Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии

Работа №156363

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения практико-ориентированных ситуаций как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии 6
1.1 Регулятивные учебные действия как актуальные образовательные результаты обучающихся 6
1.2. Организационно-методические условия формирования регулятивных учебных действий обучающихся в процессе обучения геометрии 14
1.3 Практико-ориентированные ситуации в процессе обучения геометрии .. 22
Вывод по 1 главе 30
Глава 2. Методические аспекты применения практико-ориентированных ситуаций как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии 31
2.1. Практико-ориентированные ситуации на уроках открытия нового знания31
2.2. Практико-ориентированные ситуации на уроках - рефлексии 43
2.3. Организация и результаты экспериментальной работы 53
Вывод по 2 главе 64
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение А «Фрагмент урока по теме площадь треугольника» 74
Приложение Б «Рефлексия» 80
Приложение В «Эталон решения» 80
Приложение Г «Рефлексивная таблица» 81
Приложение Д «Обучающая интерактивная игра «Ремонт»» 81
Приложение Е «Диагностическая работа на констатирующем этапе» 85
Приложение Ж «Диагностическая работа на обобщающем этапе» 87
Приложение З «Результаты диагностики предметных результатов на констатирующем этапе» 88
Приложение И «Результаты диагностики предметных результатов на обобщающем этапе»


Актуальность исследования. На современном этапе модернизации школьного образования, необходимо организовывать процесс обучения таким образом, чтобы его образовательный результат отображался не только в предметных знаниях, но и в практических умениях и навыков, которые позволяют обучающимся успешно адаптироваться в обществе и быту.
Выпускник современной школы должен иметь следующие навыки: самостоятельно выстраивать и оценивать свою деятельность, определять способы действий для конкретной цели, при необходимости корректировать их [51]. Но на сегодняшний день существует проблема копирования действий учителя при выполнении учебной задачи. Обучающийся не может в полной мере проявить самостоятельность, а значит перед учителем встает вопрос о том, как организовать процесс обучения так, чтобы сформировать у школьников умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, а именно сформировать регулятивные универсальные учебные действия.
В настоящее время вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий достаточно изучены: психологические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий рассмотрены в работах В.В. Давыдова, A.B. Захаровой и др., методические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников исследовались Е.Л Анфаловой, Н. Ю Гребенщиковой и др. Несмотря на всю значимость результатов проведенных исследований, следует отметить, что до сих пор открытым остается вопрос о подборе средств обучений для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках геометрии.
Так как регулятивные универсальные учебные действия - это способность самостоятельно справляться с жизненными задачами, целесообразно на уроках геометрии использовать практико-ориентированные ситуации. Включение практико-ориентированных ситуаций в курс геометрии, помогает раскрывать применение геометрии в реальном мире, смежных дисциплинах, в быту, при выполнении трудовых операций. Возникает противоречие между потребностью использовать практико-ориентированных ситуаций в обучении и тем, что учебники и методические пособия не содержат заданий, которые бы удовлетворяли всем условиям этих ситуаций. Потребность в разрешении вышеназванного противоречия обусловливает актуальность нашего исследования и определяет проблему.
Проблема исследования заключается в поиске результативных решений по применению практико-ориентированных ситуаций для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
В соответствие с данной проблемой сформулирована тема исследования: «Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся в процессе освоения курса геометрии в 7-9 классах».
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 7-9 классах в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: структура и содержание практико-ориентированных ситуаций и методика их использования с целью повышения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по применению практико-ориентированных ситуаций в процессе обучения геометрии как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов.
Гипотеза: формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения геометрии будет результативным, если в содержание обучения включать практико-ориентированные ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы охарактеризовать содержание регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, выделить организационно- методические условия формирования исследуемых действий в процессе обучения геометрии.
2. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы
уточнить понятие и структуру практико-ориентированной ситуации, провести классификацию практико-ориентированных ситуаций,
сформулировать требования к ним.
3. Разработать методические рекомендации по применению практико¬
ориентированных ситуаций на уроке открытия новых знаний.
4. Разработать методические рекомендации по применению практико¬
ориентированных ситуаций на уроке - рефлексии.
5. Проверить эффективность разработанных рекомендаций в ходе экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база: МАОУ школа № 150 г. Красноярск, 8 «ж» классе, количество обучающихся: 32 человека.
Результаты исследований докладывались на конференциях:
«Практико-ориентированные ситуации в математике: понятие, классификация, требования» (Красноярск, 2019г.); «Интерактивная обучающая игра «Ремонт» как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий» (Красноярск, 2020г.).
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка. В работе приведены таблицы, диаграммы, рисунки и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы были охарактеризованы компоненты регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, выделены организационно - методические условия формирования данных компонентов:
• готовность учителя к формированию РУУД
• обучающийся должен иметь психологическую готовность в сфере воли и произвольности.
• необходима разработка и подборка дидактического инструментария, который может включать в себя игровые технологии, текстовые задачи, ИКТ - технологии, практико-ориентированные ситуации
Также, было уточнено понятие практико-ориентированная ситуация: практико-ориентированная ситуация в математике это - совокупность условий и обстоятельств из окружающей нас действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в жизни, для этого был произведён содержательный анализ понятия практико-ориентированной задачи и выделены различия и сходства понятий ситуация и задача. Были выделены классификация и элементы практико-ориентированной ситуации и требования, которые стоит к ней предъявлять:
• в содержании должна быть отражена связь между математическими и нематематическими проблемами;
• должны дополнять программу и служить формированию регулятивных умений и навыков;
• вводимые понятия и термины, должны быть доступны для обучающихся;
• обучающиеся должны использовать приближенные к реальной жизни способы и методы решения.
• значимость (познавательная, профессиональная, социальная и т.д.) результата, которая будет мотивировать школьника;
• представление информации и данных в различной форме (схемы, диаграммы, текст и т.д.);
• объемные формулировки с использованием лишних или недостающих знаний;
• многообразие выходов из ситуации и возможный их поиск в ходе работы;
Также, были сформулированы требования к практико-ориентированным ситуациям на уроках открытия нового знания и уроках- рефлексии, на основе которых разработаны сами ситуации и методические рекомендации по применению на уроках геометрии в 7 - 9 классах.
Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения им Героя Советского Союза В. С. Молокова средней общеобразовательной школе № 150 Советского района в городе Красноярске среди обучающихся 8 «Ж» класса. На момент проведения опытно-экспериментальной работы в классе обучалось 32 человека. На первом, констатирующем, этапе опытно-экспериментальной работы обучающимся была предложена диагностическая работа по математике за предыдущий год обучения для проверки уровня сформированности регулятивных умений. На втором, этапе эксперимента была проведена серия уроков по геометрии в 8 «ж» классе, организованных с включением ПОСМ. На третьем, обобщающем, этапе эксперимента вновь были предложена диагностическая работы, определяющие уровни сформированности регулятивных умений. Эксперимент показал, что включение ПОСМ в организацию уроков геометрия положительно влияет на формирование регулятивных умений. В связи с этим считаем, что все цели исследования достигнуты.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанных ситуациях и методических рекомендациях, которых можно использовать при проектировании уроков геометрии в основной школе для формирования регулятивных учебных действий. Учитель математики при подготовке к уроку, может использовать данную работу.



1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С. 104-110.
2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И.А. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. С. 29-32.
3. Белкина Н.В., Шевцова Д.Н. Методические указания по
конструированию и использованию во внеурочной деятельности и дополнительном образовании практико-ориентированных заданий,
ориентированных на морские профессии // Профессиональная ориентация учащихся основной школы в учебной и внеучебной деятельности. Методические материалы. / Сост. Белкина Н.В. СПб.: Свое издательство, 2019. С. 6-34.
4. Бичеоол С.Д. Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. 2018. №24. С. 74-76.
5. Блинова Е. Р. Мотивация учебно-познавательной деятельности школьников с помощью контекстной задачи. Пять процентов мотивированных детей-не мало ли? // Народное образование. 2010. №. 6. С. 210-220.
6. Боркаев О. Т. Большой экономический словарь: словарь. М.: Книжный мир. 2016. С. 348.
7. Браун О. В., Федоров А. И., Литвинова Н. А. Влияние коррекционных мероприятий в учебной деятельности на развитие психофизиологических особенностей школьников в предпрофильных и профильных классах // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №. 4 (28). С. 152-160.
8. Васильева Е. Н. Формирование учебной самооценки учащихся в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. №. 26. С. 411-415.
9. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО). Методическая копилка. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1 .html.- (дата обращения: 06.12.2019).
10. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в современной психологии. М.: Наука, 1966. 125 с.
11. Горбатова, Т. Н. Использование образовательных интернет-ресурсов при формировании универсальных учебных действий в начальной школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство,
2015. С. 183-187.
12. Дрохнерис, О. Г. Модель формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности школьников // Молодой ученый.
2015. № 12 (92). С. 734-737.
13. Евгеньева А. П., Разумникова Г. А. (ред.). Словарь русского языка: в 4¬х т. / [Гл. ред. А. П. Евгеньева]. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Рус. Я, 1984. С. 457.
14. Егупова М. В. Методическая система подготовки учителя к практико-ориентированному обучению математике в школе. М.: МИГУ, 2014. 220 с.
15. Егупова, М.В. Практико-ориентированное обучение математике в школе / М.В. Егупова [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://eleammg.mpgu.edu/course/view.php?id=484.— (дата обращения: 12.11.2019).
16. Егупова М.В. Практические приложения математики в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов. М.: Прометей, 2015. 248 c.
17. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.efremova.info/.— (дата обращения: 15.01. 2020).
18. Инновационные образовательные технологии в преподавании
предмета как средство достижения нового образовательного результата: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:
https://sites.google.com/site/innovobraz/vvedenie.— (дата обращения: 16.03.2020).
19. Исаева И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков: монография / И. Ю. Исаева. 2-е изд., стереотип. М.: ФЛИНТА, 2011. 161 с.
20. Использование практико-ориентированных заданий при обучении математике с целью развития математической грамотности школьников [Электронный ресурс]. - URL:http://collegy.ucoz.ru/publ/39-1-0-16692— (дата обращения: 25.04.20.
21. Кокорева А. В. Методические условия обучения студентов профессионально-ориентированной лексике на основе корпуса параллельных текстов // Вестник ТГУ. 2015. №1 (117). С. 142-146.
22. Колкунова А. В. Система формирования УУД средствами игрового обучения // Молодой ученый. 2014. № 8 (67). С. 796-798.
23. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. СПб.: Эйдос, 1992. С. 22-35.
24. Малыгина О.А. Обучение высшей математике на основе системно-деятельностного подхода: Учебное пособие. М.: ЛКИ, 2008. 256 с.
25. Малыгина О. А. Совершенствование обучения высшей математике в техническом университете // Международный научно-исследовательский журнал. 2018. №. 3 (69). С. 170-174.
26. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя // М., АПКиПРО, 2002. 168 с.
27. Мендыгалиева А. К. Практико-ориентированные задания по математике в начальной школе как средство повышения качества образованности обучающихся // Наука: прошлое, настоящее, будущее: сб. статей межд. науч.-практ. конф., 2016. С. 143-145.
28. Методическая копилка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.metod-kopilka.ru/page-udd-1 .html.- (дата обращения: 09.02.2020).
29. Минцберг Г. Менеджмент: природа и структура организаций: Книга. М.: Эксмо, 2018. 512 с.
30. Мишакина В. В. Практико-ориентированные задачи как одно из средств формирования познавательных универсальных учебных действий у учащихся 7-9 классов в процессе обучения математике :дис. ... канд. пед. наук: М.,
2016. 51 с.
31. Моисеева Л.В., Драчева Е.Ю Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе естественнонаучной подготовки старшеклассников по индивидуальным учебным планам // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. С. 360.
32. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. 28-е изд., перераб. Под ред. Л. И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2018. 1376 с.
33. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. 2011. № 5 (28). С. 151-155.
34. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. М.: рос. пед. агентство, 1996. 269 с.
35. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 39-42.
36. Рягин С. Н., Логинова Н. Э. Готовность младших школьников с нарушениями речи к формированию регулятивных универсальных учебных действий в условиях интегрированного обучения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2015. №. 1 (19). С. 103-110.
37. Рязанова Д.В. Практико-ориентированные ситуации в математике: понятие, классификация, требования // Информационные технологии в математике и математическом образовании: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича. 2019. С. 136-141.
38. Рязанова Д.В. Интерактивная обучающая игра «Ремонт» как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся // Современная математика и математическое образование в контексте развития края: проблемы и перспективы: материалы V Всероссийской научно практической конференции студентов, аспирантов и школьников. 2020. С. 100-102.
39. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шилов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 345 с.
40. Словарь основных терминов и понятий [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://elearn.irro.rU/upload/files/personal-folders/2/1 1 8 Glossari.pdf.- (Дата обращения: 12.03.2020).
41. Соснина М. В. Формирование учебных умения младших школьников в процессе обучения текстовых задач // Наука. Творчество. XII международная научная конференция. 1-16 апреля 2016 г. В 3-х томах. Т. 3. Самара: изд-во Самарской государственной областной академии (Наяновой), 2016. С. 85-90.
42. Соколова Г.Н. Экономико-социологический словарь. Минск: Белорус. наука, 2013. 615 с.
43. Соларева Н.В. Практико-ориентированные задания как средство повышения мотивации школьников на уроках математики. 2018. URL: http://vkr.pspu.ru/uploads/5367/Solareva vkr.pdf(Дата обращения 18.04.2020)
44. Трубина Е.Ю., Арапко И.М. Формирование умения решать задачи на построение через развитие регулятивных учебных действий // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. №50-2. С. 50-54.
45. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода: монография; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 280 с.
46. Тумашева О.В., Берсенева О.В. Проектные задачи на уроках математики // Математика в школе. 2015 № 10. С. 27 - 30.
47. Тумашева О.В., Рукосуева Е.Г. Какие задачи решать на уроках математики в аспекте требований ФГОС? // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева.
2016. №1 (35). С. 31-34.
48. Тяпкина Е.В. Современный урок информатики в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 40 с.
49. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка. М.: АПК и ПРО, 2004. 76 с.
50. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.classes.ru/allrussian/russian-dictionary-Ushakov-term-
85491.html.- (дата обращения: 28.12.2019).
51. Федеральные государственные образовательные стандарты
[Электронный ресурс] - Режим доступа:https://fgos.ru. - (дата обращения:
24.12.2019).
52. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/философский-
энциклопедический-словарь-2003/. - (Дата обращения: 12.02.2020).
53. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. №. 23. С. 1020-1022.
54. Эльконин Д. Б. К проблемам контроля возрастной динамики психического развития детей // Психическое развитие в детских возрастах: избр. психолог. труды / ДБ Эльконин. 1989. С. 290-309.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ