Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение коррекционной работы по обогащению словаря синонимов у шестиклассников с бисенсорными нарушениями

Работа №156338

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования словаря синонимов у школьников с бисенсорными нарушениями 7
1.1. Освоение словаря синонимов школьниками с бисенсорными
нарушениями 7
1.2. Особенности сформированности словаря синонимов у школьников с
одновременным нарушением зрения и слуха 10
1.3. Сурдопедагогические методы работы по обогащению словарного запаса
у школьников с нарушением слуха 12
Вывод по главе 1 16
Глава II. Организация предпроектного исследования у шестиклассников с бисенсорными нарушениями и описание проекта «Помогатор» 17
2.1. Организация, проведение и результаты предпроектного исследования по
выявлению состояния словаря синонимов у шестиклассников с бисенсорными нарушениями 17
2.2. Аннотация проекта. Организационный план разработки и реализации
проекта «Помогатор» 29
Вывод по главе II 33
Глава III. Реализация и результаты внедрения проекта «Помогатор» и методические рекомендации по его использованию 34
3.1. Реализация и результативность коррекционной работы по обогащению словаря синонимов у шестиклассников с бисенсорными
нарушениями 34
3.2. Методические рекомендации по использованию содержания и продукта
проекта для обогащения словаря синонимов посредством создания карточек у шестиклассников с бисенсорными нарушениями 42
Вывод по главе III 49
Заключение 50
Список использованной источников 52
Приложения 57


Актуальность проектной работы. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья обозначены определенные требования к адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования (- ФАОП ООО) для обучающихся, в которых одним из условий реализации образовательного процесса является программа коррекционной работы. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (- ФГОС ООО ОВЗ) одним из основных направлений специальной поддержки детей является коррекция нарушений устной речи. Учитывая, что лексика является одним из компонентов речевой системы, работа по формированию словарного запаса удовлетворяет указанное направление [48].
В коррекционной педагогике разрабатывается большое количество дидактического и методического инструментария для школьников с бисенсорными нарушениями. Но для качественной и полноценной работы недостаточно уже разработанной специальной и методической литературы, а также коррекционно-развивающего материала, который облегчит подбор материала для проведения коррекционных занятий.
Поэтому коррекционная педагогика призвана исследовать развитие лексики у детей с бисенсорными нарушениями школьного возраста, как одну из главных задач в развитии речи ребенка.
Мы провели обследование по выявлению сформированности словаря синонимов, подобрали и разработали диагностический материал для детей с бисенсорными нарушениями. Исходя из полученных результатов, мы сделали вывод о важности создания методического и дидактического обеспечения по обогащению словаря синонимов посредством коррекционно¬развивающих карточек.
Проектная идея заключается в разработке методического обеспечения по обогащению словаря синонимов у школьников с бисенсорными нарушениями с учетом их зрительных и слуховых особенностей.
Цель проектной работы: разработка методического обеспечения для обогащения словаря синонимов через создание карточек-помощников для работы над диалогом «Помогатор»...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заявленная тема проектной работы является актуальной, поскольку резко возросло количество детей, с одновременным нарушением слуха и зрения, и они нуждаются в квалифицированной коррекционной помощи.
Изучив и проанализировав литературу по проблеме формирования словаря синонимов у школьников 12-13 лет с бисенсорными нарушениями, пришли к выводу, что данная проблема находится на низком уровне изученности, исследование по обогащению словаря синонимов имеет теоретическую и практическую направленность.
Исследованиями последних лет установлена необходимость использования новых методов, приемов в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому проблема поиска новых методов и приемов для всестороннего развития школьников с бисенсорными нарушениями, развития их словарного запаса остается достаточно актуальной в тифлосурдопедагогике.
Одним из таких методов по обогащению словаря синонимов является применение ситуативно-обусловленных диалогов, с помощью которых ребенок может знакомиться и изучать слова-синонимы в контексте диалога, после чего использовать в своей разговорной (спонтанной) речи.
Для определения уровня словаря синонимов школьников 12-13 лет с бисенсорными нарушениями нами было проведено предпроектное исследование. С помощью заданий были определены уровни предикативного и номинативного словаря синонимов, а также словаря синонимов прилагательных и наречий.
Выборку исследования составили обучающиеся 12-13 лет с бисенсорными нарушениями в количестве 5 человек.
Результаты предпроектного этапа обусловили необходимость разработать проект, направленный на обогащение словаря синонимов у школьников с бисенсорными нарушениями посредством создания карточек - помощников «Помогатор» для работы над диалогами, с наглядными материалами.
В разработанном и реализованном проекте обозначенные задачи и направления работы были выполнены. Тематическое планирование дало возможность организовать коррекционный процесс методически правильно, продукт проекта позволил дополнить и разнообразить традиционную коррекционную работу, методические рекомендации позволили правильно организовать условия и адаптировать наглядный материал по созданию карточек-помощников для детей с бисенсорными нарушениями.
В результате внедрения проекта и проведения серий занятий, направленных на обогащение словаря синонимов посредством создания карточек-помощников для работы над диалогом диагностировано: изменения уровня сформированности словаря синонимов, а именно - его повышение. На основании этого поставленную цель проектной работы можно считать достигнутой, задачи - полностью выполненными.



1. Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка /под ред. Л.А. Чешко. - М.: Рус.яз., 1986. - 600 с.
2. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. - М.: Наука, 1974. - 295 с.
3. Басилова Т.А. Слепоглухие дети // Специальная психология: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. С.391-406.
4. Базилевская В.Н. Развитие речи глухонемых детей в игре. / Под ред. А.Ф. Понгильской. М., 1957. - 64 с.
5. Белая Н.А. Активизация речевого общения слабослышащих дошкольников // Активизация речевого общения слабослышащих дошкольников. 2015. № 3. С. 126-127.
6. Белозерова А.П. Развитие диалогической речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры / ред. И.А. Филатова, О.Г. Нугаева. Екатеринбург, 2014. 155 с.
7. Белоусов В.Ю. Разговорная речь как объект лингвистических исследований // Научный альманах. 2016. № 10-1 (24). С. 415-419.
8. Беляева О.Л. Сопровождение детей с нарушенным слухом в
условиях инклюзивного образования: теория и практика. Учебно¬
методическое пособие; Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. 262 с.
9. Бессонова Т.П., Грибова О.Е.Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч.П: Словарный запас и грамматический строй: учеб. пособие. М.: АРКТИ, 1997. С.64.
10. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Академия, 2002. - с. 3-203
11. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1981. С. 256.
12. Боскис. Р.М. Глухие и слабослышащие дети: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2004. С.304.
13. Бурова, Н.И. Расширение словарного запаса слабослышащих обучающихся на уроках литературного чтения: методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми с нарушениями слуха: учеб. пособие. М.: Библиотека А. Миллера, 2021. С. 63.
14. Быкова Л.М. Методика преподавания русского языка в школе глухих: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений / М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 266 с.
15. Верещага, И.В., Моисеева, И.В., Пайкова, А.М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха. - 140 с...51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ