Преодоление специфических трудностей в обучении младших школьников 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости в условиях инклюзивного образования
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 8
1.1. Проблема трудностей в обучении младших школьников с легкой
степенью умственной отсталости как предмет теоретического анализа 8
1.2. Психофизиологические особенности младших школьников с легкой
степенью умственной отсталости 17
1.3. Организация процесса преодоления трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей 26
Выводы по 1 главе 31
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по преодолению специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей 34
2.1 Ход и организация эмпирического исследования специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 34
2.2. Результаты констатирующей диагностики особенностей преодоления
специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 40
2.3. Эксперимент по формированию способов преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной
отсталости с учетом их психофизиологических особенностей 55
2.4. Результаты контрольной диагностики итогов проведения формирующего
эксперимента 62
Выводы по 2 главе 74
Заключение 77
Список литературы 80
Приложения 86
Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, когда им приходится привыкать к новому для себя окружению, к новым правилам и новым педагогам, новым для себя занятиям, новому распорядку. И хотя многие дети хотят быть школьниками, новый порядок их жизни становится более регламентированным, чем это было ранее. При этом детям сложно бывает принять новый порядок деятельности, из-за чего могут возникать некоторые проблемы в обучении.
Большое значение в этот непростой период имеет уровень психического развития самих детей, и хотя многим детям в младшем школьном возрасте учиться трудно, но у некоторых из них проблемы, возникающие в процессе учения, приобретают особый, более выраженный характер, отягощенный легкой степенью умственной отсталости, что создает определенную специфику актуальности решения этого вопроса.
В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции учебного развития младших школьников, преодоления ими разных трудностей, которые неизбежны вовремя учения, когда активизируется сложная познавательная деятельность, осуществляемая при взаимодействии различных мозговых структур.
По мнению Н.П. Локаловой, от 15 до 40 % учащихся начальных классов испытывают различные трудности в процессе школьного обучения, возникающие при расхождении требований учебного процесса к уровню познавательной деятельности ребенка, с реальным уровнем его умственного развития.
Такие проблемы также часто спровоцированы особенностями развития нервной системы таких детей, специализацией работы их мозга, либо спецификой ведущего типа восприятия - и многими другими причинами, большинство из которых могут быть даже не связаны со школой, но проявляются особенно ярков в школьный период, поскольку само формирование психики во многом определяется новыми школьными требованиями, новой нагрузкой, сменой обстановки.
Поэтому психика детей вынуждена приспосабливаться к новым условиям, и у детей с нормативным развитием это получается намного лучше, чем у детей с легкой степенью умственной отсталости, которым сложнее приспособится к такому противоречию между возможностями своей психики и школьными требованиями.
Если процесс появления трудностей в обучении нарастает, то очень скоро дети упускают множество возможностей в своем развитии, поэтому требуется специальная педагогическая помощь по формированию способности преодолевать такие трудности у детей с легкой степенью умственной отсталости, с учетом индивидуального своеобразия развития их психики.
Цель исследования: изучить эффективность программы формирующего эксперимента по преодолению специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей.
Предмет исследования - специальная система формирующих воздействий (комплекс специальных заданий), направленный на преодоление специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей.
Объект исследования - процесс преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников 10-11 лет с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования: специфические трудности в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости могут быть преодолены при учете их индивидуальной межполушарной латерализации, типа восприятия, в ходе предложенной специальной системы формирующих воздействий.
Задачи исследования:
- Проанализировать проблему трудностей в обучении младших школьников легкой степенью умственной отсталости и дать их экспертную оценку;
- Рассмотреть психофизиологические особенности младших школьников с легкой степенью умственной отсталости;
- Рассмотреть организацию преодоления трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от особенностей системно-индивидуальной организации их психики;
- Провести исследование особенностей преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей;
- Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента по преодолению специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей;
- Оценить эффективность формирующего эксперимента.
При решении выделенных задач были использованы следующие методы исследования:
- Теоретические: анализ научных источников, синтез, обобщение, систематизация.
- Эмпирические: тестирование, экспертная оценка.
- Статистические: U - критерий Манна-Уитни
В исследовании были использованы следующие методики:
1. Метод экспертной оценки - авторы А.Ф. Ануфриев, С.Н Костромина
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания - модификация теста Пьерона-Рузера;
3. Методика «Узор»(Л. И. Цеханской);
4. Методика «Графический диктант»(Д.Б. Эльконин);
5. Методика «Лабиринт»(Венгер А.Л.);
6. Методика «Запомни пару» (Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н.);
7. Методика «Рисование по точкам» (Венгер А.Л.);
8. Группа заданий для исследования латеральных предпочтений - автор А.В.Семенович;
9. Диагностика доминирующей перцептивной модальности для детей (Тест аудиал, визуал, кинестетик С. Ефремцева адаптирован для диагностики младших школьников).
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы А.Ф. Ануфриева, С.Н.Костроминой, Т.В. Ахутиной, Н.Н.Брагиной, Т.А. Доброхотовой, В.Д. Еремеевой, З. И. Калмыковой, Н.П.Локаловой, А. Р.Лурия и А. Л. Сиротюк, а также других ученых, рассматривавших изучаемую проблему.
Научная новизна исследования заключается:
- в применении практических сведений о особенностях преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей, для построения перспективной развивающей работы с детьми подобной категории;
- в теоретическом обосновании и практическом апробировании разработанной программы преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости с учетом их психофизиологических особенностей.
Опытно - экспериментальная база проведения исследования. Исследование проводилось в г. Красноярске, на базе КГБОУ Красноярская школа №5, находящаяся по адресу Московская 31 и п. Таежный КГБОУ Таежинская школа - интернат, находящаяся по адресу Кирова 1. В исследовании участвовали дети младшего школьного возраста 10 - 11 лет 3 и 4 классов.
Структура магистерской диссертации: диссертация состоит из введения, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
В ходе изучения проблемы особенностей преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от системно-индивидуальной организации их психики было выяснено, что трудности в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости понимаются как комплекс школьных проблем, которые могут возникать в связи с началом систематического обучения в школе, которые приводят к выраженным функциональным напряжениям, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успеваемости.
Есть типичные трудности обучения в младшем школьном возрасте, характерные для большинства детей независимо от уровня психического развития: трудности организации собственной деятельности; проблемы поведения и особенности личности; трудности познавательного характера. Школьные трудности и успеваемость детей могут зависеть от двух факторов: нейропсихологического и психолого-педагогического. Трудности могут возникать при дисфункции отделов головного мозга, из-за специализации зон мозга на восприятии и переработке сенсорной информации: слуховой, кинестетической (ощущения, поступающие от двигающихся органов), зрительной, зрительно-пространственной.
Значимое влияние на преодоление школьных трудностей могут иметь психофизиологические особенности детей, которые опираются на особенности высшей нервной деятельности, которые свойственны умственно отсталым детям: негармоничное сочетание процессов возбуждения и торможения ЦНС, слабость нервной системы, ее истощаемость, которые создают разные типы высшей нервной деятельности, на базе которых формируется определенный специфический тип ощущения и восприятия, так как это исходные для работы нервной системы и затем уже психики каналы получения информации об окружающем мире.
У лиц с умеренной степенью умственной отсталости сенсорная сфера, как правило, оказывается нарушенной, и часто именно это главная причина школьных трудностей, после самого нарушения. В итоге могут возникать снижение темпа и качества приёма и переработки информации, ограниченность и неполнота формирования образов и понятий, можно предположить, что многие их тех характерных черт, которые присущи зрительному восприятию умственно отсталого ребёнка, найдут своё отражение и в других видах этого психического процесса.
Дети младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью легко утомляются, их работоспособность низкая, внимание неустойчивое, недостаточно развиты мнемические процессы, уровень сформированности операций анализа, синтеза, обобщения недостаточный.
Поэтому для минимизации трудностей в обучении таких детей необходимо учитывать их психофизиологические особенности (модальности восприятия, латерализацию) особенности организации ведущей деятельности, а также и самого учебного процесса.
Результаты исследования психофизиологических особенностей младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, показали, что эти дети характеризуются как обладающие лево и правосторонней латерализацией, затрагивающей предпочтение движений рук и ног, слухового и визуального восприятия через доминирование правого и левого полушария (левшество). Амбилатеральность представлена слабо. Перцептивные ведущие модальности - это визуальный и кинестетический канал. Аудиальный канал был снижен по своему уровню.
Экспертная оценка школьных трудностей выявила такие проблемы, как пропуск букв в письменных работах, неразвитость орфографической зоркости, невнимательность и рассеянность, трудности при решении математических задач, при пересказе текста, неусидчивость, сложность понимания объяснений с первого раза, неспособность справляться с заданиями для самостоятельной работы, необходимость повторять любое задание несколько раз, прежде чем ученик его выполнит, опоздания на урок.
Для формирования способов преодоления специфических трудностей в обучении младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в зависимости от системно-индивидуальной организации их психики, был проведен формирующий эксперимент, в виде специальной программы. Программа предусматривала проведение занятий с младшими школьниками в течение учебного года, всего - 34 учебных часа, периодичность занятий - 1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия - 40 минут.
После проведенной формирующей работы была проведена повторная диагностика, в ходе которой было установлено, что в экспериментальной группе в результате проведенного формирующего эксперимента произошли некоторые изменения в успешности преодоления школьных трудностей - они в экспериментальной группе закрепились преимущественно на среднем уровне, тогда как ранее были в основном на низком и очень низком уровне.
В контрольной группе значимой динамики в отношении преодоления школьных трудностей выявлено не было.
1. Ахутина, Т. В. О зрительно - пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции/ Т. В. Ахутина, Э. В. Золотарева. // Школа здоровья, 2015. - № 3. - С. 38-42.
2. Ахутина, Т. В. и др. Путешествие Бима и Бома в страну Математику: Пособие по подготовке детей к школе// Т. В. Ахутина. - М.: Линка- Пресс, 2016. - 75 с.
3. Ахутина, Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе / Т. В. Ахутина // Международная конференция А.Р. Лурия. - М.: РПО, 2016.
- С. 201 - 207.
4. Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей.
Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики.
Коррекционные упражнения/ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось - 89, 2015. - 224 с.
5. Агеева, С.Р. Учет профиля моторной асимметрии - психофизиологическая основа дифференцированного обучения и воспитания/ С.Р. Агеева // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М.: Педагогика, 2017 - 188 с.
6. Брагина, Н.Н. Функциональная асимметрия человека/ Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова. - М.: Медицина, 1988. - 240 с.
7. Безруких, М. М. Леворукий ребенок в школе и дома / М. М. Безруких. - 2 - е изд., перераб. - Екатеринбург : У - Фактория, 2015. - 300 с.
8. Безруких, М.М. Проблемные дети/ М. М. Безруких. - М.: УРАО, 2015.
- 312 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
10. Глезерман, Т.Б. Психофизиологические основы нарушения мышления при афазии (Афазия и интеллект)/ Т.Б. Глезерман. - М.: Наука, 1986. - 228 с.
11. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте/ Ж.М. Глозман, А.Ю. Потанина, А.Е. Соболева. - СПб.: Питер, 2015 - 80 с.
12. Гальперин, П. Я. Развитие исследований по формированию умственных действий/ П. Я. Гальперин // Психологическая наука в СССР. - Т. 1. - М.: МГУ 1959. - С. 441-469.
13. Гладкая, В.В. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с особенностями психофизического развития в учреждении общего среднего образования: учеб.-метод. пособие/ В.В. Гладкая. - Минск: Зорны Верасок, 2018. - 100 с.
14. Доброхотова, Т. А. Левши / Т. А. Доброхотова, Н. Н. Брагина. - М.: Книга ЛТД, 2015. - 323 с.
15. Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.В. Дубровинская, Д.А.Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 144 с.
16. Егорова, М. С. Развитие как предмет психогенетики/ М. С.Егорова, Т. М. Марютина // Вопросы психологии, 1992. - № 5-6. - С. 3-14.
17. Еремеева, В.Д. Типы латеральности у детей и их связь с успешностью и обучением/ В.Д. Еремеева // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. - М.: ВЛАДОС, 2017. - С. 99 - 100.
18. Иншакова, О.Б. Нарушение письма и чтения у учащихся правшей и неправшей. Дисс. канд. пед. Наук/ О.Б. Иншакова. - М.: МИГУ им. Ленина, 1995. - 240 с.
19. Ильин, Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2015. - 701 с.
20. Жаворонкова, Л.А. Правши - левши: межполушарная асимметрия электрической активности мозга человека/ Л.А. Жаворонкова. - М.: Наука, 2015. - 221 с.
21. Капустина, Г. М. Характеристика элементарных математических знаний и умений детей с ЗПР шестилетнего возраста // Детская патопсихология : хрестоматия : учебное пособие / Сост. Н.Л. Белопольская. - 3-е издание, стереотипное/ Г. М. Капустина. - М.: Когито-Центр, 2015 - 215 с.
22. Калмыкова, З.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога/ З. И. Калмыкова. - М.: Просвещение, 2015. - 120 с.
23. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей/ А. Н. Корнев. - СПб.: МиМ, 2015. - 286 с.
24. Коркунов, В. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе : учеб. пособие / В. В. Коркунов. - Екатеринбург : Урал, 2015. - 235 с.
25. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I - IV классов) / Н.П. Локалова. - М.: «Ось - 89», 2015. - 164 с.
26. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии./Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А. Р. Лурия. - М.: «Академия», 2015. - 384 с.
27. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при
локальных поражениях мозга/ Лурия А. Р. - М.: Академический
Проект, 2015. - 432 с.
28. Макарьев, И.С. Если ваш ребенок - левша/ И.С. Макарьев. - СПб.: «Лань», 2015. - 128 с.
29. Микадзе, Ю.В. Нейропсихология детского возраста: учебное пособие/ Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2016. - 288 с.
30. Москвин, В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий/ В.А. Москвин. - М.: МГУ, 2015. - 230 с.
31. Москвин, В.А. Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека/ В.А. Москвин, Н.В. Москвина. - М.: СМЫСЛ, 2015. - 368 с.
32. Николаева, Е. И. Психофизиология / Е. И. Николаева. - М.: ПЕРСЭ, 2016. - 626 с.
33. Нейропсихология индивидуальных различий: учебное пособие / Е.Д. Хомская, Н.В. Ефимова, Е.В. Будыка [и др.]. - М.: «Академия», 2015. - 160 с.
34. Полонская, Н.Н. Применение нейропсихологического метода исследования в диагностике детей с нарушениями речи/ Н.Н. Полонская // Школа здоровья, 2016. - № 2. - С. 72-79.
35. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие.- 2-е изд. / С.Я. Рубинштейн. - М.: ИОИ, 2016. - 262 с.
36. Резанцева, И.Е. Коррекция и развитие зрительного восприятия умственно отсталых младших школьников/ И.Е. Резанцева // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. Ч. 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/51013(дата обращения: 25.03.2019).
37. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников/ И. Н. Садовникова. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 210 с.
38. Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии : практическое руководство для учителей и родителей / А. Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
39. Семенович, А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей/ А.В. Семенович. - М.: МГУ, 2016. - 95 с.
40. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте/ А.В. Семенович. - М.: «Академия», 2015. - 232 с.
41. Семенович, А.В. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза/ А.В. Семенович, А.А. Цыганок // Нейропсихология сегодня. - М.: МГУ, 1996. - С. 170-183.
42. Симерницкая, Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости/ Э.Г. Симерницкая // Нейропсихология сегодня. - М.: МГУ, 1996. - С. 154-160.
43. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И.Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: «Академия», 2015. — 464 с.
44. Фишман, М. Н. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития / М. Н. Фишман, И. П. Лукашевич, Р. И. Мачинская // Дефектология. - 2016. - № 1. - С. 24—29.
45. Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов / Е.В. Фомина. - Омск, 2015. - 152 с.
46. Хомская, Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. пособие / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. - СПб.: Питер, 2016. — 496 с
47. Хомска Е.Д. Латеральная организация мозга как
нейропсихологическая основа типологии нормы // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия: сборник докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. - М.: «Российское педагогическое общество», 2016. - С. 138-145.
48. Хомская, Е.Д. К проблеме типологии индивидуальных профилей межполушарной асимметрии мозга/ Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова // Вестн. Моск. ун - та. Сер. 14. Психология. - 2016. - № 4. - С. 42-47.
49. Цветкова, Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей/ Л.С. Цветкова . - М.: МГУ, 2015. - 154 с.
50. Чуприков, А. П. Мир Леворуких / А. П. Чуприков, Е. А. Волков. - Киев: Ин - т нейропсихиатрии А. Чуприкова, 2016. - 88 с.
51. Яшкова. Н.В. Психология глухих детей / Н.В. Яшкова, Т.В. Розанова, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф. - М.: Советский спорт, 2015 - 501 с.
52. Diamond A., BarnettW. S., Thomas J., MunroS. Supportive Online Material www.sciencemag.org/cgi/content/full/318/ 1387/DC1 for Preschool program improves cognitive control // Science, 2007. - Vol. 318. - 30 November. - P. 1387-1388.