ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА АССОЦИАТИВНОГО ПОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования приема ассоциативного поля при обучении лексике 6
1.1. Требования ФГОС, проблемы и трудности при обучении лексике 6
1.2. Методический потенциал приема ассоциативного поля для обучения
лексике на уроках английского языка 13
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Практическое использование приема ассоциативного поля при обучении лексике на уроках английского языка 21
2.1. Анализ УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 4 класса 21
2.2 Моделирование уроков по обучению лексике на основе приема ассоциативного поля 26
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А 46
Приложение Б 47
Приложение В 49
Приложение Д
Глава 1. Теоретические основы использования приема ассоциативного поля при обучении лексике 6
1.1. Требования ФГОС, проблемы и трудности при обучении лексике 6
1.2. Методический потенциал приема ассоциативного поля для обучения
лексике на уроках английского языка 13
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Практическое использование приема ассоциативного поля при обучении лексике на уроках английского языка 21
2.1. Анализ УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) для 4 класса 21
2.2 Моделирование уроков по обучению лексике на основе приема ассоциативного поля 26
Выводы по главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А 46
Приложение Б 47
Приложение В 49
Приложение Д
В настоящее время не вызывает вопроса тезис о том, что процесс изучения иноязычной лексики в школе является сложным и многоаспектным. Ему уделяется особое внимание в процессе обучения языку, так как он играет ключевую роль в формировании речевых навыков и является основным элементом передачи мыслей благодаря своей номинативной функции, проникая во все сферы жизни, отображая как реальность, так и воображаемую действительность.
Младший школьный возраст является идеальным временем для развития умственных способностей, логического мышления, речевых навыков и освоения иностранного языка. На этом ключевом этапе особо значимо формировать у обучающихся навыки коммуникации на иностранном языке, обогащать их словарный запас, расширять рамки знаний и кругозора, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному росту. Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим.
Обучение иностранной лексике требует современных приемов, которые стимулируют мыслительные процессы такие, как воображение, категоризация и концептуализация, способствуя усвоению новой информации. Изучение иноязычной лексики является сложной задачей, требующей учета связи лексики с другими языковыми аспектами такими, как фонетика и грамматика. В связи с этим обучение иноязычной лексике занимает важное место в методике обучения иностранным языкам. Так как ФГОС выдвигает определенное количество требований к освоению лексических единиц, то учителя находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов для усвоения лексического материала. Ассоциативное поле как раз и является одним из таких современных и востребованных приемов, который требует тщательного анализа и применения на практике на основе имеющихся теоретических знаний. Это определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования - процесс обучения иноязычной лексике в начальной школе.
Предмет исследования - прием ассоциативного поля при обучении иноязычной лексике.
Целью исследования является подтверждение эффективности приема ассоциативного поля при обучении иноязычной лексике.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Описать требования ФГОС к результатам овладения лексикой в процессе изучения иностранного языка в 4 классе, особенности обучения лексической стороне речи, проблемы и пути их решения.
2. Выявить методический потенциал приема ассоциативного поля и обосновать его эффективность для обучения лексике в начальной школе
3. Проанализировать УМК по английскому языку на предмет использования разнообразных упражнений для обучения лексике.
4. Смоделировать и провести уроки с использованием приема ассоциативного поля.
В данной работе использовались такие методы и приемы исследования, как: теоретико-аналитический (анализ методической
литературы), общедидактический (анализ учебно-методической литературы), а также метод анализа и моделирования (моделирование уроков).
Теоретической основой послужили исследования в области методики обучения иностранным языкам (Н.И. Гез, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, И. Л. Бим, Н. Д. Г альскова, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. А. Миролюбов, Г. В. Рогова, Л. В. Щерба).
База исследования - обучающиеся 4 классов МАОУ Лицей №6 г. Красноярск и МАОУ СШ №149 г. Красноярск. В экспериментальной и контрольной подгруппе приняли участие 62 обучающихся.
Новизна данной работы заключается в том, что был разработан комплекс заданий к упражнениям на основе фонетических ассоциаций по сходности и по смежности на основе приема ассоциативного поля в начальной школе для введения лексического материала. Изученная теория была приобщена и использована при создании всех заданий.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты и материалы могут служить для дополнения или расширения знаний о применении приема ассоциативного поля при обучении лексике.
Практическая значимость работы состоит в том, что прием ассоциативного поля может быть использован на занятиях по английскому языку и в дальнейшей работе по овладению лексикой на основном и среднем этапах обучения.
Структура работы. Для достижения поставленной цели и задач, структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и двух приложений. В первой главе содержится теоретическая часть работы: требования ФГОС к обучению лексике, особенности обучения лексике в начальной школе и исследование приема ассоциативного поля. Вторая глава включает в себя анализ УМК и смоделированные уроки на основе данного приема. В работе содержится два графика, которые иллюстрируют результаты проведенного исследования.
Младший школьный возраст является идеальным временем для развития умственных способностей, логического мышления, речевых навыков и освоения иностранного языка. На этом ключевом этапе особо значимо формировать у обучающихся навыки коммуникации на иностранном языке, обогащать их словарный запас, расширять рамки знаний и кругозора, что, в свою очередь, способствует интеллектуальному росту. Учитывая, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим.
Обучение иностранной лексике требует современных приемов, которые стимулируют мыслительные процессы такие, как воображение, категоризация и концептуализация, способствуя усвоению новой информации. Изучение иноязычной лексики является сложной задачей, требующей учета связи лексики с другими языковыми аспектами такими, как фонетика и грамматика. В связи с этим обучение иноязычной лексике занимает важное место в методике обучения иностранным языкам. Так как ФГОС выдвигает определенное количество требований к освоению лексических единиц, то учителя находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов для усвоения лексического материала. Ассоциативное поле как раз и является одним из таких современных и востребованных приемов, который требует тщательного анализа и применения на практике на основе имеющихся теоретических знаний. Это определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования - процесс обучения иноязычной лексике в начальной школе.
Предмет исследования - прием ассоциативного поля при обучении иноязычной лексике.
Целью исследования является подтверждение эффективности приема ассоциативного поля при обучении иноязычной лексике.
Для достижения цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Описать требования ФГОС к результатам овладения лексикой в процессе изучения иностранного языка в 4 классе, особенности обучения лексической стороне речи, проблемы и пути их решения.
2. Выявить методический потенциал приема ассоциативного поля и обосновать его эффективность для обучения лексике в начальной школе
3. Проанализировать УМК по английскому языку на предмет использования разнообразных упражнений для обучения лексике.
4. Смоделировать и провести уроки с использованием приема ассоциативного поля.
В данной работе использовались такие методы и приемы исследования, как: теоретико-аналитический (анализ методической
литературы), общедидактический (анализ учебно-методической литературы), а также метод анализа и моделирования (моделирование уроков).
Теоретической основой послужили исследования в области методики обучения иностранным языкам (Н.И. Гез, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова, И. Л. Бим, Н. Д. Г альскова, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. А. Миролюбов, Г. В. Рогова, Л. В. Щерба).
База исследования - обучающиеся 4 классов МАОУ Лицей №6 г. Красноярск и МАОУ СШ №149 г. Красноярск. В экспериментальной и контрольной подгруппе приняли участие 62 обучающихся.
Новизна данной работы заключается в том, что был разработан комплекс заданий к упражнениям на основе фонетических ассоциаций по сходности и по смежности на основе приема ассоциативного поля в начальной школе для введения лексического материала. Изученная теория была приобщена и использована при создании всех заданий.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты и материалы могут служить для дополнения или расширения знаний о применении приема ассоциативного поля при обучении лексике.
Практическая значимость работы состоит в том, что прием ассоциативного поля может быть использован на занятиях по английскому языку и в дальнейшей работе по овладению лексикой на основном и среднем этапах обучения.
Структура работы. Для достижения поставленной цели и задач, структура работы состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованных источников и двух приложений. В первой главе содержится теоретическая часть работы: требования ФГОС к обучению лексике, особенности обучения лексике в начальной школе и исследование приема ассоциативного поля. Вторая глава включает в себя анализ УМК и смоделированные уроки на основе данного приема. В работе содержится два графика, которые иллюстрируют результаты проведенного исследования.
В теоретической части были изучены основные требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся 4 класса в отношении процесса обучения лексике. Также были рассмотрены проблемы, связанные с обучением лексике такие, как введение новых слов, их закрепление, отработка и закрепление новых лексических единиц с использованием различных ассоциативных приемов.
Был рассмотрен прием ассоциативного поля как методический инструментарий, представляющий собой целенаправленный процесс создания ассоциативного поля из логически связанных между собой по смыслу слов - ассоциаций. Этот прием способствует более эффективному усвоению лексического материала, активизируя внутренние когнитивные процессы обучающегося, такие как концептуализация, категоризация и ассоциативные реакции.
Использование приема ассоциативного поля в обучении лексике на уроках английского языка является продуктивным инструментом, поддерживает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся и способствует более эффективному запоминанию иноязычных слов, поэтому и представляется перспективным для успешного обучения лексике в начальной школе.
В практической части данной работы был проанализирован учебник Spotlight для 4 класса и были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны. Одним из основных упущений УМК заключается в малом количестве упражнений, направленных на отработку и активизацию лексического материала, так как основной фокус смещён на коммуникативную составляющую, что и продиктовало необходимость в разработке дополнительных авторских заданий к упражнениям, направленных на запоминание и отработку новых слов. Достоинства учебника - ясная и краткая формулировку заданий, а также наличие визуализации лексики и грамматики через картинки и таблицы, что соответствует требованию ФГОС. Структура модуля и оформление (в том числе и иллюстративное) позволяют эффективно расширить учебный материал и использовать как основу для отработки лексики при помощи приема ассоциативного поля.
Для подтверждения эффективности приема ассоциативного поля было проведено исследование с внедрением его в работу с иноязычной лексикой в 4 классах в рамках проанализированного учебника. Для этого был выбран модуль «A Working Day» и разработаны задания к упражнениям для тренировки нового лексического материала.
Два класса были разделены на две подгруппы: экспериментальную и контрольную, которые, как показала первичная проверочная работа, имели примерно равные исходные данные. После проведения двух занятий по обучению иноязычной лексике с использованием приема ассоциативного поля был проведена проверочная работа, в которой экспериментальная подгруппа показала гораздо лучшие результаты по сравнению с контрольной подгруппой.
Таким образом, можно сделать вывод, что прием ассоциативного поля может быть использован в общеобразовательной школе для обучения лексике. Для этого необходимо провести анализ конкретного учебника и определить его потенциал для использования приема ассоциативного поля применительно к работе с лексикой. Результаты данного исследования могут использоваться не только в 4 классе, но и в основной, и в старшей школах.
Был рассмотрен прием ассоциативного поля как методический инструментарий, представляющий собой целенаправленный процесс создания ассоциативного поля из логически связанных между собой по смыслу слов - ассоциаций. Этот прием способствует более эффективному усвоению лексического материала, активизируя внутренние когнитивные процессы обучающегося, такие как концептуализация, категоризация и ассоциативные реакции.
Использование приема ассоциативного поля в обучении лексике на уроках английского языка является продуктивным инструментом, поддерживает творческий и интеллектуальный потенциал обучающихся и способствует более эффективному запоминанию иноязычных слов, поэтому и представляется перспективным для успешного обучения лексике в начальной школе.
В практической части данной работы был проанализирован учебник Spotlight для 4 класса и были выявлены как положительные, так и отрицательные стороны. Одним из основных упущений УМК заключается в малом количестве упражнений, направленных на отработку и активизацию лексического материала, так как основной фокус смещён на коммуникативную составляющую, что и продиктовало необходимость в разработке дополнительных авторских заданий к упражнениям, направленных на запоминание и отработку новых слов. Достоинства учебника - ясная и краткая формулировку заданий, а также наличие визуализации лексики и грамматики через картинки и таблицы, что соответствует требованию ФГОС. Структура модуля и оформление (в том числе и иллюстративное) позволяют эффективно расширить учебный материал и использовать как основу для отработки лексики при помощи приема ассоциативного поля.
Для подтверждения эффективности приема ассоциативного поля было проведено исследование с внедрением его в работу с иноязычной лексикой в 4 классах в рамках проанализированного учебника. Для этого был выбран модуль «A Working Day» и разработаны задания к упражнениям для тренировки нового лексического материала.
Два класса были разделены на две подгруппы: экспериментальную и контрольную, которые, как показала первичная проверочная работа, имели примерно равные исходные данные. После проведения двух занятий по обучению иноязычной лексике с использованием приема ассоциативного поля был проведена проверочная работа, в которой экспериментальная подгруппа показала гораздо лучшие результаты по сравнению с контрольной подгруппой.
Таким образом, можно сделать вывод, что прием ассоциативного поля может быть использован в общеобразовательной школе для обучения лексике. Для этого необходимо провести анализ конкретного учебника и определить его потенциал для использования приема ассоциативного поля применительно к работе с лексикой. Результаты данного исследования могут использоваться не только в 4 классе, но и в основной, и в старшей школах.
Подобные работы
- Применение технологии ассоциативного поля при обучении лексике в 5 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Реализация лингвокультуроведческого подхода на уроках русского языка в начальной школе (на материале жанра загадки)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА В ПРОЦЕССЕ СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭТОНИМОВ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПОСОБОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Лексико-семантическое поле «туризм» в русском языке
(на фоне тайского языка): функционально-семантический аспект
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2016 - Использование мнемонических приемов на уроке английского языка при формировании лексического навыка обучающихся начальной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ АНТОНИМАМИ
СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Ассоциативные технологии диагностики уровней языковой способности школьников
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЕКСИКИ В СИСТЕМЕ
РАЗНОСТРУКТУРНЫХ ЯЗЫКОВ
(на материале семантического поля « − انسانЧеловек»)
Диссертация , языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2016



