ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Введение новых образовательных стандартов ФГОС в основном общем образовании, преимущества организации образования в соответствии с ними 7
1.2 Формирование исследовательских компетенций в образовательной
деятельности при помощи современных технологий 13
2 ГЛАВА МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОСНОВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.. .18
2.1 История и опыт разработки квест технологий в образовании 18
2.2 Применение квест технологий на уроках географии в 7 классе 23
3 Разработка и апробация квест технологии при изучении географии материков и океанов на примере 7 классе 33
3.1 Описание разрабатываемой квест-технологии 33
3.2 Апробация разработанной квест-технологии 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Актуальность темы настоящей работы связана с обогащением современного школьного образования технологиями, призванными сделать работу на уроке интересной, информативной, динамичной. Особенно важно использование современных технологий, к которым, несомненно, можно отнеси «квест-технологию», на таких уроках как история, география, иностранный язык. Конечно, мотивация к обучению нужна и важна на всех уроках, но на этих уроках есть возможность сделать урок запоминающимся, построив его в игровой форме, с привлечением информационных технологий, столь востребованных в настоящее время.
Очень важно использование игровых технологий, в том числе и квест- технологий, в любом возрасте. Если специалисты рассматривают игру в младшем школьном возрасте достаточно часто, то в подростковом возрасте игра не занимает значимого места. В настоящей работе исследуем проблему применения квест-технологий для школьников 7 класса, а в соответствии с принятой в возрастной психологии периодизацией, семиклассники относятся к подростковому возрасту. В подростковом возрасте достаточно широко использованы такие формы обучения как семинары, лабораторные и контрольные работы, классическая форма урока. Такие занятия редко привносят игровой характер в образовательную деятельность. В связи с чем, мотив к обучению у школьников формируется с трудом. Урок географии - это очень интересный этап обучения, его можно построить при помощи квест- технологии интересно не только в младшем школьном возрасте, но и для старшеклассников. Квест востребован у молодежи как игровая, интересная, увлекательная деятельность.
Специалисты говорят об огромной проблеме, с которой сталкиваются учителя в нашем обществе из-за быстрого расширения знаний. Современные технологии требуют, чтобы учителя научились использовать эти технологии в своем обучении. Следовательно, эти новые технологии увеличивают потребности учителей в обучении. Специалисты утверждают, что отношение учителей к компьютерам является ключевым фактором успешного внедрения ИКТ в образование. Они отметили, что учителя не всегда положительно относятся к компьютерам, и их плохое отношение может привести к провалу компьютерных проектов. Кроме того, наиболее часто упоминаемыми барьерами распространения цифровых технологий, компьютерной техники, современного программного обеспечения являются.
Кроме того, очень важно развитие способностей учащихся в работе по освоению информационных технологий в части обучения. Современные дети достаточно легко справляются с современными гаджетами, для которых характерен дружественный интерфейс, ярки и удобный дизайн. Однако ,современные школьники не склонны до некоторого времени использовать свои телефоны для обучения. Но современные портальные технологии позволяют усилить интерес к обучению школьников и в настоящей работе этому аспекту уделено особое внимание.
Процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность современного педагога образовательной организации должно быть обычным и необходимым делом.
Работы многих специалистов отражают проблемы использования современных образовательных технологий, в том числе таких специалистов как: Т. А. Белоусова, Е. В. Соболева, Т. Н. Суворова, С. Ю. Новоселова, М. М. Ниматулаев, А. В. Воробьева, В. В., Э.М. Ребко, П.В., В. А. Гончарова, Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая, И. А. Липенская, И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева, А. С. Нафанаилова, С. Н. Шадрина, Е. В. Нечитайлова, Е. В. Овечкина, Н. А. Кошкина и другие.
В работе использованы публикации современных авторов, которые рассмотрели использование квестов на уроках в образовательных организациях.
И.В. Алленова изучает веб-Квест в организации проектной деятельности студентов вчсших учебных заведений, Т.А. Белоусова рассмотрела в своей публикации историю города с помощью краеведческих игр-квестов. Многие специалисты отмечают мотивационный аспект при прохождении квестов, об этом пишет ,в частности М. С. Безуглова, когда рассматривает опыт использования квест-технологий для повышения мотивации к обучению студентов географического профиля в высшей школе.
Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы рассматривают такие авторы как Е. В. Соболева, Т. Н. Суворова, С. Ю. Новоселова, М. М. Ниматулаев, а О.А. Воеводина анализирует технологию веб-квест как инновационную форму обучения в образовательной организации, автор рассматривает компетентностный подход при применении квест-технологий.
М.С. Лигун анализирует возможности квест-технологии во внеучебном мероприятии по истории, а С.Е. Поротикова изучила использование образовательной технологии веб-квест как современного вида наглядности на уроках литературы в средней школе.
В данном исследовании рассмотрены особенности использования квест- технологии на уроках географии в 7 классе. В работе подробно рассмотрен процесс создания и апробации квестов, отмечено значение использования технологии. Современный ФГОС рекомендует педагогам развивать свою деятельность на основе деятельностного, междисциплинарного подходов, с учетом наличия творческого и инновационного потенциалов у самого педагога.
Однако, в качестве проблемы можно отметить невостребованность технологии квест в практической деятельности педагогов. Для организации таких квест уроков сам педагог должен обладать знаниями, желанием, потенциалом и педагогическими знаниями в организации нового вида деятельности на уроке. Конечно, очень важную роль играет компетентность педагога в сфере информационно-коммуникациативных технологий (ИКТ).
Актуальность и проблемы позволили сформулировать объект, предмет, цель и задачи работы.
Объект - применение квест-технологии на уроках географии в 7 классе.
Предмет - квест-технологии в изучении географии
Цель работы - разработка образовательных квастов по географии в 7 классе.
Для достижения цели будут решены задачи:
- проанализировать преимущества новых образовательных стандартов ФГОС;
- рассмотреть историю и опыт разработки квест технологий в образовании;
- провести апробацию квеста
В качестве источников исследования выступили публикации в научной литературе по теме исследования, ФГОС. Методами исследования стали метод анализа, обобщения, анкетирование, беседа, наблюдение, графический способ предоставления информации.
Деятельность по внедрению ИКТ на уроках должна быть продолжена. На следующем этапе предполагается разработка новых тестов, это может стать домашним заданием для учащихся 7 класса, которые изъявили желание принять участие в работе платформы Kahoot, зарегистрироваться там и создавать свои квесты.
Новые квесты учащихся должны будут пройти их одноклассники и оценить их с точки зрения удобства и интереса.
Кроме того, необходимо реализовать серию квестов на основе групповой работы. Предварительно необходимо провести занятия по правилам командного взаимодействия, чтобы учащиеся понимали правила работы в команде, научились правильно взаимодействовать. Основной принцип работы в команде - это эффективное взаимодействие. В целом, можно признать опыт разработки квестов успешным и интересным, работа по разработке квестов на уроках должна быть продолжена. Портал Kahoot позволяет скачать мобильную версию и каждый ученик может скачать себе на телефон или планшет квест по любому предмету. На портале каждый ученик может разместить свой квест, что должно быть оценено педагогом положительно.
Работа над внедрением квест технологий в деятельность образовательной организации должна быть продолжена и развита.
Итак, в настоящей работе рассмотрены теоретические основы использования современных информационных технологий на уроках в образовательной организации. Значение этого процесса трудно переоценить, особенно в условиях перехода на дистанционное обучение многих школьников в настоящем и, возможно, в будущем.
Современные технологии позитивно влияют на развитие образовательного процесса. Одной из актуальных тенденций является интеграция игровых и цифровых технологий в процесс обучения с тем, чтобы мотивировать школьников к получению знаний.
При реализации современных образовательных технологий важно создание определенных педагогических условий для учащихся, только организация соответствующих педагогических условий направлено на формирование компетенций учащихся, отмеченных ФГОС.
Для целей настоящей работы особо важно было отметить значение информационно-коммуникационной компетенции как педагога в образовательной организации, так и ученика. В работе отмечается, что вполне закономерно, ведь в переводе слово «квест» означает поиск, то есть поиск- исследование-нахождение чего-либо, в данном случае информации исторического, географического характера.
Квест-технология в образовании - одно из наиболее интересных и захватывающих действий на уроке, формирующих и исследовательскую и коммуникационную компетенции, так необходимые современным школьникам. Кроме того, использование этой технологии позволяет сформировать и информационную грамотность всех участников процесса обучения, что, несомненно, можно отнести к значимым достоинствам этой образовательной технологии.
В основе квест технологии лежит задание от педагога и только от его креативности и творческого подхода, ну и, конечно, знаний и способностей, зависит формулирование этого квест-задания. Это крайне сложно для педагога, придумать, разработать, внедрить в свою деятельность такую квест-игру, которая будет интересна для школьников и позволит и информировать их и мотивировать одновременно.
- В работе разработана квест-технология для использования на уроках географии в 7 классе. Квест создавался при использовании платформы Kahoot. Портал позволяет после части нового материала сразу провести короткий динамический тест, который покажет уровень усвоения материала;
- портал позволяет использовать игровые методы на уроке;
- портал позволяет педагогу проявить фантазию, творческий подход.
Разработка уроков географии в 7 классе с использованием квест- технологии проводилась в следующей последовательности:
1 Были определены темы уроков;
2 Регистрация на портале Kahoot (kahoot.com).
3 Разработка игр для уроков географии в режиме реального времени с помощью видеоконференций и для проведения игры в классе офф-лайн;
4 Разработка квизов по каждому уроку с указанием критериев освоения знаний учащихся.
5 Формирование аналитических отчетов по пройденному материалу.
Квест можно проходить в команде и индивидуально.
В настоящей работе при апробации выбрана индивидуальная форма, так как у учащихся не было опыта работы в таком формате урока и необходим был навык прохождения квеста в индивидуальной форме, чтобы педагог сразу мог выбрать затруднения. В Kahoot после каждого задания появляется статистика кто правильно ответил, а кто нет, причем, по каждому из вопросов квеста.
В настоящей работе проведено индивидуальное тестирование. Апробация разработанного квеста проводилась на базе лицея № 9. В исследовании участвовало 23 школьника 7 класса.
Как показала апробация квестов, низкий уровень не характерен для учащихся, практически все ученики с удовольствием проходили квесты, отвечали на вопросы. Некоторым требовалась помощь, но практически все с интересом приняли участие в работе.
Интерес к прохождению тестов позволил говорить о положительном влиянии на учащихся, они с большим интересом отнеслись к изучению материала. Это отразилось на результатах работы по теме «Материки». Практически половина учащихся обладают высоким уровнем знаний по темам. Следует отметить ,что все уроки вызвали значительный интерес. Наихудшие результаты прохождения квеста характерны для темы «Евразия». Это связано со сложностью темы и позволяет усилить внимание к данной теме, возможно разбить ее на два урока для лучшего усвоения. Опрос учащихся позволил говорить о том, что работа им была интересна, мотивировала на учебную деятельность.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) СПС Консультант Плюс [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/b731bc661baa49591ad57183d3c4a76fec9ec632/ (Lfnf j,hfotybz 25/04/2021)
2. Алленова И.В. Веб-Квест в организации проектной деятельности студентов неязыковых вузов по русскому языку // Вестник науки и образования, 2020. № 6-2 (84) - с.52
3. Афонасова О. В., Кравец Т. Н. Краеведение как одна из форм патриотического воспитания школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 3. С. 196-199
4. Белоусова, Т. А. Изучение истории города с помощью краеведческих игр-квестов / Т. А. Белоусова // Колпинские чтения по краеведению и туризму: Межрегиональная с международным участием научно¬практическая конференция, Санкт-Петербург, 26 марта 2020 года. - Санкт- Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования», 2020. - С. 35-39
5. Безуглова, М. С. Опыт использования квест-технологий для повышения мотивации к обучению студентов географического профиля в высшей школе / М. С. Безуглова, Т. В. Дымова, И. С. Шарова // Преподаватель XXI век. - 2021. - № 1-1. - С. 141-155
6. Быховский Я. С. Что такое образовательный веб -к вест? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iteach.ru/met/ metodika/a_2wn4.php (Дата обращения 21.06.2021)
7. Возможности интерактивных сервисов для совершенствования подготовки будущих педагогов цифровой школы / Е. В. Соболева, Т. Н. Суворова, С. Ю. Новоселова, М. М. Ниматулаев // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 3(45). - С. 441-458
8. Воеводина, О. А. Технология веб-квест как инновационная форма обучения / О. А. Воеводина // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Вольск, 26-27 февраля 2016 года / Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. - Вольск: ИЦ "Наука", 2016. - С. 369-371
9. Воробьева, А. В. Исследовательские компетенции современного школьника: сущность и содержание / А. В. Воробьева // Дискуссия. - 2013. - № 3(33). - С. 90-95
10. Гафнер, В. В. Проекты ФГОС основного общего образования
третьего поколения: обзорный анализ изменений предметных результатов по ОБЖ / В. В. Гафнер // Фундаментальные проблемы образования в области безопасности жизнедеятельности: Материалы научно-практической
конференции, Санкт-Петербург, 12-13 ноября 2019 года / Под общей редакцией Э.М. Ребко, П.В. Станкевича. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью "Бук", 2019. - С. 60-63
11. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности //Историческая и социально-образовательная мысль/ 2012 № 4 - с.91-94
12. Гончарова, В. А. Квест-игра как средство развития ориентировки в пространстве у слабовидящих дошкольников / В. А. Гончарова // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Ялта, 17-19 сентября 2020 года / Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». - Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2020. - С. 148-150
13. Горбунова, О. В. Веб-квест в педагогике, или Как обучить работе с информацией / О. В. Горбунова, Н. С. Кузьминова // Народное образование. - 2013. - № 6(1429). - С. 242-249
14. Дьюи Дж. Демократия и образование. - М.: Педагогика-Пресс. - 2000. - 384 с.
15. Иванова Н.В. Развивающий потенциал квест-технологии для учащихся начальной школы // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 5. - С. 129-139
16. Игумнова Е.А., Радецкая И.В. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты (на примере урока географии) // География в школе. - 2016. - № 6 - с.41-47
17. Игумнова, Е. А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 313
18. Крылова О.Н. Знаниевая традиция современного содержания школьного образования: новые дидактические смыслы / О.Н. Крылова // Человек и образование. - 2012. - № 1 (30). - с.28-31
19. Липенская, И. А. Состав профессиональных компетенций учителя по реализации ФГОС начального общего образования / И. А. Липенская // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2012. - № 4(23).-С. 158-163
20. Лигун, М. С. Использование квест-технологии во внеучебном мероприятии по истории (на примере квеста молодежного клуба РГО «Уральский следопыт» «вехи истории 2021») / М. С. Лигун // Шаг в историческую науку : материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Екатеринбург, 23 апреля 2021 года. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2021.-С. 415-418
21. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС / И.М. Логвинова, Г.Л. Копотева // Управление начальной школы. - 2011. - № 12.
22. Нафанаилова, А. С. Веб-квест технология как способ повышения качества образования в условиях деятельности малокомплектных школ Севера / А. С. Нафанаилова, С. Н. Шадрина // Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного подхода: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Якутск, 08 октября 2020 года / Под редакцией Н.Д. Неустроева. - Якутск: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. - С. 127-130;
23. Нечитайлова, Е. В. Веб-квесты как методика обучения на основе интернет-ресурсов / Е. В. Нечитайлова // Проблемы современного образования. - 2012. - № 2. - С. 147-155
24. Николаева Н. В. Образовательные квест - проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности студентов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/ cd_site/Articles/art_1_12.htm (Дата обращения 21.06.2021)
25. Овечкина, Е. В. Обучение безопасному поведению детей школьного возраста с использованием квест-технологий / Е. В. Овечкина, Н. А. Кошкина // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2020. - № 4. - С. 80-84
26. Образовательный квест - современная интерактивная технология / С. А. Осяк, С. С. Султанбекова, Т. В. Захарова [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 157
27. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест - современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247(дата обращения: 24.04.2021)
28. Осяк, С. А. Нестандартные формы уроков / С. А. Осяк, А. Н. Лупик, Н. Ф. Романцова // Перспективы науки. - 2012. - № 11(38). - С. 062-064
29. Панишева, О. В. История становления квест технологии / О. В. Панишева // Человек. Наука. Социум. - 2021. - № 1(5). - С. 166-183
30. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 272 с.
31. Поротикова, С. Е. Использование образовательной технологии веб-квест как современного вида наглядности на уроках литературы в средней школе (на примере творчества В.В. Маяковского) / С. Е. Поротикова // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. - 2021. - № 2-2(37). - С. 48-51
32. Путий, Т. Н. Дидактический потенциал веб-квест технологии при обучении школьников русскому языку / Т. Н. Путий // Феномен родного языка: коммуникативно-лингвистический, социокультурный, философский и психологический аспекты : Сборник научных статей, Витебск, 20-22 февраля 2019 года / Под общей редакцией И.П. Зайцевой . - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2019. - С. 288-292
33. Радецкая И.В., Сорока И.Ю., Варфоломеева О.Г. Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей / И.В. Радецкая, И.Ю. Сорока, О.Г. Варфоломеева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2015. - № 5(60). - С. 84-90
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
35. Ташева, У. Т. Геймификация изучения языков посредством проведения квестов / У. Т. Ташева // Вестник науки и образования. - 2020. - № 19-2(97). - С. 75-77
36. УМК география 7 класс. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://multiurok.ru/files/umk-geografiia-7-klass.html (Дата обращения 08.05.2021)
37. Утегенов, Р.А. Квесты: типология, спортивные аспекты и перспективы развития // Экология России: на пути к инновациям:межвузовский сборник научных трудов / сост. Т.В. Дымова. Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2016. Вып. 14. С. 22-25
38. Фатнева, Е. А. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования в Белгородской области: итоги реализации регионального проекта / Е. А. Фатнева, М. А. Яшина // Преподаватель года 2019 : сборник статей Международного научно-методического конкурса, Петрозаводск, 29 декабря 2019 года. - Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2019. - С. 39-46
39. Формирование мотивации достижения у подростков в современном образовательном пространстве / Т. В. Ермолова, Е. А. Балыгина, А. В. Литвинов, А. В. Гузова // Современная зарубежная психология. - 2019. - Т. 8. - № 2. - С. 7-18
40. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
41. Цынцарь, А. Л. Влияние квест-технологий на формирование междисциплинарных связей в подготовке бакалавров / А. Л. Цынцарь, В. А. Богданова, И. М. Руснак // Мир университетской науки: культура, образование.-2019. - № 8. - С. 49-54;
42. Цифровая трансформация. Более 7 тыс. школ за год получили новую технику. Информационный портал АиФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://aif.ru/society/education/cifrovaya_transformaciya_bolee_7_tys_shkol_za_god_poluchili_novuyu_tehniku (lfnf j,hfotybz 07/05/2021)
43. Чернецов, А. С. Квест - технологии в образовании / А. С. Чернецов // Научно-исследовательская деятельность как фактор личностного и профессионального развития студентов : материалы международной студенческой научно-практической конференции среди образовательных учреждений СПО, Орёл, 01 марта 2018 года / Многопрофильный колледж ФГБОУ ВО Орловский ГАУ. - Орёл: Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина, 2018. - С. 177-181
44. Шайхелисламов, Р. Ф. Попасть в десятку: готовность регионов к реализации задач, связанных с формированием функциональной грамотности / Р. Ф. Шайхелисламов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 1.- № 4(61). - С. 218-235
45. Щипцова, А. В. Вопросы формирования универсальных компетенций, предусмотренных проектами новых ФГОС по направлению "информатика и вычислительная техника" / А. В. Щипцова // Информатизация образования - 2017: сборник материалов международной научно-практической конференции, Чебоксары, 15-17 июня 2017 года. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2017. - С. 242-245