Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методическое обеспечение развития связной речи у младших школьников с умственной отсталостью посредством проекта «Сюжетно-ролевые игры»

Работа №156314

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы167
Год сдачи2021
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование методического обеспечения развития связной речи у младших школьников с умственной отсталостью посредством
проекта «сюжетно-ролевые игры» 7
1.1 Развитие связной речи в онтогенезе 7
1.2 Особенности формирования связной речи у детей с умственной
отсталостью 12
1.3 Описание предпроектного исследования 18
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Описание методического обеспечения развития связной речи у младших школьников с умственной отсталостью посредством проекта
«сюжетно-ролевые игры»» 39
2.1. План реализации проекта 39
2.2. Описание продукта проекта 43
2.3. Оценка результатов реализации проекта 53
Выводы по главе 2 58
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложения 69


На сегодняшний момент в педагогической практике нередко встречаются дети с таким нарушением как умственная отсталость. Наиболее часто из всех форм данного отклонения встречается легкая степень. И логопедическая помощь играет здесь отнюдь не последнюю роль.
Стоит отметить, что умственная отсталость представляет собой состояние задержанного или неполного развития психики, характеризующееся нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей [40].
Данная проблема является актуальной, поскольку,
несформированность или недоразвитие связной речи отмечается практически у всех детей с нарушением интеллекта в связи с чем, оказывает отрицательное влияние на развитие, воспитание, обучение и социализацию ребенка.
По данным ведущих исследователей (Е.А. Ворсина, И.С. Исмаилова, Д.П. Кудрявская, Л.А. Ястребова и др.) у детей с нарушением интеллекта нарушен как план содержания, так и план выражения связного текста. Но особенно грубыми и стойкими являются нарушения плана содержания, внутренней (смысловой) программы связного высказывания, что еще более подтверждает необходимость коррекционной работы над построением связных высказываний, поскольку именно своевременная целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мышления, усвоения школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей данной категории.
Несмотря на то, что на сегодняшний момент достаточно активно проводятся исследования, касающиеся изучения проблемы устранения нарушений связной речи у детей умственной отсталостью, (А.К. Аксенова, Л.А. Лошкарева, Л.Н. Ефименко и др.), все же она не изучена в полной мере и требуют дальнейшей разработки все новых методов проведения коррекционной работы, рассчитанных на рассматриваемую категорию детей.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что проблема проведения коррекционной работы над связной речью занимает одно из ведущих мест в современной логопедии.
Содержательная сторона настоящего проекта разработана в соответствии с выявленной проблемой: недостаточностью методического инструментария, направленного на формирование связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Исходя из вышесказанного, нами была сформулирована цель проекта: разработка и апробация методического обеспечения «Сюжетно-ролевые игры», направленного на развитие связной речи у младших школьников с умственной отсталостью
Достигая поставленную цель, мы выделили следующие задачи:
1) Диагностические:
-анализ диагностических методик, направленных на проведение обследования связной речи у учащихся с умственной отсталостью
-адаптация подобранных методик для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью
-проведение констатирующего эксперимента, позволяющего выявить особенности связной речи у исследуемой группы
-анализ полученных по окончании проведения обследования данных
2) Коррекционные:
-анализ пособий, направленных на формирование связной речи изучаемой категории детей
-подбор комплекса сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию связной речи у младших школьников с умственной отсталостью
-разработка и оформление продукта проекта «Сюжетно-ролевые игры»
- апробация продукта проекта
- проведение повторного обследования связной речи и определение эффективности разработанного продукта проекта
В качестве объекта исследования выступает связная речь у
обучающихся с умственной отсталостью
Предмет исследования: развитие связной речи посредством методического пособия «Сюжетно-ролевые игры»у обучающихся 3 класса с умственной отсталостью
Методы исследования: в соответствии с целью и задачами работы в ходе данного исследования были использованы следующие методы:
- теоретические: анализ литературы по проблеме исследования
- практические: беседы с детьми и педагогами, изучение программы обучения младших школьников с умственной отсталостью, проведение констатирующего эксперимента, проведение качественного и количественного анализа полученных данных, разработка и апробация продукта проекта «Сюжетно-ролевые игры», определение его эффективности для проведения коррекционной работы над связной речью.
Методологическая основа исследования: Основой для написания выпускной квалификационной работы послужили научные исследования таких ученых, как: А.П. Лурия, В.К. Воробьева, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Е.В. Бочарова, Е.А. Ворсина, И.С. Исмаилова, Е.А. Пестова, Л.А. Ястребова, рассмотревшие особенности развития связной речи в онтогенезе и дизонтогенезе. Методики обследования связной речи рассмотрены нами с позиций таких научных исследователей, как: Т.Б. Филичева, Т.Б. Чиркина, О.Е. Грибова, Т.А. Фотекова, Н.И. Жинкин, Р.И. Лалаева. В.К. Воробьева и В.П. Глухов. Вопросы речевого развития детей младшего школьного возраста посредством сюжетно-ролевых игр рассмотрены в работах таких исследователей, как: Л.Б. Баряева, А.П. Зарин, А.К. Аксенова, И.В. Андрусева и А.Г. Гаврилова, Т.В. Богуцкая.
Исследование поведено на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного школьного учреждения
Экспериментальная группа: 10 обучающихся 3 класса, проходящих обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты дадут возможность систематизировать и дополнить имеющиеся теоретические сведения об особенностях сформированности связной речи у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методического пособия «Сюжетно-ролевые игры», направленного на развитие навыка построения связных высказываний у обучающихся с умственной отсталостью. Результаты исследования могут помочь специалистам (логопед, олигофренопедагог) в проведении коррекционной работы над связной речью у исследуемой категории детей.
Структура и объём работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог, следует отметить, что реализация проекта «Методическое обеспечение развития связной речи у младших школьников с умственной отсталостью посредством проекта «Сюжетно-ролевые игры»» осуществлялась нами в рамках теоретических и практических методов. Теоретическая составляющая проекта заключалась в изучении научно-методической литературы об особенностях развития связной речи в онтогенезе и дизонтогенезе (в данном случае у детей с умственной отсталостью). По итогам мы выяснили, что в норме ребенок к 6-7 годам должен овладеть следующими речевыми навыками: четко и связно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; пересказывать рассказы и сказки; правильно произносить все звуки; иметь словарный запас от четырех до пяти тысяч слов. К моменту поступления в школу - овладеть основными формами речи, присущими взрослым.
Тем не менее, процесс развития речи не прекращается для ребенка в дошкольном возрасте. Обогащение словаря, развитие грамматического строя, формирование умения излагать свои мысли увлекательно и эмоционально окрашено, описывать то или иное произведение или событие - работа над всем этим будет продолжаться в процессе школьного обучения и всей жизнедеятельности ребенка.
У детей с умственной отсталостью процесс формирования связной речи проходит иначе. Множество исследователей изучали особенности развития связной речи в детей с умственной отсталостью. В их числе Е.В. Бочарова, Е.А. Ворсина, И.С. Исмаилова, Е.А. Пестова, Л.А. Ястребова и т.д. Они отмечали, что развитие связной речи у умственно отсталых детей осуществляется замедленными темпами и характеризуется множеством особенностей, а именно: они длительное время остаются на этапе вопросно - ответной и ситуативной речи, у них затруднен переход к самостоятельной речи и т.д. Речевая активность таких детей снижена. Кроме того они не видят необходимости ясно и четко передавать содержание какого-либо события, т. е. не ориентируются на собеседника. Связные тексты часто фрагментарны, и не составляют единого целого, а также характеризуются краткостью и сжатостью изложения. В рассказе нарушена логичность и последовательность, связь между отдельными его частями.
На этапе предпроектного исследования мы рассмотрели методики обследования связной речи с позиций таких исследователей, как: Р.И. Лалаева, В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. На основе анализа научно-методической литературы нами были подобраны и адаптированы 5 диагностических методик для исследования речевого развития младших школьников с умственной отсталостью, а также разработали свой протокол для проведения обследования. Оценивание выполненных заданий было проведено нами по двум критериям: семантического и лексико-грамматического оформления рассказов, согласно методике Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной, полученные результаты фиксировались в разработанный нами протокол обследования связной речи. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что развитие связной речи исследуемой категории детей на низком уровне и на уровне ниже среднего.
Результаты предпроектного исследования убедили нас в необходимости проведения целенаправленной коррекционной работы над связной речью у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Изучив множество авторских дидактических пособий, мы разработали свой продукт проекта «Сюжетно-ролевые игры», направленный на развитие связной речи, в состав которого вошли конспекты подгрупповых занятий по сюжетно-ролевым играм на 12 тем и методические рекомендации к их проведению.
На этапе апробации разработанного продукта проекта мы провели цикл подгрупповых занятий на 12 тем в период с ноября по март. Поскольку проект направлен в первую очередь на формирование связной речи у исследуемой категории детей, в соответствии с темой занятия с детьми была проведена подготовительная работа, куда входила словарная работа, вступительная беседа, а также работа с предложениями и т.д. Все это было необходимо для того, чтобы детям было проще обыгрывать ту или иную ситуацию, а затем и составлять по ней логически - последовательный связный рассказ.
Проведя повторное обследование связной речи после апробации продукта проекта «Сюжетно-ролевые игры», мы выявили положительную динамику, касающуюся не только семантического, но и лексико - грамматического оформления рассказов, и получили соответствующий отзыв от курирующего учителя-логопеда образовательной организации.
Таким образом, внедрение разработки показало, что продукт проекта имеет широкую практическую значимость и может быть применен в проведении коррекционной работы над связной речью с младшими школьниками с умственной отсталостью.



1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
2. Андрусева И.В., Гаврилова А.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи умственно отсталых школьников во внеклассной деятельности. Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. - 2018. - С. 228 - 230.
3. Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи Е.А. Баринова. - СПб.: Акцидент, 2011. - 453 с.
4. Баряева Л. Б., Зарин А.Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. [Серия «Коррекционная педагогика»].—416 с.
5. Бобровская Г.В. Обогащение словаря младших школьников Г.В. Бобровская Начальная школа - 2012-№: .- С. - 80
6. Бобровская Г.В.Активизация словаря младших школьников Г.В.Бобровская Начальная школа - 2013- № 4- С.4 - 52.
7. Богуцкая Т.В. Речевое развитие детей младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образования средствами сюжетно-ролевой игры. Алтайский государственный педагогический университет, 2020. - С. 9-16.
8. Болотова, Т.В. Логопедическая работа по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта / Т.В. Болотова. Развитие личности как стратегия современной системы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 2016 - С. 318-385.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей А.М. Бородич. - М..: Просвещение, 2014. - 288 с.
10. Буслаева, М.Е. Особенности речи умственно отсталых дошкольников и пути их коррекции в дошкольной образовательной организации / Л.Ф. Буслаева. Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, 2016 - С. 428-432.
11. Ванюхина, Г.А. Истоки качества связной речи дошкольников с системными речевыми нарушениями / Г.А. Ванюхина //Логопед. - 2015 - № 5 - C. 18-26.
12. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого
ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111
"Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова.- М.: Просвещение, 2005. 144 с.
13. Виноградова Н.Ф. Формирование связной речи Н.Ф. Виноградова Подготовительная к школе группа в детском саду под ред. М.В. Залужской. - М.: Просвещение, 2015. - С. 88-90.
14. Власова Л. М. Современные подходы к проблемам комплексной реабилитации детей с ограниченными умственными возможностями / Л. М. Власова // Работник соц. службы. 2011. № 1. С. 7-11.
15. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. Пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с...53


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ