Введение 3
Глава 1. Подкаст в современном медиапространстве 6
1.1. Подкаст как новое медиа 6
1.2 Речевой жанр интервью как единица типологии речевых жанров 10
Глава 2. Подкаст «Розенталь и Гильденстерн» о русском языке 20
2.1. Общие данные о подкасте 20
2.2. Содержательная структура подкаста: языковая тематика 21
2.3. Речевой жанр интервью в подкасте «Розенталь и Гильденстерн» 32
Глава 3. Упражнения по русскому языку
(на материале подкаста «Розенталь и Гильденстерн») 41
3.1. Пояснительная записка 41
3.2 Упражнения 42
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение 1. Тематическая таблица выпусков
подкаста Розенталь и Гильденстерн 54
Приложение 2.Выпуски подкаста «Розенталь и Гильденстерн»:
фрагменты текстовых расшифровок 66
Подкаст о русском языке «Розенталь и Гильденстерн» появился относительно недавно: первый его выпуск вышел 27 сентября 2019 г. Данный подкаст имеет большую целевую аудиторию, объединяющую тех, кто интересуется языком и его функционированием, и состоящую как из профессионалов-филологов, так и непофессионалов, людей, обладающих лишь базовыми знаниями о языке, полученными в пределах школьной программы.
Объектом данного исследования является подкаст как новый тип медиа, активно развивающийся в электронной среде, а его предметом - текстовое и коммуникативное устройство русскоязычного подкаста «Розенталь и Гильденстерн». Материалом для исследования послужили выпуски подкаста: он включает в общей сложности 143 выпуска, выходившие 9 сезонов, с 2019 г. по 2024 г.
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы выявить содержательную и жанровую структуру подкаста «Розенталь и Гильденстерн», материалы которого могут быть плодотворно использованы в процессе школьного обучения русскому языку.
Реализация поставленной цели обеспечивается последовательным решением нескольких задач:
1. Описать подкаст как «новое медиа», активно развивающееся в электронной среде.
2. Определить интервью как диалогический речевой жанр, используемый в современных СМИ на фоне общих представлений о системе речевых жанров.
3. Сделать общий обзор выпусков подкаста «Розенталь и Гильденстерн» и описать их языковую тематику, классифицируя по содержательному принципу.
4. Проанализировать интервью как главный речевой жанр, структурирующий коммуникацию ведущих подкаста и организующий его содержание.
5. Разработать упражнения для урока по русскому языку с использованием информации из выпусков «Розенталь и Гильденстерн» в качестве учебного материала.
С учетом таким образом сформулированных цели и задач исследования его актуальность обусловлена, с одной стороны, растущей популярностью подкаста как нового типа медиа, завоевывающего все более широкую аудиторию, а с другой стороны, недостаточной изученностью данного феномена.
Кроме того, в современной системе образования, диктующего привлечение новой информации, методов и приемов обучения, использование подкаста помогает учителю оптимизировать учебную деятельность и расширить знания школьников по русскому языку. Соответственно практическая значимость данного исследования заключается в том, что методическая разработка, сделанная по материалам подкаста «Розенталь и Гильденстерн», может быть применена на уроках русского языка и культуры речи, способствуя развитию лингвистических интересов аудитории обучающихся.
Методологической основой исследования стала теория речевых жанров, а также работы, авторы которых осмысливают процессы, происходящие в системе современных медиа, и новые феномены с этим связанные. В связи с этим основными методами, использованными в работе, являются описательный метод, метод жанрового анализа, а также методы анализа и синтеза, нацеленные на медиаконтекст.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, а также список литературы и два приложения.
Материалы работы апробированы в ходе доклада «Подкаст “Розенталь и Гильденстерн”: содержательная структура», с которым автор выпускной квалификационной работы выступил на XI научно-практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры - в рамках XXIII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА» (22 мая 2022 г.).
Цель поставленная в начале исследовательской работы, достигнута: проанализированы феномены подкаста как нового медиа и подкастинга как новой коммуникативной сферы, определено интервью как сложно устроенный комплексный речевой жанр; кроме того, описан подкаст «Розенталь и Гильденстерн» о русском языке, представлена его содержательная структура, а также сделан анализ использования в его рамках речевого жанра интервью; показано, как данный материал методически соотносится с темами. осваиваемыми на уроках русского языка.
1.
В итоге исследования автор курсовой работы пришел к ряду заключений теоретического характера.
• Существуют различные определения подкаста, но в основном он определяется как аудиопрограмма, которая представляет собой серию эпизодов, выпускаемых регулярно и доступных для прослушивания онлайн или скачивания.
• Подкастинг - это процесс создания и регулярного распространения подкастов через Интернет.
• Подкаст как и любой тип медиа имеет несколько вариантов реализации, различающихся по характеристикам содержания (тематики), времени и действия. Одна из современных типологий подкаста включает
1) улучшенный подкаст;
2) видеоподкаст;
3) «живой» подкаст
4) сценарный подкаст
5) подкаст-роман
6) интервью-подкаст.
2.
Российский подкаст «Розенталь и Гильденстерн» появился относительно недавно, он посвящен обсуждению проблематики русского языка на фоне общеязыковых проблем и привлечения знаний о других языках.
Предпринятый анализ показал, что выпуск подкаста имеет собственную содержательную структуру, которая определяется структурными элементами «тема», «анонс», «содержание» «проблематика». Каждый выпуск подкаста, в свою очередь, входит в более крупный содержательный блок; выявлено десять основных блоков: история и этимология языка, орфоэпия, орфография, лексикография, пунктуация, новые и новейшие явления в русском языке, разговорная речь, русский язык в интернете, русский язык за границей и русский язык в школе. Данную типологию можно использовать в методической деятельности, в обучении русскому языку в школе: она удобна для выбора того или иного языкового материала и использования его в обучении детей.
Анализ коммуникативного устройства исследуемого подкаста доказывает, что ведущим речевым жанром здесь оказывается информационный жанр интервью. Его целеполагание обеспечивает диалоговая форма подачи информации, которая позволяет сообщить нечто новое о языке и лингвистике в доступной форме, высказаться приглашенным гостям-филологам, ответить на вопросы аудитории и, в конечном счете, расширить знания слушателей о языке.
На первоначальном коммуникативном уровне - в студийном пространстве - интервью организовано следующей ролевой моделью (четыре роли):
• постоянный автор вопросов (ведущий А. Садиков)
• любознательный автор вопросов (слушатель)
• постоянный адресат вопросов (ведущий В. Пахомов)
• специальный адресат вопросов (гость в студии).
Вторым уровнем коммуникации является эфирное пространство. Если рассматривать соотношение ролей уже на этом уровне, то авторами подкаста следует считать всех четырех участников, обозначенных выше, поскольку именно они являются источниками информации о русском языке. Коллективным же и главным адресатом подкаста являются слушатели поскольку именно для них и организован подкаст.
3.
Материал подкаста «Розенталь и Гильденстерн» можно применять на уроках русского языка. Разработанные упражнения охватывают различные темы, например, правописание частиц «не» и «ни», одной и двух «н» в разных частях речи, жаргонизмы, разговорные слова и т.д. Данные упражнения включают подобранные автором примеры, а соответствующие материалы из выпусков подкаста способствуют расширению языкового кругозора учащихся и помогают выполнить упражнения.
1. Баранов М.Т. Русский язык 6 класс. Часть 1. 5-е изд. М.:
Просвещение, 2015а. 191 с.
2. Баранов М.Т. Русский язык 6 класс. Часть 2. 5-е изд. М.:
Просвещение, 2015б. 178 с.
3. Баранов М.Т. Русский язык 7 класс. 1 часть. 3-е изд. М.:
Просвещение, 2019. 186 с.
4. Барашкина Е.А., Горшкова Л.А., Лабутина В.В. Коммуникативные стратегии подкастинга // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2021. № 4. С. 113-121.
5. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 198-250.
6. Бердникова А.Г. Речевой жанр благодарности: когнитивный и семантико-прагматический аспекты: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2005.
7. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. Вып. 1.
8. Гайда С. Жанры разговорных высказываний // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1999. Вып. 2
9. Гайда Ст. Проблемы жанра / Ст. Гайда // Функциональная стилистика: Теория стилей и их языковая организация. Пермь: ПТУ, 1986. С. 11-24.
10. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового
существования / Б.М. Гаспаров. М.: Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.
11. Гловинская М.Я. Семантика глаголов речи с точки зрения теории речевых актов // Русский язык в его функционировании. Коммуникативно¬прагматический аспект. М., 1993.
12. Голанова Е.И. Устный, публичный диалог: жанр интервью / Е. И: Голанова // Русский язык конца XX столетия (1985-1995). 2-е изд. М.: Языки русской культуры, 2000. 480 с
13. Голев и др. Социальные сети: комплексный лингвистический анализ. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2021. 300 с.
14. Витвинчук В.В., Лаврищева М.С. Особенности российских подкастов (по материалам издания MEDUZA) // Мир науки, культуры и образования. 2019. №5. С. 544-546.
15. Ибраимов А.Г. Развитие и классификация подкастов // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2021. №1. С. 140-147.
...
35 источников