Преодоление специфических трудностей в обучении младших школьников 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости в условиях инклюзивного образования
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 8
1.1. Проблема трудностей в обучении младших школьников с легкой
степенью умственной отсталости как предмет теоретического анализа 8
1.2. Психофизиологические особенности младших школьников с легкой
степенью умственной отсталости 17
1.3. Организация процесса преодоления трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей 26
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по преодолению специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей 34
2.1 Ход и организация эмпирического исследования специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 34
2.2. Результаты констатирующей диагностики особенностей преодоления
специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 40
2.3. Эксперимент по формированию способов преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной
отсталости с учетом их психофизиологических особенностей 55
2.4. Результаты контрольной диагностики итогов проведения формирующего
эксперимента 62
Выводы по 2 главе 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения 86
Глава 1. Теоретические основы изучения трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 8
1.1. Проблема трудностей в обучении младших школьников с легкой
степенью умственной отсталости как предмет теоретического анализа 8
1.2. Психофизиологические особенности младших школьников с легкой
степенью умственной отсталости 17
1.3. Организация процесса преодоления трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей 26
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по преодолению специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей 34
2.1 Ход и организация эмпирического исследования специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 34
2.2. Результаты констатирующей диагностики особенностей преодоления
специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 40
2.3. Эксперимент по формированию способов преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной
отсталости с учетом их психофизиологических особенностей 55
2.4. Результаты контрольной диагностики итогов проведения формирующего
эксперимента 62
Выводы по 2 главе 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения 86
Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, когда им приходится привыкать к новому для себя окружению, к новым правилам и новым педагогам, новым для себя занятиям, новому распорядку. И хотя многие дети хотят быть школьниками, новый порядок их жизни становится более регламентированным, чем это было ранее. При этом детям сложно бывает принять новый порядок деятельности, из-за чего могут возникать некоторые проблемы в обучении.
Большое значение в этот непростой период имеет уровень психического развития самих детей, и хотя многим детям в младшем школьном возрасте учиться трудно, но у некоторых из них проблемы, возникающие в процессе учения, приобретают особый, более выраженный характер, отягощенный легкой степенью умственной отсталости, что создает определенную специфику актуальности решения этого вопроса.
В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции учебного развития младших школьников, преодоления ими разных трудностей, которые неизбежны вовремя учения, когда активизируется сложная познавательная деятельность, осуществляемая при взаимодействии различных мозговых структур.
По мнению Н.П. Локаловой, от 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения, возникающие при расхождении требований учебного процесса к уровню познавательной деятельности ребенка, с реальным уровнем его умственного развития.
Такие проблемы также часто спровоцированы особенностями развития нервной системы таких детей, специализацией работы их мозга, либо спецификой ведущего типа восприятия - и многими другими причинами, большинство из которых могут быть даже не связаны со школой, но проявляются особенно ярков в школьный период, поскольку само формирование психики во многом определяется новыми школьными требованиями, новой нагрузкой, сменой обстановки.
Поэтому психика детей вынуждена приспосабливаться к новым условиям, и у детей с нормативным развитием это получается намного лучше, чем у детей с легкой степенью умственной отсталости, которым сложнее приспособится к такому противоречию между возможностями своей психики и школьными требованиями.
Если процесс появления трудностей в обучении нарастает, то очень скоро дети упускают множество возможностей в своем развитии, поэтому требуется специальная педагогическая помощь по формированию способности преодолевать такие трудности у детей с легкой степенью умственной отсталости, с учетом индивидуального своеобразия развития их психики.
Цель исследования: изучить эффективность программы формирующего эксперимента по преодолению специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей.
Предмет исследования - специальная система формирующих воздействий (комплекс специальных заданий), направленный на преодоление специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей.
Объект исследования - процесс преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: специфические трудности в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости могут быть преодолены при учете их индивидуальной межполушарной латерализации, типа восприятия, в ходе предложенной специальной системы формирующих воздействий.
Задачи исследования:
- Проанализировать проблему трудностей в обучении младших школьников легкой степенью умственной отсталости и дать их экспертную оценку;
- Рассмотреть психофизиологические особенности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
- Рассмотреть организацию преодоления трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от особенностей системно-индивидуальной организации их психики;
- Провести исследование особенностей преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей;
- Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента по преодолению специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей;
- Оценить эффективность формирующего эксперимента.
При решении выделенных задач были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: анализ научных источников, синтез, обобщение, систематизация.
- Эмпирические: тестирование, экспертная оценка.
- Статистические: U - критерий Манна-Уитни
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Метод экспертной оценки - авторы А.Ф. Ануфриев, С.Н Костромина
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания - модификация теста Пьерона-Рузера;
3. Методика «Узор»(Л. И. Цеханской);
4. Методика «Графический диктант»(Д.Б. Эльконин);
5. Методика «Лабиринт»(Венгер А.Л.);
6. Методика «Запомни пару» (Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.);
7. Методика «Рисование по точкам» (Венгер А.Л.);
8. Группа заданий для исследования латеральных предпочтений - автор А.В.Семенович;
9. Диагностика доминирующей перцептивной модальности для детей (Тест аудиал, визуал, кинестетик С. Ефремцева адаптирован для диагностики младших школьников).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы А.Ф. Ануфриева, С.Н.Костроминой, Т.В. Ахутиной, Н.Н.Брагиной, Т.А. Доброхотовой, В.Д. Еремеевой, З. И. Калмыковой, Н.П.Локаловой, А. Р.Лурия и А. Л. Сиротюк, а также других ученых, рассматривавших изучаемую проблему.
Научная новизна исследования заключается:
- в применении практических сведений о особенностях преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей, для построения перспективной развивающей работы с детьми подобной категории;
- в теоретическом обосновании и практическом апробировании разработанной программы преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей.
Опытно - экспериментальная база проведения исследования. Исследование проводилось в г. Красноярске, на базе КГБОУ Красноярская школа №5, находящаяся по адресу Московская 31 и п. Таежный КГБОУ Таежинская школа - интернат, находящаяся по адресу Кирова 1. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста 10 - 11 лет 3 и 4 классов.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Большое значение в этот непростой период имеет уровень психического развития самих детей, и хотя многим детям в младшем школьном возрасте учиться трудно, но у некоторых из них проблемы, возникающие в процессе учения, приобретают особый, более выраженный характер, отягощенный легкой степенью умственной отсталости, что создает определенную специфику актуальности решения этого вопроса.
В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции учебного развития младших школьников, преодоления ими разных трудностей, которые неизбежны вовремя учения, когда активизируется сложная познавательная деятельность, осуществляемая при взаимодействии различных мозговых структур.
По мнению Н.П. Локаловой, от 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения, возникающие при расхождении требований учебного процесса к уровню познавательной деятельности ребенка, с реальным уровнем его умственного развития.
Такие проблемы также часто спровоцированы особенностями развития нервной системы таких детей, специализацией работы их мозга, либо спецификой ведущего типа восприятия - и многими другими причинами, большинство из которых могут быть даже не связаны со школой, но проявляются особенно ярков в школьный период, поскольку само формирование психики во многом определяется новыми школьными требованиями, новой нагрузкой, сменой обстановки.
Поэтому психика детей вынуждена приспосабливаться к новым условиям, и у детей с нормативным развитием это получается намного лучше, чем у детей с легкой степенью умственной отсталости, которым сложнее приспособится к такому противоречию между возможностями своей психики и школьными требованиями.
Если процесс появления трудностей в обучении нарастает, то очень скоро дети упускают множество возможностей в своем развитии, поэтому требуется специальная педагогическая помощь по формированию способности преодолевать такие трудности у детей с легкой степенью умственной отсталости, с учетом индивидуального своеобразия развития их психики.
Цель исследования: изучить эффективность программы формирующего эксперимента по преодолению специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей.
Предмет исследования - специальная система формирующих воздействий (комплекс специальных заданий), направленный на преодоление специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей.
Объект исследования - процесс преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: специфические трудности в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости могут быть преодолены при учете их индивидуальной межполушарной латерализации, типа восприятия, в ходе предложенной специальной системы формирующих воздействий.
Задачи исследования:
- Проанализировать проблему трудностей в обучении младших школьников легкой степенью умственной отсталости и дать их экспертную оценку;
- Рассмотреть психофизиологические особенности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
- Рассмотреть организацию преодоления трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от особенностей системно-индивидуальной организации их психики;
- Провести исследование особенностей преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей;
- Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента по преодолению специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей;
- Оценить эффективность формирующего эксперимента.
При решении выделенных задач были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: анализ научных источников, синтез, обобщение, систематизация.
- Эмпирические: тестирование, экспертная оценка.
- Статистические: U - критерий Манна-Уитни
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Метод экспертной оценки - авторы А.Ф. Ануфриев, С.Н Костромина
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания - модификация теста Пьерона-Рузера;
3. Методика «Узор»(Л. И. Цеханской);
4. Методика «Графический диктант»(Д.Б. Эльконин);
5. Методика «Лабиринт»(Венгер А.Л.);
6. Методика «Запомни пару» (Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.);
7. Методика «Рисование по точкам» (Венгер А.Л.);
8. Группа заданий для исследования латеральных предпочтений - автор А.В.Семенович;
9. Диагностика доминирующей перцептивной модальности для детей (Тест аудиал, визуал, кинестетик С. Ефремцева адаптирован для диагностики младших школьников).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы А.Ф. Ануфриева, С.Н.Костроминой, Т.В. Ахутиной, Н.Н.Брагиной, Т.А. Доброхотовой, В.Д. Еремеевой, З. И. Калмыковой, Н.П.Локаловой, А. Р.Лурия и А. Л. Сиротюк, а также других ученых, рассматривавших изучаемую проблему.
Научная новизна исследования заключается:
- в применении практических сведений о особенностях преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей, для построения перспективной развивающей работы с детьми подобной категории;
- в теоретическом обосновании и практическом апробировании разработанной программы преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей.
Опытно - экспериментальная база проведения исследования. Исследование проводилось в г. Красноярске, на базе КГБОУ Красноярская школа №5, находящаяся по адресу Московская 31 и п. Таежный КГБОУ Таежинская школа - интернат, находящаяся по адресу Кирова 1. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста 10 - 11 лет 3 и 4 классов.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
В ходе изучения проблемы особенностей преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от системно-индивидуальной организации их психики было выяснено, что трудности в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости понимаются как комплекс школьных проблем, которые могут возникать в связи с началом систематического обучения в школе, которые приводят к выраженным функциональным напряжениям, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости.
Есть типичные трудности обучения в младшем школьном возрасте, характерные для большинства детей независимо от уровня психического развития: трудности организации собственной деятельности; проблемы поведения и особенности личности; трудности познавательного характера. Школьные трудности и успеваемость детей могут зависеть от двух факторов: нейропсихологического и психолого-педагогического. Трудности могут возникать при дисфункции отделов головного мозга, из-за специализации зон мозга на восприятии и переработке сенсорной информации: слуховой, кинестетической (ощущения, поступающие от двигающихся органов), зрительной, зрительно-пространственной.
Значимое влияние на преодоление школьных трудностей могут иметь психофизиологические особенности детей, которые опираются на особенности высшей нервной деятельности, которые свойственны умственно отсталым детям: негармоничное сочетание процессов возбуждения и торможения ЦНС, слабость нервной системы, ее истощаемость, которые создают разные типы высшей нервной деятельности, на базе которых формируется определенный специфический тип ощущения и восприятия, так как это исходные для работы нервной системы и затем уже психики каналы получения информации об окружающем мире.
У лиц с умеренной степенью умственной отсталости сенсорная сфера, как правило, оказывается нарушенной, и часто именно это главная причина школьных трудностей, после самого нарушения. В итоге могут возникать снижение темпа и качества приёма и переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий, можно предположить, что многие их тех характерных черт, которые присущи зрительному восприятию умственно отсталого ребёнка, найдут своё отражение и в других видах этого психического процесса.
Дети младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью легко утомляются, их работоспособность низкая, внимание неустойчивое, недостаточно развиты мнемические процессы, уровень сформированности операций анализа, синтеза, обобщения недостаточный.
Поэтому для минимизации трудностей в обучении таких детей необходимо учитывать их психофизиологические особенности (модальности восприятия, латерализацию) особенности организации ведущей деятельности, а также и самого учебного процесса.
Результаты исследования психофизиологических особенностей младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, показали, что эти дети характеризуются как обладающие лево и правосторонней латерализацией, затрагивающей предпочтение движений рук и ног, слухового и визуального восприятия через доминирование правого и левого полушария (левшество). Амбилатеральность представлена слабо. Перцептивные ведущие модальности - это визуальный и кинестетический канал. Аудиальный канал был снижен по своему уровню.
Экспертная оценка школьных трудностей выявила такие проблемы, как пропуск букв в письменных работах, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность и рассеянность, трудности при решении математических задач, при пересказе текста, неусидчивость, сложность понимания объяснений с первого раза, неспособность справляться с заданиями для самостоятельной работы, необходимость повторять любое задание несколько раз, прежде чем ученик его выполнит, опоздания на урок.
Для формирования способов преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от системно-индивидуальной организации их психики, был проведен формирующий эксперимент, в виде специальной программы. Программа предусматривала проведение занятий с младшими школьниками в течение учебного года, всего - 34 учебных часа, периодичность занятий - 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия - 40 минут.
После проведенной формирующей работы была проведена повторная диагностика, в ходе которой было установлено, что в экспериментальной группе в результате проведенного формирующего эксперимента произошли некоторые изменения в успешности преодоления школьных трудностей - они в экспериментальной группе закрепились преимущественно на среднем уровне, тогда как ранее были в основном на низком и очень низком уровне.
В контрольной группе значимой динамики в отношении преодоления школьных трудностей выявлено не было.
Есть типичные трудности обучения в младшем школьном возрасте, характерные для большинства детей независимо от уровня психического развития: трудности организации собственной деятельности; проблемы поведения и особенности личности; трудности познавательного характера. Школьные трудности и успеваемость детей могут зависеть от двух факторов: нейропсихологического и психолого-педагогического. Трудности могут возникать при дисфункции отделов головного мозга, из-за специализации зон мозга на восприятии и переработке сенсорной информации: слуховой, кинестетической (ощущения, поступающие от двигающихся органов), зрительной, зрительно-пространственной.
Значимое влияние на преодоление школьных трудностей могут иметь психофизиологические особенности детей, которые опираются на особенности высшей нервной деятельности, которые свойственны умственно отсталым детям: негармоничное сочетание процессов возбуждения и торможения ЦНС, слабость нервной системы, ее истощаемость, которые создают разные типы высшей нервной деятельности, на базе которых формируется определенный специфический тип ощущения и восприятия, так как это исходные для работы нервной системы и затем уже психики каналы получения информации об окружающем мире.
У лиц с умеренной степенью умственной отсталости сенсорная сфера, как правило, оказывается нарушенной, и часто именно это главная причина школьных трудностей, после самого нарушения. В итоге могут возникать снижение темпа и качества приёма и переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий, можно предположить, что многие их тех характерных черт, которые присущи зрительному восприятию умственно отсталого ребёнка, найдут своё отражение и в других видах этого психического процесса.
Дети младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью легко утомляются, их работоспособность низкая, внимание неустойчивое, недостаточно развиты мнемические процессы, уровень сформированности операций анализа, синтеза, обобщения недостаточный.
Поэтому для минимизации трудностей в обучении таких детей необходимо учитывать их психофизиологические особенности (модальности восприятия, латерализацию) особенности организации ведущей деятельности, а также и самого учебного процесса.
Результаты исследования психофизиологических особенностей младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, показали, что эти дети характеризуются как обладающие лево и правосторонней латерализацией, затрагивающей предпочтение движений рук и ног, слухового и визуального восприятия через доминирование правого и левого полушария (левшество). Амбилатеральность представлена слабо. Перцептивные ведущие модальности - это визуальный и кинестетический канал. Аудиальный канал был снижен по своему уровню.
Экспертная оценка школьных трудностей выявила такие проблемы, как пропуск букв в письменных работах, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность и рассеянность, трудности при решении математических задач, при пересказе текста, неусидчивость, сложность понимания объяснений с первого раза, неспособность справляться с заданиями для самостоятельной работы, необходимость повторять любое задание несколько раз, прежде чем ученик его выполнит, опоздания на урок.
Для формирования способов преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от системно-индивидуальной организации их психики, был проведен формирующий эксперимент, в виде специальной программы. Программа предусматривала проведение занятий с младшими школьниками в течение учебного года, всего - 34 учебных часа, периодичность занятий - 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия - 40 минут.
После проведенной формирующей работы была проведена повторная диагностика, в ходе которой было установлено, что в экспериментальной группе в результате проведенного формирующего эксперимента произошли некоторые изменения в успешности преодоления школьных трудностей - они в экспериментальной группе закрепились преимущественно на среднем уровне, тогда как ранее были в основном на низком и очень низком уровне.
В контрольной группе значимой динамики в отношении преодоления школьных трудностей выявлено не было.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ И ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сформированности трудовой деятельности обучающихся с легкой умственной отсталостью 10-11 лет
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Сравнительное изучение импрессивной речи у младших школьников с легкой умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2023 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕТЫРЕХ-ПЯТИ ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ И УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ ЛЕГКОЙ СТЕПЕНИ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Особенности сформированности связной речи у обучающихся 7-8 лет с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Формирование личностных базовых учебных действий у третьеклассников с легкой умственной отсталостью во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



