Преемственность формирования экологических понятий в начальной и основной школе как средство формирования предметных результатов обучения
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Экологическое образование младших школьников в условиях
современной школы 8
1.2. Сущность преемственности в экологическом образовании 17
1.3. Возможности предмета «Окружающий мир» как средства
экологического образования младших школьников 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Психологические и физиологические особенности младших школьников 29
2.2. Экспериментальная методика формирования экологических понятий в
начальной школе 37
2.3. Диагностика учебных достижений выпускников начальной школы, как элемента преемственности начального и основного общего образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Экологическое образование младших школьников в условиях
современной школы 8
1.2. Сущность преемственности в экологическом образовании 17
1.3. Возможности предмета «Окружающий мир» как средства
экологического образования младших школьников 22
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29
2.1. Психологические и физиологические особенности младших школьников 29
2.2. Экспериментальная методика формирования экологических понятий в
начальной школе 37
2.3. Диагностика учебных достижений выпускников начальной школы, как элемента преемственности начального и основного общего образования 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Глобальные экологические проблемы внесли свои коррективы во взаимоотношения человека и природы, заставили переоценить все достижения мировой цивилизации. Все эти проблемы указывают необходимость повышения качества экологического образования, как способа снижения негативного воздействия на окружающую среду. Это возможно лишь формированию экологической культуры, которая является результатом экологического образования и воспитания.
Экологическая культура достаточно новая область, активно развивающаяся в последние десятилетия. Это своеобразная ответная реакция на глобальные экологические проблемы, благодаря которой возможно сохранение планеты и выживание человечества. Именно она является важнейшей задачей страны, согласно документу "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (от 30апреля 2012г.).
В 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро был принят документ "Повестка Дня на ХХХ век", основу которого составила концепция устойчивого развития. Данная концепция носит интегрированный характер и включает в себя сферы экологии, экономики, а также социальную сферу. А в 1996 году была представлена концепция перехода РФ на модель устойчивого развития, в которой важное место отводилось экологическому образованию.
Однако, в 2002 году на втором Всемирном форуме в Йоханнесбурге по проблемам окружающей среды было установлено, что концепция, принятая в Рио-де-Жанейро не выполнена и экологическая ситуация на планете только ухудшилась.
Важность экологического образования все время освещается государством. В статье 71 федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится об «установке системы всеобщего и комплексного экологического образования» в целях «формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды» [59, с. 67]. В статье 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором «должны принимать участие все уровни власти, органы местного самоуправления, СМИ» [59, с. 68]. Также включение экологических основ произошло и в федеральные государственные стандарты основного общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации [58].
Если проанализировать ФГОС НОО и ФГОС ОО, то наблюдается несоответствие экологической составляющей, что может значительно затруднить обеспечение принципа преемственности экологического образования между начальной и основной школой. Смягчить его как раз возможно путем введения экологической составляющей на уроках окружающего мира.
Проблемами экологического воспитания школьников занимались А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина.
Психологические аспекты взаимодействия школьников с природой рассматривались в работах С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Ясвина и др.
Цели и задачи, содержание, формы и методы экологического образования младших школьников нашли отражение в работах И.К. Блиновой, Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Кондатьевой, В.М. Минаевой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, П.Г. Саморуковой, Н.З. Смирновой С.В. Цветковой и др.
Сложности воспитания любви к природе и бережного отношения к ней школьников исследовали Г.В. Буковская, И.Т. Гайсин, М.В. Емельянова, С.Е. Крылова, В.М. Минаева, Л.В. Моисеева, С.Н. Новикова, Г.В Суйлеманова, Н.Э. Якубова и др.
Актуальность данного исследования объясняется необходимостью преодоления противоречия: в ФГОС НОО и ФГОС ООО наблюдается некоторое несоответствие экологической составляющей, что может значительно затруднить обеспечение принципа преемственности при формировании экологических понятий между начальной и основной школы. Смягчить это несоответствие возможно благодаря введению экологического аспекта на уроках окружающего мира. Данное противоречие объясняет актуальность проблемы исследования: поиск эффективных методов и технологий обучения, которые бы способствовали формированию экологических понятий в рамках предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения преемственности между начальным и общим образованием.
Цель исследования: разработка методики формирования экологических понятий в рамках предмета «Окружающий мир».
Объект исследования: образовательный процесс по дисциплине «Окружающий мир» (4 класс).
Предмет исследования: методика формирования экологических понятий у младших школьников.
Гипотеза: разработанная методика формирования экологических понятий будет обеспечивать преемственность экологического образования между начальной и основной школой как средство формирования предметных результатов если:
• процесс формирования экологических понятий будет осуществляться с учетом возрастных особенностей младших школьников;
• процесс формирования экологических понятий будет осуществляться систематически в рамках предмета «Окружающий мир»;
• будет разработана и апробирована экспериментальная методика по формированию экологических понятий для обеспечения преемственности между начальной и основной школой.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Разработать и апробировать экспериментальную методику по формированию экологических понятий у младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир».
3. Провести диагностику учебных достижений выпускников начальной школы, как элемента преемственности начального и основного общего образования.
Экспериментальная методика проводилась на базе МБАУ «Средняя школа № 93 им. Г.Т. Побежимова» г. Красноярска.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методической системы по формированию экологических знаний как элемента преемственности между начальной и основной школой и апробации данной методической системы на базе МБАУ «Средняя школа № 93 им. Г.Т. Побежимова» г. Красноярска.
Выполнение выпускной квалификационной работы проводилось в три этапа:
1. Диагностический этап (2019 год). Поиск, подбор психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Формулировка темы исследования, обоснование актуальности. Определены предмет, объект, цель и задачи исследования.
2. Подготовительный этап (2020 год). Разработка методики практической части исследования и места ее проведения.
3. Основной этап (2020 - 2021гг.). Проведение исследования, анализ и обработка полученных результатов.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который включает в себя 63 наименования.
Общий объем работы составляет 72 страницы и включает 6 рисунков и 13 таблиц.
Экологическая культура достаточно новая область, активно развивающаяся в последние десятилетия. Это своеобразная ответная реакция на глобальные экологические проблемы, благодаря которой возможно сохранение планеты и выживание человечества. Именно она является важнейшей задачей страны, согласно документу "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (от 30апреля 2012г.).
В 1992 году на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро был принят документ "Повестка Дня на ХХХ век", основу которого составила концепция устойчивого развития. Данная концепция носит интегрированный характер и включает в себя сферы экологии, экономики, а также социальную сферу. А в 1996 году была представлена концепция перехода РФ на модель устойчивого развития, в которой важное место отводилось экологическому образованию.
Однако, в 2002 году на втором Всемирном форуме в Йоханнесбурге по проблемам окружающей среды было установлено, что концепция, принятая в Рио-де-Жанейро не выполнена и экологическая ситуация на планете только ухудшилась.
Важность экологического образования все время освещается государством. В статье 71 федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится об «установке системы всеобщего и комплексного экологического образования» в целях «формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды» [59, с. 67]. В статье 74 определена необходимость всеобщего экологического просвещения населения, в котором «должны принимать участие все уровни власти, органы местного самоуправления, СМИ» [59, с. 68]. Также включение экологических основ произошло и в федеральные государственные стандарты основного общего образования, в которых говорится, что экологическое образование должно осуществляться на всех уровнях общего образования через урочную и внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы организации [58].
Если проанализировать ФГОС НОО и ФГОС ОО, то наблюдается несоответствие экологической составляющей, что может значительно затруднить обеспечение принципа преемственности экологического образования между начальной и основной школой. Смягчить его как раз возможно путем введения экологической составляющей на уроках окружающего мира.
Проблемами экологического воспитания школьников занимались А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина.
Психологические аспекты взаимодействия школьников с природой рассматривались в работах С.Д. Дерябо, В.И. Панова, В.А. Ясвина и др.
Цели и задачи, содержание, формы и методы экологического образования младших школьников нашли отражение в работах И.К. Блиновой, Н.Ф. Виноградовой, Н.Н. Кондатьевой, В.М. Минаевой, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой, П.Г. Саморуковой, Н.З. Смирновой С.В. Цветковой и др.
Сложности воспитания любви к природе и бережного отношения к ней школьников исследовали Г.В. Буковская, И.Т. Гайсин, М.В. Емельянова, С.Е. Крылова, В.М. Минаева, Л.В. Моисеева, С.Н. Новикова, Г.В Суйлеманова, Н.Э. Якубова и др.
Актуальность данного исследования объясняется необходимостью преодоления противоречия: в ФГОС НОО и ФГОС ООО наблюдается некоторое несоответствие экологической составляющей, что может значительно затруднить обеспечение принципа преемственности при формировании экологических понятий между начальной и основной школы. Смягчить это несоответствие возможно благодаря введению экологического аспекта на уроках окружающего мира. Данное противоречие объясняет актуальность проблемы исследования: поиск эффективных методов и технологий обучения, которые бы способствовали формированию экологических понятий в рамках предмета «Окружающий мир» с целью обеспечения преемственности между начальным и общим образованием.
Цель исследования: разработка методики формирования экологических понятий в рамках предмета «Окружающий мир».
Объект исследования: образовательный процесс по дисциплине «Окружающий мир» (4 класс).
Предмет исследования: методика формирования экологических понятий у младших школьников.
Гипотеза: разработанная методика формирования экологических понятий будет обеспечивать преемственность экологического образования между начальной и основной школой как средство формирования предметных результатов если:
• процесс формирования экологических понятий будет осуществляться с учетом возрастных особенностей младших школьников;
• процесс формирования экологических понятий будет осуществляться систематически в рамках предмета «Окружающий мир»;
• будет разработана и апробирована экспериментальная методика по формированию экологических понятий для обеспечения преемственности между начальной и основной школой.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.
2. Разработать и апробировать экспериментальную методику по формированию экологических понятий у младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир».
3. Провести диагностику учебных достижений выпускников начальной школы, как элемента преемственности начального и основного общего образования.
Экспериментальная методика проводилась на базе МБАУ «Средняя школа № 93 им. Г.Т. Побежимова» г. Красноярска.
Научная новизна и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методической системы по формированию экологических знаний как элемента преемственности между начальной и основной школой и апробации данной методической системы на базе МБАУ «Средняя школа № 93 им. Г.Т. Побежимова» г. Красноярска.
Выполнение выпускной квалификационной работы проводилось в три этапа:
1. Диагностический этап (2019 год). Поиск, подбор психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. Формулировка темы исследования, обоснование актуальности. Определены предмет, объект, цель и задачи исследования.
2. Подготовительный этап (2020 год). Разработка методики практической части исследования и места ее проведения.
3. Основной этап (2020 - 2021гг.). Проведение исследования, анализ и обработка полученных результатов.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, который включает в себя 63 наименования.
Общий объем работы составляет 72 страницы и включает 6 рисунков и 13 таблиц.
На сегодняшний день экологические проблемы приобрели глобальный характер и свидетельствуют о том, что благополучие состояния окружающей среды, в первую очередь, зависит каждого из нас. Таким образом, приоритетным направлением политики государства по охране окружающей среды выступают экологические знания и экологическая компетентность.
Сегодня экологическое образование приобретает особую актуальность и способствует формированию экологической культуры, которая является уже неотъемлемой частью общей культуры человечества. Начальная школа по праву считается фундаментом общего образования, а психо¬физиологические особенности развития младших школьников создают особые условия для проявления интереса к состоянию природной и социальной среды, что является важным условием эффективности формирования экологических понятий и знаний. В результате проведенной нами работы были сформулированы следующие выводы:
1. Проведенный теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы показал актуальность проблемы исследования. Экологическое образование школьников - одна из важнейших проблем современного этапа развития школы, обеспечивающая привитие экологической культуры. Важной составной частью ее являются экологические знания. Общие теоретические проблемы экологического образования разработали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина. Экологическое образование обучающихся младшего школьного возраста представлено в исследованиях П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, Н.Ф. Виноградовой, Л.П. Салеевой и др.
2. Разработана и апробирована экспериментальная методика по формированию экологических понятий у младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир». Выявлены организационно -
педагогические условия для формирования экологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»: использование системы уроков специального экологического содержания; наполнение тем экологическими терминами; иллюстрирование изучаемых явлений интересными и социально значимыми экологическим материалом; решение проблемных экологических задач; применение системно - деятельностного подхода в виде дидактических игр; работа в группе с учебным и дополнительным материалом.
3. Проведена диагностика учебных достижений выпускников начальной школы, как элемента преемственности начального и основного общего образования. Значительный уровень сформированности экологических понятий у обучающихся дает нам основание сделать вывод об эффективности разработанной методики.
Сегодня экологическое образование приобретает особую актуальность и способствует формированию экологической культуры, которая является уже неотъемлемой частью общей культуры человечества. Начальная школа по праву считается фундаментом общего образования, а психо¬физиологические особенности развития младших школьников создают особые условия для проявления интереса к состоянию природной и социальной среды, что является важным условием эффективности формирования экологических понятий и знаний. В результате проведенной нами работы были сформулированы следующие выводы:
1. Проведенный теоретический анализ психолого - педагогической и методической литературы показал актуальность проблемы исследования. Экологическое образование школьников - одна из важнейших проблем современного этапа развития школы, обеспечивающая привитие экологической культуры. Важной составной частью ее являются экологические знания. Общие теоретические проблемы экологического образования разработали А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина. Экологическое образование обучающихся младшего школьного возраста представлено в исследованиях П.Г. Саморуковой, Н.Н. Кондратьевой, Н.Ф. Виноградовой, Л.П. Салеевой и др.
2. Разработана и апробирована экспериментальная методика по формированию экологических понятий у младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир». Выявлены организационно -
педагогические условия для формирования экологических понятий при изучении предмета «Окружающий мир»: использование системы уроков специального экологического содержания; наполнение тем экологическими терминами; иллюстрирование изучаемых явлений интересными и социально значимыми экологическим материалом; решение проблемных экологических задач; применение системно - деятельностного подхода в виде дидактических игр; работа в группе с учебным и дополнительным материалом.
3. Проведена диагностика учебных достижений выпускников начальной школы, как элемента преемственности начального и основного общего образования. Значительный уровень сформированности экологических понятий у обучающихся дает нам основание сделать вывод об эффективности разработанной методики.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В МЛАДШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Методологические основы построения и реализации дидактической системы межпредметных связей в курсе физики средней школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КАССОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



