Конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата (Севастопольский Государственный Университет)
|
ВВЕДЕНИЕ...3
РАЗДЕЛ 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА В РОССИИ...11
1.1 Понятие, конституционно-правовой статус и система органов и уполномоченных лиц нотариата в Российской Федерации ...11
1.2 Конституционно-правовые основы и роль института нотариата в защите прав граждан в его профессиональной деятельности ...22
РАЗДЕЛ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ ...32
2.1 Механизм регулирования организации нотариата как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ....32
2.2 Полномочия органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий ....38
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ...47
3.1 Проблемные вопросы регулирования организации нотариата в России и субъектах Российской Федерации...47
3.2 Перспективы совершенствования регулирования организации нотариата в Российской Федерации...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .65
РАЗДЕЛ 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА В РОССИИ...11
1.1 Понятие, конституционно-правовой статус и система органов и уполномоченных лиц нотариата в Российской Федерации ...11
1.2 Конституционно-правовые основы и роль института нотариата в защите прав граждан в его профессиональной деятельности ...22
РАЗДЕЛ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ ...32
2.1 Механизм регулирования организации нотариата как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ....32
2.2 Полномочия органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий ....38
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ...47
3.1 Проблемные вопросы регулирования организации нотариата в России и субъектах Российской Федерации...47
3.2 Перспективы совершенствования регулирования организации нотариата в Российской Федерации...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .65
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации, являясь базисным с высшей юридической силой нормативно-правом актом, в п. «л» ч. 1 ст. 72 закрепила, что нотариат является одним из предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вместе тем, несмотря на исключительную важность нотариата в деле обеспечения законности, укрепления правопорядка и защиты прав и законных интересов граждан, проблемы организации и осуществления нотариальной деятельности до настоящего времени не получили должного глубокого и всестороннего научного осмысления, особенно в рамках такой фундаментальной отрасли юридической науки, как конституционное право.
Имеющиеся в юридической литературе специальные исследования, целенаправленно посвященные анализу нотариата с позиций определения его конституционно-правового статуса, роли в разработке и совершенствовании теории конституционализма, воплощении принципов конституционализма на практике, уже морально и с правовой точки зрения устарели. Лишь в немногих диссертационных работах по исследуемой специальности высказывается мнение о целесообразности разделения всего массива проблем конституционно-правового регулирования нотариата в Российской Федерации на два основных блока.
Первый из них включает проблемы, возникающие непосредственно в науке конституционного права, – такие, как необходимость определения понятия, сущности и правовой природы нотариата, его места в единой правовой системе РФ, выработки общих подходов к пониманию конституционно-правовых начал нотариальной деятельности.
Второй блок образуют прикладные организационно-правовые проблемы, касающиеся преимущественно практических аспектов организации нотариата. Успешное разрешение обозначенных проблем чрезвычайно важно для дальнейшего совершенствования правовых основ нотариальной деятельности и повышения эффективности функционирования нотариата.
Однако для этого требуются новые масштабные научные исследования конституционно-правовой природы нотариата, его роли в системе органов публичной власти и значения в механизме охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучению темы исследования посвящены научные труды таких авторов в области конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата, как: А.М. Азнаев, А.А. Анисимова, В.Г. Афанасьев, О.В. Ахрамеева, А.В. Бегичев, А.В. Баранов, Н.А. Волков, Е.П. Воронюк, Л.Н. Гончарова, А.А. Дарбинян, Т. В. Кашанина, Ф.А. Квитко, К.А. Корсик, Н.И. Куленко, А.В. Малько, А.Ю. Мордовцев, И.И. Мухаметшина, А.Г. Нуриев, Л.А. Огнева, В. С. Олейник, А.Е. Черников, П.А. Щекочихин и др.
Объект исследования данной работы является совокупность общественных отношений, регламентирующих конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата.
Предмет исследования составляют нормы российского законодательства, закрепляющие особенности исследуемого института в разное время, а также доктринальные положения по вопросам конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата.
Целью работы является комплексный анализ конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата.
Задачи настоящей работы состоят в следующем:
рассмотреть понятие, конституционно-правовой статус и система органов и уполномоченных лиц нотариата в Российской Федерации;
проанализировать конституционно-правовые основы и роль института нотариата в защите прав граждан в его профессиональной деятельности;
исследовать механизм регулирования организации нотариата как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
провести анализ полномочий органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий;
выявить проблемные вопросы регулирования организации нотариата в России и субъектах Российской Федерации;
выявить перспективы совершенствования регулирования организации нотариата в Российской Федерации и предложить направления совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Методологическую основу исследования составляет система всеобщих, общенаучных, частных и специальных методов познания, в том числе: 1) диалектический, с помощью которого были рассмотрены вопросы правоприменения государственного регулирования организации нотариата всесторонне, во всеобщей связи и взаимозависимости, в их непрерывном изменении и развитии, опираясь на конкретно-исторические явления; посредством метода анализа объект исследования был разложен на составные части, что позволило более детально уяснить такую категорию, как нотариат, а метод синтеза позволил посредством соединения отдельных сторон частей объекта исследования (конституционно-правовое регулирование, государственное регулирование, организация нотариата), лучше понять исследуемые категории как единое целое; системный метод, при помощи которого определяется место организации нотариата в в государственном конституционно-правовом регулировании в их общей структуре; функциональный метод, позволяющий установить роль и значение конституционно-правового регулирования организации нотариата; сравнительно-правовой метод, позволяющий проводить сравнение положений нормативных правовых актов, предусматривающих конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили основные подходы, теории и идеи отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, которые нашли свое отражение в докторских и кандидатских диссертационных исследованиях, монографиях, авторефератах и иных видах научных работ.
Эмпирическая база исследования включает несколько видов документов: Конституция РФ [1]; Модельный закон СНГ «О нотариате» [2]; Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [3], Гражданский кодекс Российской Федерации [4; 5]; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [6]; Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [7]; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [8]; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор в своей работе осуществил теоретико-практический и нормативно-правовой анализ конституционно-правовых вопросов государственного регулирования организации нотариата, в результате чего были выдвинуты следующие положения, выносимые на защиту:
1. Установлено право субъектов на самостоятельное правотворчество в рамках тех вопросов нотариальной деятельности, что находятся вне пределов полномочий Российской Федерации по вопросам собственного и совместного с субъектами Российской Федерации ведения. Ряд субъектов Российской Федерации (например, город федерального значения Москва, Республика Адыгея и др.) закрепляют вопросы совместного и исключительного ведения непосредственно в региональной Конституции или Уставе, а ряд субъектов Российской Федерации, в том числе Республика Крым и город федерального значения Севастополь, регулируют исследуемые вопросы на региональном законодательном или ведомственном уровне. В этой связи, делается вывод, что регламентация деятельности нотариата в субъектах Российской Федерации осуществляется по следующим моделям правового регулирования: конституционно- и уставно-законодательная; конституционно- и уставно-подзаконная; а также законодательная; законодательно-подзаконная и подзаконная.
2. Проведённый анализ выявленных проблем и перспектив развития регулирования организации нотариата в Российской Федерации и ее субъектах, показал необходимость выдвижения ряда предложений по совершенствованию его деятельности. В этой связи предлагается целесообразным дополнить Основы законодательства РФ о нотариате положениями, устанавливающими требования к квалификации должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, предусмотрев, в частности, наличие у них высшего юридического образования либо сертификата о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат». На основании изложенного, полагаем необходимым дополнить первый абзац ст. 37 Основ данными положениями и изложить его в следующей редакции:
«Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления
Должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, при наличии у них высшего юридического образования либо подтверждающих, на основе лицензии, документов о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат» имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте: …».
3. В связи с выявленными пробелами в законодательстве относительно понятийно-правового аппарата, соответственно, понятия нотариата и нотариальной деятельности должны найти отражение в федеральном законе – Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. В связи с чем, предлагается:
1) п. 1 ст. 1 Основ изложить в следующей редакции: «Нотариат в Российской Федерации – публично-правовой правоприменительный и правозащитный институт, осуществляющий деятельность в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации»;
2) дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3 «Нотариальная деятельность» следующего содержания:
«1. Деятельность нотариата − деятельность нотариуса по совершению нотариальных действий, а также созданию необходимых условий их совершения путем консультаций по вопросам совершения нотариальных действий, сбора необходимых для совершения нотариального действия сведений и документов, получения юридически значимой информации от государственных и иных органов, физических и юридических лиц, примирения сторон, осуществления расчетов, хранения нотариальных документов и других действий, предусмотренных национальным законодательством»;
3) пункт 10 статьи 1 изложить в следующей редакции «Нотариальная деятельность не является предпринимательством, не преследует цели извлечения 188 прибыли, носит публично - правовой характер и основана на законодательстве о нотариате».
4. В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате на сегодняшний день отсутствуют статьи, так или иначе, резюмирующие обязательность нотариального акта для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, физических и юридических лиц. В связи с чем предлагается дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3.1. «Обязательность нотариальных актов» в следующей редакции:
«1. Нотариальный акт является законным и достоверным подтверждением прав, обязанностей, удостоверенных или засвидетельствованных нотариусом фактов и обстоятельств, имеющих юридическое значение.
2. Нотариальные акты обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и юридических лиц.
3. Факты, в том числе сделки, и обстоятельства, удостоверенные или засвидетельствованные в нотариальном акте, а также подтвержденные им права и обязанности могут быть оспорены только в судебном порядке».
Статью 3.1. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предлагается считать статьей 3.2.
5. В целях дальнейшего совершенствования деятельности нотариата на основе использования информационных технологий, предоставления больших возможностей для защиты прав физических лиц предлагается нововведение, согласно которому нотариусы будут направлять юридически значимые электронные документы, сведения и информацию в личный кабинет физического лица на портале государственных услуг и получать такую информацию по просьбе соответствующего физического лица.
В этой связи, предлагается дополнить Основы законодательства РФ о нотариате статьей 86.3. «Направление юридически значимых документов и сведений в личный кабинет физического лица на портале Государственных услуг» следующего содержания:
«Нотариус по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, направляет юридически значимые документы и / или сведения в личный кабинет соответствующего физического лица на портале Государственных услуг».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее выводы позволяют расширить круг научных познаний по исследуемой тематике в сфере конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата. В тоже время, материалы исследования могут быть использованы в преподавании дисциплин, включающих в себя вопросы правового регулирования нотариальной деятельности и спецкурсов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования результатов исследования для совершенствования нормативно-правовых актов по рассматриваемой проблематике, в сфере конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата.
Апробация результатов исследования. По теме исследования апробирована в рецензируемом научном журнале «Тенденции развития науки и образования», Ноябрь, 2023. следующая научная работа: «Актуальные проблемы административного процесса при использовании систем видеоконференц-связи и веб-конференции»
Структура работы состоит из введения, трех разделов, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Вместе тем, несмотря на исключительную важность нотариата в деле обеспечения законности, укрепления правопорядка и защиты прав и законных интересов граждан, проблемы организации и осуществления нотариальной деятельности до настоящего времени не получили должного глубокого и всестороннего научного осмысления, особенно в рамках такой фундаментальной отрасли юридической науки, как конституционное право.
Имеющиеся в юридической литературе специальные исследования, целенаправленно посвященные анализу нотариата с позиций определения его конституционно-правового статуса, роли в разработке и совершенствовании теории конституционализма, воплощении принципов конституционализма на практике, уже морально и с правовой точки зрения устарели. Лишь в немногих диссертационных работах по исследуемой специальности высказывается мнение о целесообразности разделения всего массива проблем конституционно-правового регулирования нотариата в Российской Федерации на два основных блока.
Первый из них включает проблемы, возникающие непосредственно в науке конституционного права, – такие, как необходимость определения понятия, сущности и правовой природы нотариата, его места в единой правовой системе РФ, выработки общих подходов к пониманию конституционно-правовых начал нотариальной деятельности.
Второй блок образуют прикладные организационно-правовые проблемы, касающиеся преимущественно практических аспектов организации нотариата. Успешное разрешение обозначенных проблем чрезвычайно важно для дальнейшего совершенствования правовых основ нотариальной деятельности и повышения эффективности функционирования нотариата.
Однако для этого требуются новые масштабные научные исследования конституционно-правовой природы нотариата, его роли в системе органов публичной власти и значения в механизме охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучению темы исследования посвящены научные труды таких авторов в области конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата, как: А.М. Азнаев, А.А. Анисимова, В.Г. Афанасьев, О.В. Ахрамеева, А.В. Бегичев, А.В. Баранов, Н.А. Волков, Е.П. Воронюк, Л.Н. Гончарова, А.А. Дарбинян, Т. В. Кашанина, Ф.А. Квитко, К.А. Корсик, Н.И. Куленко, А.В. Малько, А.Ю. Мордовцев, И.И. Мухаметшина, А.Г. Нуриев, Л.А. Огнева, В. С. Олейник, А.Е. Черников, П.А. Щекочихин и др.
Объект исследования данной работы является совокупность общественных отношений, регламентирующих конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата.
Предмет исследования составляют нормы российского законодательства, закрепляющие особенности исследуемого института в разное время, а также доктринальные положения по вопросам конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата.
Целью работы является комплексный анализ конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата.
Задачи настоящей работы состоят в следующем:
рассмотреть понятие, конституционно-правовой статус и система органов и уполномоченных лиц нотариата в Российской Федерации;
проанализировать конституционно-правовые основы и роль института нотариата в защите прав граждан в его профессиональной деятельности;
исследовать механизм регулирования организации нотариата как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
провести анализ полномочий органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий;
выявить проблемные вопросы регулирования организации нотариата в России и субъектах Российской Федерации;
выявить перспективы совершенствования регулирования организации нотариата в Российской Федерации и предложить направления совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Методологическую основу исследования составляет система всеобщих, общенаучных, частных и специальных методов познания, в том числе: 1) диалектический, с помощью которого были рассмотрены вопросы правоприменения государственного регулирования организации нотариата всесторонне, во всеобщей связи и взаимозависимости, в их непрерывном изменении и развитии, опираясь на конкретно-исторические явления; посредством метода анализа объект исследования был разложен на составные части, что позволило более детально уяснить такую категорию, как нотариат, а метод синтеза позволил посредством соединения отдельных сторон частей объекта исследования (конституционно-правовое регулирование, государственное регулирование, организация нотариата), лучше понять исследуемые категории как единое целое; системный метод, при помощи которого определяется место организации нотариата в в государственном конституционно-правовом регулировании в их общей структуре; функциональный метод, позволяющий установить роль и значение конституционно-правового регулирования организации нотариата; сравнительно-правовой метод, позволяющий проводить сравнение положений нормативных правовых актов, предусматривающих конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили основные подходы, теории и идеи отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, которые нашли свое отражение в докторских и кандидатских диссертационных исследованиях, монографиях, авторефератах и иных видах научных работ.
Эмпирическая база исследования включает несколько видов документов: Конституция РФ [1]; Модельный закон СНГ «О нотариате» [2]; Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [3], Гражданский кодекс Российской Федерации [4; 5]; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [6]; Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [7]; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [8]; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор в своей работе осуществил теоретико-практический и нормативно-правовой анализ конституционно-правовых вопросов государственного регулирования организации нотариата, в результате чего были выдвинуты следующие положения, выносимые на защиту:
1. Установлено право субъектов на самостоятельное правотворчество в рамках тех вопросов нотариальной деятельности, что находятся вне пределов полномочий Российской Федерации по вопросам собственного и совместного с субъектами Российской Федерации ведения. Ряд субъектов Российской Федерации (например, город федерального значения Москва, Республика Адыгея и др.) закрепляют вопросы совместного и исключительного ведения непосредственно в региональной Конституции или Уставе, а ряд субъектов Российской Федерации, в том числе Республика Крым и город федерального значения Севастополь, регулируют исследуемые вопросы на региональном законодательном или ведомственном уровне. В этой связи, делается вывод, что регламентация деятельности нотариата в субъектах Российской Федерации осуществляется по следующим моделям правового регулирования: конституционно- и уставно-законодательная; конституционно- и уставно-подзаконная; а также законодательная; законодательно-подзаконная и подзаконная.
2. Проведённый анализ выявленных проблем и перспектив развития регулирования организации нотариата в Российской Федерации и ее субъектах, показал необходимость выдвижения ряда предложений по совершенствованию его деятельности. В этой связи предлагается целесообразным дополнить Основы законодательства РФ о нотариате положениями, устанавливающими требования к квалификации должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, предусмотрев, в частности, наличие у них высшего юридического образования либо сертификата о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат». На основании изложенного, полагаем необходимым дополнить первый абзац ст. 37 Основ данными положениями и изложить его в следующей редакции:
«Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления
Должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, при наличии у них высшего юридического образования либо подтверждающих, на основе лицензии, документов о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат» имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте: …».
3. В связи с выявленными пробелами в законодательстве относительно понятийно-правового аппарата, соответственно, понятия нотариата и нотариальной деятельности должны найти отражение в федеральном законе – Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. В связи с чем, предлагается:
1) п. 1 ст. 1 Основ изложить в следующей редакции: «Нотариат в Российской Федерации – публично-правовой правоприменительный и правозащитный институт, осуществляющий деятельность в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации»;
2) дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3 «Нотариальная деятельность» следующего содержания:
«1. Деятельность нотариата − деятельность нотариуса по совершению нотариальных действий, а также созданию необходимых условий их совершения путем консультаций по вопросам совершения нотариальных действий, сбора необходимых для совершения нотариального действия сведений и документов, получения юридически значимой информации от государственных и иных органов, физических и юридических лиц, примирения сторон, осуществления расчетов, хранения нотариальных документов и других действий, предусмотренных национальным законодательством»;
3) пункт 10 статьи 1 изложить в следующей редакции «Нотариальная деятельность не является предпринимательством, не преследует цели извлечения 188 прибыли, носит публично - правовой характер и основана на законодательстве о нотариате».
4. В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате на сегодняшний день отсутствуют статьи, так или иначе, резюмирующие обязательность нотариального акта для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, физических и юридических лиц. В связи с чем предлагается дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3.1. «Обязательность нотариальных актов» в следующей редакции:
«1. Нотариальный акт является законным и достоверным подтверждением прав, обязанностей, удостоверенных или засвидетельствованных нотариусом фактов и обстоятельств, имеющих юридическое значение.
2. Нотариальные акты обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и юридических лиц.
3. Факты, в том числе сделки, и обстоятельства, удостоверенные или засвидетельствованные в нотариальном акте, а также подтвержденные им права и обязанности могут быть оспорены только в судебном порядке».
Статью 3.1. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предлагается считать статьей 3.2.
5. В целях дальнейшего совершенствования деятельности нотариата на основе использования информационных технологий, предоставления больших возможностей для защиты прав физических лиц предлагается нововведение, согласно которому нотариусы будут направлять юридически значимые электронные документы, сведения и информацию в личный кабинет физического лица на портале государственных услуг и получать такую информацию по просьбе соответствующего физического лица.
В этой связи, предлагается дополнить Основы законодательства РФ о нотариате статьей 86.3. «Направление юридически значимых документов и сведений в личный кабинет физического лица на портале Государственных услуг» следующего содержания:
«Нотариус по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, направляет юридически значимые документы и / или сведения в личный кабинет соответствующего физического лица на портале Государственных услуг».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее выводы позволяют расширить круг научных познаний по исследуемой тематике в сфере конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата. В тоже время, материалы исследования могут быть использованы в преподавании дисциплин, включающих в себя вопросы правового регулирования нотариальной деятельности и спецкурсов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования результатов исследования для совершенствования нормативно-правовых актов по рассматриваемой проблематике, в сфере конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата.
Апробация результатов исследования. По теме исследования апробирована в рецензируемом научном журнале «Тенденции развития науки и образования», Ноябрь, 2023. следующая научная работа: «Актуальные проблемы административного процесса при использовании систем видеоконференц-связи и веб-конференции»
Структура работы состоит из введения, трех разделов, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Подводя итоги исследованию, можно сказать, что поставленная автором цель достигнута путем решения задач. Это позволяет сделать следующие выводы.
1. Проведённый исследовательский анализ позволяет сформулировать следующий вывод касательно конституционно-правового статуса, природы и сущности деятельности института нотариата органов нотариата в Российской Федерации:
Во-первых, неотъемлемой составляющей нотариальной деятельности является защита и обеспечение конституционно закреплённых прав и свобод граждан путём предотвращения возможных нарушений данных основополагающих правовых гарантий.
Во-вторых, нотариат призван оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям при решении сложных правовых вопросов, возникающих в повседневной жизни, посредством разъяснения норм права и консультирования по конкретным ситуациям.
В-третьих, важнейшей целью является юридическое оформление и закрепление субъективных гражданских прав путём нотариального удостоверения различных сделок и иных значимых юридических действий.
2. Анализ действующего законодательства показал необходимость дополнить существующую классификацию нотариальных действий в сфере защиты конституционных прав граждан еще двумя категориями – «нотариальные действия в сфере защиты конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления», а также «нотариальные действия, направленные на защиту конституционных прав в сфере избирательного процесса».
3. Установлено, что согласно положениям п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ нотариат является одним из предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Такое конституционное установление общей компетенции Российской Федерации и ее субъектов в части регламентации вопросов нотариата предполагает право субъектов на самостоятельное правотворчество в рамках тех вопросов нотариальной деятельности, что находятся вне пределов полномочий Российской Федерации по вопросам собственного и совместного с субъектами Российской Федерации ведения.
Здесь следует отметить, что ряд субъектов Российской Федерации (например, город федерального значения Москва, Республика Адыгея и др.) закрепляют вопросы совместного и исключительного ведения непосредственно в региональной Конституции или Уставе, а ряд субъектов Российской Федерации (например, в Республика Крым и город федерального значения Севастополь) регулируют исследуемые вопросы на региональном законодательном или ведомственном уровне.
В этой связи, следует, что не все субъекты Российской Федерации закрепляют нормы о нотариате в своих конституциях и уставах. Отсутствие конституционно-уставного регулирования нотариальной деятельности в субъекте Российской Федерации в той или иной степени восполняется на законодательном и (или) подзаконном уровнях.
Таким образом, можно заключить, что регламентация деятельности нотариата в субъектах Российской Федерации осуществляется по следующим моделям правового регулирования: конституционно- и уставно-законодательная; конституционно- и уставно-подзаконная; а также законодательная; законодательно-подзаконная и подзаконная.
4. Проведённый анализ выявленных проблем и перспектив развития регулирования организации нотариата в Российской Федерации и ее субъектах, показал необходимость выдвижения ряда предложений по совершенствованию его деятельности:
1) Предлагается целесообразным дополнить Основы законодательства РФ о нотариате положениями, устанавливающими требования к квалификации должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, предусмотрев, в частности, наличие у них высшего юридического образования либо сертификата о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат». Такая мера, с нашей точки зрения, позволит повысить качество оказания гражданам юридических услуг в данной сфере.
На основании изложенного, полагаем необходимым дополнить первый абзац ст. 37 Основ данными положениями и изложить его в следующей редакции:
«Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления
Должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, при наличии у них высшего юридического образования либо подтверждающих, на основе лицензии, документов о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат» имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте: …»
2) В связи с выявленными пробелами в законодательстве относительно понятийно-правового аппарата, соответственно, понятия нотариата и нотариальной деятельности должны найти отражение в федеральном законе – Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. В связи с чем, предлагается:
2.1) п. 1 ст. 1 Основ изложить в следующей редакции: «Нотариат в Российской Федерации – публично-правовой правоприменительный и правозащитный институт, осуществляющий деятельность в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации»;
2.2) дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3 «Нотариальная деятельность» следующего содержания:
«1. Деятельность нотариата − деятельность нотариуса по совершению нотариальных действий, а также созданию необходимых условий их совершения путем консультаций по вопросам совершения нотариальных действий, сбора необходимых для совершения нотариального действия сведений и документов, получения юридически значимой информации от государственных и иных органов, физических и юридических лиц, примирения сторон, осуществления расчетов, хранения нотариальных документов и других действий, предусмотренных национальным законодательством»;
2.3) пункт 10 статьи 1 изложить в следующей редакции «Нотариальная деятельность не является предпринимательством, не преследует цели извлечения 188 прибыли, носит публично - правовой характер и основана на законодательстве о нотариате».
3) В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате на сегодняшний день отсутствуют статьи так или иначе резюмирующие обязательность нотариального акта для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, физических и юридических лиц.
В связи с чем предлагается дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3.1. «Обязательность нотариальных актов» в следующей редакции:
«1. Нотариальный акт является законным и достоверным подтверждением прав, обязанностей, удостоверенных или засвидетельствованных нотариусом фактов и обстоятельств, имеющих юридическое значение.
2. Нотариальные акты обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и юридических лиц.
3. Факты, в том числе сделки, и обстоятельства, удостоверенные или засвидетельствованные в нотариальном акте, а также подтвержденные им права и обязанности могут быть оспорены только в судебном порядке».
Статью 3.1. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предлагается считать статьей 3.2.
4) В целях дальнейшего совершенствования деятельности нотариата на основе использования информационных технологий, предоставления больших возможностей для защиты прав физических лиц предлагается нововведение, согласно которому нотариусы будут направлять юридически значимые электронные документы, сведения и информацию в личный кабинет физического лица на портале государственных услуг и получать такую информацию по просьбе соответствующего физического лица. Необходимость такой новеллы законодательства связана с отсутствием у некоторых граждан навыка владения информационными технологиями, чтобы воспользоваться лично возможностями, предоставляемыми порталом государственных услуг. Предлагается дополнить Основы законодательства РФ о нотариате статьей 86.3. «Направление юридически значимых документов и сведений в личный кабинет физического лица на портале Государственных услуг» следующего содержания:
«Нотариус по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, направляет юридически значимые документы и / или сведения в личный кабинет соответствующего физического лица на портале Государственных услуг».
1. Проведённый исследовательский анализ позволяет сформулировать следующий вывод касательно конституционно-правового статуса, природы и сущности деятельности института нотариата органов нотариата в Российской Федерации:
Во-первых, неотъемлемой составляющей нотариальной деятельности является защита и обеспечение конституционно закреплённых прав и свобод граждан путём предотвращения возможных нарушений данных основополагающих правовых гарантий.
Во-вторых, нотариат призван оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям при решении сложных правовых вопросов, возникающих в повседневной жизни, посредством разъяснения норм права и консультирования по конкретным ситуациям.
В-третьих, важнейшей целью является юридическое оформление и закрепление субъективных гражданских прав путём нотариального удостоверения различных сделок и иных значимых юридических действий.
2. Анализ действующего законодательства показал необходимость дополнить существующую классификацию нотариальных действий в сфере защиты конституционных прав граждан еще двумя категориями – «нотариальные действия в сфере защиты конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления», а также «нотариальные действия, направленные на защиту конституционных прав в сфере избирательного процесса».
3. Установлено, что согласно положениям п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ нотариат является одним из предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Такое конституционное установление общей компетенции Российской Федерации и ее субъектов в части регламентации вопросов нотариата предполагает право субъектов на самостоятельное правотворчество в рамках тех вопросов нотариальной деятельности, что находятся вне пределов полномочий Российской Федерации по вопросам собственного и совместного с субъектами Российской Федерации ведения.
Здесь следует отметить, что ряд субъектов Российской Федерации (например, город федерального значения Москва, Республика Адыгея и др.) закрепляют вопросы совместного и исключительного ведения непосредственно в региональной Конституции или Уставе, а ряд субъектов Российской Федерации (например, в Республика Крым и город федерального значения Севастополь) регулируют исследуемые вопросы на региональном законодательном или ведомственном уровне.
В этой связи, следует, что не все субъекты Российской Федерации закрепляют нормы о нотариате в своих конституциях и уставах. Отсутствие конституционно-уставного регулирования нотариальной деятельности в субъекте Российской Федерации в той или иной степени восполняется на законодательном и (или) подзаконном уровнях.
Таким образом, можно заключить, что регламентация деятельности нотариата в субъектах Российской Федерации осуществляется по следующим моделям правового регулирования: конституционно- и уставно-законодательная; конституционно- и уставно-подзаконная; а также законодательная; законодательно-подзаконная и подзаконная.
4. Проведённый анализ выявленных проблем и перспектив развития регулирования организации нотариата в Российской Федерации и ее субъектах, показал необходимость выдвижения ряда предложений по совершенствованию его деятельности:
1) Предлагается целесообразным дополнить Основы законодательства РФ о нотариате положениями, устанавливающими требования к квалификации должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, предусмотрев, в частности, наличие у них высшего юридического образования либо сертификата о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат». Такая мера, с нашей точки зрения, позволит повысить качество оказания гражданам юридических услуг в данной сфере.
На основании изложенного, полагаем необходимым дополнить первый абзац ст. 37 Основ данными положениями и изложить его в следующей редакции:
«Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления
Должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, при наличии у них высшего юридического образования либо подтверждающих, на основе лицензии, документов о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат» имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте: …»
2) В связи с выявленными пробелами в законодательстве относительно понятийно-правового аппарата, соответственно, понятия нотариата и нотариальной деятельности должны найти отражение в федеральном законе – Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. В связи с чем, предлагается:
2.1) п. 1 ст. 1 Основ изложить в следующей редакции: «Нотариат в Российской Федерации – публично-правовой правоприменительный и правозащитный институт, осуществляющий деятельность в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации»;
2.2) дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3 «Нотариальная деятельность» следующего содержания:
«1. Деятельность нотариата − деятельность нотариуса по совершению нотариальных действий, а также созданию необходимых условий их совершения путем консультаций по вопросам совершения нотариальных действий, сбора необходимых для совершения нотариального действия сведений и документов, получения юридически значимой информации от государственных и иных органов, физических и юридических лиц, примирения сторон, осуществления расчетов, хранения нотариальных документов и других действий, предусмотренных национальным законодательством»;
2.3) пункт 10 статьи 1 изложить в следующей редакции «Нотариальная деятельность не является предпринимательством, не преследует цели извлечения 188 прибыли, носит публично - правовой характер и основана на законодательстве о нотариате».
3) В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате на сегодняшний день отсутствуют статьи так или иначе резюмирующие обязательность нотариального акта для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, физических и юридических лиц.
В связи с чем предлагается дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3.1. «Обязательность нотариальных актов» в следующей редакции:
«1. Нотариальный акт является законным и достоверным подтверждением прав, обязанностей, удостоверенных или засвидетельствованных нотариусом фактов и обстоятельств, имеющих юридическое значение.
2. Нотариальные акты обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и юридических лиц.
3. Факты, в том числе сделки, и обстоятельства, удостоверенные или засвидетельствованные в нотариальном акте, а также подтвержденные им права и обязанности могут быть оспорены только в судебном порядке».
Статью 3.1. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предлагается считать статьей 3.2.
4) В целях дальнейшего совершенствования деятельности нотариата на основе использования информационных технологий, предоставления больших возможностей для защиты прав физических лиц предлагается нововведение, согласно которому нотариусы будут направлять юридически значимые электронные документы, сведения и информацию в личный кабинет физического лица на портале государственных услуг и получать такую информацию по просьбе соответствующего физического лица. Необходимость такой новеллы законодательства связана с отсутствием у некоторых граждан навыка владения информационными технологиями, чтобы воспользоваться лично возможностями, предоставляемыми порталом государственных услуг. Предлагается дополнить Основы законодательства РФ о нотариате статьей 86.3. «Направление юридически значимых документов и сведений в личный кабинет физического лица на портале Государственных услуг» следующего содержания:
«Нотариус по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, направляет юридически значимые документы и / или сведения в личный кабинет соответствующего физического лица на портале Государственных услуг».
Подобные работы
- Опека и попечительство как способ защиты прав недееспособных или не полностью дееспособных граждан (Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления)
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2023



