Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА БАЗЕ ЛАБОРАТОРИЙ УНИВЕРСИТЕТА

Работа №156350

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы126
Год сдачи2016
Стоимость4825 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 9
1.1. Современное состояние проблемы развития исследовательской
деятельности у учащихся 9
1.2. Разнообразие средств развития исследовательской деятельности
старшеклассников по биологии 18
1.3. Практика организации исследовательских работ старшеклассников по
биологии на базе лабораторий образовательных организаций 31
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНО¬
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ 39
2.1. Методика экспериментального исследования 39
2.2. Методика развития исследовательских умений старшеклассников в
условиях практикума по биологии 48
2.3. Результаты экспериментального исследования 74
Заключение 84
Список литературы 86
Приложение


Современный мир быстро развивается и требует от общества нового, более современного восприятия к действительности, больше проявления инициативы и творческого подхода. На данном этапе человек является наиболее значимым ресурсом информационного общества, и чем лучше он способен проявить свои качества и навыки, тем у него больше возможностей добиться успеха и реализовать себя как самостоятельная личность. Создание условий для развития потенциала каждого школьника, а в дальнейшем человека-профессионала своего дела, является неотъемлемой частью современного качественного образования [10].
Одной из основных проблем современного общества является достижение нового, качественного уровня образования. Под новым качественным уровнем обучения можно рассматривать модель образования, где ориентация идет на развитие личности ребенка, его творческого потенциала [15]. Современные общеобразовательные организации предъявляют высокие требования к освоению учащимися навыков по решению творческих и исследовательских проблем. Овладение учащимися теоретических и эмпирических методов исследовательских работ является одним из важных критериев оценки готовности школьника к самостоятельному познанию.
Каждый школьник должен уметь самостоятельно приобретать новые знания и применять их в окружающем мире, тем самым развивать способность к исследовательской деятельности. Современный выпускник школы должен быть готов к самостоятельной деятельности в конкретных трудовых и учебных ситуациях, быть конкурентоспособным, готовым проявить себя. Мир труда и будущая профессиональная деятельность требует от школьника сформированных необходимых для работы и жизни качеств: активности, гибкости мышления, способности к постоянному обучению, быть открытыми и способными выражать свои мысли и пр. Создается осознанная потребность общества в подготовке людей, не только обладающих определенной информацией, но и умеющих применить свои знания на практике. Такие личностные качества учеников формируются в процессе освоения ими исследовательской деятельности. Такая деятельность учащихся способствует формированию необходимых ему для дальнейшего процесса обучения, профессиональной и социальной адаптации качеств, поможет каждому старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии.
Наиболее эффективной формой развития исследовательской деятельности учащегося, на наш взгляд, является практикум.
Практикум - это особый вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какого-нибудь предмета, практическое занятие по какому-нибудь учебному курсу [28].
Задачами таких практикумов является развитие познавательных интересов и способностей школьников, получение более углубленных знаний, пропаганда научной и творческой деятельности. В процессе реализации практикума, учащиеся демонстрируют свои теоретические основы по предмету, учатся практически применять свои знания и реализуют свои творческие способности. Учащимся предстоит познакомиться с такими видами деятельности как изучение научной терминологии, методики ведения исследований, правилами работы с научной литературой, другими источниками информации, приборами и оборудованием, предстоит обучение методике оформления, представления и защиты результатов исследования, также такие занятия способствуют самообразованию и профессиональному самоопределению школьников. Таким образом, самостоятельная творческая работа в рамках практикумов помогает сформировать общую исследовательские умения учащихся, как часть ключевых, универсальных действий образованного молодого человека. Является необходимой школьнику, как в процессе обучения, так и в его профессиональной жизни и на протяжении всего времени развивается вместе с ним.
Цель данной работы: разработка и апробация программы практикума по биологии для старшеклассников на базе лабораторий университета как средство развития исследовательской деятельности учащихся.
Цель реализовывалась через ряд задач:
1. Проанализировать современное состояние проблемы развития исследовательской деятельности у учащихся.
2. Выявить средства и формы развития исследовательской деятельности у старшеклассников по биологии.
3. Разработать и апробировать программу практикума по биологии для старшеклассников «Исследователи живой природы» на базе лабораторий университета.
С началом XXI века становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами и практическими психологами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения [18].
Актуальность нашего исследования заключалась в том, что в целях реализации программы Красноярского края «Развитие образования» необходимо кадровое обеспечение социально-экономического развития края путем создания гибкой системы профессионального образования, являющейся частью проектов и программ регионального развития, тем самым необходимость развивать умения и навыки исследовательского поиска у школьников для будущей их практической, профессиональной и личностной самореализации.
Гипотеза заключалась в следующем: разработанный практикум по биологии «Исследователи живой природы» поспособствует развитию исследовательских умений у старшеклассников при условиях соблюдения возрастных особенностей, особенностей содержательного компонента практикума с ориентацией его на практические и лабораторные работы, а также организации поисковой активности учащихся.
При решении поставленных задач и проверки гипотезы были использованы такие методы, как анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетирование учеников, интервьюирование учителей, анализ продуктов деятельности учащихся и организация и проведение педагогического эксперимента.
Новизна данной исследовательской работы заключается в следующем:
• рассмотрены основные проблемы развития исследовательских умений старших школьников, как в урочное, так и во внеурочное время;
• выделены средства и формы, способствующие формированию и развитию исследовательских умений старшеклассников;
• определены состав, структура и содержание учебного материала практикумов по биологии;
• разработано содержание практикума для старшеклассников по биологии как средство развития исследовательских умений школьников.
Научная значимость работы выражается в исследовании условий формирования и развития исследовательских умений учащихся с применением экспериментальной методики программы практикума на базе лабораторий образовательных организаций;
Практическая значимость заключается в эффективности развития исследовательский умений у старшеклассников в ходе реализации программы, развития их творческого мышления и креативности, перехода их исследовательских умений на новый уровень освоения.
Экспериментальной базой для исследования было муниципальное бюджетно образовательное учреждение средняя школа №34 г. Красноярска.
В процессе работы над исследованием были опубликованы некоторые тезисы, статьи в материалах международных форумах, конференций:
1. Галкина Е.А., Полещук А. А. Пути профессионального самоопределения школьника в научно-исследовательской деятельности // Материалы Всероссийском научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» / сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции - 23-27 ноября 2015г. - С. 95-98.
2. Галкина Е.А. Полещук А. А. Формирование исследовательских умений в процессе обучения биологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции / «Педагогические чтения в ННГУ» - Нижний Новгород, Арзамасский филиал ННГУ, 10-11 декабря 2015 г.- С. 503-504.
3. Полещук А.А. Летний профильный лагерь «Эколаб» как средство формирования исследовательской деятельности школьников // Материалы XVI Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодёжь и наука XXI века» / отв. ред. Н.М. Горленко; Краснояр. гос. пед. ун-т им.В.П. Астафьева. - Красноярск, 2016.- С. 89-95.
4. Полещук А. А. Организация исследований учащихся в естественнонаучном образовании // Материалы конференции «Педагог- исследователь: реалии педагогических практик» / КГБОУ СПО Красноярский педагогический колледж №1 им. Горького - Красноярск, 2015. - электронное издание. С. 65-67.
5. Полещук А. А. Организация исследовательской деятельности школьников по предметам естественнонаучного цикла // Материалы XVI научно-практической конференции студентов биологии, географии и химии «Молодежь и наука XXI века» / отв. ред. Н.М. Горленко; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - электронное издание. С. 95-97.
6. Полещук А. А. Проект проведения дня открытых дверей в лаборатории
биохимии и физиологии энергообмена и терморегуляции // Материалы XV научно-практической конференции студентов факультета биологии, географии и химии «Молодежь и наука XXI века» - Красноярск, 2014. С.53-54.
7. Полещук А. А. Развитие исследовательской деятельности школьников
по биологии во внеурочное время // Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции «Достижения и инновации в современном естественнонаучном образовании» / отв. ред. Т.В.Голикова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - Красноярск, 12-13 ноября 2015г. - С. 124-126.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Особенности развития современного общества и образования требуют нового уровня в организации образовательного процесса в школе. Соответственно претерпевает изменение и портрет ученика. Современный школьник должен прийти в мир взрослых подготовленным и разносторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты. В этом ему может поспособствовать исследовательская деятельность.
Проанализировав современные исследования, можно сделать вывод, что на современном этапе обучения роль исследовательской деятельности остается неизменно важной, но приобретает новые варианты интерпретации в образовательном процессе. Сейчас важно не только сформировать у ученика с раннего возраста исследовательские умения, но также важно развить эти умения, качественно нарастить навыки исследовательской деятельности.
Одной из таких форм развития исследовательских умений является практикум, который предполагает вид учебных занятий, имеющих целью практическое усвоение основных положений какой-либо темы или предмета в целом.
В практике работы учителей биологии возникает проблема организации практикумов в условиях средних общеобразовательных учреждениях, т.к. занятия практикумов предполагают большое количество практических и лабораторных работ. Не каждое учреждение имеет полное обеспечение необходимым оборудованием и дорогостоящими приборами измерения.
Нами был разработан практикум для старшеклассников по биологии «Исследователи живой природы» с привлечений лабораторий университета.
В процессе выполнения диссертационного исследования были сформированы следующие выводы:
1. Проанализировав современное состояние проблемы развития исследовательской деятельности школьников, выявили, что на данном этапе формирование и развитие исследовательских умений остается таким же значимым аспектом в формировании личностных качеств каждого ученика.
2. Установили, что основным и эффективным средством организации исследовательской деятельности старшеклассников является программа специальных спецкурсов и практикумов с привлечением дополнительных образовательных организаций при условии соблюдения системно-деятельностного подхода и ориентацией на возрастные особенности старшего школьного возраста.
3. Разработали и апробировали программу практикума для старшеклассников по биологии «Исследователи живой природы» и выяснили, что данная программа способствует не только более углубленному изучению предмета, повышает уровень знаний, но и позволяет развивать исследовательские умения старшеклассников, способствует развитию навыков исследовательской деятельности в целом.
4. В результате проведения практикума с использованием лабораторий образовательных учреждений осуществили побочный компонент нашего исследования - провели профориентацию старшеклассников, что способствует самоопределению школьников в выборе будущей профессии.
В дальнейшем планируется развивать и расширять данную программу в рамках федерального государственного стандарта второго поколения.



1. Вагина Т.Б., Лукина А.К, Науменко Е.Н. Изучаем природные объекты //Биология в школе. - 2003. - №3 - С.51-53.
2. Ведерникова Л.В. Подготовка педагога как творческого профессионала. - Учебное пособие. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2006. - 112 с.
3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов пед. ин-тов по биол. спец. 4-е изд.-М.: Просвещение, 1983. 384 с.
4. Внеклассное преподавание биологии, 2005-2012 [Электронный ресурс]: http://www.beatreferat.ru/referat-111456.html., свободный - яз. рус. URL
5. Ганич Л. Ю. Внеклассные занятия по биологии: необычные формы и методы активации познания: М.: Школа-пресс, 1998.
6. Гафитулин М.С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая техника. 2005. - №3. - С.21-26.
7. Герасимова С.И. Формирование исследовательских умений учащихся 8 - 9-х классов при изучении природных объектов: Дис. канд. пед. наук : Москва, 2006. 200 с.
8. Гетманская А. А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся.
Сайт «Первое сентября». [Электронный ресурс]:
http://festival.1september.ru/articles/510645, свободный - яз. рус. URL .
9. Голикова Т.В, Иванова Н.В., Пакулова В.М. Теоретические вопросы методики обучения биологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун- тим. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. 76 с.
10. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А. Парадигма актуального образования //Вопросы образования. - 2007. - № 2. - С. 20 - 42.
11. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности. Практика административной работы в школе. - 2006. - №7. - С. 49 - 53.
12. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность в школе. - М.: Вербум-М, 2001. С. 4-6.
13. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - М., 1997. - С. 26, 227.
14. Заир-Бек Е.С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб, 1995.
15. Зачесова Е. Ручка от сундука. Компетентностный подход в образовании. //Учительская газета. - 2007. - № 17. - С. 15 - 20.
16. Колесникова И.А. Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин // Дис. ... д-ра пед. наук. Л., 1991. 449 с.
17. Колюбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 256 с.
18. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393 // Учительская газета. - 2002, №31. С. 21-28.
19. Краевский В.В. Сам себе Архимед? - Педагогика, 1997. - № 5. - С. 121.
20. Краткий психологический словарь / Под общей редакцией Н.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.- С. 37.
21. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности // Куликова Л.Н. - Хабаровск, 1997. - с. 202.
22. Лазарев В.С., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования // Педагогика. - 2000. - № 3. - С.27-34.
23. Масленникова А.В. Основы исследовательской деятельности учащихся //Исследовательская деятельность. Ж. - 2004, № 1. С.12 - 21.
24. Миронова Е.Е. Сборник психологических тестов. Часть 2 // Пособие / Сост. Е.Е. Миронова. - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006. - 146 с.
25. Неуман К.А., Галкина Е.А. Развитие естественнонаучного мышления у учащихся в процессе обучения биологии // Современное естественнонаучное образование: достижения и инновации: сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013. С. 218-220.
26. Новолодская Е.Г. Эколого-валеологический мониторинг. //Биология в школе. - 2006. - №6- С.60-69.
27. Новожилова С.Г., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование. - Москва, 2008 г. - 160 с.
28. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. С. 56.
29. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. - М.: Издательство «Прометей» МПГУ, 2006. - 224 с.
30. Организация экологических исследований учащихся / Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Сост. Г.С. Петрищева. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. С. 35-42.
31. Осипова Г.И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников/ «Малая Академия наук» // - Волгоград: Учитель, 2007. с. 107.
32. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности. // Омск. Гос. Ун-т. - 2004. С.201.
33. Петров, Ю.А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. - М., 1998. - С. 77.
34. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: ВЛАДОС, 2001. С.33.
35. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - С. 21.
36. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с.
37. Русских Г.А. Технология проектного обучения: Биология в средней школе. // Биология в школе. - 2003. - № 3. С 36-47.
38. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А. И. Савенков. - М.: Просвещение, 2006.- 434 с.
39. Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Птицы города. Исследовательская работа школьников. //Биология в школе. - 2006. - №6 -С.51-56.
40. Сборник тезисов XXX научно-практической конференции учащихся Октябрьского района города Красноярска. // отв. Пирогова М.С. - Красноярск. - 190с.
41. Семенова Н.А Эволюция дидактических представлений об
исследовательской деятельности в отечественной педагогической теории и практике / Н.А. Савенков // Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация образования и повышение квалификации» (Томск, 26-27 ноября). Том 2. - Томск, 2003. - С.191-195.
42. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
43. Сластёнин В.А., Подымова Л.С Педагогика: Инновационная
деятельность. - М.: НЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.
44. Слободчиков В.И. Понятие исследовательской работы школьников в психологии образования //Исследовательская работа школьников. - 2006. - №1. - С.34 - 38.
45. Смирнова Н.З., Бережная О.В. Психологические основы исследовательского обучения // Психология обучения. - 2014. - №6. - С.113 -122.
46. Смирнова Н.З., Галкина Е.А. Экологическое образование школьников: учебное пособие; / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. 145 с.
47. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. // Степанова М.В. - Санкт-Петербург: Каро, 2005. C.105.
48. Терехова Г.В. Замкнутый круг? // Технологии творчества. - 1998. - № 2. C. 15-19.
49. Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников: научно-методический и информационно-публицистический журнал / ред. Алексей Обухов. - 2006. - №1 2006. - С. 128-139.
50. Феськова Е.В. Становление исследовательской компетентности в дополнительном образовании и профильном обучении: Диссертация кандидата педагогических наук. - Красноярск, 2005 - с. 230.
51. Харитонов Н.П. Учебные исследования школьников в курсе биологии. // Школьные технологии -2007. - №3. - С.116 - 127
52. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 с. [Электронный ресурс]: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm,свободный. - яз. рус. URL.
53. Чистякова С.Н., Журкина А.Я. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методич. пособие. - М. : ИОСО РАО, 1997. - 80 с.
54. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 356c.
55. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Изд. 3-е, испр. и доп./Под ред.Т.Я. Ашихминой М.: Академический проект, 2006. - 416 с.
56. Vorobyeva A.V. Research competences of modern school child: essence and content [Электронный ресурс]: http://journal-discussion.ru, свободный. - яз. рус. URL.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ