Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты применения практико-ориентированных ситуаций как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии 6
1.1 Регулятивные учебные действия как актуальные образовательные результаты обучающихся 6
1.2. Организационно-методические условия формирования регулятивных учебных действий обучающихся в процессе обучения геометрии 14
1.3 Практико-ориентированные ситуации в процессе обучения геометрии .. 22
Вывод по 1 главе 30
Глава 2. Методические аспекты применения практико-ориентированных ситуаций как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии 31
2.1. Практико-ориентированные ситуации на уроках открытия нового знания31
2.2. Практико-ориентированные ситуации на уроках - рефлексии 43
2.3. Организация и результаты экспериментальной работы 53
Вывод по 2 главе 64
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение А «Фрагмент урока по теме площадь треугольника» 74
Приложение Б «Рефлексия» 80
Приложение В «Эталон решения» 80
Приложение Г «Рефлексивная таблица» 81
Приложение Д «Обучающая интерактивная игра «Ремонт»» 81
Приложение Е «Диагностическая работа на констатирующем этапе» 85
Приложение Ж «Диагностическая работа на обобщающем этапе» 87
Приложение З «Результаты диагностики предметных результатов на констатирующем этапе» 88
Приложение И «Результаты диагностики предметных результатов на обобщающем этапе»
Глава 1. Теоретические аспекты применения практико-ориентированных ситуаций как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии 6
1.1 Регулятивные учебные действия как актуальные образовательные результаты обучающихся 6
1.2. Организационно-методические условия формирования регулятивных учебных действий обучающихся в процессе обучения геометрии 14
1.3 Практико-ориентированные ситуации в процессе обучения геометрии .. 22
Вывод по 1 главе 30
Глава 2. Методические аспекты применения практико-ориентированных ситуаций как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов в процессе обучения геометрии 31
2.1. Практико-ориентированные ситуации на уроках открытия нового знания31
2.2. Практико-ориентированные ситуации на уроках - рефлексии 43
2.3. Организация и результаты экспериментальной работы 53
Вывод по 2 главе 64
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложение А «Фрагмент урока по теме площадь треугольника» 74
Приложение Б «Рефлексия» 80
Приложение В «Эталон решения» 80
Приложение Г «Рефлексивная таблица» 81
Приложение Д «Обучающая интерактивная игра «Ремонт»» 81
Приложение Е «Диагностическая работа на констатирующем этапе» 85
Приложение Ж «Диагностическая работа на обобщающем этапе» 87
Приложение З «Результаты диагностики предметных результатов на констатирующем этапе» 88
Приложение И «Результаты диагностики предметных результатов на обобщающем этапе»
Актуальность исследования. На современном этапе модернизации школьного образования, необходимо организовывать процесс обучения таким образом, чтобы его образовательный результат отображался не только в предметных знаниях, но и в практических умениях и навыков, которые позволяют обучающимся успешно адаптироваться в обществе и быту.
Выпускник современной школы должен иметь следующие навыки: самостоятельно выстраивать и оценивать свою деятельность, определять способы действий для конкретной цели, при необходимости корректировать их [51]. Но на сегодняшний день существует проблема копирования действий учителя при выполнении учебной задачи. Обучающийся не может в полной мере проявить самостоятельность, а значит перед учителем встает вопрос о том, как организовать процесс обучения так, чтобы сформировать у школьников умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, а именно сформировать регулятивные универсальные учебные действия.
В настоящее время вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий достаточно изучены: психологические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий рассмотрены в работах В.В. Давыдова, A.B. Захаровой и др., методические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников исследовались Е.Л Анфаловой, Н. Ю Гребенщиковой и др. Несмотря на всю значимость результатов проведенных исследований, следует отметить, что до сих пор открытым остается вопрос о подборе средств обучений для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках геометрии.
Так как регулятивные универсальные учебные действия - это способность самостоятельно справляться с жизненными задачами, целесообразно на уроках геометрии использовать практико-ориентированные ситуации. Включение практико-ориентированных ситуаций в курс геометрии, помогает раскрывать применение геометрии в реальном мире, смежных дисциплинах, в быту, при выполнении трудовых операций. Возникает противоречие между потребностью использовать практико-ориентированных ситуаций в обучении и тем, что учебники и методические пособия не содержат заданий, которые бы удовлетворяли всем условиям этих ситуаций. Потребность в разрешении вышеназванного противоречия обусловливает актуальность нашего исследования и определяет проблему.
Проблема исследования заключается в поиске результативных решений по применению практико-ориентированных ситуаций для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
В соответствие с данной проблемой сформулирована тема исследования: «Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся в процессе освоения курса геометрии в 7-9 классах».
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 7-9 классах в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: структура и содержание практико-ориентированных ситуаций и методика их использования с целью повышения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по применению практико-ориентированных ситуаций в процессе обучения геометрии как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов.
Гипотеза: формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения геометрии будет результативным, если в содержание обучения включать практико-ориентированные ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы охарактеризовать содержание регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, выделить организационно- методические условия формирования исследуемых действий в процессе обучения геометрии.
2. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы
уточнить понятие и структуру практико-ориентированной ситуации, провести классификацию практико-ориентированных ситуаций,
сформулировать требования к ним.
3. Разработать методические рекомендации по применению практико¬
ориентированных ситуаций на уроке открытия новых знаний.
4. Разработать методические рекомендации по применению практико¬
ориентированных ситуаций на уроке - рефлексии.
5. Проверить эффективность разработанных рекомендаций в ходе экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база: МАОУ школа № 150 г. Красноярск, 8 «ж» классе, количество обучающихся: 32 человека.
Результаты исследований докладывались на конференциях:
«Практико-ориентированные ситуации в математике: понятие, классификация, требования» (Красноярск, 2019г.); «Интерактивная обучающая игра «Ремонт» как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий» (Красноярск, 2020г.).
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка. В работе приведены таблицы, диаграммы, рисунки и приложения.
Выпускник современной школы должен иметь следующие навыки: самостоятельно выстраивать и оценивать свою деятельность, определять способы действий для конкретной цели, при необходимости корректировать их [51]. Но на сегодняшний день существует проблема копирования действий учителя при выполнении учебной задачи. Обучающийся не может в полной мере проявить самостоятельность, а значит перед учителем встает вопрос о том, как организовать процесс обучения так, чтобы сформировать у школьников умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, а именно сформировать регулятивные универсальные учебные действия.
В настоящее время вопросы формирования регулятивных универсальных учебных действий достаточно изучены: психологические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий рассмотрены в работах В.В. Давыдова, A.B. Захаровой и др., методические аспекты формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников исследовались Е.Л Анфаловой, Н. Ю Гребенщиковой и др. Несмотря на всю значимость результатов проведенных исследований, следует отметить, что до сих пор открытым остается вопрос о подборе средств обучений для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках геометрии.
Так как регулятивные универсальные учебные действия - это способность самостоятельно справляться с жизненными задачами, целесообразно на уроках геометрии использовать практико-ориентированные ситуации. Включение практико-ориентированных ситуаций в курс геометрии, помогает раскрывать применение геометрии в реальном мире, смежных дисциплинах, в быту, при выполнении трудовых операций. Возникает противоречие между потребностью использовать практико-ориентированных ситуаций в обучении и тем, что учебники и методические пособия не содержат заданий, которые бы удовлетворяли всем условиям этих ситуаций. Потребность в разрешении вышеназванного противоречия обусловливает актуальность нашего исследования и определяет проблему.
Проблема исследования заключается в поиске результативных решений по применению практико-ориентированных ситуаций для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
В соответствие с данной проблемой сформулирована тема исследования: «Практико-ориентированные ситуации как средство формирования регулятивных учебных действий обучающихся в процессе освоения курса геометрии в 7-9 классах».
Объект исследования: процесс обучения геометрии в 7-9 классах в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: структура и содержание практико-ориентированных ситуаций и методика их использования с целью повышения уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Цель исследования: разработка методических рекомендаций по применению практико-ориентированных ситуаций в процессе обучения геометрии как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 7 - 9 классов.
Гипотеза: формирование регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения геометрии будет результативным, если в содержание обучения включать практико-ориентированные ситуации.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы охарактеризовать содержание регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, выделить организационно- методические условия формирования исследуемых действий в процессе обучения геометрии.
2. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы
уточнить понятие и структуру практико-ориентированной ситуации, провести классификацию практико-ориентированных ситуаций,
сформулировать требования к ним.
3. Разработать методические рекомендации по применению практико¬
ориентированных ситуаций на уроке открытия новых знаний.
4. Разработать методические рекомендации по применению практико¬
ориентированных ситуаций на уроке - рефлексии.
5. Проверить эффективность разработанных рекомендаций в ходе экспериментальной работы.
Опытно-экспериментальная база: МАОУ школа № 150 г. Красноярск, 8 «ж» классе, количество обучающихся: 32 человека.
Результаты исследований докладывались на конференциях:
«Практико-ориентированные ситуации в математике: понятие, классификация, требования» (Красноярск, 2019г.); «Интерактивная обучающая игра «Ремонт» как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий» (Красноярск, 2020г.).
Структура работы состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка. В работе приведены таблицы, диаграммы, рисунки и приложения.
В результате теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы были охарактеризованы компоненты регулятивных универсальных учебных действий обучающихся, выделены организационно - методические условия формирования данных компонентов:
• готовность учителя к формированию РУУД
• обучающийся должен иметь психологическую готовность в сфере воли и произвольности.
• необходима разработка и подборка дидактического инструментария, который может включать в себя игровые технологии, текстовые задачи, ИКТ - технологии, практико-ориентированные ситуации
Также, было уточнено понятие практико-ориентированная ситуация: практико-ориентированная ситуация в математике это - совокупность условий и обстоятельств из окружающей нас действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в жизни, для этого был произведён содержательный анализ понятия практико-ориентированной задачи и выделены различия и сходства понятий ситуация и задача. Были выделены классификация и элементы практико-ориентированной ситуации и требования, которые стоит к ней предъявлять:
• в содержании должна быть отражена связь между математическими и нематематическими проблемами;
• должны дополнять программу и служить формированию регулятивных умений и навыков;
• вводимые понятия и термины, должны быть доступны для обучающихся;
• обучающиеся должны использовать приближенные к реальной жизни способы и методы решения.
• значимость (познавательная, профессиональная, социальная и т.д.) результата, которая будет мотивировать школьника;
• представление информации и данных в различной форме (схемы, диаграммы, текст и т.д.);
• объемные формулировки с использованием лишних или недостающих знаний;
• многообразие выходов из ситуации и возможный их поиск в ходе работы;
Также, были сформулированы требования к практико-ориентированным ситуациям на уроках открытия нового знания и уроках- рефлексии, на основе которых разработаны сами ситуации и методические рекомендации по применению на уроках геометрии в 7 - 9 классах.
Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения им Героя Советского Союза В. С. Молокова средней общеобразовательной школе № 150 Советского района в городе Красноярске среди обучающихся 8 «Ж» класса. На момент проведения опытно-экспериментальной работы в классе обучалось 32 человека. На первом, констатирующем, этапе опытно-экспериментальной работы обучающимся была предложена диагностическая работа по математике за предыдущий год обучения для проверки уровня сформированности регулятивных умений. На втором, этапе эксперимента была проведена серия уроков по геометрии в 8 «ж» классе, организованных с включением ПОСМ. На третьем, обобщающем, этапе эксперимента вновь были предложена диагностическая работы, определяющие уровни сформированности регулятивных умений. Эксперимент показал, что включение ПОСМ в организацию уроков геометрия положительно влияет на формирование регулятивных умений. В связи с этим считаем, что все цели исследования достигнуты.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанных ситуациях и методических рекомендациях, которых можно использовать при проектировании уроков геометрии в основной школе для формирования регулятивных учебных действий. Учитель математики при подготовке к уроку, может использовать данную работу.
• готовность учителя к формированию РУУД
• обучающийся должен иметь психологическую готовность в сфере воли и произвольности.
• необходима разработка и подборка дидактического инструментария, который может включать в себя игровые технологии, текстовые задачи, ИКТ - технологии, практико-ориентированные ситуации
Также, было уточнено понятие практико-ориентированная ситуация: практико-ориентированная ситуация в математике это - совокупность условий и обстоятельств из окружающей нас действительности, связанные с формированием практических навыков использования математических знаний и умений, необходимых в жизни, для этого был произведён содержательный анализ понятия практико-ориентированной задачи и выделены различия и сходства понятий ситуация и задача. Были выделены классификация и элементы практико-ориентированной ситуации и требования, которые стоит к ней предъявлять:
• в содержании должна быть отражена связь между математическими и нематематическими проблемами;
• должны дополнять программу и служить формированию регулятивных умений и навыков;
• вводимые понятия и термины, должны быть доступны для обучающихся;
• обучающиеся должны использовать приближенные к реальной жизни способы и методы решения.
• значимость (познавательная, профессиональная, социальная и т.д.) результата, которая будет мотивировать школьника;
• представление информации и данных в различной форме (схемы, диаграммы, текст и т.д.);
• объемные формулировки с использованием лишних или недостающих знаний;
• многообразие выходов из ситуации и возможный их поиск в ходе работы;
Также, были сформулированы требования к практико-ориентированным ситуациям на уроках открытия нового знания и уроках- рефлексии, на основе которых разработаны сами ситуации и методические рекомендации по применению на уроках геометрии в 7 - 9 классах.
Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения им Героя Советского Союза В. С. Молокова средней общеобразовательной школе № 150 Советского района в городе Красноярске среди обучающихся 8 «Ж» класса. На момент проведения опытно-экспериментальной работы в классе обучалось 32 человека. На первом, констатирующем, этапе опытно-экспериментальной работы обучающимся была предложена диагностическая работа по математике за предыдущий год обучения для проверки уровня сформированности регулятивных умений. На втором, этапе эксперимента была проведена серия уроков по геометрии в 8 «ж» классе, организованных с включением ПОСМ. На третьем, обобщающем, этапе эксперимента вновь были предложена диагностическая работы, определяющие уровни сформированности регулятивных умений. Эксперимент показал, что включение ПОСМ в организацию уроков геометрия положительно влияет на формирование регулятивных умений. В связи с этим считаем, что все цели исследования достигнуты.
Таким образом, все поставленные задачи решены, гипотеза нашла теоретическое и практическое подтверждение, цель исследования достигнута.
Практическая значимость данной работы заключается в разработанных ситуациях и методических рекомендациях, которых можно использовать при проектировании уроков геометрии в основной школе для формирования регулятивных учебных действий. Учитель математики при подготовке к уроку, может использовать данную работу.
Подобные работы
- Формирование познавательных умений учащихся 7-9 классов при обучении геометрии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ
ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАФИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Задачи по математике как средство выявления качеств знаний обучающихся общеобразовательной школы
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019 - Применение информационно-технических средств в обучении геометрии учащихся 8 классов средней общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. ( на примере преподавания геометрии в 7-9 классах средней школы )
Авторефераты (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2006



