Введение 3
Глава 1 Проектная методика обучения иностранным языкам: история и современность.
1.1. Проектная методика обучения английскому языку с учётом современных
педагогических технологий 7
1.2. Анализ применения проектной методики в зарубежной и отечественной
системе 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Опытно-экспериментальная разработка проекта системы учебных и внеучебных занятий в 8 классах общеобразовательной школы № 44 города Красноярска при обучении английскому языку.
2.1. Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении английскому языку подростков 20
2.2. Технология проектного обучения английскому языку в 8 классах
общеобразовательной школы 25
2.3. Разработка авторского проекта по темам, связанным с учебной деятельностью
в процессе преподавания английского языка 36
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение 66
В современном процессе обучения иностранному языку существенно изменились ориентиры. Сегодня перед учителем иностранного языка стоит задача формирования абсолютно новых результатов обучения, выраженных на предметном, личностном и метапредметном уровнях. Ранее процесс обучения должен был обеспечивать предметные образовательные результаты. Сегодня же учителя должны способствовать достижению интегрированного результата - универсальных учебных действий. Все это в полной мере касается и процесса обучения иностранному языку. В связи с этим, педагогам необходимо искать новые подходы и способы конструирования и реализации процесса обучения. Необходимо использовать технологии обучения инновационного характера, реализующие связь с жизнью, формирующие активную, самостоятельную позицию, и грамотно их сочетать с зарекомендовавшими себя традиционными технологиями.
Одним из таких педагогических инструментов является метод проектов. С одной стороны, данная технология обучения имеет ярко выраженный инновационный характер, с другой стороны проектная деятельность учащихся прописана в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте. Основа Стандарта - системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Анализ литературы свидетельствует о том, что существует большое количество работ по этой проблеме. Технологии проектного обучения школьников и студентов посвящены исследования Е.С. Полат, Н.Ю. Пахомовой, И.Д. Чечель, С.Т. Шацкого, они подчёркивают важность учёта личностного фактора развития студентов и школьников в процессе обучения.
Из числа зарубежных учёных особо ценный вклад в теорию и практику метода проекта внесли Дж. Дьюи и У.Х. Килпатрик. Они рассматривали метод проектов как обучающий приём, и классифицировали проекты по целевой установке и количеству участников. Э. Коллингс проводил экспериментальные
исследования, доказывая преимущества метода проектов перед традиционной системой обучения.
Общепсихологическое понимание деятельности, в том числе проектной, раскрыто в трудах учёных: Г.С. Абрамовой, А.С. Белкина, Б.С. Волкова, А.А. Налчаджян.
Предметом интенсивного изучения особенностей метода проекта и возможностью его использования в современной системе высшего и среднего образования являются современные исследования Н.О. Яковлевой, В.В. Черных.
Актуальность темы исследования заключается в том, что не смотря на наличие большого количества работ, посвящённых этой проблеме в психолого-педагогической литературе раскрываются только основные положения данного метода. Выпускники вузов, приходя работать в школу, испытывают явный дефицит педагогических знаний в области применения данного метода. Необходимо рассмотрение метода проектов в контексте основных положений нормативных документов (Закона об образовании, Профессионального Стандарта педагога, Федерального государственного стандарта) и в контексте приоритетных направлений проектной деятельности по краю (краевые конкурсы). Поэтому есть необходимость разработки и апробации современной системы учебных проектов, которая может быть применена в общеобразовательной школе.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - Использование метода проектов в 8-х классах при обучении английскому языку в общеобразовательной школе.
Цель работы: разработать, обосновать и апробировать систему учебных проектов в 8-х классах в общеобразовательной школе...
1. Нами выделены особенности современного процесса обучения английскому языку и дано теоретическое обоснование проектной методики обучения иностранному языку в её психологическом и дидактическом аспектах на основе ретроспективного анализа научно-теоретической литературы по данной теме. Рассмотрены взгляды на метод проектов Дж Дьюи, Э Коллинза, С.Т. Щатского, А.С. Макаренко и Ф.Э. Дзержинского Е.С. Полат и И.Н. Чечель, а также ведущих современных методистов
2. Проанализировав систему современного школьного образования, мы пришли к выводу, что традиционная организация учебного процесса устарела. Сегодня школе необходимо использовать новые современные технологии обучения. Одной из таких технологий является метод проектов. Применение этого метода позволяет реализовать требования ФГОС.
3. Было определено, что и в федеральных и в локальных нормативных актах (в Законе об образовании, во ФГОСе Нового поколения и в Профессиональном Стандарте педагога, в Программе СОШ №44) проектной деятельности уделено большое внимание, ведь результаты проектной деятельности - это способ для школьников показать себя не только на муниципальном, но и на федеральном уровне.
4. Школа меняется очень быстро и современному педагогу необходимо идти в ногу со временем. Анализ краевых конкурсов («Мой край - моё дело», «Душа Сибири» - это хороший способ узнать, какие приоритетные направления в проектной деятельности выделяются. Нами были определены наиболее востребованные проекты (их типы и тематика).
5. Рассмотрена способность метода проектов гуманизировать систему обучения (увидеть в ученике личность). Этот метод позволяет школьнику открыть большое поле деятельности и найти новые интересы, так как он учитывает возможности и склонности обучающихся. В рамках данного метода обучающийся сам выступает наряду с преподавателем в качестве активного субъекта деятельности.
6. Рассмотрены системы оценки проектов, которые необходимо учитывать, при оценки готового проекта своих учеников. Оценка не должна быть субъективной, лучше всего если и учитель и обучающиеся будут выводить общее арифметическое для конкретного ученика. Так как проект включает в себя и тщательную самостоятельную подготовку и презентацию, неправильно оценивать лишь что-то одно.
8. Разработана система проектов в формате 9 проектных занятий для обучающихся в 8 классе общеобразовательной школы. Выделены методологические принципы проектного обучения, на которые опирается технология реализация проекта. Разобраны несколько примеров реализации метода в условиях классной работы.
6. Проведена апробация данной системы которая включала в себя 5 подпунктов, это: анкетирование на готовность к проектной деятельности, проведение проектных занятий, тестирование, проведение итогового проектного занятия, повторное тестирование. Апробация показала, что класс готов к проектам, так как обучающиеся показали заинтересованность предлагаемыми проблемами (загрязнение окружающей среды, негативное влияние гаджетов на мозг). Обучающиеся улучшили навыки в области подготовки, создания и представления презентаций.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология,- М.: Юрайт, 2014. 812 с.
2. Аксенова Н.И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. 140-142 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики,- М.: Академия, 2011. 192 с.
4. Васильева З.И. История педагогики и образования: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2011. 131 с
б.Волков Б.С. Психология подростка,- СПб.: Питер, 2012. 240 с
6. Вербицкая М.В., Миндрул О.С., Маккинли С., Хастингс Б. Forward. 8 класс. — Издательский центр "Вентана-Граф" Pearson Education Limited Москва, 2015. 224 с.
7. Гнатышина Е.А., Корнеев Д.Н., Корнеева Н.Ю., Лоскутов А.А., Саламатов А.А., Уварина Н.В. Инновационные процессы в образовании - Челябинск: Цицеро, 2016.210 с.
8. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология -М.: Народное образование, 2000. 206 с.
9. Дьюи, Дж. Демократия и образование пер. с англ. - М.: Педагогика пресс, 2000. 384 с.
10. Корнетов, Г.Б. К 155-летию со дня рождения Джона Дьюи // Историко-педагогический журнал № 4. Нижний Тагил: НТГСПИ, 2014. 33-53 с.
11.Зайцев В.С. Метод проектов как современная технология обучения: историко¬педагогический анализ // Вестник Челябинского государственного педагогического университета № 6. Челябинск: 2017. 52-62 с.
12. Латышина Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): учеб, пособие. М.: Гардарики, 2009. 587 с.
13. Кобцева, Л.И., Конюшенко С.М., Круподерова Е.П., Лебедева М.Б., Патаракин Е.Д. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие — 10 изд., перераб. — М.: Современные технологии в образовании и культуре, 2009.
14. Ковальчук О.В., Кошкина В.С. Осваиваем профессиональный Стандарт педагога: учебное пособие для руководителей общеобразовательных организаций, специалистов муниципальных органов управления образованием, методических служб. - СПб. - 2016
15. Козлов В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования - М.: Просвещение, 2014. 79 с...45