Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ТРЕТЬЕКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №156319

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проекта: «Методическое обеспечение логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у слабовидящих третьеклассников с задержкой психического развития» 8
1.1. Психологические механизмы и операции процесса письма 8
1.2. Современное состояние проблемы нарушения письма при нарушениях
зрения и задержке психического развития 14
1.3. Предпроектное исследование существующих подходов к выявлению и
преодолению аграмматической дисграфии 21
Глава II. Описание проекта: «Методическое обеспечение логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у слабовидящих третьеклассников с задержкой психического развития» 31
2.1. План реализации проекта 31
2.2. Подготовительный этап 33
2.3. Диагностический этап 35
2.4. Разработческий этап проекта 39
2.5. Этап апробации и оценка результативности проекта 43
Заключение 49
Список использованных источников 51
Приложение А 57
Приложение Б 59
Приложение В 65
Приложение Г 78


Актуальность. У детей со сложными дефектами, особенно такими, как нарушение зрения и задержка психического развития, наблюдается значительное снижение познавательной деятельности, что во многом сказывается на письменной речи, приводя к ее нарушениям.
Многие исследователи, которые занимаются исследованием нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития
(Н.А. Масюкова, В.И. Насонова, Г.Н. Рахманова, Р.Д. Тигер) и с нарушением зрения (О.Л. Жильцова, Н.С. Костючек, Л.С. Выготский, Л.И. Солнцева) отмечают нарушение письма стойкого характера.
Нарушение письменной речи обуславливается несколькими причинами: сложным дефектом, сочетающим в себе нарушение зрения и задержку психического развития, что, в свою очередь влечет за собой недостаточную сформированность познавательной деятельности, недостаточную сформированность речевой деятельности, связанную также и с оптическим восприятием органов артикуляции и с интеллектуальными особенностями, отсутствие адекватных коммуникативных навыков, недостаточный опыт восприятия буквенного материала, а также сложности и быстрая утомляемость в процессе декодирования мысленной информации в буквенную.
В последние годы, в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО), ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, учителя начальных классов, учителя-логопеды, родители учеников, отмечают, что происходит увеличение числа детей с трудом овладевающих письмом. В связи с этим, невозможен процесс полноценного овладения грамотой. Одним из основных аспектов коррекции письменной речи обучающихся является преодоление дисграфии.
В виду того, что для детей данной нозологической группы, характеризующейся сложным дефектом, сочетающим в себе нарушение зрения и задержку психического развития, не предусмотрены коррекционные материалы, не адаптированы логопедические методики под индивидуальные особенности данной группы детей, проблема разработки методического обеспечения логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у слабовидящих третьеклассников с задержкой психического развития приобретает особую актуальность.
Проектная идея ориентирована на разработку методического обеспечения для логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у слабовидящих третьеклассников с задержкой психического развития и комплекса упражнений для его реализации.
Объектом проекта является логопедическая работа по преодолению аграмматической дисграфии у обучающихся с задержкой психического развития.
Предметом проекта является содержание логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у слабовидящих третьеклассников с задержкой психического развития.
Цель проекта: разработать и апробировать методическое обеспечение для логопедической работы по преодолению аграмматической дисграфии у слабовидящих третьеклассников с задержкой психического развития и комплекс упражнений для его реализации...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время проблема аграмматической дисграфии у детей со сложными дефектами не теряет своей актуальности в силу того, что увеличивается количество детей с сложными дефектами, у которых наблюдается нарушение письма.
Анализ научно-методической литературы позволил расширить наши теоретические знания по проблеме аграмматической дисграфии.
В первой главе мы подробно раскрыли важные аспекты: психологические механизмы и операции процесса письма; современное состояние проблемы нарушения письма при нарушениях зрения и задержке психического развития; исследование существующих подходов к выявлению и преодолению аграмматической дисграфии .
Так как исследований нарушения письма у детей, имеющих эти нарушения в комплексе, недостаточно, было решено тщательно исследовать письмо у младших школьников с нарушением зрения и задержкой психического развития.
В ходе диагностического этапа нами были выявлены особенности проявлений лексико-грамматических нарушений в устной речи у слабовидящих младших школьников с задержкой психического развития. Полученные данные позволили сделать вывод о том, что необходимо создать продукт, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи, так как у всех участников проекта наблюдаются аграмматизмы в устной речи, но на письме они проявились лишь у нескольких обучающихся, в связи с тем, что у остальных потенциальные аграмматические ошибки на письме замаскированы яркими проявлениями дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза, дисграфии на основе нарушения дифференциации фонем и оптической дисграфии.
На разработческом этапе нами была составлена рабочая программа коррекционного курса «Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи». В качестве дидактического обеспечения к данной рабочей программе нами разработаны два комплекса упражнений, дифференцированных по разному уровню сложности заданий.
В ходе апробации нами был проведён цикл занятий, включающий в себя использование заданий, направленных непосредственно на развитие лексико¬грамматического строя речи и связной речи. Внедрение продукта показало, что с его использованием решается ряд поставленных задач.
По завершении периода апробации представители образовательной организации представили «Отзыв курирующего специалиста» и «Акт внедрения», согласно которым проект получил положительную оценку.
Данные апробации позволяют говорить о том, что нам удалось успешно составить проект, направленный на преодоление аграмматической дисграфии у слабовидящих третьеклассников с задержкой психического развития.
Таким образом, цель проекта нами достигнута, поставленные задачи реализованы. В качестве дальнейшей перспективы предполагается апробация всего тематического планирования с использованием предложенного методического обеспечения и комплекса упражнений для его реализации.



1. Аманатова М.М., Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. 2012. № 1. С. 20-27.
2. Амонашвили Ш.А., Школа жизни. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2018. 76 с.
3. Ананьев Б.Г., Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности: в 2 т. Т. 2: Хрестоматия. 2-е изд., доп. Самара: БАХРАХ -М, 2018. 492 с.
4. Арбекова Н.Е., Журнал индивидуальной работы учителя-логопеда. Москва: РГГУ, 2014. 168 с.
5. Аршавский И.А., Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 2012. 155 с.
6. Ахутина Т.В., Диагностика речевых нарушений школьников: практ. Пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 157 с.
7. Бабкина Н.В., Специфика системы осознанной саморегуляции познавательной деятельности детей с ЗПР и ее формирование в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // От истоков к современности : 130 лет орг. Психол. о-ва при Моск. ун-те: юбилейн. конф: в 5 т. Москва: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2015. Т. 1. С. 399-401.
8. Безруких М.М., Обучение первоначальному письму: метод. пособие к прописям. Москва: Просвещение, 2002. 34 с.
9. Бельтюков В.И., Об усвоении детьми звуков речи. Москва: Просвещение, 1964. 91 с.
10. Блинова Л.Н., Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2017. 136 с.
11. Винарская Е.Н., Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек: сб. ст. посвящ. памяти П. С. Кузнецова. Москва, 1970. С. 55-62.
12. Волкова Л.С., Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 томах. Том 1. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1997. Волкова Л.С., Хрестоматия по логопедии. Том 2. М.: Владос, 1997. 560 с.
13. Выготский Л.С., Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 2017. 224 с.
14. Гвоздев А.Н., Вопросы изучения детской речи. Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 472 с.
15. Гвоздев А.Н., Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. Москва: Акцидент, 2012. 164 с...64


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ