ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ 6
1.1. Метод полного физического реагирования в обучении иностранному языку 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младшего и старшего дошкольного возраста с точки зрения обучения иностранному языку 12
1.3. Характеристика метода полного физического реагирования с точки зрения работы с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями нервной
системы 17
1.4. Стратегии и приемы обучения лексике 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПОЛНОГО
ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26
2.1. Анализ Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования и учебников для детей дошкольного возраста на выявление применения принципов метода полного физического реагирования 26
2.2. Методические рекомендации по использованию TPR в процессе обучения
детей старшего дошкольного возраста 31
2.3. Создание комплекса игр для изучения английского языка в рамках метода
полного физического реагирования 36
2.4. Опытно-экспериментальная работа по внедрению метода полного
физического реагирования на занятиях английского языка в дошкольном учреждении 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
На сегодняшний день владение иностранным языком, особенно английским, считается не только престижным, но и необходимым, даже для повседневной жизни. В современном мире знание иностранного языка необходимо как никогда - для получения образования, для продвижения по карьерной лестнице и путешествий. Не секрет, что иностранные языки лучше усваиваются в раннем возрасте, поэтому по всей стране открывается множество лингвистических школ для детей дошкольного возраста, где они получают возможность изучать английский язык в легкой игровой форме. Необходимо осознавать, что предпосылки к успешному и мотивированному овладению иностранным языком закладываются в дошкольном и раннем школьном возрасте. Работа педагога в данном случае заключается, в первую очередь, в привитии и поддержании интереса к изучению иностранного языка, и, наиболее достоверный способ достигнуть этой цели - это показать обучающимся практический выход предлагаемых знаний, реализуемый здесь и сейчас и отвечающий потребностям обучающихся обозначенного возраста. Таким образом, возникает потребность в поиске оптимальных методов и приемов работы, которые будут являться наиболее эффективными в обучении иностранному языку.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению метода полного физического реагирования, как одного из современных методов обучения иностранному языку, специализирующихся на обучении устной коммуникации.
Объектом исследования является обучение иностранному (английскому) языку в старшем дошкольном возрасте.
Предметом является использование методики полного физического реагирования в обучении английскому языку старших дошкольников.
Цель нашего исследования - теоретически обосновать и апробировать применение метода полного физического реагирования в условиях государственного дошкольного образовательного учреждения.
Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:
1. раскрыть функции обучения иностранному языку в старшем дошкольном возрасте;
2. раскрыть значение обучения иностранному языку в старшем дошкольном возрасте;
3. описать психологические характеристики старшего дошкольника;
4. описать метод полного физического реагирования: основные принципы и положения;
5. обобщить предметную составляющую по иностранному языку в дошкольном образовательном учреждении;
6. разработать комплекс игр для обучающихся старшего дошкольного возраста, реализующий приемы обучения лексике в рамках метода полного физического реагирования;
7. спланировать и провести обучающий эксперимент в рамках метода полного физического реагирования на занятиях английского языка в старшем дошкольном возрасте;
8. провести критический анализ полученных результатов в ходе эксперимента.
В качестве теоретической базы были использованы работы, прежде всего, основателя изучаемого метода Джеймса Ашера (James Asher), а также его последователей, таких, как Тодд Маккей (Todd McKay), Рамиро Гарсия (Ramiro Garcia), Франциско Кабелло (Francisco Cabello) и других.
Для написания данного исследования были использованы такие методы, как: включенное наблюдение, анализ, обобщение, синтез, моделирование, эксперимент, обобщение результатов исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором отражена актуальность исследования, цель исследования, его объект и предмет, задачи и методы исследования, теоретической и практической глав, которые описывают выполнение поставленных задач, заключения и списка источников и литературы.
В современном мире изучение иностранных языков приобретает все большее значение, вместе с этим растет потребность в высоком уровне овладения иностранным языком. Именно по этой причине методика преподавания иностранного языка является одним из ключевых аспектов, которому педагог должен уделять большое количество времени и внимания.
Обучение иностранному языку в раннем возрасте создает благоприятные условия для дальнейшего изучения не только в рамках школьной программы, но и за ее пределами. Ранее вовлечение ребенка в мир английского языка развивает психические функции, способствует повышению любознательности, развивает навыки мышления и устной речи. Чем раньше ребенок начнет изучать английский язык, тем легче ему будет при дальнейшем погружении в иноязычную среду.
В ходе нашего исследования мы рассмотрели такой инновационный метод обучения иностранному языку как метод полного физического реагирования, определили его принципы, преимущества, недостатки, рассмотрели специфику его применения. Как результат, мы выявили, что благодаря применению TPR на занятиях в дошкольном возрасте, учащиеся показывают более высокие результаты в овладении лексикой, чем учащиеся на занятиях с традиционными методами и формами работы. Более того, мы рассмотрели точки зрения ученых, психологов и педагогов на психологические особенности детей дошкольного возраста, особенности обучения детей данного возраста, в особенности иностранному языку. Из этого, мы сделали вывод, что при обучении детей дошкольного возраста необходимо задействовать все стороны восприятия информации, а именно слух, тактильное ощущение и зрение. При комбинировании всех сторон восприятия ученики, как правило, показывают хорошие результаты в освоении и применении изученной лексики.
При дальнейшей работе мы провели анализ нескольких учебных пособий для детей дошкольного возраста на наличие в них различных составляющих метода полного физического реагирования. Нами был сделан вывод, что не все пособия в полном объеме раскрывают данный метод. Но мы все же нашли несколько наиболее подходящих учебников, которые отвечают методу полного физического реагирования - это «Playtime» и «Hippo and Friends». Именно эти два пособия содержат больше всего возможностей для реализации TPR. Также, на данном этапе работы мы разработали ряд методических рекомендаций для учителей, которых заинтересует применение метода полного физического реагирования на своих уроках.
В заключительной части нашей работы мы разработали комплекс из 23 игр, реализующих TPR. Несомненно, этот список может пополняться, а часть игр адаптироваться под более старший возраст. Более того, мы провели эксперимент на базе двух государственных дошкольных учреждений. В ходе нашего эксперимента мы выявили, что дошкольники, в обучении которых активно использовались игровые технологии, основанные на принципах TPR метода, добились больших успехов в усвоении лексического материала. Следовательно, мы можем смело говорить об эффективности данного метода и пытаться внедрить его на уроки английского языка в начальном звене школы.
В результате данной исследовательской работы, мы осуществили все поставленные задачи, и как следствие достигли поставленной цели, а именно теоретически обосновали и апробировали метод полного физического реагирования в дошкольном учреждении, доказав эффективность его применения на практике.
1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного учреждения от 17 октября 2013 г. №1155 [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/(дата обращения: 10.03.2022)
Интернет-ресурсы
1. Дегтярникова Т. A. Activity sheets - как способ повышения мотивации в
изучении английского языка - 2012 [Электронный ресурс]. URL:
http://festival. 1september.ru/articles/310709/(дата обращения 17.03.2022).
2. Ушакова Т. А. Учите язык как младенцы: наивность или авантюра методистов -
новаторов? - 2015 [Электронный ресурс]. URL:
http://www.study.ru/support/lib/note230.html(дата обращения 17.03.2022).
3. Фалина Л. Г. Особенности раннего обучения иностранному языку - 2015
[Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-
yazyki/angliiskiiyazyk/library/rannee-obuchenie-angliiskomu-yazyku (дата
обращения 19.03.2022).
4. Фрост Р. Введение в методику, известную как total physical response - 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://575english.ucoz.ru/publ/tpr total physical
response/1-1-0-16(дата обращения 19.03.2022).
5. Muhren A. Total Physical Response (TPR): An Effective Language Learning Method at Beginner/Intermediate Levels - 2003. [Электронный ресурс].иКБ: http://sastra.um.ac.id/wp-content/uploads/2009/10/Teaching-Children-Using-a-
TotalPhysical-Response-TPR-Method-Rethinking-Handoyo-Puji-Widodo.pdf. (дата
обращения: 20.04.2022).
Литература
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. - 1996. - 536 с.
2. Выготский Л.С. Из записок конспекта Л.С. Выготского к лекциям по психологии детей дошкольного возраста//Психология игры. - 1999. - №2 - С.293.
3. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2006. - 336 c.
4. Жирнова Е.В. Влияние раннего обучения иностранному языку на развитие детей. // Вестник Московского государственного областного университета. - 2014. - №2. - C.61 - 64.
5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет - М.: УРАО, 1999. - 175 с.
6. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры //Психологическая наука и образование. - 1996. - №8 - 9. - С.23.
7. Нематджанова Г.А., Бакирова Э.У., Запоминать иностранные слова при помощи звуковых ассоциаций. // Известия ВУЗов Кыргызстана- 2015. - № 6. - С. 244-246.
8. Протасова Е. Ю. Обучение иностранному языку дошкольников: (Обзор теоретических позиций) // Иностранные языки в школе. - 1990. - № 1. - С. 38¬42.
9. Подласый И.П. Педагогика: в 3-х кн., кн. 3: Теория и технологии воспитания: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлениям подгот. и специальностям в обл. «Образование и педагогика». - М.: ВЛАДОС, 2007 - 62¬70 с.
10. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е., Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.
11. Чигишева О. П., Гоголкина Т. М. Концептуальные основы метода полного физического реагирования в интерпретации Джеймса Ашера// Альманах современной науки и образования - 2009. - №2. - C.150 - 153.
12. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам. - М.: Филоматис, 2010. - 188 с.
13. Asher J. Learning Another Language through Actions: The Complete Teacher‘s Guidebook. - Los Gatos-California: Sky Oaks Production, 1982. - P. 54-56.
14. Asher J. Language by command. The Total Physical Response approach to learning language // The way of learning - 1984 - P. 35.
15. Herrel A. L. Fifty Strategies for Teaching English Language Learners. - Cambridge: Cambridge University Press. 2004. - P. 13.
16. Hornby A. S. Oxford Advanced Learner‘s Dictionary of Current English.- Oxford: Oxford University Press - 1974. - P. 959.
17. Krashen S. Fundamentals of Language Education. - Beverly Hills: Laredo, 1992. - P. 15-19.
18. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching // Oxford University Press - 2008. - P. 107 - 119.
19. Nunan D. Practical English Language Teaching. // New York McGraw Hill Company. - 2003 - рр. 135- 141.