Введение 4
I. Теоретические предпосылки сформированности импрессивной речи у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью 10
1.1. Импрессивная речь в онтогенезе 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения и
умеренной умственной отсталостью 15
1.3. Обзор диагностических и коррекционных методик по формированию
импрессивной речи у слабовидящих старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью в трудах ученых 22
Выводы по 1 главе 26
II. Констатирующий эксперимент и его анализ 28
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 28
2.2 Констатирующий эксперимент и его анализ 34
2.3 Дифференцированные методически рекомендации по формированию
импрессивной речи у слабовидящих старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью 41
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список использованных источников 53
Приложения 61
Приложение А 61
Приложение Б 62
Приложение В 65
Приложение Г 66
Приложение Д 68
Приложение Ж 74
Приложение К 79
Приложение Л
Актуальность исследования.
По статистике Минздрава, сейчас у 20,7 млн. россиян есть нарушение зрения (то есть у каждого седьмого жителя страны). 15 лет назад таких людей было в полтора раза меньше — 13,7 млн. человек. Каждый год около 45 тысяч человек по всей стране из-за нарушений зрения становятся инвалидами, примерно 20% инвалидов по зрению.
Статистика количества детей с умственной отсталостью в России определяется тем, что в мире рождается 24,5 тыс. детей с инвалидностью. При суточной рождаемости примерно 5 тыс. детей, 50% имеют разного характера психические отклонения, о чем свидетельствуют итоги 2018 года, 2% населения обладает диагнозом умственная отсталость.
Основная цель коррекционно-развивающих программ, составленных для детей со сложными сочетанными дефектами, в данном случае с нарушением зрения и умеренной степенью умственной отсталости, обеспечение максимально возможного всестороннего развития, как с физиологической, так и психической стороны, в рамках коррекции сложного дефекта. Коррекционно-развивающая работа в рамках обучения, воспитания, подготовки к жизни и коммуникации в социуме, проведения компенсаторных манипуляций, предупреждающих вторичные отклонения действий, должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей детей данной нозологической группы.
Актуальность исследования по данной теме также аргументирует тот факт, что за последнее время в России стремительно увеличивается число детей, имеющих те или иные нарушения в развитии.
Дети с нарушениями интеллекта, в данном случае с умеренной степенью умственной отсталости, помимо многочисленных вторичных дефектов, обусловленными нарушениями интеллекта, имеют трудности в
организации коммуникативной деятельности. Данный факт объясняется тем, что в виду сниженной познавательной активности, сложностью в освоении правильной речевой деятельностью, в связи с нарушениями центральной нервной системы, дети данной нозологической группы более склонны организовывать коммуникативную деятельностью упрощенными методами коммуникации — жесты, мимика, зрительный контакт.
Данные освоенные невербальные методы общения позволяют детям с нарушениями интеллекта существовать в социуме в качестве субъектов, способных, хоть частично, но выражать свои желания.
Согласно статистическим данным, более 40% детей, имеющих умеренную умственную отсталость, не обладают навыками речевой коммуникации, либо их речь настолько смазана и невнятна, что окружающие не в состоянии ее понять. Словарный запас детей данной нозологической группы варьируется от 300 до 400 слов, такой словарный объем, разумеется, не в состоянии обеспечить коммуникативную деятельность. Именно поэтому так важно развивать возможность коммуникативной деятельности, которая была бы понятна окружающим и использовалась детьми с данным комплексом сочетанных нарушений.
Логопедическая работа с данной категорией детей рассматривается такими авторами как: Р.Е. Левина, Б.М. Гришпулин, Р.И. Лалаева, которые сформировали наиболее успешные подходы для развития речи у детей со сложными сочетанными дефектами [12].
Данные исследователи отмечают, что коррекционно-логопедическую деятельность с безречевыми детьми необходимо осуществлять только с использованием общедидактических принципов.
Стоит отметить, что интеллектуальные нарушения детей в большей степени препятствует формированию импрессивной речи, как основного инструмента коммуникативной деятельности человека. Это связано, безусловно, с тотальным недоразвитием всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления.
Состояние изученности проблемы. В научной литературе исследуются различные аспекты формирование импрессивной речи у слабовидящих детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью, что определяется масштабностью данной проблемы.
Характеристика детей с умеренной умственной отсталостью с точки зрения психофизиологии представлена в исследованиях Н.Е. Бачерикова, Э.С. Ополинского, Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, О.Е. Фрейерова, М.Г. Блюмина, И.Л. Юркова, М.М. Райская, Д.Е. Мелехов,
B. Ф. Шалимов, В.М. Явкин [11].
Социальные аспекты интеллектуального недоразвития исследуются:
C. С. Мнухин, Д.Е. Мелехов, Д.Н. Исаев, О.Е. Фрейеров и др.
Объект исследования: импрессивная речь у слабовидящих дошкольников.
Предмет исследования: составление дифференцированных методических рекомендация у слабовидящих детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью.
Цель исследования: теоретически изучить и определить уровни сформированности импрессивной речи у слабовидящих детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью и на основе выявленных особенностей составить содержание дифференцированных методических рекомендаций...
В результате проведенного нами теоретико-экспериментального исследования, мы пришли к следующим выводам.
Данная проблема является актуальной, поскольку, импрессивной речи оказывает отрицательное влияние на развитие, воспитание, обучение и социализацию ребенка.
Несмотря на то, что на сегодняшний момент достаточно активно проводятся исследования, касающиеся изучения проблемы развития импрессивной речи такими исследователями, как Е.С. Зайцева, В.К. Шептунова, Н.С. Жукова, Г.А. Волкова, у детей с умственной отсталостью и нарушением речи, все же она не изучена в полной мере и требует дальнейшей разработки все новых методов проведения коррекционной работы, рассчитанных на рассматриваемую категорию детей.
В рамках решения первой задачи, мы проанализировали тифлопедагогическую, дефектологическую, психолого-педагогическую, литературу в объеме 74 источника.
При анализе научной литературы нами было выявлено недостаточное количество методик, направленных на качественное обследование и преодоление несформированности испрессивной речи у детей данной нозологической группы.
В рамках решения второй задачи, мною была подобрана диагностическая методика, основанная на работе И.Б. Агаевой, позволяющая произвести качественный и подробный анализ глагольного словаря.
В рамках исследования использовались три раздела заданий с критериями оценок, разработанными автором, дополненные мною с учетом с учетом количественной оценки результатов исследования. Также материал был адаптирован согласно индивидуальным особенностям детей данной нозологической группы.
Для решения третьей задачи мною были обследованы 6 слабовидящих дошкольников с умеренной степенью умственной отсталости и нарушением зрения.
В результате констатирующего эксперимента мною были получены следующие данные: средний уровень был выявлен у 33,3% детей и на низком уровне оказались 66,6% детей экспериментальной группы. Высокий уровень не продемонстрировал ни один из испытуемых.
Для решения четвертой задачи мною были проанализированы результаты, полученные в результате исследования в качественном и количественном виде. В ходе эксперимента мною были отмечены такие ошибки, как: трудности в подбора картинке по указаниям, трудности в соотнесении предмета к слову, трудности в подборе сюжетных изображений.
Для решения пятой задачи на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, а также индивидуальных особенностей данной нозологической группы и общедидактических принципов, мною были разработаны дифференциальные методическое рекомендации, направленные на развитие импрессивной речи у слабовидящих старших дошкольников с умеренной умственной отсталостью в зависимости от уровневых особенностей детей по двум группам, разделенных согласно уровневому соотношению
Таким образом, цель исследования достигнута и гипотеза о том что, если реализовать специальную методику по формированию импрессивной речи у слабовидящих детей дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью которые характеризуются: слабостью мотивации, снижением потребности в речевом общении, грубым нарушением программированием речевой деятельности, бедностью запаса пассивного словаря, нарушением всех компонентов речи (фонетико-фонематической стороны, лексики, грамматическим строем) будет подтверждена и достигнута.
1. Агаева, И. Б. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта : учебно-методическое пособие / И. Б. Агаева. — Красноярск, 2015. — 116 с.
2. Агаева, И. Б. Педагогика детей с интеллектуальными нарушениями : хрестоматия / И. Б. Агаева. — Красноярск, 2014. — 340 с.
3. Агранович З.Е. «Дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания у старших дошкольников и младших школьников» / СПб.: «Детство - Пресс», 2003г.
4. Андреева К.А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К.А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 715-718.
5. Антипова И.Г. Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И.Г., Володина И.С.// Психология обучения. - 2012. - № 9. - С. 12-24.
6. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. И. Агуне // Дефектология. - 1987. - №4. - С. 76-81.
7. Бакарченко, Е. Н. Коррекционный курс для слепых и слабовидящих детей. [Текст] - / Е. Н. Бакарченко, //Здоровье детей» .- №1.- 2011.- С.21-24
8. Баряева, Л. Б. Я - говорю! Упражнения с пиктограммами [Текст] : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. - М. : Дрофа, 2008. - 31 с.
9. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль - 1998г.
10. Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л. И. Белякова, Н. Н. Г ончарова, Т. Г. Шишкина. - М. : Книголюб, 2005. - 55 с. - (Логопедические технологии).
11. Власова Т.А. и Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.М.1985г
12. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. И др. Логопедия. Учеб.
пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология». - М.:
Просвещение, 1989. - 528 с.: с ил.
13. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.:
Просвещение, 2008. - 500 с.
14. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М. : «Просвещение», 1985. - 72 с.
15. Гаврилушкина, О. П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 1. - С.19-25...74