Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Работа №156311

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы98
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ 4
1.1. Сущность наглядных средств обучения 4
1.2. Классификация наглядных средств обучения 8
1.3. Методика применения наглядных средств в обучении географии 13
ГЛАВА 2. РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 22
2.1. Сущность инклюзивного обучения 22
2.2. Роль наглядных средств географии в инклюзивном обучении 27
2.3. Виды наглядности и их эффективность для инклюзивного обучения..44
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ С УЧЁТОМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 47
Заключение 56
Список используемых источников 58
Приложения

Демократические и социальные преобразования, начавшиеся в нашей стране с середины 1990-х годов, выдвинули в разряд актуальных проблем гуманизации общества, необходимость того, что человек - важная ценность и забота о нём - главная задача страны. Длительные годы система образования делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Современное российское образование предлагает инновационные подходы к обучению воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. В школах реализуется инклюзивное образование, которое означает полное включение детей с различными возможностями во все аспекты жизни школьного учреждения.
Одним из основных дидактических принципов является наглядность обучения. Для географии этот принцип играет особо важную роль, поскольку значительная часть изучаемых объектов и явлений недоступна непосредственному восприятию и опытно-экспериментальному исследованию. Дети же с ограниченными познавательными возможностями, воспринимают внешний мир, исходя из своих особенностей. Задача учителя максимально использовать возможности наглядности в формировании географических знаний у особенных учащихся.
Актуальность данной работы заключаться в том, что в настоящее время недостаточно разработаны методики работы на уроках географии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Исходя из актуальности проблемы, учитывая ее недостаточную теоретическую и методическую проработанность, а также острую потребность общеобразовательных учреждений, нами была определена тема исследования: «Применение наглядных средств в инклюзивном обучении на уроках географии».
Цель исследования: разработать и показать эффективность методических приёмов использования различных средств наглядности для учащихся в инклюзивном обучении на уроках географии.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
1. Изучить и систематизировать понятия, связанные с инклюзивным обучением;
2. Рассмотреть классификацию наглядных средств обучения географии с точки зрения применения их для учащихся с ограниченными возможностями;
3. Разработать методические приёмы применения наглядных средств в инклюзивном обучении.
Объектом исследования является процесс обучения географии в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования - применение средств наглядности в инклюзивном обучении географии.
Методы исследования:
- литературный (анализ методических источников, государственных документов, регламентирующих содержание и процесс обучения);
- структурно-логический на основе анализа школьных программ;
- педагогический эксперимент.
Практическое значение состоит в том, что разработаны методические материалы, позволяющие реализовать их на уроках.
Исследования проводилось на базе МБОУ СШ № 10 им. Ю.А. Овчинникова с углубленным изучением отдельных предметов, в период педагогической практики и интернатуры, 2015-2016 и 2016-2017 учебных годов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный урок географии невозможно представить себе без использования средств наглядности. Ни один из других предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география, и в то же время, ни один из предметов не представляет более благоприятного поля для применения наглядных и занимательных способов преподавания, как география. Поэтому каждый преподаватель географии должен осознать всю значимость наглядности, знать ее разновидности, методику использования на уроках.
В наше время учитель географии имеет возможность использовать в своей работе многие наглядные средства обучения и мощный поток наглядной информации, который во всё возрастающих размерах проникает в жизнь и быт учеников. При этом нередко отходят на второй план другие средства и формы наглядности. Но успех в усвоении географических знаний может быть достигнут лишь при гармоническом сочетании всех средств и возможностей наглядного обучения.
Трудно переоценить роль наглядности в преподавании любого предмета, в том числе и географию. Применение различных наглядных пособий на уроках способствует выработке у учащихся правильных представлений и понятий о многих объектах, явлениях странах и районах, которые школьники никогда не видели. Хотя виды наглядных пособий различны, все они необходимы для лучшего восприятия учащимися учебного материала. Самое важное для учителя географии в использовании наглядности - рациональное ее использование с максимальным положительным результатом. Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности. С помощью проведённой экспериментальной работы, можно сделать вывод, что наглядности в обучении присущи следующие характеристики:
- она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;
- является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти детей младшего школьного возраста;
- образует фундамент развития творческого воображения и мышления;
- оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;
- соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;
- обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;
- мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.
Цель дипломной работы, раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках в инклюзивном, полностью достигнута.
Это показано в изложенном теоретическом материале и подкреплено практически. Наглядность на уроках способствует прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков, развитию творческой активности школьников. Использование методов наглядности на уроках способствует развитию абстрактного мышления младших школьников. В процессе работы изучена психолого-педагогическая литература, определена роль наглядности в процессе обучения, дано научное обоснование наглядности, указана ее роль на уроке.



1. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 6 мая 2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».
3. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. // Психологические основы - 2005. [Текст] - С. 77-80.
4. Баранский Н.Н. Очерки по школьной методике экономической
географии // Н.Н. Баранский - М.: Уч.пед.гиз, 1946. - 227 с.
5. Барышева Ю.Г. Использование средств обучения в преподавании географии // Ю.Г. Барышева - М.: "Просвещение", 1989. - 160 с.
6. Бгажнакова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития // И.М. Бгажнакова, С.В. Комарова - М.: Владос, 2013. - 239 с.
7. Бибик А.Е. Методика обучения географии в средней школе // А.Е. Бибик - М., «Просвещение», 1968. - 392 с.
8. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе // В.В. Воронкова - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
9. Голов В.П. Картины и таблицы в преподавании географии // В.П. Голов, Л.Д. Прозоров - М.: Просвещение, 1977. - 160 с.
10. Голов В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования // В.П. Голов - М.: Просвещение, 1987.- 222 с.
11. Даринский А.В. Урок географии в средней школе // А.В. Даринский - М.: Просвещение, 1984. - 144 с.
12. Дистанционное обучение детей с множественными нарушениями развития / Л.Н. Никитина, Г.В. Семенова; под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - СПб: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. - 191 с.
13. Жучкевич В.А. Наглядность и наглядные пособия в географии // В.А. Жучкевич - Минск: "Высшая школа", 1975. - 232 с.
14. Загуменов Ю.Л. Инклюзивное образование: создание равных
возможностей для всех учащихся / Ю.Л. Загуменов // Минская школа сегодня. - 2008. [Текст] - С. 39-44.
15. Заездный Р.А. Графическая наглядность в преподавании географии // Р.А. Заездный - М.: "Просвещение", 2011. - 258 с.
16. Каменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения // Я.А. Каменский - М.: Уч.пед.издат., 1955. - 650 с.
17. Капустин А.И. Коррекционно - развивающие функции наглядности в обучении учащихся вспомогательной школы // А.И. Капустин - М: Прометей, 2000. - 210 с.
18. Липа В.А. Картографическая наглядность в коррекционном обучении учащихся вспомогательной школы // В.А. Липа - Дефектология. - 1997.
- №2 [Текст] - С. 22-30
19. Назарова Н.М. Технологии и методы специального образования // Специальная педагогика под ред. Н.М. Назаровой. М.: Академия, 2001.
- 519 с.
20. Педагогическая энциклопедия. В 4-х томах // Гл. ред. И.А. Когеров, Ф.Н. Петров. - М.: Советская энциклопедия. Т 3-4, -2004, - 911 с.
21. Пороцкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе // Т.И. Пороцкая - М.: Просвещение, 1970. - 634 с.
22. Попеляева С.А. Роль наглядных средств обучения географии в инклюзивном образовании // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования, посвященной Всемирному Дню Земли и 100-летию заповедной системы России. Вып. 11 / отв. ред. Т.А. Ананьева; Краснояр. Гос. Пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. С 268 - 270
23. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения - 2009. №1 [Текст] - С. 25¬28
24. Самойлов И.И. Учебно-наглядные пособия по географии // И.И. Самойлов - М.: "Просвещение", 1975. - 223 с.
25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб.пособие // Г.К. Селевко.-М.: Народное образование, 1998. - 256с.
26. Синев В.Н. О коррекционной роли использования образной наглядности во вспомогательной школе // В.Н. Синев, А.И. Капустин - Дефектология, 1978, №2, [Текст] - С.42-48.
27. Синев В.Н. О некоторых приемах проведения географической беседы во вспомогательной школе. - Специальная школа. Вып. 2, 1968. [Текст] - С.10
28. Синев В.Н. Коррекционная работа на уроках географии и естествознания // В.Н. Синев, Л.С. Стажок - Киев: Рад.школа, 1977. - 86 с.
29. Спивакова А.С. Принципы задачи коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии. М.: 2015. - 357 с.
30. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Академия. 2006. [Текст] - С. 55-57
31. Шинкарева Е.Ю. Право на образование ребенка с ограниченными возможностями в российской федерации и за рубежом: монография / Е.Ю. Шинкарева. 2007. [Текст] - С. 89-92
32. Шипицина Л.М. Интеграция и инклюзия: проблемы и перспективы // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» - СПб.: 2010. [Текст] - С. 63-65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ