Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИЕМЫ РАБОТЫ СО СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ ПРИ РАЗВИТИИ СЛУХОПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ

Работа №156356

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Особенности развития сенсомоторного уровня речи у детей-инофонов младшего школьного возраста
1.1 Развитие сенсомоторного уровня речи как необходимое условие для овладения устной речью
1.2 Особенности развития сенсомоторного уровня речи в родном языке и при изучении иностранного языка
1.3 Диагностика уровня развития фонематического слуха у ребенка
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Приемы работы со стихами А. Барто при становлении слухопроизносительных навыков младших школьников-инофонов
2.1. Актуальный уровень сенсомоторного развития устной речи у обучающихся-инофонов младшего школьного возраста
2.2. Приемы работы со стихами А. Барто с учетом актуального уровня развития сенсомоторного уровня речи младших школьников- инофонов
Выводы по второй главе 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список литературы 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47
Приложение 1. Материалы диагностической программы 47
Приложение 2. Конспекты занятий 49


Результатом процессов миграции, происходящих в России в последнее десятилетие, стало постоянное увеличение в российских общеобразовательных школах обучающихся-мигрантов.
Всех учащихся-мигрантов можно разделить на две группы в зависимости от степени владения русским языком.
Обучающиеся-билингвы - это группа учащихся, в семьях которых говорят, как на родном языке, так и на русском. Зачастую эти дети никогда не бывали на своей исторической родине. Русский язык для них является «почти» родным, обучение таких детей не вызывает серьезных трудностей.
Обучающиеся-инофоны - это группа учащихся, чьи семьи недавно мигрировали. Такие дети владеют иными фоновыми знаниями, русским языком они владеют лишь на так называемом «бытовом уровне». Зачастую родители также имеют трудности с русским языком, дома общаются на родном языке и не могут помочь в освоении русским языком своим детям. В школе дети вынуждены общаться с учителями, с одноклассниками только на русском языке.
Того уровня русского языка, которым владеют учащиеся-инофоны, недостаточно, чтобы обучаться на нем, а предварительную подготовку перед поступлением в русскую школу иноязычные учащиеся проходят крайне редко. Таким образом, зачастую инофон младшего школьного возраста попадает в ситуацию обучения в полиэтническом классе, где разделение на группы по принципу «русскоговорящие школьники - школьники-инофоны» весьма условно. Такие ученики не способны воспринимать материал на таком же уровне, как ученики, для которых родным является русский язык. Учебные программы и учебники не рассчитаны на обучение иноязычных школьников. И учитель вынужден искать пути решения данной проблемы самостоятельно, при этом, не имея специального образования и не владея соответствующей методикой преподавания (русского языка как неродного).
Развитый уровень взаимокоординации сенсорных и моторных компонентов деятельности играет большую роль как в освоении первого (родного) языка, так и в устранении ошибок, при изучении иностранного.
Развитие сенсомоторного уровня речи необходимо для того, чтобы обучающиеся-инофоны могли отличать буквы и звуки при обучении грамоте, а также дифференцировать звуки русского языка с точки зрения значимых перцептивных и сигнификативных характеристик, что в свою очередь является базой для усвоения устной и письменной речи.
Одним из эффективных приемов в обучении русскому языку как иностранному является использование на занятиях поэтических текстов. Стихи используются педагогами-практиками при решении задач, связанных с повышением интереса к изучаемому языку, направленных на формирование культурологических знаний, для становления лексических и грамматических навыков.
Цель исследования: определить приемы работы со стихотворными текстами А. Л. Барто для развития слухопроизносительных навыков у инофонов младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности развития сенсомоторного уровня речи (слухопроизносительных навыков) у детей-инофонов младшего школьного возраста.
2. Проанализировать основные трудности развития устной речи у детей-инофонов в иностранной языковой среде.
3. Выявить основные трудности развития устной речи в иностранной языковой среде у детей-инофонов г. Красноярска посредством проведения диагностики актуального уровня сенсомоторного развития устной речи.
4. Рассмотреть потенциал стихотворений А. Барто при работе по развитию слухопроизносительных навыков у инофонов младшего школьного возраста 
5. Изучить приемы работы со стихами А. Барто актуального уровня развития сенсомоторного уровня речи школьников-инофонов.
Объектом исследования является процесс развития слухопроизносительных навыков младших школьников-инофонов.
Предмет данного исследования: приемы работы со стихотворным текстом при развитии слухопроизносительных навыков младших школьников-инофонов.
Таким образом, гипотеза исследования: Приемы работы со стихотворным текстом способствуют развитию слухопроизносительных навыков младших школьников-инофонов при учете лингводидактического потенциала используемых текстов.
Методологическая база исследования
На данный момент существуют ученые и педагоги-практики, занимающиеся исследованием фонематического слуха и слухопроизносительных навыков детей в общем и школьников-инофонов в частности. Среди них Швачкин Н. Х, Микушина Е. С., Каримова Н. В., Бородич А. М. Однако нами не было обнаружено трудов, рассматривающих потенциал работы со стихами А. Барто для развития слухопроизносительных навыков у инофонов младшего школьного возраста.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения данных приемов на практике в условиях полиэтнического класса.
Отдельные части данной дипломной работы были апробированы на научно-практической конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XVII, XVIII, XIX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, май 2016 г., май 2017 г., май 2018 г.), на региональном туре всероссийской научной тематической межвузовской дистанционной студенческой олимпиады «Исследование в начальном образовании как условие становления профессиональной компетентности будущего педагога» (Барнаул, 2016 г.), а также были опубликованы в Международном научно-методическом проекте «Методичка.орг» 30 апреля 2016 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретического материала по изучению и развитию сенсомоторного уровня устной речи у детей младшего школьного возраста показал, что сенсомоторный уровень речи ребёнка включает в себя такие компоненты, как фонематический слух и артикуляция, где фонематический слух — это способность человека воспринимать, слышать, анализировать и синтезировать фонемы в устной речи, в том числе и при частном искаженном произношении, для последующего понимания смысла услышанного и его дальнейшего воспроизведения. Он является всецело пожизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды. Артикуляция - работа органов речи, необходимая для образования звуков, характерных для определенного языка. При правильной артикуляции происходит четкое произнесение звуков.
Формирование сенсомоторного уровня речи это сложный, длительный процесс. Становление его у ребенка происходит ещё в дошкольном возрасте при активном участии взрослых. Этот процесс осуществляется при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов опираясь на воспринимаемые образцы. От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков, но слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.
Одновременно с фонематическим слухом у ребенка активно развивается артикуляционный аппарат. При этом отмечается не только зависимость артикуляции от слуха, но и обратная зависимость: умение произнести тот или иной звук значительно облегчает ребенку его различение фонем на слух.
Таким образом, сенсомоторный уровень речи является основой всей речевой деятельности ребенка, попав в чужеродную языковую среду, инофон сталкивается с необходимостью коммуницировать на иностранном языке, а для этого ему необходимо преодолеть ряд трудностей и развить сенсомоторный уровень устной речи.
Специалисты приводят разные причины, тормозящие процесс становления речевой деятельности ребенка на иностранном языке и становление высокого уровня сенсомоторного развития речи, в частности. Но сходятся в одном: основная проблема ребенка, начавшего изучать другой язык, сформированный фонематический слух и артикуляционный аппарат в родной языковой среде. При восприятии и произнесении иностранной речи ребенок анализирует её с помощью уже известных ему фонем.
Мы провели констатирующий эксперимент. Целью эксперимента было - выявить уровень и особенности сенсомоторного развития речи у обучающихся-инофонов. В ходе работы была подобрана моноязычная группа школьников-инофонов в возрасте 9-11 лет.
Диагностика проводилась с помощью части тестовой экспресс- диагностики устной речи младших школьников Т. А. Фотековой, по которой уровень сенсомоторного развития устной речи определялся тремя критериями: уровень фонематического восприятия фонем русского языка, соответствие звукопроизношения артикуляционным характеристикам системы русского языка, способность воспроизводить звуко-слоговую структуру слов.
Исследование дало следующие результаты: 60% детей находятся на среднем уровне сенсомоторного уровня развития устной речи, на высоком же уровне находятся 40% исследуемых данной группы. Данные результаты указывают на быструю адаптацию обучающихся-инофонов младшего школьного возраста к новому языку.
При детальном рассмотрении результатов по каждому критерию отдельно были выявлены некоторые особенности. У всех детей наибольшие трудности возникли с фонематическим восприятием фонем русского языка, а наименьшие трудности возникли с соответствием звукопроизношения артикуляционным характеристикам системы русского языка.
На основе полученных результатов мы предположили, что для успешного развития слухопроизносительных навыков инофона необходимо использовать стихотворный текст. Так как работа со стихами помогает обучающемуся дифференцировать звуки, развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, а также позволяет учащимся улавливать созвучность, мелодичность речи и решает задачи формирования звуковой культуры: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.
На примере стихотворений А. Барто мы можем видеть, что материал, отобранный на основе выдвинутых нами критериев, отвечает поставленным задачам создания условий для формирования слухопроизносительных навыков. На основании выделенных нами критериев любой учитель-практик сможет отобрать стихотворения в соответствии с интересами своего класса и, используя представленные нами приемы, эффективно реализовать задачи деятельности, связанные с развитием слухопроизносительных навыков.
Подобранные приёмы работы с произведениями А. Барто позволят инофонам не только успешно овладеть необходимыми слухопроизносительными навыками, но и быстро войти в соответствующий культурный мир.
Подтверждением этого могут служить разработанные нами конспекты занятий. Таким образом, мы можем утверждать, что приемы работы со стихотворным текстом на примере стихотворений А. Барто являются эффективными в вопросах развития слухопроизносительных навыков младших школьников - инофонов.



1. Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. - М.: Наука, 2001 - 279 с. (Серия «Памятники психологической мысли») (у тебя 2000)
2. Бернштейн С. И. Основные понятия фонологии. - Вопросы языкознания, 1962, № 5
3. Борзова Е. Взаимодействие речевого и музыкального интонирования / Е. Борзова, Г. Вишневская // Фонетика и психология: межвуз. сб. науч. тр. - Иваново, 1981. Выпуск 3. - 169 с. - С. 25-36.
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М.: Просвещение, 1981
5. Варенцова Н. С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: Академия, 1997
6. Виноградов В. В. Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития. М.: Наука, 1967
7. Гайнбихнер Т. Н. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в полиэтнических условиях Севера (на материале ономастической лексики): Дис. ... канд. пед. наук. — М., 2003. — 250 с.
8. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. — М.: Высш. школа, 1982
9. Глухов В. П., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - СПб.: Астрель, 2007.
10. Епифанова О. В. Современные методы обследования речевого развития ребенка/ О.В. Епифанова // Логопед. - 2013. - №5. - С. 6-17.
11. Ефимова Е. Н. Методика обследования фонематического слуха дошкольников [Электронный ресурс]// URL: http://www.openclass.ru- 17.04.2016, 18:45
12. Ефремова Т Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000
13. Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М.: изд-во Академии педагогических наук СССР, 1958
14. Запольская Е. Л. Развитие познавательного интереса школьников к русскому языку в процессе обучения в классах с многонациональным составом: Дис. .. .канд. пед. наук. - Сургут. - 2006. - 242 с.
15. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
16. Иванова С. Ф. Речевой слух и культура речи. - М.: Просвещение, 1970
17. Исенина Е. И. О роли речедвигательного и слухового анализаторов в формировании речевого слуха у детей / Е. Исенина, О. Степанова // Фонетика и психология речи. Иваново: ИГУ, 1981 - Вып. 2. - 161 с. - С. 94-106.
18. Каримова Н. В. Диагностика фонематических процессов у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. - 2016. - №2. - С. 21-24.
19. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. - М.: Педагогика, 1872
20. Кубрякова Е. С., Шахнарович А.М., Сахарный Л.В. Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / АН СССР. Ин-т языкознания; Отв. ред. Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1991
21. Лалаева Р И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. — 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»)
22. Левина Р. Е. Воспитание правильной речи v детей. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1958
23. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - 2-е изд., доп. - М. : Большая рос. энцикл., 2002
24. Львов М. Р Основы методики русского языка в 4-8 классах. - М.: «Просвещение», 1978
25. Методика исследования речи: Методическое пособие /Составитель В. И. Нодельман. - Иркутск: Иркутский гос. пед институт, Иркутский институт повышения квалификации работников образования, 1994
26. Мечковская Н. Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. - М.: Флинта, 2009
27. Микушина Е. С. Формирование фонематического слуха у детей с ОНР посредством театрализованный игр [Электронный ресурс]// URL: http://festival.1september.ru- 15.04.2016, 14:30
28. Михеева Т. Б. Обучение русскому языку учащихся полиэтнических классов. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008
29. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968.
30. Психолингвистические основы речевого развития при усвоении родного и иностранных языков (тезисы докладов совещания). М., 1987. - 74 с.
31. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена- корреспондента РАО А. А. Реана - СПб.: «ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК», 2003. - 368 с. (Серия «Мэтры психологии»).
32. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002 (Серия «Психологическая энциклопедия»)
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2-х т. / Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989 (Труды действительных членов и членов- корреспондентов Акад. пед. наук СССР)
34. Сохин Ф. А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду / Под ред. Ф. А. Сохина, Т. В. Тарунтаевой. М.: Педагогика, 1978
35. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студентов учреж. высш. проф. образования / Н. А. Стародубова. - 5-е изд., стер. - М.: «Академия», 2012
36. Трубецкой Н. С. Основы фонологии. - М.: Аспект пресс, 2000.
37. Тумченко Е. А. Формирование фонематического слуха через игру [Электронный ресурс]// URL: http://www.logoped.ru- 17.04.2016, 17:26
38. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Просвещение, 1989
39. Фотекова Т А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие - М.: Айрис-пресс, 2006
40. Хауген Э. Языковой контакт // Новое в лингвистике. - М.: Прогресс, 1972. Вып. 6. С. 61-80.
41. Швачкин В. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Возрастная психолингвистика : хрестоматия / сост. К. Ф. Седов. - М.: Лабиринт, 2004
42. Эльконин Д. Б. Детская психология/ Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 3-е изд., стереотип.- М., ACADEMIA, 2006. - 383с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ