Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта «По дороге знаний» 8
1.1. Формирование навыка чтения в онтогенезе 8
1.2. Специфика формирования навыка чтения у детей с дислексией 13
1.3. Анализ логопедических методов и приемов по коррекции и
профилактике нарушений навыка чтения у детей с дислексией 18
1.4. Организация и методика проведения предпроектного исследования,
направленного на разработку проекта по предупреждению трудностей в формировании навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 30
1.5. Проведение предпроектного исследования и анализ результатов 37
Глава II. Разработка проекта, направленного на предупреждение трудностей в формировании навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 54
2.1.1 Организационно-методическое описание проекта по предупреждению
трудностей в формировании процесса чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 54
2.1.2 Паспорт проекта 58
2.1.3 Жизненный цикл проекта 60
2.1.4 Программа логопедической работы 62
Заключение 102
Библиография 104
Приложения 115
Чтение является одной из важнейших интеллектуальных функций, которая целенаправленно влияет на формирование личности человека, его взглядов, мышления, понимания.
Несформированность навыка чтения влечет за собой трудности в освоении школьной программы ребенком, становятся препятствием в развитии мыслительных процессов и памяти.
По статистке в г. Красноярске не освоили программу начального образования в 2017/2018 г. 248 детей, 2018/2019 г. 334 человека, что на 34,67 % больше (при общем количестве учащихся 1-4 классов в г. Красноярске в 2018/ 2019 г. 51 513 человек) 1.
Если нарушения навыка чтения у ребенка достигают той степени выраженности, которая не позволяет говорить об автоматизации навыка, то речь идет о расстройстве всего процесса овладения чтением.
«По данным А.Н. Корнева, дислексия наблюдается у 4,8% учащихся 7-8-летнего возраста» .
Вопросы предупреждения нарушения навыка чтения и разработка практических рекомендаций для специалистов, работающими с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к школьному обучению, а именно к чтению и письму, остаются актуальными.
Как показали исследования А.Н.Корнева (1995 г.) при выявлении предрасположенности к дислексии в 5 - 7 лет и проведение профилактики, чтение доходит до нормы в 82%, а при выявлении в 1 классе - это происходит только в 46%.
По мнению отечественного психолога Л.С. Выготского обучение ребенка в школе никогда не начинается с пустого места, а опирается на определенную стадию развития, проделанную им до поступления в школу.
Изучением проблемы нарушения навыка чтения ученые занимаются более ста лет. Среди зарубежных ученых А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург - искали ответы в вопросах трудностей освоения навыка чтения. Отечественные ученые М.Е. Хватцев, Р.Е. Левина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Н.А. Спирова, Г.В. Чиркина внесли весомый вклад в исследования причин нарушения при формировании навыка чтения, а также П.А. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Корнев посвятили свои фундаментальные работы изучению процесса чтения.
Таким образом, тема нашего исследования актуальна, так как своевременное выявление и предупреждение нарушений навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и их коррекция позволят успешно подготовиться к обучению в школе и, соответственно, к дальнейшему успешному процессу формирования личности человека.
Проблема нашей работы проектного типа состоит в противоречии между теоретическим обоснованием возможности предупреждения нарушений навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточностью специализированного методического и практического инструментария, направленного на предупреждения трудностей в формировании навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель проекта - теоретически обосновать, разработать и начать процесс внедрения программы логопедической работы, направленной на предупреждение трудностей в формирование навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект проектной работы - речевые предпосылки формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет проектной работы - программа логопедической работы, направленной на предупреждение трудностей в формировании навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи:
1. Теоретически обосновать проект, направленный на предупреждение трудностей в формировании навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Провести предпроектное исследование, направленное на:
• исследование трудностей формирования навыка чтения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
• исследование предпосылок формирования навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Составить программу логопедической работы с учетом выявленных нарушений.
4. Составить методические рекомендации по внедрению проекта в образовательную организацию.
Методы проектного исследования:
• теоретический применен при анализе литературы по проблеме исследования;
• эмпирический - метод педагогического наблюдения, беседа;
• экспериментальный использован в констатирующем эксперименте;
• статистический - количественный и качественный анализ экспериментального материала; математическая обработка полученных данных.
Проектной идей является создание программы логопедической работы, направленной на предупреждение трудностей в формировании навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретические и методологические основы исследования:
• система речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев);
• фундаментальные научно-теоретические нейрофизиологические и нейропсихологические положения о системе организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Р.А. Лурия);
• принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве речевого и психического развития, комплексном подходе к его изучению (Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Теоретическая значимость проекта.
Проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представления о профилактике нарушений в формировании процесса чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость проекта.
Комплексный подход к формированию речевых предпосылок навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, рассмотренный в планировании занятий, позволит логопедам сформировать устойчивый навык чтения в дальнейшем и предупредить трудности по возникновению нарушений навыка чтения.
Эмпирическая база проекта: МБДОУ «Детский сад № 120 комбинированного вида» г. Красноярска, МБОУ СОШ № 10 г. Красноярска.
Структура проекта соответствует требованиям Приказа «Об утверждении Методических рекомендаций по выполнению научно-исследовательских работ проектного вида в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им В.П. Астафьева» №225 (п) от 05.04.2018 г.
Проект содержит: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения (акт о принятии к внедрению проекта, а также материалы предпроектного исследования, конспекты занятий, составленных в рамках апробации продукта проекта, ознакомительные фрагменты продукта проекта, справка Антиплагиат).
Полноценно овладеть навыком чтения в школе, что подразумевает как умение быстро и выразительно читать, так и понимать возможно только при систематической и целенаправленной работе над формированием предпосылок навыка чтения. Успешность этого процесса зависит как от раннего выявления предрасположенности к нарушению, так и проведения комплексных предупредительных мер.
В связи с этим были составлены методики, протоколы обследования, подобран стимульный материал, разработаны оценки сформированности речевых предпосылок, проведен констатирующий эксперимент, состоящий из двух серий, по итогам проведенного эксперимента результаты проанализированы.
Исходя из анализа литературы по теме исследования, а также на основании результатов констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что такие недостаточно развитые компоненты как активная речь, фонематический анализ и синтез, грамматический строй речи, лексический запас, связная речь становятся препятствием для прогресса в овладении чтением ребенка в школе.
В случае недостаточной сформированности рассматриваемых речевых предпосылок навыка чтения возможно в дальнейшем констатировать семантическую, фонематическую или аграмматическую дислексию.
Накопленный объем теоретической литературы по проблеме обследования навыка чтения и его предпосылок и недостаток в практико-ориентированных ресурсах, а также полученные результаты констатирующего эксперимента определили необходимость создания Проекта, направленного на предупреждение трудностей в формировании навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Разработанная программа, направленная на предупреждение трудностей в формировании навыка чтения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня направлена на развитие фонетического анализа и синтеза, лексико - грамматического строя речи, связной речи имеет теоретическую и практическую актуальность. Наличие конспектов и планов занятий с заданиями, наглядный материал помогут воспитателям и педагогам, а также родителям, работающими в детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, достичь ребенку высокого уровня развития речевых предпосылок навыка чтения для полноценного овладения им в школе. Учебно-методический комплекс принят к внедрению.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Агранович, З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович, О.Р. Гофман. - СПб.: Детство- Пресс, 2004. - 147 с.
2. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова / З.Е.Агронович. СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 48 с.
3. Александрова, Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников: пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 48 с.
4. Алтухова, Т. А. Направления логопедической работы по преодолению трудностей формирования навыка чтения у младших школьников // Т.А. Алтухова : сб.научных статей VII Международной конференции Российской ассоциации дислексии Москва 2017, -с.6
5. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. /Ананьев Б.Г. М: Просвещение, 1979. — 431 с., ил.
6. Атрощенко, В.Н. Программа коррекционно-педагогической работы по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.Н. Атрощенко, В.Г. Арапова. - Тольятти: Фонд «Развитие через образование», 2008. - 300 с.
7. Баль, Н.Н., Захарченя, И.А. Обследование чтения и письма /
Н. Н. Баль, И. А. Захарченя. - Минск: Ураджай, 2001.-74с.
8. Безруких, М.М. Ступеньки к школе [Текст] / М.М. Безруких. - М.: Дрофа, 2000. - 147 с.
9. Беккер, Р. Нарушения речи как фактор, обусловливающий затруднения в обучении чтению и правописанию / Р. Беккер. М: ВЛАДОС, 2007. - 112 с.
10. Бесонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей / Т.П. Бесонова, О.Е. Грибова. - М. : Издательство «Аркти», 1998. - 103 с.
11. Воеводина, Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) / Е.С. Воеводина // Школьный логопед. -
2006. - № 6(15). - С 11-15.
12. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студентов дефектологических фак.пед.вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
13. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по
преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. М.: Национальный книжный центр, 2015. 320
с.URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=35549981 (дата обращения: 16.04.2021).
14. Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с
обучением // Умственное развитие детей в процессе обучения: сб. ст. М.; Л.: Государственное учебно-педагогическое изд-во, 1935. С. 33-52.
URL:http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=79865
(дата обращения: 15.04.2021).
15. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С.Выготский.. - М.:
Психологос, 2012. - 423 с.
16. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2007. - 128 с.
17. Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. М.: 1996. - 89 с.
18. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения . / Т.Г. Егоров С- Петербург: Каро, 2006. - 296с.
19. Дейвис, Рональд Д. Дар дислексии./ Рональд Д. Дейвис. Изд.: Кэл Пресс.
1997. - 160c.
URL: http://davis-method.narod.ru/Gift of Dyslexia.doc(дата обращения 10.04.2021)
20. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. - 138 с.
21. Жукова, Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Эксмо, 2011. - 288 с.
22. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Электронный ресурс] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - КнигоМир, 2011. - 320 с.
23. Журова, Л.Е. Обучение грамоте детей в детском саду / Л.Е. Журова. - М: Вентана-Граф, 2010. - 138 с.
24. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с нарушением речи / Г.А. Каше. - М: Книга по требованию, 2012 . - 171с.
25. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопедов / Г.А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 205 с.
26. Ковшиков, В.А. Серии сюжетных картинок: пособие для развития связной речи / В.А. Ковшиков. - СПб. : Нива, 1996. - 12 с.
27. Кобзарева, Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. - Воронеж: Учитель, 2001. - 80 с.
28. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: метод. пособие / под ред. Ю.Ф. Гаркуши. - М. : ООО «Центр Гуманитарной литературы «РОН», 2001. - 157с.
29. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно -методическое пособие / А.Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
30. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи / А.Н. Корнев. - СПб.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007. - 124 с.
31. Лалаева, Р.И. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектолог. факультетов пед вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн./ Р.И.Лалаева. - М.:Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС,2007. - Кн. !У:Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия, - 303с.
32. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - М.: Союз, 1999. - 75 с. 91
33. Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 303 с.
34. Лалаева, Р.И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В., — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с.
35. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников:учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И.Лалаева. — М.: Просвещение, 1983.-204с.
36. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. — Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. —224с.
37. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: избранные труды / Ред.- сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - М.: АРКТИ, 2005. - 224 с.
38. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. - М.: АльянС, 2014. - 368 с.
39. Левина, Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей. // Р.Е. Левина. Научно-практический институт специальных.школ и детских домов Наркомпроса РСФСР. - Москва :Учпедгиз, 1940. - 72 с.
40. Леонтьев, А.Н. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. - М., 2005. - 300 с.
41. Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе /А. Р. Лурия, Л.С. Цветкова. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2008 - 64 с.
42. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - Ростов-на-дону: Феникс,
1998. - 306 с.
43. Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах./ М.Р.Львов, Т.Г. Рамзаева . // М.: Просвещение, 1979. - 431 с.
44. Мамаева, А.В. Обследование речи младших школьников: Методические рекомендации/ А.В.Мамаева. // Красноярск: Литера-принт, - 2015. -117с.
45. Маркова, Л.С. Построение коррекционной среды для дошкольников [Текст] / Л.С. Маркова. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 174 с.
46. Милостивенко, Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: из опыта работы / Л.Г. Милостивенко. - СПб:Фирма «Стройпечать». 1995. -35с.
47. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников с нарушениями речи. Из опыта работы / С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 1987. - 143 с.
48. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - 2-е изд., стер. - М.: Тривола, 1997. - 360 с.
49. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /Л.М. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
50. Парамонова, Л.Г. Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия / Р.Е. Левина. - М.: АСТ; Сова, 2009. - 464 с.
51. Поливара, З.В. Нейролингвистические основы нарушения речи [Электронный ресурс] / З.В. Поливара. - М.: ФЛИНТА, 2013. - 176 с.
52. Попова, Е.А. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: дис. канд. пед. наук: защищена 12.04.2010: утв. 24.09.2010/ Е.А. Попова. - М.: Изд-во Моск. гос. гумм. ун-т им. М.А. Шолохова, 2010. - 220 с.
53. Правдина, О.В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов / О.В.Правдина — М.: Просвещение, 1973. — 272 с.
54. Румянцева, М.В. Неврологические аспекты дислексии у детей: диссертация канд. мед. наук: защищена 14.10.2006: утв. 24.12.2010/ 93 М.В.Румянцева. - М.: ГОУВПО "Российский государственный медицинский университет", 2006. - 159 с.
55. Русецкая, М.Н. Нарушения чтения у младших школьников: Анализ речевых и зрительных причин: Монография / М.Н. Русецкая. - СПб.: КАРО, 2007. - 192 с.
56. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 369 с.
57. Сагалова, О.П. Особенности работы воспитателя логопедической группы [Электронный ресурс] / О.П. Сагалова // Электронный научно - практический журнал «Ресурсы, обзоры и новости образования», - 2012. - Вып. 17 - Инновации: методика и практика.
58. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова. - М.: 2003. - 100 с.
59. Сальникова, Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи //Т.П. Сальникова Т.П. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»1996, - 319с.
60. Самусикова, Л.А. Игры для развития речи и мышления дошкольников / Л.А. Самусикова // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 65- 69.
61. Сековец, Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под ред. Л.С. Сековец. — М.: АРКТИ, 2006. — 360 с.
62. Сековец, Л.С. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 2. Обучение детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ / Под ред. Л.С. Сековец. — М.: АРКТИ, 2006. — 368 с.
63. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Г.В. Стребелевой. - М.: 2002. - 153 с.
64. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс-стиль, 2003. - 160 с.
65. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. - М.: Педагогика, 1980. - 216 с. 94
66. Соловьева, Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. Библиотека журнала «Логопед» / Н.В. Соловьева. - М.: Сфера, 2009. - 64 с.
67. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
68. Спирина, Н.П. Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению / Н.П. Спирина, Л.Ю. Александрова. - М.: Владос, 2014. - 96 с.
69. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник / И.А.Смирнова. - М.: Каро, 2014. - 232 с.
70. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие для пед. вузов / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Академия, 2001. - (Высшее образование). - 312 с.
71. Токарева, О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О.А. Токарева //под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1999. - 159 с.
72. Хамидулина, Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе [Текст] / Р. М. Хамидулина. - М.: Издательство «Экзамен», 2009 . - 124 с.
73. Хватцев, М. Е. Логопедия/ М.Е. Хватцев. М.: Учпедгиз, 1959. - 476 с.
74. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
75. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989.—223 с.
76. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение: учебно-методическое пособие / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова . - М.: Гном и Д, 2000. - 128 с.
77. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1991. - 44 с.
78. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста /. Монография. - М., 2000. - 314 с.
79. Фомичева, М.Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
80. Фотекова, Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи / Т.А. Фотекова // Дефектология. - 1994. - № 2. - С. 16-24.
81. Шевченко, С.Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и реабилитации детей с трудностями в обучении / С.Г.Шевченко// Дефектология. 1995. - № 5. - С. 23-28.
82. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. Санкт-Петербург, Дельта, 1996 с.384.
83. Эльконин, Д.Б. Развитие умственной и письменной речи учащихся / Д.Б. Эльконин. - М.: ИНТОР, 1998. - 112 с.
84. Антипкина И.В., Кузнецова М.И., Карданова Е.Ю. Почему нужно исследовать формирование навыков чтения, что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении. // Вопросы образования, 2017, №2, c.207.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-nuzhno-issledovat-formirovanie-
navykov-chteniyachto-sposobstvuet-i-chto-meshaet-progressu-detey-v-chtenii(дата обращения 10.04.2021)
85. Безруких, М.М. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет/ / М.М. Безруких, О.Ю. Крещенко : текст научной статьи по специальности «Психологические науки». - 2013.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-mehanizmy-
formirovaniya-navyka-pisma-u-detey-6-7-i-9-10-let
(дата обращения 10.04.2021)
86. Корнев, А.Н. Современные тенденции в изучении дислексий у детей / Г.В. Чиркина, А.Н. Корнев // Дефектология. 2005. №1.
87. Иванилова М.А. Обзор диагностических методик выявления нарушений чтения у учащихся общеобразовательной школы//Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - №58. c.4
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-navykov-
chteniya-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya(дата обращения 10.04.2021)
88. Информационно-аналитический сборник «Красноярский стандарт качества образования» 2017-2019 гг. [Электронный ресурс] - URL:https://krasobr.admkrsk.ru/wp-content/uploads/2019/09/Sbornik 2017-2019.pdf(дата обращения 06.04.2021г.)
89. Проглядова Г.А. Особенности письменной речи в норме и при глубоких
нарушениях зрения у младших школьников // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2011. № 1. С. 98-103. URL:
http://www.kspu.ru/upload/documents/old/I1I2011Iverstka 1320049567.pdf(дата обращения: 15.04.2021).
90. Проглядова Г.А., Брюховских Л.А. Формирование знаково¬символических учебных действий обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда // Научный журнал «Вестник КГПУ им. Астафьева». №2019. №(49)
URL:http://vestnik.kspu.ru/index.php/vestnik/article/view/212
(дата обращения 15.04.2021)
91. Lyuba ManchevaGIPSA Lab, University of Grenoble Alpes , Grenoble,France ; University of Grenoble Alpes, LPNC , F-38000 Grenoble, France ;CNRS, LPNC , F-38000 Grenoble, FranceCorrespondencelmancheva@yahoo.fr,Erik D. Reichle,Benoit Lemaire,Sylviane ValdoisJean Ecalle&Anne Guerin-DuguePages 657-676. An analysis of reading skill development using E-Z Reader //Journal of Congnitive Psychology, 2015,v.27, p.657-676
URL:https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/20445911.2015.1024255(дата обращения 15.04.2021)
92. Sarah P. McGeownSchool of Education, University of Edinburgh,Edinburgh, UKCorrespondences.mcgeown@ed.ac.uk,Rhona S. Johnston,JoWalker,Kathryn Howatson,Ann Stockburn&Paul Dufton.The relationship between young children’s enjoyment of learning to read, reading attitudes, confidence and attainment// Educational Reseach,2015,v.57,p.389-402
URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00131881.2015.1091234
(дата обращения 15.04.2021)
93. Brianne MohlRadiology, University of Colorado Denver School of Medicine,Aurora, Colorado,Noa Ofen, Lara L. JonesО Joseph E. Casey&Jeffrey A.Stanley. Novel reading index for identifying disordered reading skill development: A preliminary study// Applied Neuropsychology:Child,2017, vol.8,p.287-297 URL:https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21622965.2017.1328681(дата обращения 15.04.2021)
94. Michael L. O'Brien. Developing A Word Analysis Skill Inventory for
Diagnosing and Evaluating Reading Problems of Middle School Students// Middle School Reseach Selected Studies, 2016, vol.6,p.88-98
URL:https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/08851700.1981.11670213(дата обращения 15.04.2021)
95. Mary Vernet, Stephanie Bellocci, Laurie Leibnitz, Yves Chaix, Stephanie
Ductor. Predicting future poor readers from pre-reading visual skills: A
longitudinal study//Applied Neuropsychology: Child, 2021,v.17,p.115-118.
URL:https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21622965.2021.1895790(дата обращения 15.04.2021)
96. Eve Kikas, Eija Pakarinen, Soodla Piret, Peets Katlin,Marja-KristiinaLerkkanen. Associations Between Reading Skills, Interest in Reading, and Teaching Practices in First Grade// Scandinavian Jornal of Educational Research, 2018,v.62, p.832-849.
URL:https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/00313831.2017.1307272
(дата обращения 15.04.2021)
97. M.W.Witt, A. C.Lessing. The deconstruction and understanding of pre¬literacy development and reading acquisition// Early Child Development and Care, 2018,v.188,p.1843-1856.
URL:https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/03004430.2017.1329727(дата обращения 16.04.2021)