Потестарная имагология как направление в исследовании власти и потенциал ее использования в изучении политической истории Англии и Франции в XVI в. в школьном курсе истории
Введение 3
Глава 1. Потестарная имагология как направление исторической антропологии 16
1.1. Имагология как научное направление 16
1.2. Потестарная имагология - определение, ключевые понятия, методология 20
Глава 2. Политическая история Англии и Франции XVI в. в контексте потестарной имагологии ..26
2.1. Особенности политического развития Западной Европы: французский и английский варианты абсолютизма 26
2.1.1. Ранний абсолютизм во Франции 28
2.1.2. Ранний абсолютизм в Англии 32
2.2. Образ Франциска I Валуа и механизмы его формирования 36
2.3. Образ Генриха III Валуа и механизмы его формирования 47
2.4. Образ Генриха VIII Тюдор и механизмы его формирования 55
2.5. Образ Елизаветы I Тюдор и механизмы его формирования 65
Глава 3. Профильный элективный курс по теме «Изучение политической истории Англии и
Франции Раннего Нового времени через визуальные источники» 80
3.1. Элективные курсы как инструмент профильного образования: определение, классификация,
рекомендации по составлению курсов 80
3.2. Программа элективного курса «Изучение политической истории Англии и Франции Раннего
Нового времени через визуальные источники» 91
3.2.1. Пояснительная записка 91
3.2.2. Учебно-тематический план курса 94
3.2.3. Содержание тем учебного курса 96
3.2.4. Рекомендуемая литература 98
Заключение 104
Источники 109
Литература 111
Приложения 120
Использованные визуальные источники 120
Рабочая программа дисциплины на тему: «Изучение политической истории Англии и Франции Раннего Нового времени через визуальные источники» 141
Современная историческая наука находится в процессе постоянного поиска путей отойти от сухого академического знания и сделать историю более практичной и приближенной к повседневной жизни. Одна из ведущих тенденций в современной истории это антропологический поворот - трансформация истории из науки об экономических и политических процессах, в науку о человеке во всех проявлениях его существования. Историческая антропология включает ряд направлений, изучающих человека, среди которых: история ментальностей, история повседневности, «микроистория», гендерная история, историческая психология.
В конце XX - нач. XXI вв. под влиянием растущего интереса к анализу изобразительных источников, т.н. визуального поворота, начинает развиваться имагология - наука о символах и образах. На заре своего становления имагология занималась изучением образов в контексте «свой- чужой», но в последние десятилетия наметился явный сдвиг к изучению образов разной направленности, в том числе политических. Символические образы как выражение политических идей и их особенности их восприятия являются предметом исследования потестарной имагологии, в переводе с латинского potestas - власть, imago - образ.
Выбор исторического периода обусловлен в первую очередь тем, что Раннее Новое время - переходный этап, время важных изменений в общественном сознании и, как следствие, в политике. Период XVI-нач XVII века, характеризуется таким важным событием политической жизни как становление абсолютизма. Англия и Франция, их политическая история, в качестве предмета изучения были выбраны в связи с тем, что именно в этих странах процесс централизации и укрепления королевской власти проходил наиболее успешно и в каждой из них со своей спецификой. Тип абсолютизма влиял на политическое поведение монархов, и, соответственно, на выбор их стратегии репрезентации. Выбор представителей правящих династий, Франциска I и Генриха III Валуа во Франции, Генриха VIII и Елизаветы I Тюдоров в Англии, обусловлен намерениями продемонстрировать специфику пропаганды в каждой стране отдельно, и особенности проявления имперской идеи во внешнеполитических отношениях Англии и Франции, и так же проиллюстрировать механизм создания самой успешной стратегии репрезентации в XVI в.
Актуальность представленной работы обусловлена следующими факторами:
1. с конца XX века гуманитарные науки в рамках антропологического подхода претерпевают значительные изменения, и данная работа может служить иллюстрацией одного из направлений, в котором развивается история сегодня
2. В школьном историческом образовании тоже происходят серьезные перемены, вызванные принятием ФГОС и проекта ИКС по всеобщей истории. Основополагающим принципом ИКС является культурно- антропологический подход, но, несмотря на то, что авторы ИКС стараются отойти от традиционной трактовки политической истории в образовании, в школьных учебниках всеобщей истории коренных изменений не произошло. Разработанный нами элективный курс позволит, во-первых, внести в изучение политической истории антропологический компонент, во-вторых, в условиях обилия информации одной из главных проблем современного образования является мотивация обучающихся, сам элективный курс или его элементы, могут являться одним из способов, с помощью которых можно заинтересовать предметом.
Объект: потестарная имагология как направление в изучении власти
Предмет: потенциал использования потестарной имагологии при изучении политической истории в школьном историческом образовании
Цель: проиллюстрировать эффективность методов потестарной имагологии для изучения власти в школьном курсе истории
Задачи:
1) дать характеристику потестарной имагологии как направления исторической антропологии
2) продемонстрировать потенциал использования потестарной имагологии в изучении власти на примере политической истории Англии и Франции XVI века
3) создать примерный вариант элективного курса на основе теоретической части исследования.
Историография:
Литературу, использованную в данной работе можно разделить на четыре блока:
Теоретический - связанный с характеристикой потестарной имагологии как научного направления. Потестарная имагология, как направление, объединяющее работы посвященные анализу образа власти, развивалась в России с конца XX в. Название этому направлению дал М.А. Бойцов, историк-медиевист, один из редакторов сборника «Власть и образ. Очерки потестарной имагологии». В предисловии к сборнику, Бойцов, как популяризатор нового направления дает общую характеристику «потестарной имагологии», анализирует ее истоки и эволюцию, достоинства и недостатки, среди последних отмечая отсутствие точных определений и категорий, связанных с ее новизной.
В области исследования потестарной имагологии как науки, работает также Санников С.В. Его статья посвящена анализу ключевого для потестарной имагологии понятия «образ власти» и его трактовке в междисциплинарных исследованиях, он приводит несколько трактовок понятия, но сам не останавливается ни на одной из них, поскольку, потестарная имагология имеет междисциплинарный характер и трактовка понятия зависит от направленности работы. В общем, можно отметить, что комплексных работ посвященных потестарной имагологии как научному направлению почти нет, основная масса исследований имеет историческую направленность, что связано с ее молодостью, поэтому возникает необходимость обобщить все, что известно про потестарную имагологию, с целью определить спорные вопросы и пробелы.
Исторический - литература, посвященная формированию политических образов монархов Англии и Франции XVI в.
Изучение проблемы формирования образов иностранных монархов в официальной пропаганде затрудняется тем, что хотя в зарубежной историографии есть исследования, посвященные этой теме, многие работы пока не переведены на русский язык или недоступны для дистанционного изучения. В отечественной историографии в последние годы появляется все больше работ, посвященных образам власти, особенно политическим образам династии Тюдоров, но что касается династии Валуа - большинство доступных для знакомства исследований не акцентирует внимание на политических образах представителей династии, а дает оценку их деятельности в целом.
Политический образ Франциска I Валуа мало изучен в русскоязычной литературе, масштабных исследований посвященных всем аспектам его пропаганды пока нет. Работ, в которых раскрываются отдельные проявления репрезентации Франциска, тоже немного, но среди них стоит отметить, работу Караваевой Е.Э. посвященную стратегии репрезентации Франциска I и Г енриха VIII во время их встречи на Поле золотой парчи, статья посвящена Генриху, но и Франциску она тоже уделяет внимание, главным мотивом статьи является изучение того, как проявлялась имперская тема в их политических образах. Такой аспект репрезентации Франциска как имидж его королевского двора упоминался Шишкиным В.В., но поверхностно, предметом исследования автора была структура королевского двора в XVI в общем. Среди зарубежных авторов можно отметить труд Дидье Ле Фура, посвященный развенчанию мифа о военном триумфе Франциска в битве при Мариньяно, Ле Фур приходит к выводу о том, что триумф во многом был преувеличен, даже мифологизирован официальной пропагандой, и этот миф позже использовался, чтобы реабилитировать имидж короля после его военных неудач.
Генрих III Валуа и его политическая пропаганда, также как и в случае с Франциском в отечественной науке изучена недостаточно, биографических работ общего плана посвященных Генриху мало и вопросы репрезентации власти в них не затрагиваются. В отдельных работах, как у уже упомянутого Шишкина В.В. был изучен королевский двор как последнее место, где был силен королевский авторитет, в работе Копелева Д.Н. помимо
антикоролевской пропаганды, упоминается такой аспект репрезентации Генриха как демонстрация его набожности. Среди работ зарубежных авторов можно отметить книгу Л. Ладюри, в которой им дается подробная характеристика внешнего вида и поведения Генриха при польском и французском дворе. Одной из крупных биографических работ, посвященных Генриху III, является работа Шевалье П. который, помимо прочего, отразил смену парадигмы поведения Генриха и его приоритетов, после фактического распада Франции, что повлияло на его стратегию репрезентации.
Стратегия репрезентации Генриха VIII Тюдор стала предметом изучения Кирюхина Д.В., посвятившего свое исследование политическим образам Генриха VII и Генриха VIII. Кирюхин рассматривает официальную пропаганду Тюдоров как средство формирования легенды о том, что Тюдоры являются прямыми наследниками короля Артура. Методам формирования образа власти Генриха VIII также посвятила свое исследование уже упомянутая выше Караваева Е.Э., она делает акцент на внешнеполитическом аспекте официальной пропаганды.
Елизавета I Тюдор и ее политические образы представлены в монографии Дмитриевой О. В. Автор специализируется на изучении истории Англии в Средние века и раннее новое время, и также уделяет большое внимание репрезентации королевы, она рассматривает всевозможные средства пропаганды Елизаветой своих образов, начиная от визуальных и заканчивая письменными, но при этом Дмитриева не анализирует внешнеполитический аспект репрезентации королевы. Современные британские историки стали задаваться вопросом, насколько восхваления в адрес правления королевы- девственницы соответствуют действительности. Британский историк К. Хейг подвергает критике правление Елизаветы I, и в частности уделяет внимание пропаганде мифа об исключительности королевы, он связывает успехи ее правления с успехами ее репрезентации. Но Хейг, критикуя образы, активно культивировавшиеся Елизаветой и ее придворными, не уделяет внимания самому процессу формирования этих образов.
Подводя общий итог обзору исторической литературы, можно констатировать, что, несмотря на популярность проблемы формирования образов власти, проблема формирования политических образов представителей династий Валуа и Тюдоров в XVI в. остается недостаточно изученной в отечественной исторической науке. Часть работ общего плана не касается вопросов пропаганды, часть работ посвященных репрезентации власти сосредоточены на одном ее аспекте, поэтому пробелы, существующие в изучении этой проблемы, все еще необходимо восполнить.
Искусствоведческий - отдельный блок, связанный с характеристикой культурной среды в которой возникали те, или иные образы. Среди искусствоведческой литературы были использованы: книги общего плана: «История архитектуры», Под ред. В. Ф. Маркузона, А. Г. Габричевского, и конкретные искусствоведческие исследования: Демидова М.А. Идеальная резиденция ренессансного правителя. Дворец Фонтенбло эпохи Франциска I. Этот блок не подвергался критическому анализу, так как является вспомогательным.
Методический - литература, использованная для создания методических рекомендаций по разработке элективного курса.
Несмотря на очевидную значимость элективных курсов, теория и технология их создания не изучены пока должным образом. Появляются лишь отдельные исследования на основе конкретных практических разработок элективных курсов. Проблемам создания элективных курсов были посвящены работы Т.П. Афанасьевой, В.В. Бесценной, Г.А. Ворониной, А.Г. Каспржака, статьи Р.В. Функ, В.А. Орлова, Е.И. Коноваловой, Е.Г. Раздъяконовой и др.
Вопросы проектирования элективных курсов рассмотрены в работах Е.Г. Раздъяконовой, А.Н. Каспржака, В.А. Орлова. Ими разработаны общие требования к элективным курсам, алгоритмы проектирования курсов и методики составления учебных программ. Классификация Е.Г. Раздъяконовой основана на функциях, которые призваны выполнять курсы по выбору, А.Н. Каспржак представляет типологию элективных курсов, в основе которой лежат разные виды деятельности, В.А. Орлов за основу своей типологии взял содержание курса.
Проблемы конструирования элективных курсов рассмотрены в работах Р.В. Функ, В.В. Бесценной, Г.А. Ворониной. Р.В. Функ выделяет следующие этапы: аналитический, на котором определяется тематика курса, его цели, задачи и требования к его усвоению; конструктивный, предполагающий непосредственно создание программы курса и этап экспертизы, на котором выявляется степень соответствия содержания курса его целям и задачам и проч.. В.В. Бесценная помимо этих трех этапов, выделяет еще оценочный, посвящённый разработке требований к усвоению программы и форм контроля. Г.А. Воронина предлагает более подробный перечень этапов подготовки элективного курса, но в целом, он не противоречит вышеперечисленным, а уточняет и детализирует их.
Обобщая информацию, полученную из литературы по теме можно прийти к выводу, что, несмотря на обилие исследований, целостного методического подхода к составлению элективных курсов в наше время еще не выработано. Авторы предлагаютразличные методические рекомендации, которые в целом, дополняют друг друга.
В целом, если подводить итог обзора литературы по теме, можно прийти к выводам:
По теоретическому блоку, трудов, посвященных характеристике потестарной имагологии, мало, остаются дискуссионные вопросы о ее предмете, методах и приемах, об определении ключевых понятий.
По историческому - теоретическая часть данной работы в научной литературе исследована недостаточно и требует дополнения, особенно вопросы об обусловленности разных стратегий репрезентации внутри- и внешнеполитическими процессами, сходствах и различиях разных стратегий.
По методическому блоку - целостного методического подхода к составлению элективных курсов в наше время еще не выработано. Авторы предлагают различные методические рекомендации, которые в целом, дополняют друг друга.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в работе представлены элективный курс и рабочая программа дисциплины, посвященные изучению политической истории Раннего Нового времени через визуальные источники. Данные курсы разработаны в соответствии с ФГОС и проектом ИКС по всеобщей истории и позволят реализовать системно-деятельностный подход, соблюдая при этом основной принцип проекта ИКС по всеобщей истории - культурно-антропологический подход.
Источники
Поставленные задачи будут выполнены на основе анализа собранного и обработанного материала по данной теме, можно представить в виде трех групп:
Исторические - источники по истории Англии и Франции 16 века:
1. Литературные произведения - «Королева фей» Э. Спенсера, народные стихи и баллады, послания Клемента Маро Франциску I;
2. Документы личного происхождения - письма дипломатов П. Пасквалиго и Диего де Сильва, гуманистов Томаса Мора, Эразма Роттердамского, воспоминания участников встречи на Поле Золотой парчи;
3. Повествовательные источники: хроника Эдварда Холла;
4. Официальные документы эпохи - Акт о супрематиии, речь Елизаветы в Тилбери, Болонский конкордат от 1516 г. речь Генриха III на открытии первой сессии Генеральных штатов 1576 г.;
5. Вещественные источники - замки и дворцы, их реконструкции, скульптуры и бюсты;
6. Художественно-изобразительные источники - портреты, печати, миниатюры, монеты, гербы, эмблемы.
Нормативно-правовые акты - источники, на основе которых был составлен элективный курс: ФГОС, проект ИКС по всеобщей истории, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Методическое письмо Минобрнауки РФ «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
Учебно-методические - учебники, которые анализировались в ходе подготовки элективного курса:
1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О.В., Пономарев М.В.
2. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Алексашкина Л.Н., Головина В. А.
3. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н.
4. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Данилов Д.Д., Кузнецов А.В. и др.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения:
• Во введении обосновывается актуальность работы, ее новизна и практическая значимость, определяется объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи.
• Первая глава посвящена характеристике потестарной имагологии: ее истокам, истории становления и развития, методам и приемам, ее ключевым понятиям;
• Вторая глава является примером того, как может выглядеть анализ политической культуры с точки зрения потестарной имагологии, на примере истории Англии и Франции в раннее Новое время. В этой главе анализируется политическая история обеих стран, особенности абсолютизма и стратегии репрезентации королей Англии и Франции;
• В третьей главе, вместе с программой элективного курса, представлены также методические рекомендации к составлению курсов;
• В заключении подводятся итоги по главам и по работе, в общем
• Приложения включают в себя использованные визуальные источники и также примерную рабочую программу дисциплины, посвященную изучению политической истории Англии и Франции через визуальные источники.
Апробация
Работа по исследованию образов власти, потенциала потестарной имагологии и возможности применения ее элементов на уроках истории, ведется с 2016 года и прошла научную апробацию:
1. Участие в IV ежегодном конкурсе докладов «История в искусстве», в рамках XVII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 23 мая 2016 г.
2. Выступление на X Всероссийской научной конференции «История мировых цивилизаций: Политическая культура как отражение общественных процессов» в рамках XVII Международного научно - практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» 26 мая 2016 г.
3. Статья «Визуальный образ Елизаветы Тюдор как аспект официальной пропаганды и репрезентации королевской власти в Англии второй половины XVI в.» - Материалы X Всероссийской научной конференции «История мировых цивилизаций: политическая культура как отражение общественных процессов» с. 101-113
4. Участие в конкурсе научно-исследовательских работ КГПУ им. В.П. Астафьева в направлении «Философия, политология, социология, история, археология, этнография, музеология и охрана культурного наследия» апрель 2018 г.
5. Участие во Всероссийской научной конференции «История мировых цивилизаций. Общественные процессы в антропологическом измерении» в рамках VIII Международного научно-образовательного форума «Человек, семья, общество: история и перспективы развития». 26 ноября 2019 г.
6. Статья «Потестарная имагология как метод изучения политической истории Англии Раннего Нового времени» - материалы XIII Всероссийской научной конференции «История мировых цивилизаций. Социально-политические процессы: направления и методы исследования». С. 83-89
7. Статья «Потестарная имагология как направление исторической антропологии и ее потенциал в изучении власти в Англии и Франции XVI - начала XVII вв.» - материалы XIV Всероссийской научной конференции с международным участием «История мировых цивилизаций. Общественные процессы в антропологическом измерении». С. 106-110.
Элементы элективного курса в упрощённом виде применялись на уроках всеобщей истории в 7-х классах при изучении темы «Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях» в виде практического задания - обучающиеся в группах, используя текст учебника, раздаточный материал и словарь символов разрабатывали личный герб одного из монархов: Генриха VII, Марии Кровавой, Елизаветы I и Филиппа II, без упоминания их имен. Впоследствии группы по порядку презентовали мини-проекты, остальные угадывали, кому принадлежит герб и оценивали работу и выступления.
В данной работе представлены характеристика потестарной имагологии как нового направления в изучении политической истории, проиллюстрирован ее потенциал при изучении политической истории Англии и Франции XVI в. и разработана программа примерного элективного курса по изучению политической истории Англии и Франции раннего Нового времени.
В заключении можно прийти к следующим выводам:
Имагология это направление в сфере междисциплинарных исследований, занимающееся изучением различных образов, как представлений о чем-либо или ком-либо. В начале своего становления имагология была сконцентрирована на изучении представлений одних народов о других, но постепенно смещала фокус на изучение самых различных образов. В ходе развития имагологии, внутри нее выделилось несколько типов, в том числе историческая, субнаправлением которой была потестарная имагология. Потестарная имагология занимается изучением образов власти, в силу своей молодости, она предстает довольно аморфной и дисперсной, по факту объединяющей обширный конгломерат работ, которые объединяет только предмет - образы власти. Единая методология и инструментарий нового направления еще находятся на стадии разработки, от глубины проработки них, будет зависеть эффективность и успешность потестарной имагологии. Но говорить о том, что методология у потестарной имагологии полностью отсутствует, тоже будет неверно, она, как имагология в целом, использует методы смежных наук: герметневтический,
сравнительно-исторический, теорию социального конструктивизма, компаративистский, но метода, который можно назвать имагологическим, пока нет. Это не умаляет ценности потестарной имагологии, позволяющей создавать более полную картину мира при изучении политической истории, в связи с тем, что политический образ - сложная конструкция, включающая в себя различные символы, существующие только в определенном историческом, культурном, социальном контекстах.
Пример работы, посвященной изучению образов власти, приведен во второй главе исследования. Суть ее - в определении причин формирования различных политических образов и особенностей их функционирования в Англии и Франции раннего Нового времени. Раннее Новое время это эпоха серьезных перемен в экономике, политике, социальной и культурной жизни, и в результате работы над анализом различных политических образов можно прийти к выводу о том, что в них отобразились все эти перемены.
Выбор Франции и Англии был обусловлен тем, что эти страны были наиболее успешны в проведении абсолютистской политики, Реформации и Возрождения. Абсолютные монархи проводили пропагандистскую политику, направленную на обоснование их прав на власть и в целом, на повышение авторитета королевской власти.
Франциск I Валуа позиционировал себя как король-воин с одной стороны, и как монарх-гуманист с другой, сочетая, таким образом, в своей стратегии репрезентации две противоположные тенденции. Особенностью репрезентации Франциска был акцент на строительстве - именно в архитектуре он воплощал свои политические идеи. Правление Франциска делилось на два периода: до проигрыша при Павии и плена у испанцев, и после. Первый период характеризуется акцентом на создание образа ренессансного монарха, во второй период, с целью реабилитировать авторитет короля, особенно пропагандируется образ короля-рыцаря.
Генрих III Валуа правил в очень непростое время для французской монархии: религиозное противостояние, вылившееся в гражданскую войну, раскололо французов на две части и обе они были недовольны королем, выплескивая недовольство в антикоролевской пропаганде. Генриху приходилось ежедневно убеждать подданных в том, что он не тиран, а король, чей титул был дарован Богом. В попытках завоевать симпатии подданных король, поначалу живший также роскошно и беззаботно как его предшественники и даже порой экстравагантно, круто сменил линию поведения, превратившись в аскетичного, скромного монарха-бюрократа, ночами разбиравшего государственные дела. При Генрихе начало меняться представление об абсолютном монархе, отныне это не воин и гуманист, как Франциск, новый тип короля уже не участвовал на поле боя, его задача - обеспечивать функционирование государства, как самого главного чиновника.
Стратегия репрезентации Генриха VIII Тюдора во многом схожа со стратегией Франциска, он также сочетает образы короля-рыцаря и монарха- гуманиста, что было связано, вероятно, с особенностью переломной эпохи: с одной стороны, активно распространялись идеи гуманистов и развивалось Возрождение, а с другой, монарха все еще пленил романтический ореол исчезающего рыцарства. Генрих в своей пропаганде прибегает к множеству способов, но самым выгодным, с точки зрения привлекательного и физически развитого Генриха, было распространение его изображений, на которых образ короля приобрел постоянные черты как смелость, сила, богатство. И чем дальше реальный король отдалялся от этого образа, тем пышнее и богаче он выглядел на портретах. Еще одной особенностью репрезентации Генриха была его внешнеполитическая репрезентация, он тщательно следил за тем, каким предстает на встречах с иностранными монархами и стремился произвести впечатление, в частности ради этих целей Генрих развернул в стране масштабное строительство.
Елизавета I Тюдор, вследствие своего статуса бастарда и принадлежности к женскому полу, очень тщательно работала над созданием своего политического образа. Ей, незамужней и не планирующей замужество, постоянно приходилось доказывать всем в стране, что она имеет право на власть, постоянно отождествляя себя с мужским полом, в частности своим отцом Генрихом VIII. Отличительной чертой пропаганды королевы был более тесный контакт с простыми англичанами, потому что так она могла завоевать их преданную любовь, церемонии излечения золотушных и омовения ног были призваны с одной стороны продемонстрировать заботу Елизаветы о подданных, а с другой доказать ее легитимность и даже почти что святость - следствием этой политики стало появление культа Елизаветы.
На примере второй главы, можно отметить, что изучая формирование образов власти историку приходится сталкиваться с самыми разными сторонами общественной жизни, поскольку формирование определенного образа это всегда ответ на какой-либо внутри- или внешнеполический вызов. Сочетание основ антропологического подхода и интегрирующего потенциала в потестарной имагологии является хорошим способом заинтересовать политической историей старшеклассников, расширить их кругозор и углубить знания по истории Всеобщей истории раннего Нового времени. С целью внедрить в школу элементы потестарной имагологии нами с опорой на историческую часть исследований была разработана примерная программа элективного курса на тему «Изучение политической истории Англии и Франции Раннего Нового времени через визуальные источники».
Достоинство элективных курсов в том, что они предоставляют обучающимся возможность формировать свои индивидуальные образовательные траектории, утолять познавательный интерес и получать дополнительные знания и умения, необходимые в будущей профессии.
Значимость элективного курса по изучению политической истории через визуальные источники обусловлена тем, что, во-первых, помимо углубленного знания предмета, учащиеся, в силу межпредметного характера курса и специфики работы с символами, смогут развивать информационные компетенции за счет освоения таких УУД как: смысловое чтение, осуществление анализа и синтеза в работе с информацией любого вида, умение выстраивать причинно-следственные связи. Во-вторых, в связи с тем, что курс имеет межпредметные связи с искусствоведением, у учащихся формируются общекультурные компетенции, развивается кругозор и эстетический вкус. Данный элективный курс соответствует требованиям ФГОС о необходимости системно-деятельностного подхода, суть которого в активной роли учащихся, которые добывают знания самостоятельно. Сама специфика работы с образами и символами подразумевает отсутствие знания в готовом виде, помимо этого программой курса предусмотрено использование проектной технологии.
Предложенная нами программа элективного курса имеет примерные и рекомендательный характер. Разработка программы элективных курсов - сложный и длительный процесс. И даже если требования программы четко сформулированы, одна и та же программа может быть использована по- разному в зависимости от компетентности и личных особенностей учителя и способностей учеников и т.д. Также как и результаты прохождения курсов могут быть различными. Поэтому в программах элективных курсов необходимо делать поправки в зависимости от объективных и субъективных причин.
1. Hall's chronicle : containing the history of England, during the reign of Henry the Fourth, and the succeeding monarchs, to the end of the reign of Henry the Eighth [Эл. ресурс] URL: https://archive.org/details/hallschronicleco00halluoft
2. Paul Hentzner. Travels in England during the Reign of Queen Elizabeth; with
Fragmenta Regalia. [Эл. ресурс] URL:
http://www.gutenberg.org/files/1992/1992-h/1992-h.htm;
3. Richard Mulcaster. The Passage of our Most Dread Sovereign Lady, Queen
Elizabeth, Through the City of London to Westminster, the Day before her Coronation.[Ua. ресурс] URL:
http://tudorhistory.org/primary/elizaprocession.html;
4. The Act of Supremacy (1558). [Эл. ресурс] URL:
http: //www.tudorplace.com.ar/Documents/act_of_supremacy2 .htm;
5. Tne Act of Uniformity (1558). [Эл. ресурс] URL:
https: //history.hanover.edu/texts/engref/er80.html;
6. Акт правительства Российской Федерации "Распоряжение Правительства РФ "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"" от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 10.02.2017.;
7. Акт правительства Российской Федерации "Распоряжение Правительства РФ "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"" от 29.12.2001 № 1756-p // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации.;
8. Диего де Сильва. Письмо к правительству. [Эл. ресурс] URL:
http://ebooks.cambridge.org/chapter.jsf?bid=CBO9781139833851&cid=CBO97 81139833851A006&tabName=Chapter&imageExtract= / Calendar of state papers, Spanish;;
9. Конкордат Франциска I с папой Львом X. [Электронный ресурс] URL: http://drevlit.ru/docs/italy/XVI/1500-
1520/LeoX/konkordat fransickI 1516a7d2.php
10. Методическое письмо Минобрнауки РФ "О методических
рекомендациях по реализации элективных курсов"" от 04.03.2010 № N 03-413. [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru.;
11. Речь Генриха III на первой сессии Генеральных штатов в 1576 г. Jean- Frangois Maillard, Guy Poirier. Henri III mecene: des arts, des sciences et des lettres. 2006. С.
12. Речь Елизаветы I перед войсками в Тилбери. [Эл. ресурс] URL: http://hrono.ru/dokum/1500dok/rede_tilbery.php;
13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
Литература
1. Isabelle Haquet. L’enigme Henri III. [Текст] / Isabelle Haquet. - Paris, 2012. - 408 с. URL: https://books.openedition.org/pupo/2362;
2. Jean-Frangois Maillard, Guy Poirier. Henri III mecene: des arts, des sciences et des
lettres. [Текст]: монография / Jean-Frangois Maillard, Guy Poirier . - Paris, 2006. - 342 с. URL:
https://books.google.ru/books?id=OH8mNm_OR00C&printsec=frontcover&redir_esc =y#v=onepage&q&f=false;
3. Jean-Marie Le Gall. Francois Ier, roi de France [Текст]: статья / Histoire par l'image. Апрель 2015. URL: http://histoire-image.org/fr/etudes/francois-ier-roi-france;
4. Le Fur D.Marignan: 13-14 septembre 1515. [Текст]: монография. - Paris, 2003. - 384 с. URL: https://www.lhistoire.fr/marignan-13-14-septembre-1515
5. Stefano Zuffi. European Art of the Sixteenth Century. [Текст]: монография / Stefano Zuffi. - Los Angeles: J.P. Getty Museum, 2006. - 384;
6. Suzannah Lipscomb. 1536: The Year That Changed Henry VIII. [Текст]: монография
/ Suzannah Lipscomb. - Lion, 2009. - 240 c. URL:
https://books.google.ru/books?id=gxkchOalQnsC&pg=PA212&lpg=PA212&dq=6.+S uzannah+Lipscomb.+1536:+The+Year&source=bl&ots=fCsLHm_LXc&sig=ACfU3U 0EquFDwx5LHbbpznmmkcCx7 g0j OA&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwj Y_fWntYzqA hU64aYKHatQCa4Q6AEwBHoECAoQAQ#v=onepage&q=6.%20Suzannah%20Lips comb.%201536%3A%20The%20Year&f=false
7. Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Колтунова Е. А. Символ в контексте психоаналитической и смысловой интерпретации [Текст] статья / Абакумова И. В., Ермаков П. Н., Колтунова Е. А // Российский психологический журнал, - 2016. - №2. - C.225-233;
8. Аксенов В.Б. Еще один шаг в сторону визуального поворота [Текст] рец.на книгу Гражданская война в образах визуальной пропаганды: словарь-справочник / под ред. Е.А. Орех. / Аксенов В.Б. // Историческая экспертиза, - 2019. - №3. - 273¬280 с.
9. Алтухова Н.И. Продажа должностей в свете «Инвентаря квитанций на должности» 1578 г. [Текст] статья / Алтухова Н.И. // Средние века, - 2008. - №69 (2). - С. 5976-5981;
10. Алтухова Н.И. Продажа должностей в свете «Инвентаря квитанций на должности» 1578 г. [Текст] статья / Алтухова Н.И. // Средние века. № 69 (2). М.: Наука, - 2008. - С. 5976.
11. Афанасьева Т. П. Разработка и экспертиза программ элективных курсов // Профильное обучение: педагогическая система и управление. система профильного обучения старшеклассников [Текст] статья / Т. П. Афанасьева, Н. В. Немова // М.: АПКПРО, 2004. - С. 52-60;
12. Балакин В.Д. Екатерина Медичи. [Текст] монография / Балакин В.Д. // М.: Молодая гвардия, - 2012. - 301 с.;
13. Бесценная В. В. Конструирование содержания элективных курсов в профильном обучении / [Текст]: дис. ... канд. пед. наук Бесценная В. В. // Омск, 2006. - 173 с.;
14. Блок М. К Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии [Текст] монография / Пер. с фр. В. А. Мильчиной. Предисл. Ж. Ле Гоффа. Науч. ред. и послесл. А. Я. Гуревича // М.: Школа «Языки русской культуры», - 1998. - 712 с.;
15. Блохина Е.А. Образы сословий и визуальная репрезентация социального порядка в русском изобразительном искусстве XVIII века [Текст] статья / Блохина Е.А. // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 4. - С. 100-105.;
16. Бойцов М. А. Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе [Текст] монография / Бойцов М.А. // М.: РОССПЭН, - 2009. - 550;
17. Бойцов М. А. Символический мимесис — в средневековье, но не только. [Текст] статья / Бойцов М. А. // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. - 2004, № 6. - С. 355-396;
18. Бойцов М. А. Скромное обаяние власти (К облику германских государей XIV - XV вв.) [Текст] статья / Бойцов М. А. // Одиссей: Человек в истории. - 1995, - С. 37-66;
19. Бойцов М.А. Что такое потестарная имагология? [Текст] статья / Власть и образ. Очерки потестарной имагологии / Отв. ред.: М. А. Бойцов, Ф. Б. Успенский // СПб, - 2010. С. 5-37;
20. Бойцов М.А., Эксле О.Г. Образы власти на Западе, в Византии и на Руси: Средние века. Новое время. [Текст] монография / Бойцов М.А., Эксле О.Г. // М.: Наука, - 2008. - 443 с.;
21. Бурова И.И., Никитенко Ю.Н. Портреты Елизаветы I в творчестве Эдмунда Спенсера [Текст] статья / Бурова И.И., Никитенко Ю.Н. // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, - 2015. - С. 127-150
22. Викулова Л.Г., Васильева Е.Г. Вербализация портрета монарха как вторичная семиотизация института власти [Текст] статья / Л. Г. Викулова, Е. Г. Васильева // Верхневолжский филологический вестник. —2018, № 1. - С. 63-71;
23. Власть и образ. Очерки потестарной имагологии [Текст] сборник / Отв. редакторы М.А. Бойцов, Ф.Б. Успенский // СПб.: Алетейя, - 2010. - 384 с.;
24. Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: Практическое руководство для учителя [Текст] монография / Воронина Г. А.// М.: Айрис-пресс, - 2006. - 128 с.
25. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Том 5 : Архитектура Западной Европы XV—XVI веков. Эпоха Возрождения [Текст]: учеб. для вузов / Под ред. В. Ф. Маркузона, А. Г. Габричевского, А. И. Каплуна, П. Н. Максимова, Г. А. Саркисиана, А. Г. Чинякова. // М., - 1967. - 659 с.;
26. Голдсмит. История Англии. [Текст] учебник / Пер. с англ., дополнения и
комментарии Ф. Силонова // М.: Эксмо, - 2007. [Эл. ресурс] URL:
http: //silonov.narod.ru/parents/pa.htm
27. Грицкевич В.П., Каун С.Б., Ходин С.Н. Теория и история источниковедения [Текст ] учеб. для вузов / Грицкевич В.П., Каун С.Б., Ходин С.Н. // Минск., - 2000 (переизд. 2008). - 220 с.;
28. Демидова М.А. Идеальная резиденция ренессансного правителя. Дворец Фонтенбло эпохи Франциска I [Текст ] монография / Демидова М.А. // М.: Прогресс-Традиция, - 2010. 352 с.;
29. Дмитриева О. В. Елизавета Тюдор [Текст ] монография / Дмитриева О.В. // М.: Молодая гвардия, - 2004. - 308 с.;
30. Ермаков Д., Петрова Г. Элективные учебные курсы для профильного обучения [Текст ] статья / Ермаков Д., Петрова Г. // Народное образование, - 2004. - №2. С. 114-119;
31. Зайцева Т. И. Наследие властно-политических традиций эпохи Средневековья во Франции и Германии в начале раннего Нового времени [Текст ] статья / Зайцева Т. И. // Вестник Томского государственного университета, - 2013. - № 368. - С. 76-81. URL:http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000445260;
32. Зайцева Т.И. «Век Гуманизма» во Франции и Германии: политикокультурное измерение [Текст ] статья / Зайцева Т.И. // Вестник Томского государственного педагогического университета, - 2012. - № 9. С. 75-79;
33. Ивонин Ю. Е.. Внешняя политика Англии второй половины 20-х гг. XVI в. и
начало Реформации Генриха VIII [Текст ] статья / Ивонин Ю.Е. // Вопросы истории, - 1973. - № 11. URL:
http://img0.liveinternet.rU/images/attach/c/2/3854/3854321 ivonin.pdf
34. Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. Властители судеб Европы: императоры, короли, министры XVI-XVIII вв. [Текст] монография / Ивонин Ю.Е., Ивонина Л.И. // Смоленск: Русич, - 2004. - 464 с.;
35. Ивонин, Ю. Е. Генрих VIII Тюдор [Текст] научное издание / Ю. Е. Ивонин // Вопросы истории. - 2008. - №8. - С. 44-63;
36. История средних веков (в 2-х томах) Т.2. [Текст] учебник для вузов / Под ред. С.Д. Сказкина. 2-е изд., перераб. // М.: Высшая школа, - 1977. - 336с.
37. История Франции. В трех томах [Текст] учебник для вузов / отв. ред. А.З. Манфред // Том 1. М. -1972. - С. 169-173.
38. Каган М.С. Философия искусства. Се человек. [Текст] монография / Каган М.С. // М.: Юрайт, - 2018. - 367 с.;
39. Канторович Э. Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии [Текст] монография / Пер. с англ.: М. А. Бойцов, А. Ю. Серегина // М.: Издательство Института Гайдара, - 2014. - 744 с.;
40. Капицын В. М. Семиотические ресурсы и политическая культура [Текст] статья / Капицын В. М. // Научный результат. Серия «Социальные и гуманитарные исследования», - 2014. - №1. - С. 33-45;
41. Капицын В. М. Символьные комплексы: роль в институционализации и легитимации национальных интересов культура [Текст] статья / Капицын В. М. // Пространство и Время, - 2013. - №3. - С. 20-31;
42. Караваева Е. Э. Внешняя политика и репрезентация королевской власти в эпоху Генриха VIII [Текст] дис. канд. ист. наук: 07.00.03 / Караваева Е. Э. МГУ им М.В. Ломоносова; науч. рук. Дмитриева О.В. // М., - 2014. - 323 с.;
43. Караваева Е.Э. Встреча Генриха VIII и Франциска I на поле золотой парчи: союз, соперничество и репрезентация власти [Текст] статья / Караваева Е.Э. // Средние века, - 2014. - №75. - С. 58 - 91;
44. Караваева Е.Э. Генрих VIII и Максимилиан I: репрезентация власти в англо-габсбургских отношениях 1509-1519 гг. [Текст] статья / Караваева Е.Э. // Вестник Оренбургского государственного университета, 2014. - №1. - С. 18-26;
45. Каспржак А. Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе [Текст] монография / Каспржак А. Г. // М.: Новая школа, 2004. - 160 с.
46. Кирюхин Д. В.. Стратегия репрезентации королевской власти в культурной и интеллектуальной жизни английского двора в 1485-1533 гг. [Текст]: дис. канд. ист. наук: 07.00.03 / Кирюхин Д.В., НГПУ им. Козьмы Минина; науч. рук. Софронова Л.В. // Нижний Новгород, - 2014. - 174 с.;
47. Клочков В.В. Реформация и эволюция институтов английской монархии [Текст] статья / Клочков В.В. // Известия ЮФУ. Гуманитарные и информационные технологии, 2011. - №11. - С. 114-118;
48. Кобб Роджер У., Элдер Чарльз. Использование символов в политике [Текст] статья / Кобб Роджер У., Элдер Чарльз. // Политическая лингвистика, 2009. - №29. - С. 131-146;
49. Коновалова Е. И. Элективный курс как фактор реализации индивидуальной образовательной траектории школьников [Текст] статья / Коновалова Е. И. // Вестник Бурятского государственного университета, 2013. - №15. - С. 130-133;
50. Копелев Д.Н. Сотворение врага: убийства в Блуа и десакрализация короля Генриха III [Текст] статья / Копелев Д.Н. // Религия. Церковь. Общество, 2016. - №5. - С.158-197;
51. Копосов Н. Е. Абсолютная монархия во Франции [Текст] статья / Копосов Н. Е. // Вопросы истории, -1989. - №1. - С.42-57.
52. Кристофер Д. Англия. История страны [Текст] монография / Кристофер Д. // М.: Эксмо, - 2007. - 480 с.;
53. Ле Руа Ладюри Э. История Франции. Королевская Франция. От Людовика XI до Генриха IV. 1460-1610 / Пер. с фр. E.H. Корендясова и В.А. Павлова // М.: Международные отношения, - 2004. — 416 с.;
54. Макарова Н.И. Символика политической власти в свете идеи двух тел короля [Текст] статья / Макарова Н.И. // Идеи и идеалы, - 2015. - №2(24). - С. 107-117;
55. Мандру Р. Франция раннего Нового времени, 1500-1640: Эссе по исторической психологии [Текст] монография / Мандру Р. // М.: Территория будущего, - 2010. - 328 с.;
56. Мезин С. А. Стереотипы России в европейской общественной мысли XVIII века [Текст] статья / Мезин С. А. // Вопросы истории. - 2002. - № 10. - С. 148-157
57. Минда Ли. Понятия «имагология» и «имиджелогия» в российской и китайской социогуманитарной науке [Текст] статья / Минда Ли // Общество: философия, история, культура, - 2017. - №8. - С. 186-190;
58. Муха М.В. Монетная политика Елизаветы Тюдор в последней четверти XVI в. [Текст] статья / Муха М.В. // Средние века, - 1994. - №57. - С. 249-253;
59. На языке даров. Правила символической коммуникации в Европе 1000 - 1700 гг. [Текст] монография / отв. ред.: Г. Альтхоф, М. А. Бойцов // М.: РОССПЭН, - 2016. - 263 с.;
60. Нойманн И. Использование "Другого". Образы Востока в формировании европейских идентичностей [Текст] монография / Нойманн И. // М.: Новое издательство, - 2004. - 336 с.;
61. Орлов, В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения [Текст] статья / Орлов В.А. // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования — М.: ИОСО РАО, - 2003 - С. 93-96;
62.Ощепков А. Р. Имагология [Текст] статья / Ощепков А. Р. // Знание. Понимание. Умение. М., - 2010. №1. - С. 251-253;
63. Пименова Л.А. Дворянство Франции в XVI-XVII вв. [Текст] статья / Пименова Л.А. // Европейское дворянство XVI-XVII вв. Границы сословия / Отв. ред. В.А. Ведюшкин // М.: Археографический центр, - 1997. - C. 50-80.
64. Плешкова С. Л. Французская монархия и церковь (XV - середина XVI в.) [Текст] монография / Плешкова С. Л. // М.: Изд-во Моск. ун-та, - 1992. — 175 с.;
65. Поляков О.Ю. Становление и развитие категориального аппарата имагологии [Текст] статья / Поляков О.Ю. // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2014. - № 9. - С. 125-135;
66. Попова Н.Н. Античные и христианские символы [Текст] Попова Н.Н. // СПб.: Аврора, - 2003. - 62 с.;
67. Раздьяконова Е.Г. Элективные курсы - важное звено в системе профильной подготовки учащихся гуманитарных классов [Текст] статья / Раздьяконова Е.Г. // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. - № 5. - С. 181-187;
68. Санников С.В. Образ, идеология, архетип: Методологические аспекты изучения репрезентации власти [Текст] статья / Санников С.В. // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин, - 2018. - № 8. - С. 61-85;
69. Священное тело короля: Ритуалы и мифология власти [Текст] монография / отв. ред. Н.А. Хачатурян // М.: Наука, - 2006. - 484 с.;
70. Спирова Э.М. Роль символа в изучении конкретной культуры [Текст] статья / Спирова Э.М. // Знание. Понимание. Умение, - 2008. - №1. - С.194-196;
71. Томсинов В.А. Государственный строй абсолютной монархии в Англии: новый взгляд [Текст] статья / Томсинов В.А. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки», - 2014. - № 4 (16). С. 37-52;
72. Трейси Борман. Частная жизнь семьи Тюдоров. Секреты венценосной семьи [Текст]: монография / Трейси Борман // М.: Эксмо-Пресс, - 2017. - 464 с.
73. Уваров П. Ю. Франция XVI в. Опыт реконструкции по нотариальным актам [Текст] монография / Уваров П. Ю. // М.: Наука, - 2004. - 511 с.;
74. Французские короли и императоры / под ред. Петера К. Хартманна [Текст] монография // Ростов-на-Дону: Феникс, - 1997. - 576 с.;
75. Функ Р.В. Конструирование элективных курсов по истории для профильного обучения [Текст] статья / Функ Р.В. // Наука и школа, - 2013. - №6. - 130-134;
76. Хейг К. Елизавета I Английская [Текст] монография / Хейг К. // Ростов н/Д: Феникс, - 1997. - 305 с.;
77. Шевалье П. Генрих III. Шекспировский король [Текст] монография / Шевалье П. // М.: Терра, - 1997. - 848 с.;
78. Шишкин В. В. Королевский двор и политическая борьба во Франции в XVI-XVII веках [Текст] монография / Шишкин В. В. // СПб.: Евразия, - 2004. - 288 с.;
79. Шпаковский В.О. Современные британские историки об оружии и доспехах эпохи Генриха VIII [Текст] статья / Шпаковский В.О. // Наука. Общество. Государство, - 2014. - №2(6). - С. 18-29;
80. Щербакова Е. И. Визуальная история: освоение нового пространства [Текст] статья / Щербакова Е. И. // Исторические исследования в России. М. : АИРО- XXI, - 2011. - С. 473-488;
81.Элиас Н. Придворное общество: исслед. по социологии короля и придвор. Аристократии [Текст] монография / пер. с нем. А.П. Кухтенкова [и др.] // М.: Языки слав. культуры, - 2002. - 368 с.;
82. Эльфонд И.Я. Методы конструирования имиджа власти во Франции второй половины XVI в. Власть, общество, индивид в средневековой Европе [Текст] статья / Эльфонд И.Я. // М.: Наука, - 2008. - С. 423-449.