Введение 4
ГЛАВА 1 Теоретические основы формирования навыков чтения на уроках английского языка в основной школе с применением технологии «перевёрнутый класс» 7
1.1 Теоретические основы обучения чтению 7
1.1.1 Чтение как вид речевой деятельности 7
1.1.2 Виды чтения 12
1.1.3 Требования к обучению чтению на уроках английского языка в
основной школе 17
1.2 Обучение изучающему чтению на уроках английского языка в 9 классе
1.3 Сущность технологии «перевёрнутый класс» 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
Глава 2 Особенности формирования навыков чтения обучающихся 9 классов на уроках английского языка с применением технологии «Перевёрнутый класс» 34
2.1 Описание подготовительного этапа эксперимента 34
2.2 Описание диагностического этапа эксперимента 36
2.3 Описание формирующего этапа эксперимента 39
2.4 Описание контрольного этапа эксперимента 40
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 44
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложение А 50
Приложение Б 52
Приложение В 54
Приложение Г 55
Приложение Д 56
Приложение Е 57
Приложение Ж 58
Приложение З 59
Приложение И 60
Приложение К 61
Приложение Л 62
Приложение М
Чтение - это один из основных способов получения информации, позволяющий человеку познавать мир и приобщаться к накопленному человечеством опыту и знаниям. Что объясняет тот факт, что чтение занимает центральные позиции в образовательном процессе как на уроках родного языка, так и на уроках английского языка.
Обучение данному навыку в школе предполагает параллельную отработку четырёх основных видов чтения: ознакомительного, просмотрового, поискового и изучающего. Последний вид чтения является наиболее продуктивным в извлечении информации и знаний из текстовых источников. Необходимость обучения изучающему чтения продиктована не только его практической значимостью, но также и прописанными положениями ФГОС.
Реальная ситуация показывает, что большинство учеников не владеют данным навыком вовсе или владеют им недостаточно. Это происходит по ряду причин: незаинтересованность обучающихся, отсутствие необходимого образовательного материала, неэффективность методики обучения. Как следствие, в педагогической среде появляется необходимость поиска эффективных методик и технологий обучения изучающему чтению, а также разработки упражнений и заданий, которые будут способны вовлечь обучающихся в образовательный процесс и активизировать их активную деятельность. Одной из технологий, удовлетворяющих данному запросу, является «Перевёрнутый класс». Несмотря на растущую популярность, эффективность ее использования для обучения чтению в общем и изучающего чтения в частности изучена недостаточно. Эти обстоятельства констатируют актуальность данной исследовательской работы.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в основной школе.
Предмет исследования - формирование навыков изучающего чтения на уроках английского языка в 9 классе на основе применения технологии «Перевёрнутый класс».
Цель данной работы - изучить особенности обучения изучающему чтению и разработать комплекс упражнений, направленных на формирование данного навыка на уроках английского языка в 9 классе с применением технологии «Перевёрнутый класс».
Задачи исследования:
1) рассмотреть понятие и виды чтения;
2) проанализировать требования к обучению чтению на уроках английского языка в основной школе;
3) рассмотреть методические особенности обучения изучающему чтению в 9 классе;
4) изучить содержание технологии «Перевёрнутый класс»;
5) разработать комплекс заданий и упражнений для формирования навыков изучающего чтения на уроках английского языка в 9 классе;
6) разработать комплекс заданий и упражнений для формирования навыков изучающего чтения на уроках английского языка в 9 классе на основе применения технологии «перевёрнутый класс».
Методы исследования: анализ методической и психолого-педагогической литературы, описательный метод, метод статистической обработки полученных данных, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых, которые в рамках методики преподавания иностранных языков изучали обучение чтению в общем и изучающему чтению в частности: Н. Д. Гальскова [Гальскова, Гез, 2015], Н. И. Гез. [Гальскова, Гез, 2015], З. И. Клычникова [Клычникова, 1983], С. К. Фоломкина [Фоломкина, 2005], Е. Н.
Соловова [Соловова, 2008], Д. Б. Эльконин [Эльконин, 2007], Е. А. Маслыко [Настольная книга преподавателя ..., 2004]. А также труды ученых, исследовавших технологию «Перевёрнутый класс»: Мирошникова Н.Н., [Мирошникова Н.Н., 2016], Богданова Д. [Богданова Д., 2012], Коренченко А. М., Калинина Е. А. [Коренченко А. М., Калинина Е. А. , 2019]
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации материала по теме исследования, описании требований и особенностей обучения изучающему чтению и обозначенными в работе характеристиками технологии «Перевёрнутый класс» в качестве инструмента развития навыков изучающего чтения.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать разработанный комплекс заданий и упражнений для формирования и/или совершенствования навыков изучающего чтения учеников 9 класса на уроках английского языка с применением технологии «Перевёрнутый класс».
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определены цели и задачи. В первой главе рассматривается содержательная характеристика навыка чтения в целом и изучающего чтения в частности, описаны требования к процессу обучения данному виду чтения, рассматриваются теоретические основы технологии «Перевёрнутый класс» Во второй главе представлен комплекс упражнений, направленный на развитие навыков изучающего чтения с применением технологии «Перевёрнутый класс» у обучающихся на уроке английского языка в 9 классе, а также результаты их апробации. В заключении подводятся итоги работы, раскрывается эффективность применения метода на уроке английского языка.
В ходе данной работы мы убедились, что чтение как вид речевой деятельности играет большую роль в развитии коммуникативной компетенции, как на родном языке, так и на иностранном. Мы выяснили, что для успешной реализации чтения иноязычных текстов особенно важным является достаточное владение лексическими, грамматическими и фонетическими навыками.
В ходе рассмотрения существующих классификаций чтения, описанных отечественными методистами, мы отметили широкое многообразие видов и форм чтения, отрабатываемое на уроках английского языка. Развитие их в совокупности позволяет обучающимся достичь зрелого чтения, что означает владение навыками чтения на высочайшем уровне. Однако, все же существует центральная классификация, согласно которой выделяют ознакомительное, просмотровое, поисковое и изучающее чтение. Мы можем смело сказать, что изучающее чтение занимает в образовательном процессе особую роль т. к. изучающее чтение является наиболее продуктивным способом извлечения информации и знаний из текстовых источников.
Необходимость обучения изучающему чтения продиктована не только его практической значимостью, но также и прописанными положениями нормативных документов в сфере основного общего образования Российской Федерации. В поисках требований к обучению чтения на уроках английского языка в основной школе мы обратились к Федеральному Государственному Образовательному Стандарту, Примерной Основной Образовательной Программе ООО, а также кодификатору ОГЭ. В данных документах прописывается обязательность обучения изучающему чтению, наряду с ознакомительным, просмотровым и поисковым.
Изучив специфику технологии «Перевёрнутый класс» мы пришли к выводу, что данная технология может помочь учителям более эффективно проводить уроки, посвященные изучающему виду чтения, более продуктивно формировать навыки данного чтения у обучающихся. Разработав комплекс заданий с применением данной технологии и апробировав его на базе МАОУ СШ № 17 г. Красноярска, мы убедились, что предоставление обучающемуся возможности самостоятельно, в удобном для него/неё темпе познакомиться и разобраться с новым материалом и углубить и расширить свои знания в процессе аудиторной работы на уроке положительно влияет на вовлечение учеников в процесс обучения и результаты обучения изучающему чтению.
Таким образом, поставленные цели и задачи данной исследовательской работы были выполнены.
1. Приказ Минобразования РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ (дата обращения: 14.05.2024).
2. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020) [Электронный ресурс]. URL:
https://iro23.ru/sites/defautt/files/primemaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-red.-04.02.2020.pdf (iro23.ru) (дата обращения 16.05.2024)
3. Афанасьева О.В., Михеева И.В. Английский язык. М.: Просвещение,
2007. 239 с.
4. Богданова Д. Перевернутый урок. / Дети в информационном обществе. 2012. №11. с. 68 - 71.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М.: Академия, 2015. 363 с.
6. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам / М.: АРКТИ, 2003. 189 с.
7. Г ордеева И.В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка // Молодой ученый. 2015. № 19 (99). с. 569-571.
8. Дергачева О. А. Перспективы применения технологии «перевернутый класс» // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков: сборник научных трудов по материалам очной XV Международной студенческой научно-практической конференции. Москва: Издательство «Перо», 2017. с. 98-100.
9. Дорохов Р.С. Роль, содержание и специфика обучения чтению на занятиях по английскому языку // Ученые записки. 2018. С. 233-241.
10. Дубровина И.В. Практическая психология образования. СПб.: Питер, 2004. 412 с.
11. Зубова А. И. Особенности технология «Перевернутый класс» // Иностранные языки в школе. 2019. № 8. с. 20-25.
12. Исупова Н. И., Нестерова Д. С. Технология «перевернутый класс»: преимущества и недостатки // Вопросы педагогики. 2019. № 6-2. с. 52¬56
13. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 207 с.
14. Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и элементов содержания для проведения основного государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [Электронный ресурс]. URL: https://down.ctege.info/gia9/2022/demo/english2022oge9fipi-kodifikator.pdf (дата обращения 16.05.2024)
15. Коренченко А. М., Калинина Е. А. Понятие и особенности применения технологии «Перевернутый класс» // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы IV Международной научно-практическая конференции. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. с. 213-217.
16. Коробова О. В. Обучение изучающему чтению // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы. Уфа: 2012. с 63-66.
17. Мирошникова Н.Н. «Перевернутый класс» - инновационная модель в обучении иностранным языкам в высшей школе. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016
18. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.В., Петрова С.И. Минск: Вышэйш. шк., 2004. 522 с.
19. Платаева Е.В. Из опыта работы по обучению чтению на уроках
английского языка. [Электронный ресурс]. URL:
https://urok.1sept.ru/articles/313980?(дата обращения 20.03.2024)
20. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / М.: Просвещение, 1991. 287 с.
21. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам / М.: Астрель,2008.238 с.
22. Тулина Е. «В чем секрет концепции «перевёрнутого класса?» [Электронный ресурс]. URL://https://newtonew.com/school/v-chemsekret- koncepcii-perevernutogo-klass(дата обращения 20.04.2024)
23. Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе / М.: Высшая школа, 2005. 255 с.
24. Шапкина Е.А. Психологические особенности среднего школьного возраста // Молодой ученый. 2015. № 19 (99). С. 343-345.
25. Щербинская А. А. Технология «Перевернутый класс» как средство оптимизации самостоятельной работы школьников // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. Т. 10. № 5. с. 82-86.
26.Эльконин Д. Б. Детская психология / М.: Академия, 2007. 384 с.