретический журнал «Свободная Мысль». - 2014. - (http://svom.info/entry/508-sergej-stepashin- my-stali-bolee-svobodny-no-nachal).
15. Семенов А. Чем был Советский Союз и что означает его распад.
Дискуссии западных историков / А. Семенов // Новое литературное обозрение. Неприкосновенный запас. № 6 (20). - 2001 -
(https://magazines.gorky.media/authors/s/aleksandr-semenov).
16. Сибиряков, С.А. Эксперты назвали причины распада СССР: Опрос
международной экспертной группы ИА REX / С.А. сибиряков // Информационное агентство ИА REX. - 2011. -
(www.iarex.ru/articles/11709.html).
17. Явлинский, Г.А. 25 лет референдуму о сохранении СССР / Г.А. Явлинский // Григорий Явлинский политик экономист. - (https://www.yavlinsky.ru/article/25-let-referendumu-o-sohranenii-sssr).
18. Явлинский, Г.А. Интервью газете «ДП»/ Г.А. Явлинский // Григорий
Явлинский политик экономист. - 2015. -
(https://www.yavlinsky.ru/article/grigorij-yavlinskij-vspomnil-kak-raspad-sssr- videlsya-iznutri).
Литература:
1. Алексеев, В. В., Нефёдов С. А. Гибель Советского Союза в контексте истории социализма [Текст] / В.В. Алексеев, С.А. Нефёдов // Общественные науки и современность. - 2002. - № 6. - С. 41-43.
2. Аникин, Д.А. Стратегии политики памяти на постимперском пространстве [Текст] / Д.А. Аникин // Известия 12 Саратовского университета. - 2012. - Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - Вып.2. - С. 34-38.
3. Ачкасов, В. А. Роль политических и интеллектуальных элит посткоммунистических государств в 25 производстве «политики памяти» Символическая политика [Текст]: сб. науч. тр. / В.А. Ачкасов. - М.: ИНИОН РАН, 2012. - С. 126-148.
4. Барсенков, А. С. Введение в современную российскую историю 1985- 1991[Текст]: курс лекций. / А.С. Барсенков. - М.: 2002. - 421 с.
5. Барсенков, А. С. Реформы Горбачёва и судьба союзного государства,
1985-1991 [Текст]: дис... канд. ист, наук: 07.00.02: защищена 18.04.02: утв. 27.04.02 / Барсенков Александр Сергеевич. - М., - 2001. - 391 с. -
Библиогр.: с. 377-389. - 04200201565.
6. Белобородов, В.П. Формационные основания распада СССР и модернизация России [Текст] / В.П. Белобородов // Вестник Омского университета. - 2012. - № 1. - С. 16-23.
7. Бжезинский, З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) [Текст]: учеб. - метод, пособие / З. Бжежинский. - М.: Международные отношения, 1998. - 256 с.
8. Бокань, Ю. И. Опередивший время: Горбачёв - великий реформатор [Текст]: учеб. - метод, пособие / Ю.И. Бокань. - М.: Blue Apple, 2000. - 501 с.
9. Бордюгов, Г.А. Войны памяти» на постсоветском пространстве [Текст]: учеб. - метод, пособие / Г.А. Бордюгов. - М.: АИРО-ХХ1, 2011. - 256 с.
10. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика [Текст]: учеб. - метод, пособие / А.Н. Веселовский. - М.: Высшая школа, 1989. - 404 с.
11. Герасимов, О.В. Историческая память и политический дискурс: особенности взаимодействия [Текст] / О.В. Герасимов // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2014. - № 1 (28). - С. 136-144.
12. Грачёв, А. С. Горбачёв [Текст]: учеб. - метод, пособие / А.С. Грачёв. - М.: Вагриус, 2001. - 451 с.
13. Дашичев, В.И. Как и почему был разрушен Советский Союз [Текст] / В.И. Дашичев // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - № 2. - С. 206-220.
14. Жуков, Ю.Н. Первое поражение Сталина 1917-1922 гг. От Российской империи к СССР [Текст]: учеб. - метод, пособие/ Ю.Н. Жуков. - М.: И.Ц. «Акватерм», 2011. - 672 с.
15. Зубок, В.М. Распад СССР — соотношение внутренних и внешних факторов [Текст] / В.М. Зубок // Вестник Московской школы гражданского просвещения. - 2013. - № 3-4 (63). - С. 2-23.
16. Исаков, В.Б. Кто и как развалил СССР. Хроника крупнейшей геополитической катастрофы XX века [Текст]: учеб. - метод, пособие / В.Б. Исаков. - М.: Книжный мир, 2012. - 384 с.
17. Каппелер, А. Россия — многонациональная империя. Возникновение, история, распад [Текст]: учеб. - метод, пособие / А. Каплер. - М.: Прогресс-Традиция, 1997. - 343 с.
18. Кара-Мурза, С.Г. Причины краха советского строя [Текст] / С.Г. Кара- Мурза // Наш современник. - 2012. - № 1. - С. 194-220.
19. Кизелева, А.О. Политизация истории в публичных выступлениях политиков [Текст] / А.О. Кизелева // Вестник магистратуры. - 2018. - №3¬2 - С. 53-54.
20. Кизелева, А.О. Проблема политизации исторического процесса в современных учебниках истории России [Текст] / А.О. Кизелева // материалы III всероссийской научно-практической конференции «Политика и право в современном мире» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (сборник по итогам конференции находится в печати).
21. Кириллов, В.В. Распад СССР: историографическая парадигма [Текст] / В.В. Кириллов // Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». - 2008. - № 1. - С. 67-72.
22. Кириллов, В.В. Проблема распада СССР в новейшей историографии [Текст] / В.В. Кириллов // Вестник московского городского педагогического университета. серия: исторические науки. - 2015. - № 3 (19). - С. 62-70.
23. Кирьяков, Ю. С. Факторы распада СФРЮ и СССР: сравнительно-типологический анализ [Текст] / Ю. С. Кирьяков, Е. Г. Волкова // Судьба России: вектор перемен: материалы междунар. науч. конф., [8-10 июня 2007 г., г. Екатеринбург] / [редкол.: Р. Г. Пихоя (отв. ред.) и др.]. - Екатеринбург, - 2007. - С. 466-486.
24. Коткин, С. Предотвращенный Армагеддон. Распад Советского Союза 1970-2000. Пер. с англ. Игорь Христофоров [Текст]: учеб. - метод, пособие / С. Коткин. - М.: Новое литературное обозрение, 2018. - 240 с. - (Серия: Библиотека журнала «Неприкосновенный запас»). ISBN 978-5¬4448-0938-9.
25. Коэн ,С. Можно ли было реформировать Советскую систему? [Текст] / С. Коэн // Политический журнал. - 2005. - С. 19-38.
26. Коэн, С. «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? [Текст]: учеб. - метод, пособие / С. Коэн. - М.: АИРО - XXI; СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. - 200 с.
27. Кремнев, П. П. Распад СССР: международно-правовые проблемы [Текст]: учеб. - метод, пособие / П.П. Кремнев. - М.: Зерцало-М, 2005. - 405 с.
28. Красильников, Р. С. Новые крестоносцы: ЦРУ и перестройка [Текст]: учеб. - метод, пособие / Р.С. Красильников. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 463 с.
29. Курчанов, М.В. Историческая память и национализм в транзитных обществах (проблемы взаимодействия) / М.В. Курчанов // Общество: философия, история, культура. - 2014 . - №2. - С. 40-44.
30. Методологические вопросы изучения политики памяти [Текст]: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Миллер А. И., Ефременко Д. В. — М.-СПб: НесторИстория, 2018. — 224 с.
31. Малинова, О.Ю. Коммеморация исторических событий как инструмент символической политики: возможности сравнительного анализа [Текст] / О.Ю. Малинова // Полития: анализ. хроника. прогноз (журнал политической философии и социологии политики). - 2017 - №4(87) - С. 6-22.
32. Медведев, Р. А. Почему распался Советский Союз? [Текст] / Р.А. Медведев // Отечественная история. - 2003. - № 4. - С. 41-47.
33. Медведев, Р. А. Советский Союз: последние годы жизни [Текст]: учеб.
- метод, пособие / Р.А. Медведев. - М.: АСТ, 2008. - 781 с.
34. Медушевский, А.Н. Рецензия на книгу С. Коэна «Вопрос вопросов»: Почему не стало Советского Союза?» [Текст] / А.Н. Медушевский // Отечественная история. - 2008. - №2. - С. 205-206.
35. Миллер, А История империй и политика памяти [Текст]: / А. Миллер // Россия в глобальной политике. - 2008. - №4. - С. 118-134.
36. Первышин, В. Г. Развал Советского Союза. История СССР с 1946 по 1991 гг. [Текст]: учеб. - метод, пособие / В.Г. Першин. - М.: Компания Спутник+, 2007. - 388 с.
37. Печенев, В. А. Распад СССР: историческая случайность или спланированная акция? [Текст] / В.А. Печенев // Русская цивилизация. - 2005. - С. 50-54.
38. Печенев, В. А. Смутное время в истории России (1985-2003) [Текст]: учеб. - метод, пособие / В.А. Печенев. - М.: Норма:, 2004. - 365 с.
39. Пономарева, Е. Г. Особенности российской политической культуры и их влияние на трансформацию политической системы [Текст] / Е.Г. Понамарева // Вестник Кыргызско-Российского Славянского Университета. - 2001. - Т. 1. - № 4. - С. 1-11.
40. Пушков, А. К. Гроссмейстеры зазеркалья. Россия и мировая геополитика [Текст]: учеб. - метод, пособие / А.К. Пушков. - М.: ЭКСМО-Алгоритм, 2009. - 159 с.
41. Сидоров, А. В. Советский Союз накануне распада: опыт
антикризисного управления [Текст]: учеб. - метод, пособие / А.В. Сидоров. - М.: МГУ, 2002. - 201 с.
42. Согрин, В. В. Политическая история современной России, 1985-2001: от Горбачева до Путина [Текст]: учеб. - метод, пособие / В.В. Согрин - М.: Весь мир, 2001. - 377 с.
43. Согрин, В. В. Экономические причины краха социализма в СССР [Текст] / В.В. Согрин // Отечественная история. - 2002. - № 6. - С.64-67.
44. Славин Б.Ф. Кто и почему разрушил Союз [Текст] / Б.Ф. Славин // Философские науки. - 2011. - № 12. С. 61-67.
45. Станкевич, З. А. История крушения СССР. Политико-правовые аспекты [Текст] : учеб. - метод, пособие / З.А. Станкевич. - М.: Моск. ун¬та, 2001. - 318 с.
46. Станкевич, З.А. СССР на завершающем этапе существования: эрозия и распад союзной государственности (историко-правовые проблемы) [Текст]: учеб. - метод, пособие / З.А. Станкевич. - М.: РАГС, 2009. - 58 с.
47. Столяров, К. А. Распад: От Нагорного Карабаха до Беловежской Пущи [Текст]: учеб. - метод, пособие / К.А. Столяров. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 155 с.
48. Толстых, В.И. Россия эпохи перемен [Текст]: учеб. - метод, пособие / В.И. Толстых. - М.: РОССПЭН, 2012. - 367 с.
49. Тропин, В. И. Дайсаку Икеда и Россия [Текст]: учеб. - метод, пособие / В.И. Тропин. - М.: МГУ, - 2009. - 401 с.
50. Уткин, А.И. Измена генсека: бегство в Европу [Текст]: учеб. - метод, пособие / А.И. Уткин. - М.: Алгоритм, 2009. - 298 с.
51. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / Подготовка текста, справочно-научный аппарат, предварение, послесловие Н.В. Брагинской [Текст]: учеб. - метод, пособие / О.М. Фрейденберг. - М.: Лабиринт, 1997. - 299 с.
52. Ципко, А. С. До полной гибели всерьёз. Почему распался СССР? [Текст] / А.С. Ципко // Литературная Газета. - 2006. - № 51. - С. 44-47.
53.Черненко, Ю. А. «Блуждающий сюжет» как инструмент
взаимодействия с избирателем (на материалах предвыборной гонки в США в 2015-2016 году) [Текст] / Ю.А. Черненко // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. - № 4. - С. 235-243.
54.Черненко, Ю.А. Сторителлинг в политическом пиар и журналистике: механизмы и эффекты блуждающей сюжетики [Текст] / Ю.А. Черненко // МедиаАльманах. - 2016. - № 4. - С. 21-30.
55. Чернявская, В.Е. Политизация истории как стратегия создания новой государственной идентичности: лингвистический анализ [Текст] / В. Е. Чернявская // Политическая лингвистика . - 2013. - № 4 (46). - С. 85-90.
56. Чешко, С. В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ [Текст] : учеб. - метод, пособие / С.В. Чешко. - 2-е изд. - М.: ИАЭ РАН, 2000. - 166 с.
57. Чэнь, Х. Причины распада Советского Союза. Китайский взгляд [Текст] / Х. Чэнь // Философские науки. - 2011. - № 12. - С. 44-49.
58. Шахрай, С.М. Мифология распада СССР [Текст] / С.М. Шахрай, С.Н. Станских // Журнал российского права. - 2010. - № 1. - С. 127-137.
59. Шевченко, В.Н. 20 лет назад распался СССР: кто запустил процессы распада страны? [Текст] / В.Н. Шевченко // Философские науки. - 2011. - № 12. - С. 15-25.
60. Шейгал, Е. И. Многоликий нарратив [Текст] / Е.И. Шейнгал // Политическая лингвистика. - 2007. - № (2) 22. - С. 86-93.
61. Шутов, А. Д. Россия в жерновах истории [Текст] : учеб. - метод, пособие / А.Д. Шутов. - М.: Вече, 2008. - 254 с.
62. Эньюань, У. Причины распада СССР (мнение китайского историка) [Текст] / У. Эньюань // Вестник Московского университета. Серия 8: История. - 2007. - №4. - С. 80-88.
63. Юнг, К.Г. Сознание и бессознательное [Текст]: учеб. - метод, пособие / К.Г. Юнг. - М.: Академический проект, 2007. - 187 с.
64. Яковенко, И.Г. Распад СССР: предварительные итоги [Текст] / И.Г. Яковенко // Философские науки. - 2011. - № 2. - С. 34-43.
65. Ялышев, Р.А. Проблема нового союзного договора и его роли в распаде СССР [Текст]: автореф. дис. ... канд. ист, наук / Р.А. Ялышев. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2011. - 24 с.
66. Распад СССР: документы и факты (1986-1982 гг.) [Текст]: в 2-х т. / Под ред. С.М. Шахрая; сост. С.И. Станских. - Фонд современной истории.
- Т. 1: Нормативные акты. Официальные сообщения. - М.: Волтерс Клувер, 2009. 1120 с.
67. Союз можно было сохранить. Белая книга: документы и факты о политике М.С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства [Текст]: учеб. - метод, пособие / Л.И. Абалкин [и др.] - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА. 2007.
- 526 с.
68. The Art of Commemoration: Fifty years after the Warsaw Uprising [Text] // ed. by Titus Ensink and Christoph Sauer. — Amsterdam. - 2003.
69. Nora P. (Ed.) Les Lieux de memoire. — Paris, 1984-1992.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ