Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию зрительно-осязательного восприятия у слабовидящих старших дошкольников
|
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Увлекательный сундучок» 7
1.1. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития зрительного восприятия у слабовидящих
дошкольников 13
1.3 Обзор методов и приемов по развитию предметных представлений
у слабовидящих дошкольников 19
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Описание проекта «Увлекательный сундучок» 26
2.1. Предпроектное исследование и его анализ 26
2.2 Паспорт и жизненный цикл проекта 37
2.3. Описание продукта проекта (разработческий этап) и его апробация ... 41
2.4. Апробация и оценка результата проекта 84
2.5 Методические рекомендации 92
Выводы по главе 2 97
Заключение 99
Список использованных источников 102
Приложения 106
Глава 1. Теоретическое обоснование проекта «Увлекательный сундучок» 7
1.1. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе 7
1.2 Особенности развития зрительного восприятия у слабовидящих
дошкольников 13
1.3 Обзор методов и приемов по развитию предметных представлений
у слабовидящих дошкольников 19
Выводы по главе 1 24
Глава 2. Описание проекта «Увлекательный сундучок» 26
2.1. Предпроектное исследование и его анализ 26
2.2 Паспорт и жизненный цикл проекта 37
2.3. Описание продукта проекта (разработческий этап) и его апробация ... 41
2.4. Апробация и оценка результата проекта 84
2.5 Методические рекомендации 92
Выводы по главе 2 97
Заключение 99
Список использованных источников 102
Приложения 106
Актуальность. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, в том числе и дошкольное образование, которое может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне этих организаций - в форме семейного образования (часть 1 статьи 17 Федерального закона). В настоящее время на территории Красноярского края существует немало детских садов компенсирующего и комбинированного видов, куда могут поступить на обучение дети с нарушениями зрения. В процессе обучения в дошкольном учреждении создаются условия для комплексного развития зрительного восприятия, тем самым подготавливая детей к школе.
Однако, рассматривая ситуацию нарушенного у дошкольников зрения, мы заметили, что адаптированных дидактических материалов для слабовидящих детей по развитию предметных представлений, на данных момент недостаточно. Отсутствие должного коррекционного, развивающего процесса с применением, соответствующего всем офтальмологическим и гигиеническим аспектам охраны зрения, дидактического обеспечения по развитию зрительно-осязательного восприятия создает высокие риски снижения показателей состояния зрительных функций обучающихся с нарушениями зрения различных возрастных групп, в том числе старших дошкольников. К работе подключается осязательное восприятие, что значительно повышает возможности использования зрения. Этим и обуславливается актуальность выбранной нами темы.
Объект проектной работы: процесс развития предметных
представлений у старших слабовидящих дошкольников.
Предмет проектной работы: содержание коррекционной работы по развитию предметных представлений у старших слабовидящих
дошкольников.
Проектная идея: дидактическое обеспечение по формированию предметных представлений, содержание, формы, методы которой адаптированы для коррекционно-развивающей работы со слабовидящими дошкольниками. Поскольку это будет способствовать более эффективному формированию такому виду зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников 6-7 лет, так как будет учитывать их зрительные возможности, зону их актуального и ближайшего развития, что в целом будет способствовать повышению эффективности коррекционной работы.
Цель проектирования: разработать дидактическое обеспечение
«Увлекательный сундучок» для развития предметных представлений у слабовидящих старших дошкольников...
Однако, рассматривая ситуацию нарушенного у дошкольников зрения, мы заметили, что адаптированных дидактических материалов для слабовидящих детей по развитию предметных представлений, на данных момент недостаточно. Отсутствие должного коррекционного, развивающего процесса с применением, соответствующего всем офтальмологическим и гигиеническим аспектам охраны зрения, дидактического обеспечения по развитию зрительно-осязательного восприятия создает высокие риски снижения показателей состояния зрительных функций обучающихся с нарушениями зрения различных возрастных групп, в том числе старших дошкольников. К работе подключается осязательное восприятие, что значительно повышает возможности использования зрения. Этим и обуславливается актуальность выбранной нами темы.
Объект проектной работы: процесс развития предметных
представлений у старших слабовидящих дошкольников.
Предмет проектной работы: содержание коррекционной работы по развитию предметных представлений у старших слабовидящих
дошкольников.
Проектная идея: дидактическое обеспечение по формированию предметных представлений, содержание, формы, методы которой адаптированы для коррекционно-развивающей работы со слабовидящими дошкольниками. Поскольку это будет способствовать более эффективному формированию такому виду зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников 6-7 лет, так как будет учитывать их зрительные возможности, зону их актуального и ближайшего развития, что в целом будет способствовать повышению эффективности коррекционной работы.
Цель проектирования: разработать дидактическое обеспечение
«Увлекательный сундучок» для развития предметных представлений у слабовидящих старших дошкольников...
Анализ специализированной педагогической литературы показал, что у большинства слабовидящих старших дошкольников отмечается несформированность представлений об окружающем мире.
Уточним, что к категории слабовидящих дошкольников относят дошкольников с разной степенью нарушения зрительных функций, к числу которых включают, например, центральное, периферическое, цветовое зрения. Нарушения могут наблюдаться как в отдельности, так и в совокупности, что является осложняющим фактором для стабильного и качественного получения и обработки информации, поскольку отмечается ограничение со стороны зрительного восприятия окружающего, вследствие чего человек испытывает трудности в познавательных действиях и навыках овладения предметными представлениями.
Проблема, касающаяся дидактического обеспечения коррекционной работы со слабовидящими дошкольниками, на сегодняшний день является актуальной. Проявляется эта проблема через недостаточное количество дидактического материала, который необходим для сопровождения коррекционно-развивающего процесса.
И, в соответствии с выявленными особенностями коррекционного процесса и поставленной проблемой, определена цель проектирования - разработка дидактического обеспечения для формирования и развития предметных представлений у слабовидящих старших дошкольников, что поможет систематизировать представления об окружающем мире, согласно реализованным лексическим темам.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены основные задачи, сформированные в соответствии с целью исследования.
Мы убедились во время практической деятельности в том, что у слабовидящих дошкольников имеются трудности, связанные с предметными представлениями. В процессе диагностического и апробационного этапа были выявлены типичные ошибки:
• недостаточно широкие представления в рамках различных лексических тем, что связано с ограниченным анализаторным опытом, получаемым из ближайшего окружения;
• недостаточно хорошее владение алгоритмом зрительного и тактильного восприятия.
Поэтому это легло в основу нашей коррекционной работы, в процессе которой мы развивали навык восприятия предметных изображений, умение соотносить изображение с реальным объектом и выделять части, которые составляют целую картину, воспринимать предметы в разных модальностях.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости внедрения в работу специалиста дидактического обеспечения для коррекционной работы над развитием предметных представлений у старших слабовидящих дошкольников, который будет отвечать всем основным требованиям к адаптированию (размер наглядностей, цвета и другое).
Разработанный нами «Увлекательный сундучок» для коррекционной работы по развитию и повышению уровня сформированности предметных представлений у старших слабовидящих дошкольников 6-7 лет может быть рекомендован учителям-дефектологам (тифлопедагогам) для использования на коррекционных занятиях в детском саду...
Уточним, что к категории слабовидящих дошкольников относят дошкольников с разной степенью нарушения зрительных функций, к числу которых включают, например, центральное, периферическое, цветовое зрения. Нарушения могут наблюдаться как в отдельности, так и в совокупности, что является осложняющим фактором для стабильного и качественного получения и обработки информации, поскольку отмечается ограничение со стороны зрительного восприятия окружающего, вследствие чего человек испытывает трудности в познавательных действиях и навыках овладения предметными представлениями.
Проблема, касающаяся дидактического обеспечения коррекционной работы со слабовидящими дошкольниками, на сегодняшний день является актуальной. Проявляется эта проблема через недостаточное количество дидактического материала, который необходим для сопровождения коррекционно-развивающего процесса.
И, в соответствии с выявленными особенностями коррекционного процесса и поставленной проблемой, определена цель проектирования - разработка дидактического обеспечения для формирования и развития предметных представлений у слабовидящих старших дошкольников, что поможет систематизировать представления об окружающем мире, согласно реализованным лексическим темам.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены основные задачи, сформированные в соответствии с целью исследования.
Мы убедились во время практической деятельности в том, что у слабовидящих дошкольников имеются трудности, связанные с предметными представлениями. В процессе диагностического и апробационного этапа были выявлены типичные ошибки:
• недостаточно широкие представления в рамках различных лексических тем, что связано с ограниченным анализаторным опытом, получаемым из ближайшего окружения;
• недостаточно хорошее владение алгоритмом зрительного и тактильного восприятия.
Поэтому это легло в основу нашей коррекционной работы, в процессе которой мы развивали навык восприятия предметных изображений, умение соотносить изображение с реальным объектом и выделять части, которые составляют целую картину, воспринимать предметы в разных модальностях.
Вышесказанное свидетельствует о необходимости внедрения в работу специалиста дидактического обеспечения для коррекционной работы над развитием предметных представлений у старших слабовидящих дошкольников, который будет отвечать всем основным требованиям к адаптированию (размер наглядностей, цвета и другое).
Разработанный нами «Увлекательный сундучок» для коррекционной работы по развитию и повышению уровня сформированности предметных представлений у старших слабовидящих дошкольников 6-7 лет может быть рекомендован учителям-дефектологам (тифлопедагогам) для использования на коррекционных занятиях в детском саду...
Подобные работы
- Дидактическое обеспечение коррекционной работы по развитию осязательного восприятия у младших слабовидящих дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая программа коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - СЕНСОРНО-МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Формирование представлений об окружающем мире у детей 7-8 лет с глубоким нарушением зрения посредством тифлокомментирования
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021





