Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.1. Особенности развития навыков составления описательного рассказа в
онтогенезе 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
OHP III уровня 15
1.3. Особенности развития навыков составления описательного рассказа у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи 20
1.4 Обзор методик формирования описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ш уровня
.’ 25 Вывод по I главе 31
Глава II. Организация и методика обследования сформированное™ составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 33
2.1. Организация и методика изучения сформированное™ составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием
Актуальность исследования. Важнейшим условием всестороннего развития детей является развитие речи. Степень сформированности речи определяет способность ребенка к осмыслению окружающего мира, характер взаимоотношений со сверстниками и старшими, а также определяет психическое развитие. Речевое воспитание детей - это главный признак развития связной речи. Это объясняет, прежде всего, с социализацией и функцией в формировании личности.
Развитие связной речи в дошкольном возрасте-это первый этап на пути социализации, данный этап проходит весьма трудно, так как они чувствуют себя неуверенно среди здоровых ровесников. Ребенок с тяжелым нарушением речи, постоянно страдает из-за непонимания ровесников, он не может строить межличностные отношения, ощущает страх, боится быть отвергнутым, данные симптомы приводят к психическому нарушению личности ребенка, к негативному восприятию собственного «Я», падает самооценка, повышается замкнутость ребенка, он начинает себя ощущать не таким как все, что негативно влияет на дальнейшее развитие ребенка. И самым главным в данной ситуации должно быть внимание взрослого, его индивидуальный и особенный подход к такому' ребенку, его участие в проблеме.
Потребность в социализации, в общении со сверстниками проявляется у ребенка рано, но ее содержание формируется и расширяется с возрастом в процессе совместной деятельности. Мы знаем, что далеко не все дети умеют общаться со сверстниками, проявлять дружеские отношения, делиться игрушками. Так как ребенок с дефектом речи поступает в детский сад, куда ходят здоровые дети после определенной социальной среды, которой является семья, так он уже имеет какой-то опыт взаимодействия с людьми, но можно отметить тот факт, что порой такой опыт является не совсем позитивным. Поэтому в данном исследовании отобразим проблему, которые становится актуальной в повседневной жизни такого ребенка: это отражение отношения родителей к своим детям, то есть негативное отношение именно к проблемам такого ребенка, такая проблема является самым главным источником для дальнейшего развития ребенка, так как устоявшиеся устои родителей о том, что ребенок должен быть здоров и вытекающие из них методы воспитания, ведут к нездоровым отношениям в кругу семьи.
Многие авторы в методике развития речевых особенностей дошкольников, посвященные связной речи, а именно, развитию навыков повествовательного и творческого рассказа, в настоящий период времени активно исследуют вопросы описания. В таких методиках работа направлена на усовершенствование речевых возможностей, а не на преодоление самого нарушения. Для детей с ОНР составление описательных рассказов является проблемой, для такого ребенка данный вид рассказа зачастую выглядит как простое перечисление слов или предметов, части предметов, также связь между предметами отсутствует. В педагогической практике при составлении описательных рассказов применяются вербальные методы, например, составление рассказа по плану, по образцу, по памяти и т.д. Сложность у ребенка возникает в том, что описание рассказов приводит его к скорой утомляемости, он теряет интерес к данному виду деятельности, особенно дети с ОНР, так как у них нарушены ведущие психические процессы (память, внимание, восприятие), что создает дополнительные затруднения. Поэтому, актуальность выражается в том, что связная речь занимает исключительно важное место в работе по формированию развития речи у детей с ОНР. Связная речь реализовывает главную функцию речи - коммуникативную, а описательный рассказ является элементом развития связной речи, так именно описательный рассказ формирует в ребенке мыслительные процессы, развивает воображение, умение устанавливать контакт с окружающим миром, поэтому описательные рассказы очень важны в общей системе работы с детьми с ОНР, что является актуальным и требует особого внимания со стороны педагогов, логопедов, психологов.
Объект исследования: описательный рассказ старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по формированию умений составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: теоретическое изучение и определение уровня сформированное™ описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и разработка методических рекомендаций по преодолению выявленных особенностей сформированности описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что составление описательных рассказов старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет характеризоваться: нарушением связности и последовательности описательного текста, смысловыми пропусками, фрагментарностью; лексико-грамматическая сторона речи будет характеризоваться бедным словарным запасом, недостаточным развитием активного словаря, в котором будут преобладать существительные и глаголы. На основании данной гипотезы мы предлагаем разработать комплекс методических рекомендаций по выявленным особенностям сформированности описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ш уровня...
В заключении сделаем общие выводы по результатам исследования.
Ключевой особенностью развития речи у детей старшего дошкольного возраста является появление навыка реализации высшей формы коммуникативной деятельности, а именно - внеситуативно-личностное общение. Данный навык реализуется дифференцированно в рамках двух самостоятельных «социальных реальностей», одну из которых образует общение со взрослыми, другую - со сверстниками. При общении со сверстниками данный навык проявляется в большей степени, поскольку социальный контакт со сверстником отличает эмоциональность и нестандартность.
У детей с нарушением речи свойственны следующие особенности: у них неустойчивое поведение, ограниченны возможности распределения внимания, второй особенностыо является то, что у детей низкое восприятие, сниженная вербальная память, уровень воображения пониженный, они зачастую отстают в словесно-логическом мышлении, проявляется нарушение артикуляционной моторики, познавательная активность на низком уровне, коммуникативные процессы затруднены. В результате приходим к выводу, что методики авторов Т.А. Ткаченко и В.П. Глухова при составлении описательных рассказов у детей 5-6 лет с ОПР Ш уровня облегчают суть понимание ребенком рассказа, у ребенка происходят следующие процессы: формируются лексические и грамматические основы связной речи, развиваются и закрепляются навыки построения предложений, повышаются и развиваются коммуникативные процессы.
Рассмотрев проблем}' дошкольников с нарушением речи, мы поставили цель изучить уровень сформированное™ составления описательных рассказов у детей с OHP Ill уровня 5-6 лет. В исследовании приняли участие дети 5-6 лет МА Б ДОУ детский сад комбинированного вида №106, г. Красноярск. В исследование участвовало 10 детей. Для исследования была выбрана методика обследования связной речи Глухова В.II.
В результате обследования были сделаны следующие выводы. Анализируя полученные данные, пришли к выводу о том, что дети с общим недоразвитием речи III уровня исследуемой группы МБ ДОУ №106 комбинированного вида г. Красноярск не могут составлять описательные рассказы. Они затрудняются в описании сюжета картинки, путаются в словах, у них нет последовательности в пересказе текста, описание картинок составляют при помощи наводящих вопросов педагога, некоторое заторможенность в ответах. По результатам исследования мы разработали методические рекомендации по развитию уровня сформированности составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Методические рекомендации необходимы для развития словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, также формирование и развитие грамматического строя речи и связной речи. В основу комплекса занятий по развитию описательных рассказов мы возьмем упражнения и игры.
Таким образом, цель исследования: теоретическое изучение и определение уровня сформированности описательного рассказа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня - достигнута.
Задачи исследования решены:
1. Изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по сформированности составления описательных рассказов у детей с OHP III уровня 5-6 лет.
2. Изучен уровень особенности развития навыков составления описательного рассказа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 5-6 лет.
3. Оформлены результаты констатирующего эксперимента.
4. Составлены ме тодические рекомендации по преодолению выявленных особенностей сформированное™ описательных рассказов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования верна в том, что составление описательных рассказов старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня будет характеризоваться: нарушением связности и последовательности описательного текста, смысловыми пропусками, фрагментарностью; лексико-грамматическая сторона речи будет характеризоваться бедным словарным запасом, недостаточным развитием активного словаря, в котором будут преобладать существительные и глаголы.
1 .Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики : монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян ; Новосиб. ин-т повышения квалификации и переподготовки работников образования. - Новосибирск : НИП-КиПРО, 2004.-412 с.
2. Винни к, М. О. Задержка психического развития у детей : методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы / М. О. Винник. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 154 с.
3. Гарбузов, В. И.. Нервные и трудные дети / В. И. Гарбузов. - Москва : ACT, 2005 ; Санкт-Петербург : Ас-трель-Санкт-Петербург. - 351 с.
4. Гудкова, Т. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие / Т. В. Гудкова ; Но-восиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2007.- 188 с.
5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко и др. ; под ред. С. Г. Шевченко. - Москва : АРКТИ, 2001. - 224 с.
6. Дунаева, 3. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития : методическое пособие / 3. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва : Советский спорт, 2006. - 144 с.
7. Ильина, М. И.Психологическая оценка интеллекта у детей / М. Н. Ильина. - Санкт-Петербург : Питер, 2006. - 368 с.
8. Коррекционная педагогика : учебное пособие для пед. специальностей вузов / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин [и др.]. - Ростов-на-Дону : МарТ, 2002. - 304 с.
9. Максимова, Н Ю. Курс лекций по детской патопсихологии : учебное пособие / Н. 10. Максимова, Е. Л. Милютина. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 576 с.
10. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития : научно- практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. - Санкт- Петербург : Речь, 2006. - 352 с.
11. Мамайчук, И. И. 11сихокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии : учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии : рек. УМО вузов РФ / И. И. Мамайчук. - Санкт- Петербург : Речь, 2006. - 400 с.
12. Мамайчук, И. И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 224 с.
13. Марковская, И. Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития / И. Ф. Марковская. И Дефектология. - 2006. - №3. - С. 28-34.
14. Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева и др. - 3-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. - 576 с.
15. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология : учебно-методический комплекс / 'Г. Г. Неретина ; Моск, психолого¬социальный ин-т. - Москва : Флинта : МПСИ, 2008. - 376 с...33