РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 15
1.1. Понятие и сущность педагогического взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья 15
1.2. Методическая компетентность педагогов в процессе взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья 21
1.3. Особенности методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья 27
Выводы по первой главе 34
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 3б
2.1. Организация и методики исследования 3б
2.2. Реализация модели методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья 60
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытно - экспериментальной работы 70
Выводы по второй главе 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 94
Актуальность исследования. В настоящее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, согласно статистическим данным, «если в 1995 году в России насчитывалось 453,6 тысяч детей с ОВЗ, то в 2011 году их число приблизилось к 590 тысячам, а в 2020 году в нашей стране насчитывается уже более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями, что составляет около 8% от всей детской популяции, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью» [2, с. 16].
До недавнего времени социальная политика в России, направленная на детей с ограниченными возможностями здоровья, была основана на медицинской модели инвалидности. Детей-инвалидов изолировали от общества в специализированном учебном заведении. Родители почти полностью исключались из образовательно-воспитательного процесса. Однако в настоящее время ситуация изменилась в лучшую сторону: одна из приоритетных целей социальной политики современной России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. В основу данной модели образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики в области образования.
Важно отметить, что применение инклюзивной модели образования и полноценное достижение поставленных образовательных задач при работе с детьми с ограниченными физическими возможностями требует активного взаимодействия семьи и образовательной организации. Роль семьи в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ очень важна, т.к. достаточное общение ребенка с родителями являются важными составляющими для развития. Если в семье не созданы благоприятные условия для развития ребенка, то одно дошкольное образование не сможет в полной мере достичь высоких результатов в воспитательно-образовательном процессе. Поэтому важной задачей воспитателей ДОО является изучение семьи для выявления условий развития ребенка в семье.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» [92] равноправное, творческое, заинтересованное взаимодействие семьи и образовательных учреждений является важным аспектом развития отечественного образования.
Кроме того, о необходимости взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи писали такие исследователи как Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина.
В частности, такие ученые как Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова разрабатывают различные формы и методы действенного взаимодействия ДОО и родителей, А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей, Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй.
Что касается методических разработок в сфере педагогической работы с детьми с ОВЗ, то данному вопросу посвящены исследования таких авторов, как: С.В. Алехина, Ю.В. Большакова, В.В. Давыдов, П.Р. Егоров,
А.Р. Маллер, Е.В. Панфилова, Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова, М.С. Староверова...
Таким образом, в рамках настоящей работы были решены все, поставленные во введении задачи. В качестве основных выводов считаем целесообразным отметить следующее.
Взаимодействие представляет собою способ организации совместной деятельности дошкольной образовательной организации с семьей, имеющей детей с ОВЗ с помощью общения на основании открытости обеих сторон. При этом основное условие при реализации взаимодействия между педагогами и родителями детей с ОВЗ - его продуктивность, т.е. плодотворность и эффективность реализованной совместно работы, а также психологическая удовлетворенность самой процедурой данной совместной работы и конечным результатом.
Одним из основных условий педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, а также сих родителями, является методическая компетентность педагогов, обеспечивающих воспитательно-образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом одной из наиболее важных составляющих методической компетентности современного педагога является методическая компетентность - интегративное свойство личности педагога, определяющее его готовность и способность эффективно решать методические задачи в процессе реализации воспитательно-образовательных целей, связанных с образованием, воспитанием и развитием детей с ОВЗ, а также с взаимодействием с родителями этих детей.
С нашей точки зрения, методическая компетентность педагогов в процессе взаимодействия с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя три основных компонента: когнитивный, деятельностный и мотивационный.
Решению задач по повышению уровня методической компетентности способствует комплексное методическое сопровождение педагогов, под которым понимается деятельность по совершенствованию и развитию методической компетентности педагогов в вопросах качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Главным и существенным в методическом сопровождении педагогов при их взаимодействии с родителями детей с ОВЗ является реальная, эффективная помощь педагогам в развитии их педагогических навыков, овладении рациональными методами и приемами обучения и воспитания детей с ОВЗ, а также взаимодействия с родителями этих детей с рамках совместной организации воспитательно-образовательного процесса с учетом достижений современной педагогической науки и эффективной педагогической практики.
Следовательно, модель методического сопровождения взаимодействия педагогов с родителями детей с ОВЗ включает в себя направления реализации основных условий эффективной реализации данного процесса и включает в себя такие компоненты, как: целевой, концептуальный и содержательно-технологический...
1. Адольф В. А. Профессиональная компетентность современного учителя. Красноярск : КГУ, 2018. 309 с.
2. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М. :Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2019. 368 c.
3. Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными
возможностями здоровья: материалы ХУМеждунар. науч.-практ. конф. М. , 2014. 336 с. ин-т. Режим доступа:
http ://mggush.ru/ sites/default/files/aktualnye_problemy_obucheniya_i_vospivospit _lic_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami(дата обращения: 22.08.2021).
4. Александрова М. В. Теория и практика моделирования продуктивного взаимодействия педагогов в развивающейся школе: монография. Великий Новгород :НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2017. 104 с.
5. Александрова Н. В. Копинг-стратегии детей старшего дошкольного возраста // Педагогический вестник. Научный журнал: Новосибирск -Ялта: Изд. АНС «СибАК», 2018. Вып. 2. С. 5-8.
6. Антаев Ж. Т., Жумбаева Ж. Н. Менеджмент в системе образования: учебно-методическое пособие. Костанай : КГПИ, 2017. 98 с.
7. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей // Управление ДОУ. 2020. № 4. 66 с.
8. Арнаутова Е. П. Практика взаимодействия семьи и современного детского сада. М. :Владос, 2019. 213 с.
9. Асадуллина М. Н., Колодяжная Т. П. Роль семьи в воспитании ребенка // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2018 г.). СПб.: Реноме, 2018. С. 93-95.
10. Атмахова Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ: Дис. канд. пед. наук: 13.00.07. Екатеринбург, 2016. 177 с.
11. Афонькина Ю. А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал. М. : Учитель, 2018. 78 с.
12. Бабунова Е. С. Социально-педагогическая защита детей в современном образовательном пространстве дошкольного учреждения // Наука и образование. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян А.А. Уфа: Аэтерна, 2014. С. 23-25.
13. Багаутдинова С. Ф., Санникова Л. Н. Управление дошкольным образованием. М. : Флинта, 2017. 150 с.
14. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2018. 161 с.
15. Белая К. Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М. : ТЦ Сфера, 2018. 112 с...103