Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преемственность формирования экологических понятий в начальной и основной школе как средство формирования предметных результатов обучения

Работа №156379

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4880 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Экологическое образование младших школьников в условиях
современной школы 8
1.2. Сущность преемственности в экологическом образовании 17
1.3. Возможности предмета «Окружающий мир» как средства
экологического образования младших школьников 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Психологические и физиологические особенности младших школьников 29
2.2. Экспериментальная методика формирования экологических понятий в
начальной школе 37
2.3. Диагностика учебных достижений выпускников начальной школы, как элемента преемственности начального и основного общего образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В


Глобальные экологические проблемы внесли свои коррективы во взаимоотношения человека и природы, заставили переоценить все достижения мировой цивилизации. Все эти проблемы указывают необходимость повышения качества экологического образования, как способа снижения негативного воздействия на окружающую среду. Это возможно лишь формированию экологической культуры, которая является результатом экологического образования и воспитания.
Экологическая культура достаточно новая область, активно развивающаяся в последние десятилетия. Это своеобразная ответная реакция на глобальные экологические проблемы, благодаря которой возможно сохранение планеты и выживание человечества. Именно она является важнейшей задачей страны, согласно документу "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (от 30апреля 2012г.).
В 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро был принят документ "Повестка Дня на ХХХ век", основу которого составила концепция устойчивого развития. Данная концепция носит интегрированный характер и включает в себя сферы экологии, экономики, а также социальную сферу. А в 1996 году была представлена концепция перехода РФ на модель устойчивого развития, в которой важное место отводилось экологическому образованию.
Однако, в 2002 году на втором Всемирном форуме в Йоханнесбурге по проблемам окружающей среды было установлено, что концепция, принятая в Рио-де-Жанейро не выполнена и экологическая ситуация на планете только ухудшилась.
Важность экологического образования все время освещается государством. В статье 71 федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится об «установке системы всеобщего и комплексного экологического образования» в целях «формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды» [59, с. 67]. В статье 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором «должны принимать участие все уровни власти, органы местного самоуправления, СМИ» [59, с. 68]. Также включение экологических основ произошло и в федеральные государственные стандарты основного общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации [58].
Если проанализировать ФГОС НОО и ФГОС ОО, то наблюдается несоответствие экологической составляющей, что может значительно затруднить обеспечение принципа преемственности экологического образования между начальной и основной школой. Смягчить его как раз возможно путем введения экологической составляющей на уроках окружающего мира.
Проблемами экологического воспитания школьников занимались А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина.
Психологические аспекты взаимодействия школьников с природой рассматривались в работах С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Ясвина и др.
Цели и задачи, содержание, формы и методы экологического образования младших школьников нашли отражение в работах И.К. Блиновой, Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Кондатьевой, В.М. Минаевой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, П.Г. Саморуковой, Н.З. Смирновой С.В. Цветковой и др.
Сложности воспитания любви к природе и бережного отношения к ней школьников исследовали Г.В. Буковская, И.Т. Гайсин, М.В. Емельянова, С.Е. Крылова, В.М. Минаева, Л.В. Моисеева, С.Н. Новикова, Г.В Суйлеманова, Н.Э. Якубова и др.
Актуальность данного исследования объясняется необходимостью преодоления противоречия: в ФГОС НОО и ФГОС ООО наблюдается некоторое несоответствие экологической составляющей, что может значительно затруднить обеспечение принципа преемственности при формировании экологических понятий между начальной и основной школы. Смягчить это несоответствие возможно благодаря введению экологического аспекта на уроках окружающего мира. Данное противоречие объясняет актуальность проблемы исследования: поиск эффективных методов и технологий обучения, которые бы способствовали формированию экологических понятий в рамках предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения преемственности между начальным и общим образованием.
Цель исследования: разработка методики формирования экологических понятий в рамках предмета «Окружающий мир».
Объект исследования: образовательный процесс по дисциплине «Окружающий мир» (4 класс).
Предмет исследования: методика формирования экологических понятий у младших школьников.
Гипотеза: разработанная методика формирования экологических понятий будет обеспечивать преемственность экологического образования между начальной и основной школой как средство формирования предметных результатов если:
• процесс формирования экологических понятий будет осуществляться с учетом возрастных особенностей младших школьников;
• процесс формирования экологических понятий будет осуществляться систематически в рамках предмета «Окружающий мир»;
• будет разработана и апробирована экспериментальная методика по формированию экологических понятий для обеспечения преемственности между начальной и основной школой.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Разработать и апробировать экспериментальную методику по формированию экологических понятий у младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир».
3. Провести диагностику учебных достижений выпускников начальной школы, как элемента преемственности начального и основного общего образования.
Экспериментальная методика проводилась на базе МБАУ «Средняя школа № 93 им. Г.Т. Побежимова» г. Красноярска.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методической системы по формированию экологических знаний как элемента преемственности между начальной и основной школой и апробации данной методической системы на базе МБАУ «Средняя школа № 93 им. Г.Т. Побежимова» г. Красноярска.
Выполнение выпускной квалификационной работы проводилось в три этапа:
1. Диагностический этап (2019 год). Поиск, подбор психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Формулировка темы исследования, обоснование актуальности. Определены предмет, объект, цель и задачи исследования.
2. Подготовительный этап (2020 год). Разработка методики практической части исследования и места ее проведения.
3. Основной этап (2020 - 2021гг.). Проведение исследования, анализ и обработка полученных результатов.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который включает в себя 63 наименования.
Общий объем работы составляет 72 страницы и включает 6 рисунков и 13 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На сегодняшний день экологические проблемы приобрели глобальный характер и свидетельствуют о том, что благополучие состояния окружающей среды, в первую очередь, зависит каждого из нас. Таким образом, приоритетным направлением политики государства по охране окружающей среды выступают экологические знания и экологическая компетентность.
Сегодня экологическое образование приобретает особую актуальность и способствует формированию экологической культуры, которая является уже неотъемлемой частью общей культуры человечества. Начальная школа по праву считается фундаментом общего образования, а психо¬физиологические особенности развития младших школьников создают особые условия для проявления интереса к состоянию природной и социальной среды, что является важным условием эффективности формирования экологических понятий и знаний. В результате проведенной нами работы были сформулированы следующие выводы:
1. Проведенный теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы показал актуальность проблемы исследования. Экологическое образование школьников - одна из важнейших проблем современного этапа развития школы, обеспечивающая привитие экологической культуры. Важной составной частью ее являются экологические знания. Общие теоретические проблемы экологического образования разработали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина. Экологическое образование обучающихся младшего школьного возраста представлено в исследованиях П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, Н.Ф. Виноградовой, Л.П. Салеевой и др.
2. Разработана и апробирована экспериментальная методика по формированию экологических понятий у младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир». Выявлены организационно -
педагогические условия для формирования экологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»: использование системы уроков специального экологического содержания; наполнение тем экологическими терминами; иллюстрирование изучаемых явлений интересными и социально значимыми экологическим материалом; решение проблемных экологических задач; применение системно - деятельностного подхода в виде дидактических игр; работа в группе с учебным и дополнительным материалом.
3. Проведена диагностика учебных достижений выпускников начальной школы, как элемента преемственности начального и основного общего образования. Значительный уровень сформированности экологических понятий у обучающихся дает нам основание сделать вывод об эффективности разработанной методики.



1. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 208с.
2. Бобылева Л. К. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2005. №7. С. 10 -15.
3. Бобылева Л.К., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2010. № 5. С.64-75.
4. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Пробл. формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 209 с.
5. Бушканец М.Г., Леухин Б.Д. Хрестоматия по педагогике. Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1976. 402с.
6. Водяха Ю.Е., Водяха С.А. Психология младшего школьника : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2018.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: Издательство «Перспектива», 2019. 224с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.
9. Гайсин И.Т. Преемственность экологического воспитания: Монография. Казань: КГПИ, 1999. 204с.
10. Гайсин И.Т. Внеурочная работа по экологическому образованию и воспитанию школьников // Экология в школе: до и после. 2008. № 2. С. 3¬7.
11. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования: монография. Казнь: Изд-во «Тан-Заря», 2002. 198с.
12. Горшеков С.П. Экология и географические основы охраны природы: учеб. пособие для учителей начальных классов. М: Просвещение, 2008. 257 с.
13. Голикова Т.В., Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. 264с.
14. Голикова Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. 68с.
15. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
16. Завьялова Н.Ю. особенности воли младших школьников// Образование и воспитание. 2017. № 1.1. С. 19-21.
17. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. М.: Педагогика, 2001. 266 с.
18. Зверев И.Д., Суравегина Л.Т. Отношение школьников к природе. М. : Педагогика, 1988. 128 с.
19. Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. М.: Просвещение, 2011. 255с.
20. Корнер Т В. Экологическая подготовка учителей биологии в процессе повышения квалификации. Дис. канд. пед. наук. Л, 1989. 196.
21. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2006. 940с.
22. Кустов Ю.А., Бахаров Н.П., Воронин В.Н. Преемственность в системе
непрерыного образования. Учебное пособие. Тольятти: ТолПИ,
Волжский университет им. В.Н. Татищева, 1999. 220с.
23. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика, 1993. №2. С.19-21.
24. Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. Москва: РЭФИА, 1996.
25. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология: учебное пособие для 9-11 классов общеобразовательных школ. М.: «Школа пресс», 1996. 464с.
26. Маркова. А., Горелова Г.Г. Психологическая характеристика мотивации
учения школьников. Виды мотивов учения. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.
27. Миркин Б.М., Наумова А.Г. Экология России. Учебник для 9 - 11 классов общеобразовательных школ. М.: АО «МДС» ЮНИСАН, 1995. 232с.
28. Миронов А. В. Экологическое воспитание младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 263 с.
29. Миронов В.А. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: Учеб. пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвузов. М.: Педагогическое общество России, 2002. 360с.
30. Мукашев З.А. Преемственность как момент развития. Алма - Ата, 1980. 203с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 640с.
32. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы// Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Томск: Дельтаплан, 2019. 352 с.
33. Нинадрова Н.Н. Воспитание у младших школьников прекрасного// Начальная школа. 1998. №6. С. 105-106.
34. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для вузов. М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. 460с.
35. Покровская О. В., Щепеткова Н.Н. Экология. Актуальные проблемы// Библиотечный альманах. Ярославль , 2001 . №1. С. 39-44.
36. Пономарева И.Н. Экологические понятия, их система и развитие в курсе биологии. Л: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1979. 87 с.
37. Покровская О. В., Щепеткова Н.Н. Экология. Актуальные проблемы// Библиотечный альманах. Ярославль , 2001 . №1. С. 39-44.
38. Плешков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. М.: Просвещение, 2014. 205 с
39. Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2013.
40. Попов А. А. Различные подходы к изучению понятия преемственности // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. Москва: Буки-Веди, 2015. С. 20-22.
41. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / под ред. А.А. Реана. СПб.: «прайм - ЕВРОЗНАК», 2005. 416с.
42. Педагогический терминологический словарь. URL:
http//pedago gical dictionary. academic. ru/
43. Пропп В.Я. Экологические сказки для детей. М.: Владос, 2012. 405 с.
44. Рохлов В.С., Скворцов П.М. Диагностика учебных достижений выпускников начальной школы как элемент преемственности начального и основного общего образования// Биология в школе, 2016. № 4. С. 13-21.
45. Рыкова Н.В. Применение игровых технологий в экологическом образовании младших школьников [электронный ресурс] // Инновации в естественнонаучном образовании: материалы XI Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Красноярск, 26 октября 2019 г. С. 173-175. URL:http://elib.kspu.ru/document/55299(дата обращения: 20.04.2020).
46. Рыкова Н.В. Проблемы экологического образования в современной начальной школе [электронный ресурс] // Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы: материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 23 апреля 2020. С. 113¬115 URL:http://elib.kspu.ru/document/56349(дата обращения 19.09.2020).
47. Рыкова Н.В. Диагностика экологических знаний и умений как элемент преемственности начального и основного общего образования// Инновации в естественнонаучном образовании: XII Всероссийская (с международным участием) научно-методическая конференция.
Красноярск, 29 октября 2020. С. 120-122. URL:
http://elib.kspu.ru/get/106662
48. Сайт МАО СШ № 93 им. Г.Т. Побежимова URL:https: //maou93 .ru/
49. Самкова В.А. Биология в 5 классе: проблемы преемственности начального и основного образования // Биология в школе. - 2013. № 1. 10 - 13с.
50. Смирнова Н.З. Экологическая азбука. Красноярск.: Бонус, 1996 . 128с.
51. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Основные вопросы методики обучения экологии: учебное пособие. Красноярск / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. 212с.
52. Смирнова Н.З. Теория и практика экологического образования в условиях современных школ: учеб. пособие. Красноярск, 2004. 280с.
53. Смирнова Н.З., Александрова И.М. Практико - ориентированная деятельность обучающихся по биологии как условие формирования универсальных учебных действий: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2021. 172с.
54. Токарев, А. А. Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах // Образование и воспитание. 2015. № 1. С. 17-20.
55. Токвель К.Г., Кувшинова О.М., Сальникова М.Б. Экологическая игротека. Пособие для педагогов начальной школы и воспитателей детских садов. СПб, 2017.
56. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Новосибирск, 2013. 128с.
57. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 48с.
58. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011. 62с.
59. Федеральный закон «Об охране окружающей среды». М.: Норматика, 2019. 72с.
60. Ardoin N. M. Nature-based tourism's impact on environmental knowledge, attitudes, and behavior: a review and analysis of the literature and potential future research. / N. M. Ardoin, M. Wheaton, A. W. Bowers, C. A. Hunt, H. Durham, N. M. Ardoin / J. Sustain, 2015. p. 838-858.
61. Chiras, Daniel. Environmental science: action for a sustainable future. 3rd ed. Redwood City; Fort Collins; Menlo Park: The Benjamin/
62. Zoglowek Herbert Norwegian Friluftsliv: A Way of Living and Learning in Nature / Herbert Zoglowek [and others]. - Waxmann Verlag, 2018. 214 p.
63. West A. Environmental education in the educational systems of the European Union / A. West, E. Stokes, A. Edge. - Commissioned by the Environment Directorate-General of the European Commission, 2011- 31p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ