Методическое обеспечение коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с бисенсорными нарушениями
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта 8
1.1. Закономерности развития связной речи в норме 8
1.2. Особенности развития связной речи у младших школьников с
бисенсорными нарушениями 14
1.3. Анализ существующих подходов к коррекционной работе по
формированию навыка составления рассказа-описания у младших школьников с бисенсорными нарушениями 19
1.4. Предпроектное исследование по выявлению уровня развития навыка
составления рассказов-описаний по картинам у третьеклассников с бисенсорными нарушениями 28
Выводы по главе I 37
Глава II. Описание проекта «магнитные истории» и его реализация 39
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта «Магнитные истории» 39
2.2. Деятельность проектной группы по разработке методического и дидактического обеспечения 43
Выводы по главе II 59
Глава III. Оценка продукта проекта и методические рекомендации 60
3.1. Динамика развития навыка составления рассказа-описания у младших
школьников с бисенсорными нарушениями посредством применения продукта проекта 60
3.2. Методические рекомендации по работе с детьми с бисенсорными
нарушениями по организации работы над формированием навыка составления рассказов-описаний по картинам 65
Выводы по главе III 72
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложения 82
Глава I. Теоретическое обоснование проекта 8
1.1. Закономерности развития связной речи в норме 8
1.2. Особенности развития связной речи у младших школьников с
бисенсорными нарушениями 14
1.3. Анализ существующих подходов к коррекционной работе по
формированию навыка составления рассказа-описания у младших школьников с бисенсорными нарушениями 19
1.4. Предпроектное исследование по выявлению уровня развития навыка
составления рассказов-описаний по картинам у третьеклассников с бисенсорными нарушениями 28
Выводы по главе I 37
Глава II. Описание проекта «магнитные истории» и его реализация 39
2.1 Паспорт и жизненный цикл проекта «Магнитные истории» 39
2.2. Деятельность проектной группы по разработке методического и дидактического обеспечения 43
Выводы по главе II 59
Глава III. Оценка продукта проекта и методические рекомендации 60
3.1. Динамика развития навыка составления рассказа-описания у младших
школьников с бисенсорными нарушениями посредством применения продукта проекта 60
3.2. Методические рекомендации по работе с детьми с бисенсорными
нарушениями по организации работы над формированием навыка составления рассказов-описаний по картинам 65
Выводы по главе III 72
Заключение 74
Список использованных источников 76
Приложения 82
Коррекционная работа с детьми, имеющими одновременное нарушение слуха и зрения является одним из ведущих направлений работы в дефектологии. Актуальность проектной работы заключается в необходимости обеспечить развитие речи у детей, имеющих бисенсорные нарушения. В процессе работы необходимо учитывать индивидуальные особенности развития конкретного ребенка, что значительно затрудняет использование единого подхода в образовании. На данный момент, существует особая группа детей, имеющих одновременное нарушение слуха и зрения, а методическое и дидактическое обеспечение для работы над связной речью достаточно скудно.
Обучающиеся с бисенсорными нарушениями имеют проблемы в освоении устной стороны речи. Это обусловлено как нарушением слуха, не позволяющим полноценно воспринимать речь окружающих, так и нарушением зрения, которое изолирует от ребенка правильную артикуляцию говорящих.
В виду первичных дефектов развития, присутствующих у данной группы детей, обучающиеся имеют недостаточный словарный запас, небольшие представления об окружающем мире, что влияет на навык составления рассказов и связную речь в целом.
Данное исследование ограничивается только параметрами сформированности навыка составления рассказа-описания младшими школьниками с бисенсорными нарушениями.
Описательная речь является одним из показателей интеллектуального развития. В данной области проводили исследования Р.М. Боскис, Б.Д. Корсунская, Л.С. Выготский, С.А. Зыкова и другие. Наличие исследований в этой теме от ведущих авторов в области дефектологии указывает на актуальность этой темы в настоящее время.
Таким образом, формирование навыка составлять рассказ-описание - это важнейший критерий адаптации ребенка с бисенсорными нарушениями в социальной среде, а также данный навык является необходимым умением при осваивании школьной программы обучения.
Проблема проектного исследования заключается в выявлении особенностей сформированности составления рассказов-описаний и разработке дидактического обеспечения для коррекционной работы в виду выявленных особенностей у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Объект проектного исследования: навык составления рассказа-описания по картинам у младших школьников с бисенсорными нарушениями
Предмет проектного исследования: методическое и дидактическое обеспечение коррекционной работы по формированию навыка составления рассказа-описания для младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Цель проектного исследования: формирование навыка составлять рассказ-описание по картинам у младших школьников с бисенсорными нарушениями, посредством внедрения проекта «Магнитные истории» и всех его продуктов, включающих методические рекомендации, тематическое планирование и дидактическое пособие для коррекционной работы...
Обучающиеся с бисенсорными нарушениями имеют проблемы в освоении устной стороны речи. Это обусловлено как нарушением слуха, не позволяющим полноценно воспринимать речь окружающих, так и нарушением зрения, которое изолирует от ребенка правильную артикуляцию говорящих.
В виду первичных дефектов развития, присутствующих у данной группы детей, обучающиеся имеют недостаточный словарный запас, небольшие представления об окружающем мире, что влияет на навык составления рассказов и связную речь в целом.
Данное исследование ограничивается только параметрами сформированности навыка составления рассказа-описания младшими школьниками с бисенсорными нарушениями.
Описательная речь является одним из показателей интеллектуального развития. В данной области проводили исследования Р.М. Боскис, Б.Д. Корсунская, Л.С. Выготский, С.А. Зыкова и другие. Наличие исследований в этой теме от ведущих авторов в области дефектологии указывает на актуальность этой темы в настоящее время.
Таким образом, формирование навыка составлять рассказ-описание - это важнейший критерий адаптации ребенка с бисенсорными нарушениями в социальной среде, а также данный навык является необходимым умением при осваивании школьной программы обучения.
Проблема проектного исследования заключается в выявлении особенностей сформированности составления рассказов-описаний и разработке дидактического обеспечения для коррекционной работы в виду выявленных особенностей у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Объект проектного исследования: навык составления рассказа-описания по картинам у младших школьников с бисенсорными нарушениями
Предмет проектного исследования: методическое и дидактическое обеспечение коррекционной работы по формированию навыка составления рассказа-описания для младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Цель проектного исследования: формирование навыка составлять рассказ-описание по картинам у младших школьников с бисенсорными нарушениями, посредством внедрения проекта «Магнитные истории» и всех его продуктов, включающих методические рекомендации, тематическое планирование и дидактическое пособие для коррекционной работы...
На данный момент коррекционная работа с детьми, имеющими одновременное нарушение слуха и зрения является одним из ведущих направлений работы в дефектологии. Количество детей с сочетанными нарушениями слуха и зрения увеличивается с каждым годом. Обучающиеся с бисенсорными нарушениями имеют проблемы в освоении устной стороны речи. Это обусловлено как нарушением слуха, не позволяющим полноценно воспринимать речь окружающих, так и нарушением зрения, которое изолирует от ребенка правильную артикуляцию говорящих.
В рамках проекта был решён ряд теоретических и практических задач. В рамках теоретического анализа мы изучили современное состояние проблемы развития навыка составления рассказов-описаний у младших школьников с бисенсорными нарушениями, а также существующие подходы к коррекционной работе по развитию указанного навыка.
В теоретической части работы мы пришли к выводу о том, что на данный момент нет единой методики коррекционной работы по развитию навыка составления рассказа-описания у младших школьников с бисенсорными нарушениями. Мы проанализировали методики по развитию данного навыка у слабослышащих детей, а также рекомендации отечественных тифлопедагогов по адаптации наглядного материала для детей с нарушениями зрения.
В рамках решения практических задач были изучены актуальные проблемы на базе реализации проекта в плане сформированности навыка составления рассказа-описания по картинам у третьеклассников с сочетанными нарушениями слуха и зрения.
Мы провели предпроектное исследование, в ходе которого выявили, что навык составления рассказа-описания по картине не сформирован у четверых детей из исследуемой группы, а это 67%. Это обусловило необходимость проведения коррекционной работы по развитию навыка.
При планировании и проведении коррекционной работы мы опирались на методику развития исследуемого навыка Л.А. Новосёлова, используемую в школах для слабослышащих детей и офтальмо-эргономические рекомендации для адаптации наглядного материала для детей с нарушениями зрения. Таким образом, мы разработали тематическое планирование и дидактический материал для каждого занятия, отвечающий специфике участников проекта.
Также мы разработали методические рекомендации для педагогов, примерные конспекты нескольких занятий, а также технологическую карту, которая может быть использована для составления конспектов занятий.
В соответствии с тематическим планированием была проведена коррекционная работа. По завершении периода апробации мы провели итоговое обследование, которое показало положительную динамику развития изучаемого навыка. Но тем не менее для того, чтобы сформировать навык составления рассказа-описания по картинам у младших школьников с бисенсорными нарушениями на более высоком уровне необходима более длительная систематическая коррекционная работа. Поэтому при дальнейшем использовании проекта «Магнитные истории» можно ожидать лучшие результаты развития указанного навыка.
Данные апробации позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую значимость и может быть использован педагогами для развития навыка составления рассказа-описания у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Таким образом, цель проекта нами достигнута, поставленные задачи реализованы.
В рамках проекта был решён ряд теоретических и практических задач. В рамках теоретического анализа мы изучили современное состояние проблемы развития навыка составления рассказов-описаний у младших школьников с бисенсорными нарушениями, а также существующие подходы к коррекционной работе по развитию указанного навыка.
В теоретической части работы мы пришли к выводу о том, что на данный момент нет единой методики коррекционной работы по развитию навыка составления рассказа-описания у младших школьников с бисенсорными нарушениями. Мы проанализировали методики по развитию данного навыка у слабослышащих детей, а также рекомендации отечественных тифлопедагогов по адаптации наглядного материала для детей с нарушениями зрения.
В рамках решения практических задач были изучены актуальные проблемы на базе реализации проекта в плане сформированности навыка составления рассказа-описания по картинам у третьеклассников с сочетанными нарушениями слуха и зрения.
Мы провели предпроектное исследование, в ходе которого выявили, что навык составления рассказа-описания по картине не сформирован у четверых детей из исследуемой группы, а это 67%. Это обусловило необходимость проведения коррекционной работы по развитию навыка.
При планировании и проведении коррекционной работы мы опирались на методику развития исследуемого навыка Л.А. Новосёлова, используемую в школах для слабослышащих детей и офтальмо-эргономические рекомендации для адаптации наглядного материала для детей с нарушениями зрения. Таким образом, мы разработали тематическое планирование и дидактический материал для каждого занятия, отвечающий специфике участников проекта.
Также мы разработали методические рекомендации для педагогов, примерные конспекты нескольких занятий, а также технологическую карту, которая может быть использована для составления конспектов занятий.
В соответствии с тематическим планированием была проведена коррекционная работа. По завершении периода апробации мы провели итоговое обследование, которое показало положительную динамику развития изучаемого навыка. Но тем не менее для того, чтобы сформировать навык составления рассказа-описания по картинам у младших школьников с бисенсорными нарушениями на более высоком уровне необходима более длительная систематическая коррекционная работа. Поэтому при дальнейшем использовании проекта «Магнитные истории» можно ожидать лучшие результаты развития указанного навыка.
Данные апробации позволяют говорить о том, что продукт проекта имеет практическую значимость и может быть использован педагогами для развития навыка составления рассказа-описания у младших школьников с бисенсорными нарушениями.
Таким образом, цель проекта нами достигнута, поставленные задачи реализованы.
Подобные работы
- Развитие номинативного словаря у младших школьников с бисенсорными нарушениями посредством реализации проекта «Остров знаний»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2023





