Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования цифровой трансформации 7
1.1 Цифровая трансформация: содержание и социально-экономические последствия 7
1.2 Направления использования современных цифровых технологий в государственном управлении 14
Глава 2. Перспективы цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации 19
2.1 Цели цифровой трансформации государственного управления 19
2.2 Правовые основы цифровизации государственного управления 21
2.3 Проблемы и риски цифровизации государственного управления 24
Заключение 29
Список использованных источников 32
Цифровизация представляет собой один из трендов современности, она касается практически всех сфер деятельности. Немаловажную роль играет цифровизация в сфере государственного управления.
Вопросы цифровой трансформации государственного управления представляют собой актуальную тему исследования в силу своей значимости. Применение цифровых технологий в сфере государственного управления способствует повышению эффективности и прозрачности работы государственных органов, улучшению качества жизни граждан и обеспечению экономической выгоды. Цифровые технологии упорядочивают и систематизируют работу органов государственной власти, сокращая в значительной степени время на выполнение административных задач, способствуя оптимизации взаимодействия органов государственной власти и населения. Значительное влияние цифровые технологии оказывают на прозрачность процессов государственного управления. Применение цифровых технологий позволяет бороться с коррупцией и повышает доверие граждан к государственным институтам. Прозрачность данных позволяет гражданам контролировать деятельность государственных органов и обеспечивает открытость и справедливость в принятии решений., что является важнейшими принципами системы государственного управления. Цифровизация оказывает колоссальное влияние на качество жизни населения. Широкомасштабный доступ к государственным услугам позволяет гражданам оперативно решать многие актуальные вопросы, сокращая время ожидания и бюрократические барьеры. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации число пользователей «Госуслуг» составило на конец 2023 года 109 млн. человек, что больше более чем в 2 раза по сравнению с 2019 годом . По данным ФНС за последние годы в значительной степени увеличилась доля электронной регистрации бизнеса. Данные статистики позволяют убедиться в возрастающей роли цифровых технологий в системе государственного управления.
Уместно сделать вывод о том, что цифровые технологии в сфере государственного управления представляют собой важнейший инструмент повышения эффективности функционирования органов государственной власти и соблюдения принципов оперативности, открытости и прозрачности. Несмотря на свою высокую значимость, применение цифровых технологий в системе государственного управления сталкивается с рядом проблем. Проблема информационной безопасности, ограниченность финансовых ресурсов для финансирования, недостатков квалифицированных кадров – все это говорит о необходимости исследования данного вопроса в целях определения направлений совершенствования цифровой трансформации государственного управления. В условиях глобальной цифровизации, успешная реализация стратегии цифровой трансформации государственного сектора, становится критически важным фактором для обеспечения национальной конкурентоспособности и экономического роста страны.
Объектом исследования – выступает система государственного управления Российской Федерации в условиях цифровой трансформации.
Предмет исследования – направления цифровой трансформации государственного управления в РФ.
Научная разработанность проблемы. Вопросам исследования цифровой трансформации государственного управления уделено немало внимания в различных трудах авторов. Основные понятия, методы и инструменты информатизации государственного и муниципального управления и построения информационного общества раскрываются в работах таких авторов, как М.А. Абросимова , А.Н. Иванова , В.В. Иванов, А.Н. Коробова , В.И. Сафронов , В.И. Рыжков и другие.
Н.Е. Дмитриева исследуют различные аспекты цифровой трансформации в государственном управлении, рассматривает различные подходы к пониманию цифровой трансформации и ее влияния на государственное управление . А.С. Царенко рассматривает возможность внедрения цифровых технологий в систему государственного управления как способ повышения производительности труда за счет использования средств цифровизации . Монография С.Г. Сологубовой рассматривает вопросы противоречий в оценке продуктивности информационного ресурса . Также следует отметить труды Э.В. Талапиной и М.В. Петрова .
Цель данной курсовой работы – выявить направления цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
исследовать содержание и социально-экономические последствия цифровой трансформации;
определить основные направления использования современных цифровых технологий в государственном управлении;
выявить цели цифровой трансформации государственного управления в РФ;
изучить правовые основы цифровизации государственного управления;
выявить ключевые проблемы и риски, связанные с цифровизацией государственного управления.
Теоретико-методологическая база исследования:
Теоретической и методологической основой исследования стали нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы использования цифровых технологий в системе государственного управления, а также фундаментальные труды отечественных авторов по выбранной теме исследования. В ходе работы также были изучены статьи, представленные в периодических изданиях по выбранной теме исследования.
Методы исследования:
В работе широко использовались общенаучные методы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также специальные методы: системный подход, сравнительно-правовой анализ, статистический метод. В работе используются теоретические положения, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам цифровизации государственного управления.
Структура работы:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы цифровой трансформации и ее применение в государственном управлении. Вторая глава посвящена анализу перспектив цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации, включая цели, правовые основы, проблемы и риски данного процесса.
Проведенное исследование направлений цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации позволяет сделать ряд важных выводов.
Цифровая трансформация государственного управления представляет собой комплексный процесс, охватывающий технологические, организационные и правовые аспекты деятельности органов власти. Этот процесс направлен на повышение эффективности и качества государственного управления, улучшение взаимодействия между государством, гражданами и бизнесом.
Основными направлениями цифровой трансформации государственного управления в РФ являются:
1. Развитие электронного правительства и цифровых государственных услуг;
2. Внедрение технологий больших данных и искусственного интеллекта в процессы принятия решений;
3. Использование блокчейн-технологий для повышения прозрачности и безопасности государственных процессов;
4. Создание единых цифровых платформ для межведомственного взаимодействия;
5. Развитие систем информационной безопасности и защиты персональных данных.
Анализ правовых основ цифровизации государственного управления показал, что в России сформирована базовая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы использования цифровых технологий в государственном секторе. Ключевыми документами в этой области являются федеральные законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "Об электронной подписи», а также государственная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Однако, несмотря на значительный прогресс в области цифровизации государственного управления, этот процесс сопряжен с рядом проблем и рисков. К основным вызовам можно отнести:
1. Обеспечение информационной безопасности и защиты персональных данных граждан;
2. Преодоление цифрового неравенства и обеспечение доступности цифровых государственных услуг для всех категорий граждан;
3. Адаптация государственных служащих к новым технологиям и методам работы;
4. Решение этических вопросов, связанных с использованием искусственного интеллекта в государственном управлении;
5. Обеспечение баланса между эффективностью цифровых решений и сохранением человеческого фактора в управлении.
Для успешной реализации цифровой трансформации государственного управления в РФ необходимо принять ряд мер:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области цифровизации, в том числе принятие новых законов, регулирующих использование emerging технологий в государственном секторе;
2. Развитие цифровой инфраструктуры, особенно в удаленных и сельских районах страны;
3. Реализация масштабных программ по повышению цифровой грамотности населения и развитию цифровых компетенций государственных служащих;
4. Внедрение принципов «privacy by design» и этических стандартов при разработке и внедрении цифровых решений в государственном управлении;
5. Развитие отечественных технологических решений для снижения зависимости от иностранных технологий в критически важных областях государственного управления.
Важно отметить, что цифровая трансформация государственного управления – это не просто технологический процесс, а комплексное преобразование всей системы взаимоотношений между государством, гражданами и бизнесом. Успех этого процесса зависит не только от внедрения передовых технологий, но и от готовности общества и государственных структур к изменениям, от способности адаптироваться к новым реалиям цифровой эпохи.
В заключение можно сказать, что цифровая трансформация государственного управления в РФ имеет значительный потенциал для повышения эффективности работы органов власти, улучшения качества государственных услуг и повышения удовлетворенности граждан. Однако реализация этого потенциала требует системного подхода, учитывающего как технологические, так и социальные, правовые и этические аспекты цифровизации.
1. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федеральный закон № 149-ФЗ : [принят Государственной думой 8 июля 2006 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года]. – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2023. – 52 с. – ISBN 978-5-392-37256-5.
2. Об электронной подписи : Федеральный закон № 63-ФЗ : [принят Государственной думой 25 марта 2011 года : одобрен Советом Федерации 30 марта 2011 года]. – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2023. – 24 с.
3. О персональных данных : Федеральный закон № 152-ФЗ : [принят Государственной думой 8 июля 2006 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года]. – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2023. – 39 с.
4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг : Федеральный закон № 210-ФЗ : [принят Государственной думой 7 июля 2010 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года]. – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2023. – 52 с.
5. О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации : Федеральный закон № 187-ФЗ : [принят Государственной думой 12 июля 2017 года : одобрен Советом Федерации 19 июля 2017 года]. – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2023. – 16 с.
6. Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации : Федеральный закон № 258-ФЗ : [принят Государственной думой 22 июля 2020 года : одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года]. – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2023. – 34 с.
7. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон № 259-ФЗ : [принят Государственной думой 22 июля 2020 года : одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года]. – Москва : Проспект ; Санкт-Петербург : Кодекс, 2023. – 26 с.
8. Президент (2012–2018 ; В. В. Путин). О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы : Указ Президента РФ № 203 : [от 9 мая 2017 года]. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный.
9. Президент (2012– ; В. В. Путин). О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации : Указ Президента РФ № 490 : [от 10 октября 2019 года]. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный.
10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" : Постановление Правительства РФ № 313 : [от 15 апреля 2014 года]. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный.
11. Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" : Распоряжение Правительства РФ № 1632-р : [от 28 июля 2017 года]. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный.
12. Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота : Постановление Правительства РФ № 754 : [от 22 сентября 2009 года]. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный.
13. О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг : Постановление Правительства РФ № 236 : [от 26 марта 2016 года]. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный.
14. О головном телекоммуникационном центре органов исполнительной власти города Москвы : Закон г. Москвы № 37 : [от 9 июля 2008 года]. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный.
15. Об утверждении Требований по обеспечению целостности, устойчивости функционирования и безопасности информационных систем общего пользования : Приказ Минкомсвязи России № 104 : [от 25 августа 2009 года]. – Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. – Текст : электронный.
Научная литература:
16. Аболмасов, А. В. Цифровая трансформация государственного управления: особенности, проблемы и перспективы / А. В. Аболмасов // Вестник университета. – 2020. – № 7. – С. 5-12.
17. Абросимова, М. А., Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие / М. А. Абросимова. – Москва : КноРус, 2021. – 245 с.
18. Быков, А. Ю. Цифровая экономика и будущее цифрового государства / А. Ю. Быков // Проблемы современной экономики. – 2021. – № 3 (79). – С. 19-24.
19. Василенко, Л. А. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы / Л. А. Василенко, В. В. Зотов // Цифровая социология. – 2020. – Т. 3, № 2. – С. 4-16.
20. Девятых, А.С. Цифровая трансформация государственного управления: стратегические возможности и вызовы / А.С. Девятых // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в государственном управлении». Москва: Издательство «Наука и Практика», 2023. С. 123-135.
21. Добролюбова, Е. И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России / Е. И. Добролюбова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 4. – С. 70-93.
22. Дмитриева Н. Е. Цифровая трансформация в государственном управлении [Электронный ресурс] : коллект. моногр. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». / Н.Е. Дмитриева, А.Г. Санина, Е.М. Стырин. - Москва : ВШЭ, 2023. - 208 с. - ISBN 978-5-7598-2831-0. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/392820/reading. - Текст: электронный.
23. Зайцев, В. Е. Цифровая трансформация государственного управления: построение «государства-как-платформы» в России / В. Е. Зайцев // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2022. – № 1. – С. 84-106.
24. Иванова, А.Н. Информатизация государственного управления: монография / А.Н. Иванова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 147 с.
25. Иванов, В. В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с
26. Камолов, С. Г. Цифровая трансформация государственного управления: зарубежный опыт и российские реалии / С. Г. Камолов, Д. Б. Камолова // Власть. – 2020. – Т. 28, № 5. – С. 9-17.
27. Карпунина, Е. К. Цифровая трансформация государственного управления как драйвер развития цифровой экономики России / Е. К. Карпунина, Й. А. Горчев // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 87-100.
28. Косоруков, А. А. Цифровое правительство в практике современного государственного управления (на примере Российской Федерации) / А. А. Косоруков // Тренды и управление. – 2019. – № 1. – С. 42-54.
29. Лапидус, Л. В. Цифровая трансформация государственных услуг: модели цифровой зрелости и стратегии цифровизации / Л. В. Лапидус, А. О. Гостилович // Государственное управление. Электронный вестник. – 2021. – № 88. – С. 131-149.
30. Мартынов, А. В. Цифровая трансформация государственного управления: проблемы и перспективы / А. В. Мартынов // Административное право и процесс. – 2020. – № 6. – С. 15-21.
31. Рыжков, В.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении / В.И. Рыжков. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2014. – С. 156.
32. Петров, М. В. Государство как платформа: (кибер)государство для цифровой экономики, цифровая трансформация / М. В. Петров, В. В. Буров, М. С. Шклярук, А. В. Шаров. – Москва : Центр стратегических разработок, 2018. – 53 с. – URL: https://www.csr.ru/uploads/2018/05/GOSUDARSTVO-KAK-PLATFORMA_internet.pdf (дата обращения: 05.09.2024)
33. Сарафанов, В.И. Информатизация системы государственного управления / В.И. Сарафанов. – М.: Эксмо, 2016. – 256 с.
34. Смотрицкая, И. И. Современные тенденции цифровой трансформации государственного управления / И. И. Смотрицкая, С. И. Черных // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 5. – С. 22-36.
35. Сидоренко, Э. Л. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты / Э. Л. Сидоренко, И. Н. Барциц, З. И. Хисамова // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 2. – С. 93-114.
36. Талапина, Э. В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект) : монография / Э. В. Талапина. – Москва : Юриспруденция, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-9516-0897-5.
37. Трофимова, Е. А. Цифровая трансформация государственного и муниципального управления : учебное пособие / Е. А. Трофимова, В. В. Трофимов, В. А. Кулагин. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2021. – 157 с. – ISBN 978-5-7310-5256-7.
38. Царенко, А. С. «Бережливое мышление» в государственном управлении : монография / А. С. Царенко, О. Ю. Гусельникова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 206 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-13961-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]
39. Чернышенко, С. В. Искусственный интеллект в государственном управлении: перспективы и риски / С. В. Чернышенко // Государственная служба. – 2021. – Т. 23, № 3 (131). – С. 6-15.
40. Южаков, В. Н. Инициативный проект закона об обеспечении качества государственного управления / В. Н. Южаков, Е. И. Добролюбова, Э. В. Талапина, Ю. А. Тихомиров // Журнал российского права. – 2020. – № 8. – С. 5-19.
41. Якимова, К. В. Цифровая трансформация государственного управления на региональном уровне / К. В. Якимова, Ю. А. Яковлева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 5-2. – С. 254-259.
42. Янсен, Ф. С. Эпоха инноваций: как заниматься бизнесом творчески постоянно, а не от случая к случаю / Ф. С. Янсен ; пер. с англ. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 308 с.
Интернет-ресурсы:
43. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации: официальный сайт. Статистика пользователей государственных услуг. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/events/49226/