Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата (Севастопольский Государственный Университет)

Работа №156299

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

нотариальное право

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ...3
РАЗДЕЛ 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА В РОССИИ...11
1.1 Понятие, конституционно-правовой статус и система органов и уполномоченных лиц нотариата в Российской Федерации ...11
1.2 Конституционно-правовые основы и роль института нотариата в защите прав граждан в его профессиональной деятельности ...22
РАЗДЕЛ 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ ...32
2.1 Механизм регулирования организации нотариата как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации ....32
2.2 Полномочия органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий ....38
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТАХ...47
3.1 Проблемные вопросы регулирования организации нотариата в России и субъектах Российской Федерации...47
3.2 Перспективы совершенствования регулирования организации нотариата в Российской Федерации...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .65

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации, являясь базисным с высшей юридической силой нормативно-правом актом, в п. «л» ч. 1 ст. 72 закрепила, что нотариат является одним из предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Вместе тем, несмотря на исключительную важность нотариата в деле обеспечения законности, укрепления правопорядка и защиты прав и законных интересов граждан, проблемы организации и осуществления нотариальной деятельности до настоящего времени не получили должного глубокого и всестороннего научного осмысления, особенно в рамках такой фундаментальной отрасли юридической науки, как конституционное право.
Имеющиеся в юридической литературе специальные исследования, целенаправленно посвященные анализу нотариата с позиций определения его конституционно-правового статуса, роли в разработке и совершенствовании теории конституционализма, воплощении принципов конституционализма на практике, уже морально и с правовой точки зрения устарели. Лишь в немногих диссертационных работах по исследуемой специальности высказывается мнение о целесообразности разделения всего массива проблем конституционно-правового регулирования нотариата в Российской Федерации на два основных блока.
Первый из них включает проблемы, возникающие непосредственно в науке конституционного права, – такие, как необходимость определения понятия, сущности и правовой природы нотариата, его места в единой правовой системе РФ, выработки общих подходов к пониманию конституционно-правовых начал нотариальной деятельности.
Второй блок образуют прикладные организационно-правовые проблемы, касающиеся преимущественно практических аспектов организации нотариата. Успешное разрешение обозначенных проблем чрезвычайно важно для дальнейшего совершенствования правовых основ нотариальной деятельности и повышения эффективности функционирования нотариата.
Однако для этого требуются новые масштабные научные исследования конституционно-правовой природы нотариата, его роли в системе органов публичной власти и значения в механизме охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Степень научной разработанности темы исследования. Изучению темы исследования посвящены научные труды таких авторов в области конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата, как: А.М. Азнаев, А.А. Анисимова, В.Г. Афанасьев, О.В. Ахрамеева, А.В. Бегичев, А.В. Баранов, Н.А. Волков, Е.П. Воронюк, Л.Н. Гончарова, А.А. Дарбинян, Т. В. Кашанина, Ф.А. Квитко, К.А. Корсик, Н.И. Куленко, А.В. Малько, А.Ю. Мордовцев, И.И. Мухаметшина, А.Г. Нуриев, Л.А. Огнева, В. С. Олейник, А.Е. Черников, П.А. Щекочихин и др.
Объект исследования данной работы является совокупность общественных отношений, регламентирующих конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата.
Предмет исследования составляют нормы российского законодательства, закрепляющие особенности исследуемого института в разное время, а также доктринальные положения по вопросам конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата.
Целью работы является комплексный анализ конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата.
Задачи настоящей работы состоят в следующем:
 рассмотреть понятие, конституционно-правовой статус и система органов и уполномоченных лиц нотариата в Российской Федерации;
 проанализировать конституционно-правовые основы и роль института нотариата в защите прав граждан в его профессиональной деятельности;
 исследовать механизм регулирования организации нотариата как предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
 провести анализ полномочий органов местного самоуправления по совершению отдельных нотариальных действий;
 выявить проблемные вопросы регулирования организации нотариата в России и субъектах Российской Федерации;
 выявить перспективы совершенствования регулирования организации нотариата в Российской Федерации и предложить направления совершенствования действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Методологическую основу исследования составляет система всеобщих, общенаучных, частных и специальных методов познания, в том числе: 1) диалектический, с помощью которого были рассмотрены вопросы правоприменения государственного регулирования организации нотариата всесторонне, во всеобщей связи и взаимозависимости, в их непрерывном изменении и развитии, опираясь на конкретно-исторические явления; посредством метода анализа объект исследования был разложен на составные части, что позволило более детально уяснить такую категорию, как нотариат, а метод синтеза позволил посредством соединения отдельных сторон частей объекта исследования (конституционно-правовое регулирование, государственное регулирование, организация нотариата), лучше понять исследуемые категории как единое целое; системный метод, при помощи которого определяется место организации нотариата в в государственном конституционно-правовом регулировании в их общей структуре; функциональный метод, позволяющий установить роль и значение конституционно-правового регулирования организации нотариата; сравнительно-правовой метод, позволяющий проводить сравнение положений нормативных правовых актов, предусматривающих конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили основные подходы, теории и идеи отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, которые нашли свое отражение в докторских и кандидатских диссертационных исследованиях, монографиях, авторефератах и иных видах научных работ.
Эмпирическая база исследования включает несколько видов документов: Конституция РФ [1]; Модельный закон СНГ «О нотариате» [2]; Основы законодательства Российской Федерации о нотариате [3], Гражданский кодекс Российской Федерации [4; 5]; Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [6]; Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» [7]; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [8]; Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [9] и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что автор в своей работе осуществил теоретико-практический и нормативно-правовой анализ конституционно-правовых вопросов государственного регулирования организации нотариата, в результате чего были выдвинуты следующие положения, выносимые на защиту:
1. Установлено право субъектов на самостоятельное правотворчество в рамках тех вопросов нотариальной деятельности, что находятся вне пределов полномочий Российской Федерации по вопросам собственного и совместного с субъектами Российской Федерации ведения. Ряд субъектов Российской Федерации (например, город федерального значения Москва, Республика Адыгея и др.) закрепляют вопросы совместного и исключительного ведения непосредственно в региональной Конституции или Уставе, а ряд субъектов Российской Федерации, в том числе Республика Крым и город федерального значения Севастополь, регулируют исследуемые вопросы на региональном законодательном или ведомственном уровне. В этой связи, делается вывод, что регламентация деятельности нотариата в субъектах Российской Федерации осуществляется по следующим моделям правового регулирования: конституционно- и уставно-законодательная; конституционно- и уставно-подзаконная; а также законодательная; законодательно-подзаконная и подзаконная.
2. Проведённый анализ выявленных проблем и перспектив развития регулирования организации нотариата в Российской Федерации и ее субъектах, показал необходимость выдвижения ряда предложений по совершенствованию его деятельности. В этой связи предлагается целесообразным дополнить Основы законодательства РФ о нотариате положениями, устанавливающими требования к квалификации должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, предусмотрев, в частности, наличие у них высшего юридического образования либо сертификата о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат». На основании изложенного, полагаем необходимым дополнить первый абзац ст. 37 Основ данными положениями и изложить его в следующей редакции:
«Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления
Должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, при наличии у них высшего юридического образования либо подтверждающих, на основе лицензии, документов о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат» имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте: …».
3. В связи с выявленными пробелами в законодательстве относительно понятийно-правового аппарата, соответственно, понятия нотариата и нотариальной деятельности должны найти отражение в федеральном законе – Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. В связи с чем, предлагается:
1) п. 1 ст. 1 Основ изложить в следующей редакции: «Нотариат в Российской Федерации – публично-правовой правоприменительный и правозащитный институт, осуществляющий деятельность в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации»;
2) дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3 «Нотариальная деятельность» следующего содержания:
«1. Деятельность нотариата − деятельность нотариуса по совершению нотариальных действий, а также созданию необходимых условий их совершения путем консультаций по вопросам совершения нотариальных действий, сбора необходимых для совершения нотариального действия сведений и документов, получения юридически значимой информации от государственных и иных органов, физических и юридических лиц, примирения сторон, осуществления расчетов, хранения нотариальных документов и других действий, предусмотренных национальным законодательством»;
3) пункт 10 статьи 1 изложить в следующей редакции «Нотариальная деятельность не является предпринимательством, не преследует цели извлечения 188 прибыли, носит публично - правовой характер и основана на законодательстве о нотариате».
4. В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате на сегодняшний день отсутствуют статьи, так или иначе, резюмирующие обязательность нотариального акта для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, физических и юридических лиц. В связи с чем предлагается дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3.1. «Обязательность нотариальных актов» в следующей редакции:
«1. Нотариальный акт является законным и достоверным подтверждением прав, обязанностей, удостоверенных или засвидетельствованных нотариусом фактов и обстоятельств, имеющих юридическое значение.
2. Нотариальные акты обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и юридических лиц.
3. Факты, в том числе сделки, и обстоятельства, удостоверенные или засвидетельствованные в нотариальном акте, а также подтвержденные им права и обязанности могут быть оспорены только в судебном порядке».
Статью 3.1. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предлагается считать статьей 3.2.
5. В целях дальнейшего совершенствования деятельности нотариата на основе использования информационных технологий, предоставления больших возможностей для защиты прав физических лиц предлагается нововведение, согласно которому нотариусы будут направлять юридически значимые электронные документы, сведения и информацию в личный кабинет физического лица на портале государственных услуг и получать такую информацию по просьбе соответствующего физического лица.
В этой связи, предлагается дополнить Основы законодательства РФ о нотариате статьей 86.3. «Направление юридически значимых документов и сведений в личный кабинет физического лица на портале Государственных услуг» следующего содержания:
«Нотариус по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, направляет юридически значимые документы и / или сведения в личный кабинет соответствующего физического лица на портале Государственных услуг».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что ее выводы позволяют расширить круг научных познаний по исследуемой тематике в сфере конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата. В тоже время, материалы исследования могут быть использованы в преподавании дисциплин, включающих в себя вопросы правового регулирования нотариальной деятельности и спецкурсов.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования результатов исследования для совершенствования нормативно-правовых актов по рассматриваемой проблематике, в сфере конституционно-правового государственного регулирования организации нотариата.
Апробация результатов исследования. По теме исследования апробирована в рецензируемом научном журнале «Тенденции развития науки и образования», Ноябрь, 2023. следующая научная работа: «Актуальные проблемы административного процесса при использовании систем видеоконференц-связи и веб-конференции»
Структура работы состоит из введения, трех разделов, шести параграфов, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги исследованию, можно сказать, что поставленная автором цель достигнута путем решения задач. Это позволяет сделать следующие выводы.
1. Проведённый исследовательский анализ позволяет сформулировать следующий вывод касательно конституционно-правового статуса, природы и сущности деятельности института нотариата органов нотариата в Российской Федерации:
Во-первых, неотъемлемой составляющей нотариальной деятельности является защита и обеспечение конституционно закреплённых прав и свобод граждан путём предотвращения возможных нарушений данных основополагающих правовых гарантий.
Во-вторых, нотариат призван оказывать квалифицированную юридическую помощь гражданам и организациям при решении сложных правовых вопросов, возникающих в повседневной жизни, посредством разъяснения норм права и консультирования по конкретным ситуациям.
В-третьих, важнейшей целью является юридическое оформление и закрепление субъективных гражданских прав путём нотариального удостоверения различных сделок и иных значимых юридических действий.
2. Анализ действующего законодательства показал необходимость дополнить существующую классификацию нотариальных действий в сфере защиты конституционных прав граждан еще двумя категориями – «нотариальные действия в сфере защиты конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления», а также «нотариальные действия, направленные на защиту конституционных прав в сфере избирательного процесса».
3. Установлено, что согласно положениям п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ нотариат является одним из предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Такое конституционное установление общей компетенции Российской Федерации и ее субъектов в части регламентации вопросов нотариата предполагает право субъектов на самостоятельное правотворчество в рамках тех вопросов нотариальной деятельности, что находятся вне пределов полномочий Российской Федерации по вопросам собственного и совместного с субъектами Российской Федерации ведения.
Здесь следует отметить, что ряд субъектов Российской Федерации (например, город федерального значения Москва, Республика Адыгея и др.) закрепляют вопросы совместного и исключительного ведения непосредственно в региональной Конституции или Уставе, а ряд субъектов Российской Федерации (например, в Республика Крым и город федерального значения Севастополь) регулируют исследуемые вопросы на региональном законодательном или ведомственном уровне.
В этой связи, следует, что не все субъекты Российской Федерации закрепляют нормы о нотариате в своих конституциях и уставах. Отсутствие конституционно-уставного регулирования нотариальной деятельности в субъекте Российской Федерации в той или иной степени восполняется на законодательном и (или) подзаконном уровнях.
Таким образом, можно заключить, что регламентация деятельности нотариата в субъектах Российской Федерации осуществляется по следующим моделям правового регулирования: конституционно- и уставно-законодательная; конституционно- и уставно-подзаконная; а также законодательная; законодательно-подзаконная и подзаконная.
4. Проведённый анализ выявленных проблем и перспектив развития регулирования организации нотариата в Российской Федерации и ее субъектах, показал необходимость выдвижения ряда предложений по совершенствованию его деятельности:
1) Предлагается целесообразным дополнить Основы законодательства РФ о нотариате положениями, устанавливающими требования к квалификации должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, предусмотрев, в частности, наличие у них высшего юридического образования либо сертификата о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат». Такая мера, с нашей точки зрения, позволит повысить качество оказания гражданам юридических услуг в данной сфере.
На основании изложенного, полагаем необходимым дополнить первый абзац ст. 37 Основ данными положениями и изложить его в следующей редакции:
«Статья 37. Нотариальные действия, совершаемые должностными лицами местного самоуправления
Должностные лица местного самоуправления, указанные в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, при наличии у них высшего юридического образования либо подтверждающих, на основе лицензии, документов о прохождении дополнительных курсов повышения квалификации по специальности «Нотариат» имеют право совершать следующие нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте: …»
2) В связи с выявленными пробелами в законодательстве относительно понятийно-правового аппарата, соответственно, понятия нотариата и нотариальной деятельности должны найти отражение в федеральном законе – Основах законодательства Российской Федерации о нотариате. В связи с чем, предлагается:
2.1) п. 1 ст. 1 Основ изложить в следующей редакции: «Нотариат в Российской Федерации – публично-правовой правоприменительный и правозащитный институт, осуществляющий деятельность в целях защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации»;
2.2) дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3 «Нотариальная деятельность» следующего содержания:
«1. Деятельность нотариата − деятельность нотариуса по совершению нотариальных действий, а также созданию необходимых условий их совершения путем консультаций по вопросам совершения нотариальных действий, сбора необходимых для совершения нотариального действия сведений и документов, получения юридически значимой информации от государственных и иных органов, физических и юридических лиц, примирения сторон, осуществления расчетов, хранения нотариальных документов и других действий, предусмотренных национальным законодательством»;
2.3) пункт 10 статьи 1 изложить в следующей редакции «Нотариальная деятельность не является предпринимательством, не преследует цели извлечения 188 прибыли, носит публично - правовой характер и основана на законодательстве о нотариате».
3) В Основах законодательства Российской Федерации о нотариате на сегодняшний день отсутствуют статьи так или иначе резюмирующие обязательность нотариального акта для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений, физических и юридических лиц.
В связи с чем предлагается дополнить Основы законодательства Российской Федерации о нотариате статьей 3.1. «Обязательность нотариальных актов» в следующей редакции:
«1. Нотариальный акт является законным и достоверным подтверждением прав, обязанностей, удостоверенных или засвидетельствованных нотариусом фактов и обстоятельств, имеющих юридическое значение.
2. Нотариальные акты обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан и юридических лиц.
3. Факты, в том числе сделки, и обстоятельства, удостоверенные или засвидетельствованные в нотариальном акте, а также подтвержденные им права и обязанности могут быть оспорены только в судебном порядке».
Статью 3.1. Основ законодательства Российской Федерации о нотариате предлагается считать статьей 3.2.
4) В целях дальнейшего совершенствования деятельности нотариата на основе использования информационных технологий, предоставления больших возможностей для защиты прав физических лиц предлагается нововведение, согласно которому нотариусы будут направлять юридически значимые электронные документы, сведения и информацию в личный кабинет физического лица на портале государственных услуг и получать такую информацию по просьбе соответствующего физического лица. Необходимость такой новеллы законодательства связана с отсутствием у некоторых граждан навыка владения информационными технологиями, чтобы воспользоваться лично возможностями, предоставляемыми порталом государственных услуг. Предлагается дополнить Основы законодательства РФ о нотариате статьей 86.3. «Направление юридически значимых документов и сведений в личный кабинет физического лица на портале Государственных услуг» следующего содержания:
«Нотариус по просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, направляет юридически значимые документы и / или сведения в личный кабинет соответствующего физического лица на портале Государственных услуг».



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
2. Постановление № 46 - 9 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О модельном законе «О нотариате» (Принято в г. Санкт - Петербурге 27.03.2017) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. – 2017. – № 67 (часть 1).
3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 10. – Ст. 357.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 18.11.2002. – № 46. – ст. 4532.
7. Закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 23. – Ст. 2102.
8. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 17 июня. – № 24. – Ст. 2253.
9. Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 02.11.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 06.10.2003. – № 40. – ст. 3822.
10. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. – 31.07.2006. – № 31 (1 ч.). – ст. 3451.
11. Федеральный закон от 25.12.2008 № 281-ФЗ (ред. от 14.03.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 29.12.2008. – № 52 (ч. 1). – ст. 6236.
12. Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Консульский устав Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 28. – Ст. 3554.
13. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023, (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023) «Об электронной подписи» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 15. – Ст. 2036.
14. Федеральный закон от 21.12.2013 № 379-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. – 23.12.2013. – № 51. – ст. 6699.
15. Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (ред. от 05.10.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – 24 февраля. – № 8. – Ст. 740.
16. Федеральный закон от 29.12.2014 № 457-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 05.01.2015. – № 1 (часть I). – ст. 10.
17. Федеральный закон от 26.07.2019 № 226-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и статью 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 29.07.2019. – № 30. – ст. 4128.
18. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Бюллетень Минюста РФ. – 2000. – № 4.
19. Приказ Минюста России от 30 декабря 2015 г. № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» (Зарегистрировано в Минюсте России 15 января 2016 г. № 40595) // Российская газета. – 2016. 27 января. – № 15.
20. Приказ Минюста России от 07.02.2020 № 16 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2020 № 57475) [Электронный ресурс] // https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=345252#bwt3azTfRnnb8oeT (дата обращения: 20.12.2023).
21. Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 г. № ВС-22/15 [Электронный ресурс] // URL: http://docs. c№td.ru/docume№t/935100256 (дата обращения: 20.12.2023).
22. Устав города Москвы от 28 июня 1995 г. // Московская правда. – 1995. – 18 июля.
23. Конституция Республики Адыгея // Ведомости Законодательного Собрания (Хасэ) – Парламента Республики Адыгея. – 1995. – № 16.
24. Устав Чукотского автономного округа 28 ноября 1997 г. № 26-ОЗ [Электронный ресурс] // URL: http://docs.c№td.ru/ docume№t/805043898 (дата обращения: 20.12.2023).
25. Устав города Санкт-Петербурга 28 февраля 1998 г. [Электронный ресурс] // URL: http://docs.c№td.ru/docume№t/8308279 (дата обращения: 20.12.2023).
26. Устав Рязанской области от 18 ноября 2005 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.ryaza№gov.ru/ryaza№/charter/ (дата обращения: 20.12.2023).
27. Закон Ставропольского края от 12 октября 1994 г. № 6-кз «Устав (Основной закон) Ставропольского края» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.c№td.ru/ docume№t/461505117 (дата обращения: 20.12.2023).
28. Закон города Москвы от 19 апреля 2006 г. № 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2006. – Май. – № 27.
29. Закон Московской области от 24 июля 2007 года № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» (с изменениями на 31 мая 2023 года) [Электронный ресурс] // https://docs.cntd.ru/document/819010581 (дата обращения: 20.12.2023).
30. Закон Санкт-Петербурга 16 января 2009 г. № 8033 «Об организации и деятельности нотариата в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.c№td.ru/ docume№t/891801634 (дата обращения: 20.12.2023).
31. Закон Рязанской области от 9 июля 2008 г. № 76-ОЗ «О пределах нотариальных округов и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах Рязанской области» // Рязанские ведомости. – 2008. – 15 июля. - № 128-129.
32. Закон Республики Адыгея от 27 октября 2009 г. № 298 «Об определении пределов нотариальных округов в границах территории Республики Адыгея и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах [Электронный ресурс] // URL: http://to01. mi№just.gov.ru/sites/default/files/page/2012/05/ zako№_respubliki_adygeya_ob_opredele№ii_predelov_№otarial№yh_okrugov_v_gra№icah_.doc. (дата обращения: 20.12.2023).
33. Закон Республики Крым от 29 мая 2014 года № 4-ЗРК «Об определении пределов нотариальных округов и количества должностей нотариусов в нотариальных округах в границах территории Республики Крым» [Электронный ресурс] // https://docs.cntd.ru/document/413901336 . (дата обращения: 20.12.2023).
34. Закон Республики Башкортостан от 30 января 2017 г. № 458-з «Об организации нотариальной деятельности в Республике Башкортостан» // Республика Башкортостан. – 2017. – 14 февраля. – № 17.
35. Закон города Севастополя от 6 августа 2018 года № 436-ЗС «Об отдельных вопросах организации и осуществления нотариальной деятельности на территории города Севастополя» [Электронный ресурс] // https://sevzakon.ru/view/laws/bank/2018/zakon_n_436_zs_ot_06_08_2018/tekst_zakona/ (дата обращения: 20.12.2023).
36. Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. № 583-ПП «О режиме работы нотариальных контор в городе Москве» // Официальный сайт Московской городской Нотариальной палаты [Электронный ресурс] // URL: http://www.mg№p.i№fo/ zako№odatelstvo-o-№otariate/ (дата обращения: 20.12.2023).
37. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 февраля 2007 г. № 68 «Об определении количества должностей нотариусов в нотариальных округах республики Татарстан» [Электронный ресурс] // URL: http://docs.c№td.ru/docume№t/917023983 (дата обращения: 20.12.2023).
38. Постановление губернатора Новосибирской области от 18 марта 2009 г. № 99 «О пределах нотариальных округов в Новосибирской области и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах» // Советская Сибирь. – 2009. – 31 марта. – № 56.
39. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 октября 2010 г. № 816 «Об определении пределов нотариальных округов в Республике Татарстан» [Электронный ресурс] // URL: https://moluch.ru/archive/470/103692/ (дата обращения: 20.12.2023).
40. Постановление Правительства Москвы от 26 сентября 2012 г. № 513-ПП «Об установлении численности нотариусов в городе Москве, внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 22 августа 2006 г. № 583-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы» // Официальный сайт Московской городской Нотариальной палаты [Электронный ресурс] // URL: http:// www.mg№p.i№fo/zako№odatelstvo-o-№otariate/ (дата обращения: 20.12.2023).
41. Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 18 июля 2014 г. № 343 «Об определении пределов нотариальных округов в границах территории Чукотского автономного округа и количества должностей нотариусов в нотариальном округе» [Электронный ресурс] // URL: http://docs. c№td.ru/docume№t/412382338 (дата обращения: 20.12.2023).
42. Постановление Правительства Ставропольского края от 12 декабря 2017 г. № 504-п «Об определении пределов нотариальных округов в границах территории Ставропольского края и количества должностей нотариусов в нотариальных округах [Электронный ресурс] // URL: http://docs.c№td.ru/docume№t/446601007 (дата обращения: 20.12.2023).
43. Конституция Республики Крым (принята Государственным Советом Республики Крым 11 апреля 2014 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру. – Режим доступа: URL: https://co№stitutio№.gara№t.ru
/regio№/co№s_krim/ (дата обращения: 20.12.2023).
44. Устав города Севастополя (Принят Законодательным Собранием города Севастополя 11 апреля 2014 г.) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру. – Режим доступа: URL: https://co№stitutio№.gara№t.ru/regio№/ustav_sevastopol/ (дата обращения: 20.12.2023).
45. Азнаев, А. М. Конституционно-правовые основы деятельности нотариата в Российской Федерации : автореф. дис. … канд. юрид. наук / Азнаев А. М. – М., 2008.
46. Ахрамеева О.В. Особенности нотариальной деятельности в условиях цифровой трансформации права и экономики / О.В. Ахрамеева, В.И. Фатхи // ЮП. – 2020. – № 1 (92).
47. Бегичев А.В. Соотношение правового статуса государственных и частных нотариусов / А.В. Бегичев // Евразийская адвокатура. – 2017. – № 2 (27). – С. 83–86
48. Баранов А.В. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. д-ра философ. наук М. М. Журавлева. Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2014.
49. Волков Н.А. Роль института нотариата в защите конституционных прав и законных интересов граждан / Н.А. Волков // ИСОМ. – 2015. – №5-1. – С. 111-115.
50. Воронюк Е.П. О влиянии нотариальных действий на реализацию конституционных прав граждан / Е.П. Воронюк // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. – 2015. – № 4 (36). – С. 28-33.
51. Гонгало Б.М. Настольная книга нотариуса: учеб.-метод. пособие: В 2-х т. Т. 1 / Гонгало Б. М. и др. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2004.
52. Гончарова Л.Н. Совершенствование законодательства о нотариальной деятельности / Л.Н. Гончарова // Актуальные вопросы теории и практики применения гражданского законодательства. – 2023. – С. 22-26.
53. Дарбинян А.А. Конституционно-правовые основы защиты права собственности несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных граждан при разделе наследства / А.А. Дарбинян // Наука. Общество. Государство. – 2014. – № 3. – С. 110-118.
54. Кашанина Т.В. Юридическая техника: учебник / Т. В. Кашанина. – 2-е изд., пересмотр. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. – 496 с.
55. Квитко Ф.А. Нотариат в системе гражданского общества: основная характеристика и особенности правового положения / Ф.А. Квитко // Право и жизнь. – 2012. – № 171-172 (910). –С. 27-53.
56. Корсик К.А. Парфенчикова Анастасия Артуровна Трансформация российского нотариата в новых экономических условиях / К.А. Корсик // Государственная служба. – 2020. – № 1.
57. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. – 3-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1986. – 399 с.
58. Куленко Н.И. Конституционно-правовые вопросы государственного регулирования организации нотариата на федеральном и региональном уровнях / Н.И. Куленко // Вестник ЧелГУ. – 2006. – № 2. – С. 37.
59. Малешин Д.Я. Содействие нотариата судебной реформе / Д.Я. Малешин // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. – 2020. – № 1.
60. Малько А.В. Юридическая техника: юридический словарь-справочник / А. В. Малько, М. А. Костенко, В. В. Яровая; под ред. А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2017.
61. Мордовцев А.Ю. Энциклопедия правовой мысли: учеб. пособие. М.: Ростовский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), 2018.
62. Мухаметшина И.И. Конституционное (уставное) регулирование нотариата как предмета ведения в Российской Федерации / И.И. Мухаметшина // Вестник экономики, права и социологии. – 2021. – № 1. – С. 80-83.
63. Мухаметшина И.И. Конституционно-правовой статус нотариальных палат субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики: специальность 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» : диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Мухаметшина И.И., 2022. – 207 с.
64. Огнева Л.А. Совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления / Л.А. Огнева // Молодой ученый. – 2020. – № 47 (337). – С. 351-353.
65. Олейник В.С. Нотариат как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации / В.С. Олейник // Нотариальный вестник. – 2014. – № 1. – С. 10-16.
66. Рассказова Н.Ю. Исполнение обязательства путем внесения долга в депозит нотариуса / Н.Ю. Рассказова // Практика применения общих положений об обязательствах: сборник статей / рук. авт. кол. и отв. ред. М.А. Рожкова. – М.: Статут, 2011. – С. 109-132.
67. Сводный отчет по Минюсту России. Сведения за 2021 год о нотариате в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mi№just.gov.ru/ru/pages/svede№iya-o-№otariate-v-rossijskoj-federacii-za-2021-god/
68. Синцов Г.В. Об особенностях удостоверения подлинности документов, представляемых для совершения нотариального действия / Г.В. Синцов // Нотариус. – 2015. – № 6. – С. 38–40.
69. Синцов Г.В. О влиянии последних изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ, в законодательство о нотариате Российской Федерации / Г.В. Синцов // Нотариус. – 2015. – № 2. – С. 10–12.
70. Сорокина О.С. Особенности и проблемные аспекты оценки нотариусами дееспособности гражданина / О.С. Сорокина // Наука. Общество. Государство. – 2018. – № 2 (22). – С. 245-249.
71. Тимошкина О.А. Конституционно-правовые основы защиты права собственности недееспособных и ограниченно дееспособных лиц в профессиональной деятельности нотариуса / О.А. Тимошкина, Д.В. Фролова // Наука. Общество. Государство. – 2015. – № 3. – С. 9.
72. Чернигов И.О. Нотариат – особый институт защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц / И.О. Чернигов // Право и государство: теория и практика. –2013. – № 4 (100). – С. 40-43
73. Черемных Г.Г. В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет / Г.Г. Черемных // Нотариус. – 2009. – № 4. – С. 2-9.
74. Черемных Г.Г. О дальнейшем совершенствовании законодательства о нотариате и нотариальной деятельности / Г.Г. Черемных, В. А. Бочковенко // Нотариальный вестник. – 2023. – № 2. – С. 35-46.
75. Чечулин И.Е. Взаимоотношения нотариата и государства в России: перспективы обновления законодательства о нотариате в 2023 году / И.Е. Чечулин // Молодой ученый. – 2023. – № 23 (470). – С. 407-409.
76. Шестакова Е.Д. Совершенствование законодательного обеспечения нотариальной деятельности в Российской Федерации / Е.Д. Шестакова // Концепции и модели устойчивого инновационного развития общества. – 2023. – С. 186-189.
77. Юрковский А.В. Теория государства и права: учебное пособие / под ред. А. В. Юрковского. Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2016.
78. Яковлев, В. Ф. Текст выступления на IV Конгрессе нотариусов России / В. Ф. Яковлев // Нотариальный вестник. – 2013. – № 7.
79. Ярков, В. В. Нотариат и нотариальное право: выбор модели развития / В. В. Ярков. – Текст: непосредственный // Сборник материалов и статей к 10-летию Центра нотариальных исследований: Собрание законодательства Российской Федерации, 2012. – С. 15.
80. Ярошенко Т.В. Нотариат в Российской Федерации: актуальные проблемы // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2013. – № 9.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ