Введение 3
1 Глава. Место грамматики в обучении РКИ 9
1.1. Грамматика как основной аспект изучения РКИ 11
1.2. Роль и место грамматики в изучении РКИ 13
1.3. Цели и содержание обучение грамматике 18
1.4. Закономерности усвоения грамматики русского языка как
иностранного 20
1.5. Глаголы движения в русском языке как одна из трудных для
иностранцев тем РКИ 28
1.5.1. Этапы изучения глаголов движения иностранных студентов 35
2 Глава. Игровые технологии при изучении грамматики на занятиях РКИ ... 40
2.1. Понятие игровых технологий 40
2.2. Квест как разновидность игровых технологий 45
2.3. Разработка квеста для занятия по грамматике 49
2.4. Анализ полученных результатов и рекомендации 59
Заключение 65
Библиографический список 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Человек, который изучает иностранный язык, обязательно сталкивается с особенностями языкового менталитета тех людей, язык которых он изучает. Особенности любого языка проявляются в особом способе членения картины миры и в субъективном способе языкового выражения действительности. Л.В. Щерба писал: «Мир, который нам дан в нашем непосредственном опыте, оставаясь всегда одним и тем же, постигается различным образом в различных языках, даже в тех, на которых говорят народы, представляющие известное единство с точки зрения культуры» [цит. по Щукин, 2012: 29].
Как известно, основной целью изучения русского языка иностранными студентами является не просто овладение определенной системой знаний, а практическое усвоение языка как инструмента выражения мысли и общения.
По мнению методистов, основополагающая категория методики (коммуникативность) - предполагает использование изучаемого языка уже с начальных стадий обучения в естественных, бытовых для общения ситуациях.
Эта цель достигается коммуникативной организацией всего учебного процесса. Для повышения эффективности обучения необходимо, чтобы все приемы и способы преподавания стимулировали речевую деятельность учащихся и помогали использовать языковые средства для построения собственного высказывания.
Знание грамматики актуально для изучающих русский язык как иностранный, поскольку русский язык принадлежит к числу флективных языков, имеет разветвленную предложно-падежную и видовременную систему, обладает сложной системой синтаксических форм, специфическими особенностями словорасположения. Недостаточный уровень грамматических навыков не позволит сформировать полноценную языковую, речевую и социокультурную компетенции.
Наиболее важной и сложной в обучении русскому языка является тема “глаголы движения”. Выделение такой темы в ходе обучения русскому языку как иностранному обусловлено рядом причин методического и лингвистического характера:
1. обучение глаголам движения дает возможность познакомить иностранных учащихся с языковыми средствами, которые обозначают пространственную ориентацию;
2. глаголы движения относятся к межстилевой лексике, составляющей основу любого функционального стиля;
3. глаголы движения представляют собой одну из самых активных в словообразовательном отношении глагольную группу;
4. глаголы движения довольно широко употребляются в переносном значении.
Учение о русских глаголах движения рассматривали такие лингвисты и ученые, как А.М. Пешковский, В.А.Богородицкий, А.А. Шахматов, Виноградов В.В. и т.д.
А.М. Пешковский указывал на критерий движения в один прием в оппозиции к движению повторяющемуся, а В.А. Богородицкий отмечал критерий направленности действия и его продолжительности. Наличие у глаголов с суффиксом -а- значения непрерывности действия отмечал Пешковский. Шахматовым впервые была отмечена общая природа основ глаголов. Виноградов В.В. также исследовал характеристики глаголов движения. Он говорил об отличии соотносительных групп таких глаголов и выявлял такую особенность однонаправленных глаголов движения: они в прямом значении соединяются с отрицанием не только в форме настоящего времени (не везу его сегодня) и в форме повелительного наклонения для выражения запрета, и то лишь при условии, если запрещение относится к наличному действию (не беги так быстро) [Виноградов,1986: 429]
Интерес к глаголам движения в последние годы не угасает. Проводились исследования по семантике глаголов движения, способам обозначения направления при глаголах движения и т.д. На материале более ста языков было проведено исследование путей грамматикализации глаголов движения в статье Т.А. Майсак. В результате было выделено три основных семантических зоны, в которых были обнаружены результаты грамматикализации глаголов движения: темпоральная, аспектуальная и модальная.
Глаголы движения отличаются от других тематических групп глаголов как по семантике, так и по своим грамматическим и функциональным признакам. Существует значительное количество методических пособий, посвященных изучению глаголов движения.
Например, учебно-методическое пособие Л.В. Архиповой «Изучаем глаголы движения» - это система упражнений, объединенных одной грамматической темой, что позволяет преподавателю углубить знания студентов в усвоении данной грамматики и свободно использовать глаголы движения в речевых ситуациях. Пособие предназначено для начального и среднего этапов обучения. Еще одно учебное пособие «русские глаголы движения с приставками» под редакцией уральского государственного университета им. А.М. Горького, предназначенное для иностранных учащихся, знакомых с грамматической системой русского языка, в частности, с системой изменения русских глаголов. В учебном пособии рассматривается такая трудная для иностранных студентов тема как «приставочные глаголы».
Несмотря на значительный методический багаж, эффективность изучения глаголов движения непосредственно определяется характеристиками аудитории, осваивающей данную тему, поэтому целесообразно выстраивать систему обучения исходя из уровня подготовки иностранных студентов, развитости у них разных видов речевой деятельности. Важно учесть квалифицирующие признаки глаголов движения и на их базе создать практические задания для иностранных студентов.
При изучении такой сложной темы необходимо использовать как уже ставшие традиционными методики (прямые, сознательные, интенсивные, комбинированные), так и нестандартные формы обучения, в частности, игровые. Преимущества игровых технологий в методике РКИ связывают со следующим факторами:
1. Игра активизирует и интенсифицирует образовательный процесс.
2. В игре осуществляются межпредметные связи, интеграция учебных дисциплин.
3. Мотивация обучения меняется, т.е. тот опыт, который накапливается в обычных условиях на протяжении определенного времени, с помощью игры может быть получен гораздо быстрее.
В настоящее время все большую популярность приобретает такой вид игровой деятельности как квест. Он приобретает популярность в преподавании разных дисциплин. Со школьниками, например, проводятся различные библиоквесты, исторические квесты и т.д.; в преподавании вузовских различных дисциплин данный вид работы также активно используется. Популярность квеста обусловлена рядом его особенностей:
• Вовлечение каждого в активный познавательный процесс.
• Организация индивидуальной и групповой деятельности участников, выявление умений и способности работать самостоятельно по теме.
• Развитие интереса к предмету деятельности, творческих способностей, воображения участников;
• Формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельной работы с информацией; расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
В методической литературе существуют различные определения квеста (см. работы Осяк. С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В. «Образовательный квест - современная интерактивная технология»; Каравка А.А. «урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определенными компетенциями» [Каравка,2015]; Дударева Е.М. «Использование технологии веб-квеста как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности учащихся и развития сетевого взаимодействия») и др.
Под квестом в нашей работе понимается учебная структура, с помощью которой можно мотивировать учащихся к исследованию какой- либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе.
Цель данной работы - разработать квест по теме "Глаголы движения".
Поставленная цель предполагает решение задач:
1. определить место и роль грамматики в изучении русского языка как иностранного
2. описать этапы изучения глаголов движения иностранными студентами;
3. выявить трудности употребления глаголов движения в речевой практике;
4. определить роль игровых технологий в образовательном процессе;
5. выявить эффективность образовательного квеста при изучении глаголов движения.
Объектом исследования являются игровые технологии.
Предметом исследования - квест как форма игровой деятельности.
Для реализации поставленных задач в работе были использованы методы - теоретические (анализ, синтез материала), эмпирические (наблюдение).
Практическая значимость исследования определяется тем, что данный материал может быть использован на занятиях по РКИ для повышения эффективности обучения грамматике.
Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы, приложения. В теоретической части определяется роль и место грамматики в системе РКИ. Описываются глаголы движения как одна из трудных тем для иностранных учащихся. В практической части представлены разработка образовательного квеста и описание результатов его апробации. Апробация работы прошла на конференции «Дни славянской письменности и культуры» в рамках XVIII
Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и
В последнее время различные социальные, политические и экономические события мирового масштаба привели к том, что огромное количество людей мигрирует, переселяется, смешивается и т.д. Разумеется, это приводит к конфликту культур.
Наряду с этим, научно-технический прогресс и усилия разумной и миролюбивой части человечества открывают все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.
Все это вместе взятое приводит к тому, что особенно пристальное внимание вопросам межкультурного общения.
Без сомнения, вопрос о том, обучать или не обучать грамматике иностранных студентов - не должен существовать. Без опоры на грамматику процесс овладения иностранным языком будет длительным и менее эффективным. Осознание грамматического материала - обязательное условие для скорейшего овладения языком.
Владеть грамматикой - это значит уметь образовывать формы слов, строить предложения. А необходимость в этих действиях возникает тогда, когда есть потребность выражения своих мыслей и понимания чужой мысли в процессе речевого общения. Следовательно, мы можем говорить о некой служебной роли грамматики при овладении иностранным языком как средством общения.
В наше время, для педагогов игровые технологии представляют огромный интерес.
Игровая деятельность на уроке русского языка как иностранного языка не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации.
Игровые технологии помогают увлечь учащихся учебной работой, организовать различные режимы общения, работу в парах и группах и т.д.
Не стоит забывать, что игры должны соответствовать уровню подготовки учащихся и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала. С помощью игровых методов отлично отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. С её помощью можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
В зависимости от целей, которые были поставлены преподавателем при разработке квеста, создается некий образовательный продукт, который отвечает требованиям компетентностного подхода к обучению. В частности, тематика, задачи и структура квеста могут затрагивать формирование как языковой компетенции (коммуникативных навыков и умений), так и общекультурной компетенции (развитие социокультурных навыков). Помимо этого, квест несет и определенную воспитательную нагрузку
Одно из немаловажных значений квеста - возможность использования междисциплинарности. При решении задач в ходе квеста всем участникам приходилось активно взаимодействовать друг с другом, использовать самые разные навыки и умения, жизненный опыт, интуицию.
Практика проведение игрового квеста на занятиях по грамматике показала положительное влияние на учебно-образовательный процесс. Каждая станция в квесте выполняла свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у учащихся, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений
1. Архипова, Л.В. Изучаем глаголы движения: Учебно-метод. пособие, 2006. С.72
2. Ахмадулина С.В., Системно - функциональный подход к изучению глаголов движения студентами-Мари в практическом курсе русского языка, 2002, С 15 - 181
3. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. С.123
4. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. — М.: Наука, 1976.С 78
5. Аникеева Н.П Специфика игровой ситуации. // Педагогика и психология игры.: Межвуз. сб.науч.трудов. Новосибирск, 1985. - С. 28¬
6. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно - коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. М., 2004.
7. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. -Л.: Наука, 1983. -208с.
8. Богомолова Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как активный метод
социально-психологической подготовки. // Теоретические и
методологические проблемы социальной психологии. / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой.- М.: МГУ, 1977. С. 183-204
9. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового). Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М: Издательство РУДН, 2007. С.5 - 187
10. Битехтина Г.А., Муравьева Л.С, Юдина Л.П. Употребление глаголов движения в русском языке, 1972. С 3 - 90
11. Борисова, Е.Г. Лингвистические основы РКИ (педагогическая грамматика русского языка), 2014. С.209
12. Будакова О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154.
13. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.
14. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания/-Кемерово:Алеф,1992. — 96с
15. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. — М., 1986. С .118
16. Величко А.В. Книга о Грамматике. - м.,2009. -648с.
17. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. //Психология развития. - СПб: Питер, 2001. - 512 с. С. 56-79.
18. Головин Б.Н. Глаголы действия в русском языке. — М., 1980.С 49
19. Золотых Л. Г. Методика преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории: учебное пособие / Л. Г. Золотых, М. Л. Лаптева, М. С. Кунусова, Т. К. Бардина; под общ. ред. М. Л. Лаптевой. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2012. -С .91
20. Захава-Некрасова Е.Б. Практическая грамматика: учебное пособие. — М.: Русский язык, 2000. - 592 с.
21. Исаченко А.В. Грамматический строй русского языка. Морфология. Раздел «Глаголы перемещения», 2003. С 50.
22. Иевлева, З.Н. Методика преподавания грамматики в практическом курсе русского языка для иностранцев. М., 1981 С. 72
23. Иванова В.Я. Система повторения и дальнейшего изучения глаголов движения: метод. указания и задания для иностранных студентов. - СПб.,2010. - 24 с.
24. Костомаров, В.Г. Митрофанова О.Д. Методическое руководство для преподавателей русского языка иностранцам. //Обучение грамматике и конструированию. М., 1988. С.50
25. Карпова С.А, глаголы движения,2008. С 2- 52
26. Колосницына Г.В., Макова М.Н., Шведова Л.Н., Шипицо Л.В. Трудные разделы грамматики русского языка. - М.: Русский язык. Курсы, 2013. - 184 с.
27. Кривоносов А.Д, Редькина Т.Ю. Знаю и люблю русские глаголы: пособие для курсов русского языка. - 7-е изд. - СПб. :Златоуст,2009. -88 с.
28. Каравка А.А. Урок-квест как педагогическая информационная технология и дидактическая игра, направленная на овладение определёнными компетенциями // Мир науки. - 2015. - №3. - С. 20.
29. Лебединский, С.И., Гербик, Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного, 2011. С - 309
30. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Проблемы развития психики. - М. : Изд-во МГУ, 1981. - С. 481-508.
31. Лечкина Т.О. Технология «квест-проект» как инновационная форма воспитания // Наука и образование: новое время. 2015. - 1 (6). - С. 12-14.
32. Марч Т. WebQuests [Электронный ресурс]. URL: http://tommarch.com/strategies/webquests/(дата обращения: 31.05.2017)
33. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] //Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар.науч.конф.(г. Челябинск, октябрь 2011г). Т. I. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С.140-146
34. Методика преподавания русского языка как иностранного на начальном этапе. // Грамматика. А.В. Дергачёва и др. М., 1989. С.89
35. Остапенко, В.И. Обучение русской грамматике иностранцев на начальном этапе М., 1998. С. 48
36. Попова Т.В. Способы глагольного действия и лексико¬семантические группы глаголов. С.39-42
37. Рожкова, Г.И. Очерки практической грамматики русского языка. М. 1987, С.69.
38. «Русская глагольная лексика: пересекаемость парадигм». — Екатеринбург, 1997. С 37.
39. Распопова, Т.И. Справочник -тренинг по русским глаголам движения,2002. С 70.
40. Рожкова Г.И. Изучение глаголов движения в русском языке // Вопросы методики преподавания русского языка нерусским. — М., 1958. С 137.
41. Спагис А.А. Об изучении видов у глаголов движения // Вопросы методики преподавания русского языка нерусским. — М., 1960.
42. Федотова Н.Л Методика преподавания русского языка как иностранного. Практический курс, 2013 С.12 - 220
43. Чеснокова, М.П. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие / М.П. Чеснокова. - 2 изд., перераб. - М.: МАДИ, 2015. - С.132
44. Щерба Л.В.Языковая система и речевая деятельность / Под. ред. Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич. - Л.: Наука,1974. - С.427.
45. Щукин, А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном. // Обучение грамматическим средствам общения. М. 2012 С. 29.
46. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. -М.: Новая школа, 1994. - 240 с.
47. Эльконин Д. Б. Психология игры. - М. : Педагогика, 1978. - 304 с.
48. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс] / Я. С. Быховский // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99». - 1999. - Режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999
49. Киселева А.И., [Электронный ресурс] Инновационные приемы обучения грамматике русского глагола студентов-иностранцев
нефилологических специальностей Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-priemy-obucheniya-grammatike-ги88кодо-д1адо1а-8Шйеп1оу-то8й'ап18еу-пеШо1од1сЬе8к1Ь-8ре181а1по81еу(дата обращения: 1.05.2017)
50. Корчик Л.С. Журнал Вестник Российского университета дружбы
народов. [Электронный ресурс] / Вопросы образования: языки и специальность. Выпуск № 1 / 2012. Режим
доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/glagoly-dvizheniya-v-russkom-yazyke-i- osobennosti-ih-prepodavaniya-v-kitayskoy-auditorii#ixzz4ZKY6Th9K (дата
обращения: 16.04.2017)
51. Журнал. [Электронный ресурс] / Вестник Федерального
государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им В.П. Горячкина». Режим
доступа:http://cyberleninka.ru/artic1e/п/sovremeппye-prob1emy-obucheпiya- grammatike-пa-пeyazykovom-fakultete#ixzz4ZKbcwQhZ(дата обращения:
30.04.2017)
52. АРХИПОВА Л.В. пособие: Изучаем глаголы движения,
[Электронный ресурс] / Издательство ТГТУ Режим доступа: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/541/38541/16319 (дата обращения:
6.05.2017)
53. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07
54. Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А. М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 631 с.
55. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест- Современная интерактивная [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и
образования. - 2015. № 1-2.; Режим доступа: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=20247(дата обращения: 01.06.2017).
56. Калугина Ю. В., Мустафина А. Р. Образовательный квест как интерактивная форма обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3496-3500. - Режим доступа:http://e-koncept.ru/2015/85700.htm (дата обращения 01.06.2017)
57. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как
креативная педагогическая технология для студентов нового поколения
[Электронный ресурс]// Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5
Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf(дата обращения
31.05.2017)