Введение 3
Глава 1. Развитие дистанционных технологий как характерная черта современного образования 6
1.1 Этапы становления дистанционных технологий 6
1.1.1 Развитие дистанционного образования в России
1.2.2 Дистанционное образование в условиях пандемии
1.2 Дистанционные технологии в обучении РКИ 17
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Использование дистанционных технологий при изучении Стилистики в аспекте РКИ 30
2.1 Стилистика в аспекте РКИ 30
2.2 Эффективные дистанционные технологии при обучении иностранных
студентов Стилистике русского языка 37
2.3 Дистанционные средства обучения в курсе Стилистика русского языка...45
Выводы по главе 2 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 53
Приложение 1
Приложение 2
В XXI веке благодаря развитию компьютерных технологий процесс обучения языку претерпевает существенные изменения, все большее распространение получает дистанционная форма обучения, предполагающая использование особых средств, методов, способов обучения, взаимодействия обучающихся и преподавателя и обучающихся между собой.
Актуальность Стремительные изменения, происходящие в образовании сегодня, внедрение новых технологий и форм организации обучения, реализация Правительством Российской Федерации проекта «Цифровая школа» (входит в проект «Современная цифровая образовательная среда») приводит к количественному увеличению дистанционных образовательных ресурсов. Появляются образовательные онлайн-курсы, запускаются новые онлайн-школы, проводятся дистанционные форумы, викторины и семинары, появляются программы и приложения для персональных компьютеров, планшетов и смартфонов, благодаря которым можно совершенствовать языковые навыки. Пандемия изменила отношение к дистанционному формату обучения, поэтому активность студентов, готовых к самостоятельной учебной деятельности увеличилась. Преподавателю сегодня необходимо уметь справляться с вызовами времени и организовывать процесс обучения не только в аудитории, но и вне её. Информатизация образовательной среды приводит к объединению в обучении русскому языку как иностранному современных информационно-коммуникационных технологий и традиционных подходов и методов, что объясняет актуальность данного исследования.
В настоящее время большинство исследователей понимает термины «дистанционное образование» и «дистанционное обучение» синонимично. Дистанционное образование понимается часто как комплекс образовательных услуг, которые предлагаются широким массам населения с помощью информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена информацией [Пьянников, 2010].
Дистанционный — значит разделенный в пространстве, но дистанционный образовательный процесс с точки зрения взаимодействия преподавателя и студента может быть как синхронным, так и асинхронным. Это деление основывается на синхронизации получения и отправки информации между участниками образовательной деятельности.
Синхронное обучение предполагает одновременное взаимодействие, протекающее в режиме реального времени. При очном взаимодействии студентов и преподавателя в аудитории в определенное время проводится синхронный оффлайн урок. Когда студенты и преподаватель для проведения занятия встретились в определённое время на одной из образовательных платформ, например zoom, проводится синхронный онлайн урок. К ресурсам синхронного обучения относятся вебинары, прямые эфиры в социальных сетях, совместная работа с текстами или презентациями, онлайн-доски, онлайн-лекции и онлайн-презентации, сетевые онлайн-встречи, чаты.
Синхронное обучение предполагает различные формы взаимодействия:
• обучающиеся могут получать информацию, работать с ней самостоятельно в малых или больших группах, обсуждать её между собой или с преподавателем;
• преподаватель имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп речи удобный для группы, следить за вовлечённостью слушателей в процесс и при необходимости «возвращать» в работу.
Асинхронное обучение предполагает, что контакт между преподавателем и студентами осуществляется с задержкой во времени. Если обучающийся отправляет выполненное задание преподавателю на электронную почту, он не может получить мгновенной обратной реакции. Преподаватель определяет временной промежуток, в который задание должно быть выполнено. Для работы студенты используют различные ресурсы асинхронного обучения: электронная почта, электронные рассылки, электронные курсы, МООК, системы конференц-связи, электронные тесты, системы виртуального тренинга, интернет-форумы, вики, блоги, подкасты, скринкасты, виртуальные игры, приложения, мессенджеры, сетевые хранилища, электронные дневники т.д.
В основе асинхронного принципа организации образовательной деятельности лежит свобода выбора — дисциплин, учебного плана, расписания; при этом на обучающегося возлагается большая ответственность за собственное обучение, чем при синхронной организации процесса обучения. Кроме того уровень достигнутых результатов зависит не столько от профессиональных компетенций педагога, сколько от качества предоставляемого ресурса и мотивации обучающегося.
Объект исследования: синхронный и асинхронный формат дистанционного обучения русскому языку как иностранному.
Предмет исследования: информационно-коммуникационные и интерактивные ресурсы для организации дистанционного обучения.
Цель исследования состоит в определении критериев отбора электронных образовательных ресурсов, используемых при изучении дисциплины «Стилистика» в дистанционном формате.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать и уточнить сущность дистанционной формы обучения, выявить ее характерные особенности и отличительные черты;
2. рассмотреть современные формы дистанционного обучения (программы для проведения вебинаров/ прямых эфиров, программы для обмена сообщениями, социальные сети, мобильные приложения);
3. разработать систему упражнений по стилистике, реализуемую в дистанционном формате;
4. проанализировать полученные результаты и сформулировать вывод о продуктивности использования синхронных и асинхронных моделей дистанционного обучения.
Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:
1) аналитико-описательный метод, включающий:
- изучение и теоретический анализ литературы по проблемам исследования с последующим описанием и обобщением;
- анализ компьютерных обучающих программ по русскому языку как иностранному;
2) метод сравнения применялся при анализе образовательных ресурсов, используемых в преподавании РКИ;
3) метод педагогического наблюдения применялся в процессе работы с группой иностранных студентов, изучающих дисциплину «Стилистика» в дистанционном формате.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили:
- работы в области обучения иностранным языкам и русскому как иностранному, современных концепций и теорий усвоения иностранных языков (В.Г. Костомаров [19], A.A. Леонтьев [25], О.Д. Митрофанова [30], А.Н. Щукин [47]);
- работы в области информатики и педагогики, исследующие различные процессы, методы и способы обучения с помощью компьютерных систем (Э.Г Азимов [2], A.A. Андреева [4], А.Н. Богомолов [8], И.Г. Чуксина [43]).
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных учебных материалов в практике преподавания РКИ с целью повышения эффективности обучения, в создании новых и корректировке существующих курсов по стилистике русского языка.
Магистерская диссертация имеет традиционную структуру и состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка литературы и приложений. Во Введении определяется цель исследования и задачи, необходимые для ее достижения, предмет и объект исследования, обосновывается выбор темы и дается краткий обзор изученности вопроса.
В первой главе рассматривается история дистанционного образования и его особенности. В параграфах первой главы описываются синхронные и асинхронные образовательные технологии, средства онлайн-обучения, системы LMS и глобальные образовательные порталы используемые процессе обучения РКИ.
Во второй главе описываются особенности дисциплины «Стилистика» в преподавании РКИ, анализируются основные образовательные ресурсы с точки зрения выполняемых ими функций, предлагается комплекс
разработанных самостоятельно дистанционных упражнений и вариантов заданий, направленных на формирование всех видов компетенций и развитие разных видов речевой деятельности, а также методические комментарии к ним.
В Заключении подводятся основные итоги исследования, определяются преимущества и недостатки синхронных и асинхронных дистанционных технологий при изучении стилистики иностранными студентами.
В Приложениях представлены упражнения для организации дистанционного обучения по курсу стилистики русского языка в иностранной аудитории.
Апробация материалов исследования проходила в виде докладов на научных конференциях:
1) XXI Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь и наука XXI века», доклад «Особенности изучения стилистики иностранными студентами», г. Красноярск, 2021.
2) Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности ФГБО УВО Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, доклад «Дистанционные технологии в преподавании РКИ», 11¬13 ноября 2021.
3) XXII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых учёных «Молодежь и наука XXI века», доклад «Особенности дистанционного образования на современном этапе», г. Красноярск, 2022.
На основе диссертации была опубликована статья в сборнике:
1) Шестернина Е.Г. Особенности дистанционного образования на современном этапе // Молодежь и наука XXI века. Актуальные проблемы современной филологии: материалы XII Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 20 апреля 2022 г. [Электронное издание] / Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2022.
Раньше Интернет использовался для поиска нужной информации или подготовки доклада для урока. Ещё 20 назад никто и предположить не мог, что дистанционное образование настолько крепко займет свои позиции и станет доступным для любого желающего. Что получить диплом можно будет без выхода из дома и общаться с преподавателем и присутствовать на уроке можно в режиме онлайн. Интернет-технологии настолько быстро развиваются, что все перечисленное стало возможным. 2020 год стал пороговым для настоящей революции в образовательным процессе.
Развитие дистанционного обучения необходимая реальность современного общества, развивать его необходимо, чтобы мотивировать современную молодежь к получению нужных знаний, а для этого необходимо наравне с ней использовать ИКТ, опыт преподавателя - важная составляющая современного образования. Интерактивное обучение мотивирует и преподавателя, и студента к активности в образовательной и научной деятельности.
В первой главе работы выполнен системный анализ развития дистанционного обучения в мире и России, изучены сущность, значение и особенности дистанционного образования, плюсы и недостатки синхронных и асинхронных способов организации учебного процесса, опыт использования наглядности в современной информационной среде. В теоретической части также рассмотрена методика дистанционного сопровождения процесса обучения русскому языку как иностранному, описаны различные современные формы дистанционного обучения и дана характеристика наиболее глобальных интернет-ресурсов, позволяющих сопровождать обучение.
Во второй главе рассмотрены разные подходы к пониманию термина стилистика: стилистика языка и стилистика речи. Важно, как такое понимание отражается в структуре учебной дисциплины.
Сегодня традиционная модель обучения претерпевает изменения и дополнения, которые связаны с перемещением в электронную среду. В первой главе были выявлены преимущества применения современных технологий, а именно интерактивность обучения, стимулирование к самообразованию, повышение интереса мотивации у изучаемому предмету. Была отмечена необходимость поиска платформ дистанционного обучения, находящихся в открытом доступе в течение 24 часов, соответствующих всем критериям, предъявляемым к современным образовательным ресурсам.
В практической части мы обобщили и систематизировали полученную информацию, на основании чего выделили следующие технологии:
1. дистанционные технологии для реализации обучения в синхронном режиме (видеоконференции Zoom, Skype, Google Meet, Яндекс. Телемост, BigBlueButton).
2. дистанционные технологии для осуществления обратной связи:
• преподавательские блоги: https://vadim-
chekunov.livejournal.com/;https ://marjulia.livejournal.com/;
• студенческие блоги:http://igrayuchi.com/blog;
• сайты для самостоятельной разработки интерактивных заданий: https ://learningapps.org/иhttps://wordwall.net/ru/resource/
• системы LMS (Moodle)
• чат-сессии (Viber WhatsApp Telegram и д.р.);
• социальные сети (VK).
3. дистанционные технологии для работы в асинхронном режиме (ЭБС, платформа РКИhttps://www.ros-edu.ru/, система Moodle, электронные учебные пособия).
Все дистанционные образовательные ресурсы разделяются по наполняемости — визуальные (видео или фото формат материала), текстовые (аудио или печатный формат) и смешанные (визуально-текстовые).
В ходе исследования были разработаны задания и составлены методические рекомендации по внедрению современных форм сопровождения обучения дисциплины «Стилистика».
Современный этап развития информационных технологий позволяет качественно изменить процесс обучения русскому языку как иностранному, в частности в преподавании стилистики, при этом значительно повысить его эффективность и мотивацию обучаемых. Наиболее перспективным и эффективным способом, на наш взгляд, является сочетание синхронных и асинхронных дистанционных технологий, то есть смешанного формата обучения.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст]: учеб.-метод. пособие / Азимов Э. Г., Щукин А. Н. - М.: ИКАР, 2015. - 448 с.
2. Азимов Э.Г Теория и практика преподавания русского языка как иностранного с помощью компьютерных технологий. Дис. ... д -ра пед. Наук. - Москва, 1996. - 289 с.
3. Аверьянов Л.Я. Образование для всех — реальность уже сегодня. Дистанционное образование. Сборник статей. - Библиотека РГИУ, 2004. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/do sbornik/.
4. Андреев А.А. Очерки дистанционного обучения в России
[Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. 2014. № 1 (13). С. 16-32. URL: https://old.kursobr.
ru/ojs/ojs/index.php/Journal/article/view/338 (дата обращения: 29.11.2020).
5. Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии //Открытое образование. - 2013. - №. 5. С. 40-46
6. Баско Н.В. Общаемся на русском в разных ситуациях: Учебное пособие по практической стилистике русского языка для иностранных учащихся. - М.: Русский язык. Курсы, 2016. - 232 с.
7. Беликова, И.П. Управление проектами: краткий курс лекций / И.П. Беликова. - Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2014. - 80 с.
8. Богомолов А. Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку. Монография. Москва, 2008. - 373 с.
9. Брускова Рахиль Эдуардовна К вопросу о роли иллюстраций в обучении инофонов образной речемыслительной деятельности на русском языке // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o-roli-illyustratsiy-v-obuchenii- inofonov-obraznoy-rechemyslitelnoy-deyatelnosti-na-russkom-yazyke(дата обращения: 01.02.2022).
10. Веселовская Т.С. Визуализация в изучении языка: русский как
иностранный // Язык и речь в интернете: личность, общество, коммуникация, культура. Сборник статей II Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. -Москва: РУДН, 2018. - С. 216-221.
11. Виноградов В.В. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания. - М., 1955. - №1. С. 51-74
12. Вязовская В.В., Данилевская Т.А., Трубчанинова М.Е. Интернет-
ресурсы в обучении русскому языку как иностранному: ожидания vs реальность // Русистика. 2020. №1. URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZinternet-resursy-v-obuchenii-russkomu- yazyku-kak-inostrannomu-ozhidaniya-vs-realnost (дата обращения: 03.04.2022).
13. Габдулхаков В.Ф. Теория и методика развития речи и литературного образования детей. // Учебно-методическое пособие (курс лекций и практических занятий). - Казань, 2014. - 155 с.
14. Гордиенко Е.П., Гостева С.Р. Проблемы дистанционного обучения в высшем образовании в условиях пандемии. Научные исследования и современное образование //Сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции. Чебоксары. - 2020. - С. 30-33.
15. Данилова Л.Н. COVID-19 как фактор развития образования: перспективы цифровизации и дистанционного обучения //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2020. - №. 5 (68). - С. 124- 135.
16. Дмитриева Д.Д. Использование материала газетных статей на занятиях по русскому языку как иностранному // АНИ: педагогика и психология.
2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-
materiala-gazetnyh-statey-na-zanyatiyah-po-russkomu-yazyku-kak- inostrannomu (дата обращения: 03.06.2022).
17. Земская, Е.А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис [Текст] / Е.А. Земская [и др.]. - М. : Наука, 1981. - 276 с.
18. Кожина М.Н. Стилистика русского языка : [электронный ресурс] учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. - 4-е изд., стереотип. — М. : Флинта : Наука, 2008. — 464 с.
19. Костомаров В.Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., Гардарики, 2005. 287 с.
20. Куваева А.С., Лебедева М.Ю. Синхронный онлайн-урок по РКИ как особая форма обучения в цифровой среде // Русский язык за рубежом. 2020. № 2. С. 27-33.
21. Кулибина Н.В. Интерактивный онлайн-урок чтения как поликодовый
текст (на материале интерактивного авторского курса «Уроки чтения — праздник, который всегда с тобой») // Русский язык за рубежом. - 2018. - № 1. - С.21 - 25.
22. Кумбашева Ю.А. Основы стилистики русского языка: Краткий курс и практикум для иностранцев. - М.: Русский язык. Курсы, 2015. - 128 с.
23. Купина, Н. А. Стилистика современного русского языка : учебник для бакалавров/ Н. А. Купина, Т. В. Матвеева. — М. : Издательство Юрайт, 2013. — 415 с.
24. Лапшина О. Н. Стилистика русского языка как учебная дисциплина в неязыковом вузе // Вестник РУДН. Серия: Лингвистика. 2008. №1.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilistika-russkogo-yazyka-kak-
uchebnaya-distsiplina-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 03.06.2022).
25. Леонтьев А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (психолингвистические очерки). - М.: Изд. МГУ, 1970. - 88 с.
26. Ляховицкий М.В., Кошман И.М. Технические средства в обучении иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1981. - 144 с
27. Магомедова Р.М. Организационные условия формирования
профессиональных компетенций преподавателя вуза в процессе послевузовской подготовки //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №. 1 (129).
28. Маматов А. В. Методика применения дистанционных образовательных технологий преподавателями вуза / А.В. Маматов, А.Н. Немцев, А.Г Клепикова, А.И. Штифанов. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. - 206 с.
29. Маслакова Е. С. История развития дистанционного обучения в России [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. СПб., 2015. С. 29-32. URL: https://moluch.ru/conf/ped/ archive/185/9249/ (дата обращения: 29.11.2020).
30. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - Москва: Русский язык, 1976. - 118с.
31. Михайлова Н.В. Особенности организации асинхронного обучения студентов вуза в электронной среде // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №5. С. 149-154
32. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. —
М.: Педагогика, 1989 — 416 с.
https://school3semey.ucoz.ru/1n/kamenskij russo pistolocii.pdf
33. Приказ Министерства науки и высшего образования №379 от 14 марта 2020 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации». URL: https://minobrnauki. gov.ru/documents/?ELEMENT ID=18515
34. Прогноз научно-технологического развития России: 2030 / под ред. Л. М. Гохберга. М., 2014. 244 с.
35. Пьянников, М.М. К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» [Текст] / М.М. Пьянников // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика. Психология. - 2010. - № 1. - С. 41 - 45.
36. Пьянников М. М. К вопросу об истории дистанционного образования // Ученые записки ЗабГУ Серия: Педагогические науки. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-voprosu-ob-istorii-distantsionnogo- obrazovaniya(дата обращения: 01.05.2022).
37. Рзун И. Г. Информационные технологии как средство обратной связи
образовательного процесса // ЕГИ. 2013. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-kak-sredstvo- obratnoy-svyazi-obrazovatelnogo-protsessa(дата обращения: 08.05.2022).
38. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку [Текст] / Д.Э. Розенталь, М.Э. Теленкова. - М. : Оникс, 2008. - 624 с.
39. Романов А. В. История Российского дистанционного образования
[Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/istoriya-rossiyskogo-
distancionnogo-obrazovaniya-3589042.html (дата обращения: 29.11.2020).
40. Тарасова А.В. Исторический обзор дистанционного обучения в России и за рубежом // Профессиональное образование в России и за рубежом.
2021. №1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-obzor-
distantsionnogo-obucheniya-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения:
06.02.2022).
41. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. Дистанционное обучение в региональном образовательном пространстве в процессе подготовки студентов разных направлений и специальностей. Путеводитель предпринимателя. 2017 URL: https://www.pp-
mag.ru/jour/article/view/91 ?locale=ru RU
42.Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных организаций / Е. В. Чернобай. - 3-е изд. -
Москва: Просвещение, 2014. - 54 с.
43.Чуксина И.Г. Педагогические основы обучения студентов русскому языку как иностранному средствами компьютерных технологий: Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 : Калининград, 2003. - 269 c.
44. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. URL:http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698/page/1
45. Хавронина С.А., Балыхина Т.М. Инновационный учебно-методический комплекс «Русский язык как иностранный»: Учебное пособие. М., 2008 [Электронный ресурс]: режим доступа: http://web-local.rudn.ru/web- local/uem/iop_pdf/169-Havronina-_Balyhina.pdf
46. Харлова Н.М. Развитие навыков современного русского разговорного
языка - основа изучения русского языка как иностранного // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-navykov-
sovremennogo-russkogo-razgovornogo-yazyka-osnova-izucheniya- russkogo-yazyka-kak-inostrannogo (дата обращения: 03.06.2021).
47. Хусяинов Т. М. История развития и распространения дистанционного
образования // Педагогика и просвещение. 2014. № 4. С. 30-41. URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=-32282 (дата
обращения: 29.11.2020).
48. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учеб. пособие для преподавателей и студентов. М.: Филоматис, 2004. -416 с.