Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Преодоление оптических нарушений у слабовидящих третьеклассников в процессе реализации проекта «Игровая корзинка»

Работа №156370

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы119
Год сдачи2023
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта 7
1.1. Психолого-педагогические основы нарушений письма у младших
слабовидящих школьников 7
1.2. Современное состояние изучения нарушений письма у младших
слабовидящих школьников: анализ научно-методической литературы 10
1.3. Проведение анализа предпроектного исследования 18
Выводы по главе I 33
Глава II. Описание проекта 36
2.1. Паспорт и жизненный цикл проекта 36
2.2. Описание продукта проекта 36
2.3. Реализация проекта «Игровая корзинка» 40
Выводы по главе II 55
Заключение 56
Список используемых источников 57
Приложения 62

Актуальность проектирования. Сложности овладения навыком письма слабовидящими учащимся начальных классов оказываются довольно часто. У таких детей отмечается неполноценность зрительно-пространственной ориентировки, отставание развития зрительного восприятия и зрительно-моторной координации ведет к трудностям воспроизведения и запоминания графического образа буквы, нарушения различения фигур и т.д., что в свою очередь приводит к возникновению оптическим нарушениям письма - дисграфии.
Среди слабовидящих школьников имеется группа учеников, которые значительно испытывают стойкие и выраженные трудности в овладении грамотой. Они либо совсем не овладевают грамотой в условиях школьного обучения, либо пишут и читают с характерными ошибками, которые существенно отличаются от письма и чтения их одноклассников. Такие трудности в овладении грамоты в большей степени влекут за собой слабую успеваемость и в других школьных предметах. Такие дети нередко создают ложное впечатление умственно отсталых, хотя в действительности обладают нормальным интеллектом.
Неуспеваемость слабовидящих младших школьников, характеризующаяся отставанию письма - довольно распространенное явление. Практика преодоления данного нарушения в школе для слабовидящих в настоящее время не отвечает должным требованиям.
Существует ряд работ, посвященных коррекции нарушений письма учащихся. В некоторых исследованиях показан анализ отдельных механизмов нарушения письма. В тоже время большинство теоретических вопросов про сложности обучения письма остаются малоизученными.
В виду того, что для детей данной нозологической группы не предусмотрены коррекционные материалы, не адаптированы логопедические методики под индивидуальные особенности данной группы детей, проблема разработки методического обеспечения логопедической работы по преодолению оптической дисграфии у слабовидящих третьеклассников приобретает особую активность.
Проектная идея: ориентирована на разработку дидактического обеспечения для логопедической работы по преодолению оптических нарушений у слабовидящих третьеклассников.
Объектом проекта является логопедическая работа по преодолению оптических нарушений у слабовидящих обучающихся.
Предметом проекта является дидактическое обеспечение логопедической работы по преодолению оптических нарушений у слабовидящих третьеклассников.
Цель проекта: разработать и апробировать дидактическое обеспечение для логопедической работы по преодолению оптических нарушений у слабовидящих третьеклассников.
Цель проекта достигается путем решения следующих задач: ^Охарактеризовать психолого-педагогические основы нарушений письма у младших слабовидящих школьников.
2. Изучить современное состояние изучения нарушений письма у младших слабовидящих школьников: анализ научно-методической литературы.
3. Составить паспорт и жизненный цикл проекта.
4. Описать продукт проекта и реализовать его на практике.
Продукт проекта - дидактические упражнения, направленные на коррекцию оптических нарушений письма у младших слабовидящих школьников третьего класса, с помощью «Игровой корзинки».
Целевая аудитория: учителя-логопеды, работающие в школьных образовательных организациях над преодолением оптических нарушений у слабовидящих детей.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами проекта:
1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, анализ дидактического обеспечения в образовательном учреждении - базе реализации проекта; анализ продуктов деятельности детей (письменных работ учеников третьего класса по русскому языку); количественный и качественный анализ полученных данных.
Аннотация проекта.
Проект направлен на разработку дидактического обеспечения логопедической работы по преодолению оптических нарушений у слабовидящих третьеклассников.
Механизм реализации проекта.
1. Подготовительный этап проекта - выявить актуальные проблемы в образовательной организации:
а) провести сбор общих сведений об обучающихся 3 класса с нарушением зрения;
б) проанализировать дидактическое обеспечение в образовательной организации для логопедического сопровождения в плане преодоления оптических нарушений.
2. На диагностическом этапе проекта реализуются следующие задачи:
а) подобрать пробы для обследования письменной речи для обучающихся 3 класса и выявить особенности проявлений дисграфических ошибок.
б) подобрать пробы для обследования устной речи у слабовидящих младших школьников.
в) подобрать пробы для обследования зрительно-пространственных представлений, ориентировки в пространстве, зрительного восприятия и мелкой моторики у слабовидящих младших школьников; выявить нарушения и проанализировать возможные причины возникновения оптических нарушений письма.
3. Разработческий этап проекта - разработать конспекты занятий по коррекции оптических нарушений письма. Подобрать комплексы упражнений для реализации логопедической работы.
4. Оценить продукт проекта через наблюдение за выполнением заданий детьми.
Ожидаемые результаты: предложенное дидактическое обеспечение, по сравнению с дидактическим обеспечением, представленным на базе образовательной организации, будет более актуальным и детализированным в плане содержания логопедической работы по преодолению оптических нарушений у слабовидящих третьеклассников.
Методы оценки:
- наблюдение за выполнением заданий детьми.
Практическая значимость проекта состоит в том, что разработанное дидактическое обеспечение для логопедической работы по преодолению оптических нарушений у слабовидящих третьеклассников может быть использован в коррекционном процессе.
Структура и объём выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа, объемом 119 страницы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 47 литературных источника, 4 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучив и проанализировать психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме выпускной квалификационной работы, мы подробно ознакомились с данной нозологией детей, разработали подходящие дидактические упражнения и составили конспекты занятий, которые будут необходимы для развития навыка письма у слабовидящих обучающихся третьего класса. Далее мы провели необходимые эксперименты, диагностировали, упорядочили и описали полученные данные, оформив их в диаграмму, которые позволили выявить процент детей, имеющих оптические нарушения на письме и в дальнейшем, процент детей, у которых улучшился результат.
Мы разработали «Игровую корзинку» и применили ее в индивидуальных логопедических занятиях со слабовидящими третьеклассниками, которая имела свою актуальность.
Проводимая нами работа по развитию навыка письма у слабовидящих обучающихся третьего класса подтвердила свою актуальность. Если не будет проводиться коррекционная работа, которая направлена на развитие навыка письма, прогноз для обучающихся с оптическими нарушениями - не будет благоприятным, последствия приведут к стойким нарушениям навыка письма.
Для выявления уровня сформированности навыка письма, чтения, устной речи у слабовидящих третьеклассников были использованы протоколы логопедического обследования, разработанные под редакцией А.В. Мамаевой (Приложение Б). Исходя из использованных протоколов мы исследовали письменную речь, чтение, устную речь у обучающихся. Так же, мы добавили к протоколам обследования письменной и устной речи серии заданий, направленные на обследование ориентировки в пространстве, зрительного восприятия и мелкой моторики.
Навыки письма важны для освоения курса программы обучения и успешном формировании высших психических функций.
Мы направили свое внимание на разработку серий заданий для преодоления оптической дисграфии, так как этот вид дисграфии наиболее распространен у слабовидящих третьеклассников, которые принимали участие в исследовании.
Результат проведенной работы показал, что актуальность «Игровой корзинки» на логопедических занятиях имеет большое значение. Потому что, в ходе проведения контрольного эксперимента, были выявлены высокие результаты улучшения навыка письма у слабовидящих учащихся. Для разработки «Игровой корзинки» были учтены все возрастные особенности учащихся, их образовательные потребности, работы с третьеклассниками проводились индивидуально, задания были подобраны по приципу от простого к сложному. Так же, немало важным является то, что нами были адаптированы дидактические материалы для слабовидящих детей к упражнениям, которые направлены на коррекцию оптических нарушений в письме.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута и задачи решены.


1. Давидян А.Ф. письменной у школьников нарушениями // Научные: педагогика психология. 2019. С. 5-7.
2. Дифференцированный в и нарушений у школьников // исследования в стресогенной. 2018. С. 141-143.
3. Батмунх. Индивидуальная обучения детей нарушениями развитии // педагогика: и . 2020. №2. С. 63-70.
4. Безруких М.М., Обучение первоначальному письму: метод. пособие к прописям. Москва: Просвещение, 2002. 34 с.
5. Вахрушева. А. нарушения у школьников // процессы системе .2020. С. 46-48.
6. Величенкова. А., Т., Русецкая. Н., З.. Проблема письма чтения детей: всероссийского // Специальное. 2019. № 3. С. 36-48.
7. Волкова Л.С., Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 томах. Том 1. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. Волкова Л.С., Хрестоматия по логопедии. Том 2. М.: Владос, 1997. 560 с.
8. Елецкая О.В., Логопедическая помощь школьникам с
нарушениями письменной речи: формирование представлений о
пространстве и времени. Санкт-Петербург: Речь, 2010. 180 с.
9. Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. 176 с.
10. Ирица.В., О.., Ирица.Ю. и аспекты письма детей возраста // .
2019. № 3. С. 68-74.
11. Клейменова О.А., Особенности работы логопеда по преодолению нарушений письма у младших школьников // Логопед. 2014. №5. С.88-101.
12. Лурия А.Р., Письмо и речь: нейролингвистические исследования: учеб. пособие для вузов. Москва: Академия, 2012. 352 с.
13. Лурия А.Р., Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 352 с.
14. Лурия А.Р., Психологическое содержание процесса письма. Хрестоматия по логопедии. М.: «Академия», 1997. С. 326-333.
15. Мамаева А.В., Обследование речи младших школьников: метод. рекомендации. Красноярск: Краснояр. Гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2019. 118с.
16. Мамедова. Ю. письма младших школьников // проблемы и .
2021. С. 209-211.
17. Манущенко. Н. нарушений слабовидящих школьников // - педагогические социализации в нормативного нарушенного . 2021. С. 205- 210.
18. Мисаренко Г.Т., Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков // Логопед. 2014. № 2. С. 98-104.
19. Наглядные обучения школе слепых слабовидящих // и реализации подхода психологии педагогике. 2018. С . 133-135.
20. Нарушения у школьников // фонд развития. 2020. С. 51-54.
21. Оглоблина И.Ю., Игровые задания и упражнения в предупреждении нарушений письменной речи младших школьников // Логопед. 2015. № 5. С. 116-122.
22. Особенности графомоторных и у младших // Студент--учитель. 2021. . 885-893.
23. Особенности у 8-9 лет нарушениями // Здоровьесбережение условиях трансформации: педагогические - от к . 2020. С. 113-117.
24. Парамонова, Л. Г. Говори и пиши правильно: устранение недостатков уст.и письмен. речи / Л. Г. Парамонова. - СПб.: Дельта, 1996. - 384 с.
25. Парамонова Л.Г., Дисграфия: диагностика, профилактика,
коррекция. СПб., 2006. 128с.
26. Парамонова, Л. Г. Правописание шаг за шагом / Л. Г. Парамонова. - СПб. : КАРО: Дельта, 2004. - 208 с
27. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. - СПб. : СОЮЗ, 2004. - 240 с
28. Поваляева, М. А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: учеб.пособие для вузов / М. А. Поваляева. - Ростов н/Д : Феникс, 2006, - 158 с.
29. Поварова И.А., Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников. М.: Юрайт, 2020. 140 с.
30. Профилактика коррекция письма младших // Среда. 2020. С. 1¬6.
31. Прищепова, И. В. Речевое развитие младших школьников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие / И. В. Прищепова. - СПб. : КАРО, 2008. - 154 с
32. Садовникова И.Н., Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М. 1997-184 с.
33. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушениями интеллекта и мотор.Алалией) / Е. Ф. Соботович. - М. :Классикс Стиль, 2003. - 160 с.
34. Соловьева Л. Г., Логопедия. М.: Юрайт, 2020. 192 с.
35. Спирова, Л. Ф. Вопросы методики и обучения русскому языку детей с нарушениями речи / Л. Ф. Спирова, Р. И. Шуйфер - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 256
36. Тестовая методика диагностики устной реи младших школьников / под ред. Т. А. Фотековой. - М.: АРКТИ, 2000. - 56 с
37. Токарева, О. А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению / О. А. Токарева // Ученые записки Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. - М., 1971. - Т. 406 : Патология речи. - С. 63-98.
38. Токарева О.А., Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков. М.: Медицина, 1969. 123 с.
39. Ушакова.В., О.. Особенности письму школьников
нарушениями // Модернизация : проблемы , среднего и образования. 201 9. . 195-198.
40. Хватцев М.Е., Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии. М., 1997.
41. Цветкова, Л. С. Нейропсихологические счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. - М.: Юристъ, 1997. - 256 с.
42. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи : учеб.пособие для студентов вузов / С. Н. Цейтлин. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 240 с
43. Шарипова Ё.. Обучение и совместно зрячими // Проблемы .2020. С. 44-45.
44. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве / Н. Х. Швачкин. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. -320 с. - (Известия Академии педагогических наук РСФСР ; вып. 13).
45. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] : монография / Д. Б. Эльконин. - М. :Интор, 1998. - 112 с.
46. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ястребова. - М. : Просвещение, 1996. - 211 с
47. Яструбинская Е.А., Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия. 2014. №2(4). С. 60- 70.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ