Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение технологий микрообучения дли подготовки младших школьников в области робототехники

Работа №156269

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2022
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 9
Глава 1. Теоретические основания подготовки младших школьников в области робототехники с использованием технологий микрообучения 14
1.1. Существующий опыт и особенности подготовки младших
школьников в области робототехники 14
1.2. Понятие и специфика применения технологий микрообучения в
дополнительном образовании 27
Выводы по первой главе 40
Глава 2. Практические аспекты разработки комплекса средств подготовки младших школьников в области робототехники с использованием технологий
микрообучения 41
2.1. Описание комплекса средств подготовки младших школьников в
области робототехники 41
2.2. Методические рекомендации по применению разработанного
комплекса 54
2.3. Результаты оценки разработанных средств 62
Выводы по второй главе 71
Заключение 72
Список использованных источников 74


Все большую популярность в наше время приобретают профессии, связанные с областью инженерии. На данный момент существует нехватка таких специалистов, поэтому необходимо начинать пробуждение интереса к точным наукам, начиная с раннего возраста. Робототехника направлена на популяризацию научно-технического творчества и повышение престижа инженерных профессий среди молодежи, развитие у молодежи навыков практического решения актуальных инженерно-технических задач и работы с техникой.
Согласно фундаментальной концепции содержания и структуры общего образования академика РАО В. С. Леднева, социальная значимость робототехники (как и в свое время программирования) говорит о том, что она становится необходимым элементом общего образования. При этом робототехника повторяет общую закономерность внедрения нового содержания: прежде чем стать элементом формального образования, оно проходит апробацию в рамках неформального образования (кружков, конкурсов, олимпиад и пр.).
Вопросы, связанные с освоением робототехники в различных формах рассмотрены в работах А. П. Алексеева, В.Л. Афонина, Л. Г. Белиовской, А. Н. Богатырева, А. Н. Боголюбова, Л. Л. Босовой, М.В. Васильева, Д.А. Каширина, В.Л. Конюха, Д.Г. Копосова, Д.А. Никитина, Е.П. Попова, Н. Н. Самылкиной, В. А. Серенко, В. В. Тарапаты, С.А. Филиппова, В.Н. Халамова, В.Д. Цыганкова и др.
При этом, как показано в исследованиях С.А. Бешенкова, Э.В. Миндзаевой, М.И. Шутиковой, робототехника играет ключевую роль в четвертой промышленной революции, которая пришла на смену цифровой революции 80-х г. ХХ века. Характерными чертами это революции являются: моделирование, интегративные системы, Интернет вещей, кибербезопасность, облачные вычисления, аддитивное производство, дополненная реальность, Big Data, автономные роботы, конвергенция различных видов технологий и др.
Опираясь на указанные выше работы, можно отметить, что робототехника становится новым и очень важным элементом содержания как основного, так и дополнительного образования. При этом внедрение робототехники осуществляется в двух аспектах: как предмета изучения и как средства обучения.
Образовательная робототехника - это новое междисциплинарное направление обучения школьников, интегрирующее знания о физике, мехатронике, технологии, математике, кибернетике и ИКТ, позволяющее вовлечь в процесс инновационного научно-технического творчества учащихся разного возраста. Интеграция столь большого количества научных областей требует передачи большого объема информации, разработке средств для усвоения и контроля учебных материалов. В связи с тем, что область робототехники малоизучена и в общем доступе мало методических разработок, необходимо потратить много сил и времени для создания эффективного способа обучения поэтому, мы обратили внимание на новую технологию - микрообучение. Данная технология позволяет разделить большой курс на маленькие блоки, изучение которых занимает небольшой промежуток времени.
Обучение (подачу учебного материала) «порциями» информации в начале 50-х г. XX в. предложил американский психолог Б. Ф. Скиннер. Целью было повышение эффективности управления усвоением материала за счёт построения его в виде последовательной программы подачи порций и их контроля. Немного позднее Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов контроля предлагали обучающемуся материал для самостоятельной работы. Управляемое усвоение учебного материала с помощью обучающего устройства называлось программированным обучением.
Многие современные исследователи (Ю.Ю. Роговая, Т.В. Малышева, О. Л. Чуланова, А.А. Хисамутдинова и др.) считают, что формат микрообучения особенно привлекателен для «цифрового» поколения современных школьников, которые большую часть своего времени проводят в окружении визуализированного и интерактивного контента. Т.Ю. Бугакова в качестве ключевого достоинства микрообучения указывает его результативность, обосновывая это тем, что представление нового учебного материала осуществляется небольшими частями (блоками) и затем происходит его закрепление в каждой части с помощью микрозаданий, что адекватно особенностям «цифрового» поколения детей.
Несмотря на наличие множества работ в области методики обучения робототехнике в условиях основного и дополнительного образования, имеющихся представлений о сущности и технологиях микрообучения, вопросы, связанные с применением технологий микрообучения для подготовки младших школьников в области робототехники, в научно-методических источниках отсутствуют. Поэтому можно констатировать наличие противоречий между:
- высокой значимостью подготовки в области робототехники для развития научно-технического потенциала современных школьников и недостатком обоснованных методик и технологий ее осуществления в условиях дополнительного образования с учетом психокогнитивных особенностей современного «цифрового поколения»;
- высоким потенциалом технологий микрообучения для обеспечения результативности подготовки младших школьников в области робототехники и отсутствием доступных средств для ее осуществления.
Проблема: каким образом следует использовать технологии микрообучения для реализации подготовки младших школьников в области робототехники в условиях дополнительного образования?
Цель: используя технологии микрообучения, разработать и обосновать комплекс дидактических средств для подготовки младших школьников в области робототехники в условиях дополнительного образования, учитывающий психокогнитивные особенности современного «цифрового поколения».
Объект исследования: процесс подготовки младших школьников в области робототехники.
Предмет исследования: дидактических средства, разработанные с использованием технологий микрообучения.
Гипотеза исследования: повышению результативности подготовки младших школьников в области робототехники в условиях дополнительного образования будет содействовать дидактические средства, в которых:
- освоение нового материала предполагает выполнение кратких, проблемных практико-ориентированных микрозаданий;
- учитываются психокогнитивные и возрастные особенности младших школьников «цифрового» поколения (дробное восприятие, ограничение на произвольное внимание, ожидание ситуации успеха, преимущественно визуальная репрезентативная система восприятия новой информации);
- на каждом этапе предполагается осуществления контроля и самоконтроля достижения микрообразовательного результата с его рефлексией.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научно-методической литературы определить теоретические основания подготовки младших школьников в области робототехники с использованием технологий микрообучения.
2. Выявить особенности применения технологий микрообучения для проектирования и реализации средств подготовки младших школьников в области робототехники в условиях дополнительного образования.
3. Спроектировать комплекс средств подготовки младших школьников в области робототехники, определив их содержание и возможные формы реализации.
4. Разработать средства подготовки младших школьников в области робототехники, средства для обоснования их результативности.
5. Провести оценку разработанного комплекса с точки зрения влияния средств подготовки на ее результативность.
Теоретическую значимость результатов исследования составляют выявленные и обоснованные способы проектирования и реализации средств подготовки в области робототехники младших школьников на основе технологий микрообучения в условиях дополнительного образования. Что может быть использовано в качестве базиса и рекомендаций для расширения и углубления исследований, связанных с выявлением потенциала микрообучения в подготовке и профориентации младших школьников по инженерным направлениям.
Практическая значимость работы заключается в разработанном комплексе средств подготовки, который может быть использован педагогами при реализации робототехнических программ дополнительного образования или внеурочной деятельности в младшей школе. Результаты оценки разработанных средств могут быть использованы преподавателями робототехники для корректировки учебно-методического обеспечения указанных видов профессиональной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе анализа литературы были рассмотрены робототехнические учебно-методические комплексы, определены психолого-педагогические особенности подготовки младших школьников в области робототехники рассмотрены способы применения технологии микрообучения в условиях дополнительного образования.
Выявлены особенности применения технологии микрообучения для проектирования средств подготовки младших школьников в области робототехники в условиях дополнительного образования. В основе которых лежат:
- модульная подача информации;
- фокусировка;
- автономность;
- разнообразие;
- интерактивность;
- доступность и мобильность.
Спроектирован комплекс средств подготовки младших школьников в области робототехники, определено их содержание и формы реализации.
Разработаны средства подготовки младших школьников в области робототехники, представленные в виде учебных элементов, интерактивных заданий тренажеров, презентаций. Разработаны средства для обоснования их результативности в виде карт рефлексивной оценки.
Для оценки актуальности разработанного комплекса с точки зрения влияния средств подготовки на ее результативность на онлайн платформе «Яндекс. Формы» был создан опрос для преподавателей дополнительного образования научно-технической направленности.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, цель достигнута. Теоретико-логические основы работы в совокупности с результатами опроса позволяют говорить о том, что комплекс средств по робототехник будет способствовать повышению результативности подготовки младших школьников в области робототехники в условиях дополнительного образования.



1. Автоматизированные устройства. ПервоРобот. Книга для учителя. LEGO Group, перевод ИНТ
2. Андреев, М. Д. Инфографика как способ переработки информации: смысл vs картинки (рекомендации по созданию инфографики) / М. Д. Андреев // Актуальные вопросы гуманитарных наук - 2020: Материалы выступлений молодых ученых в рамках Ломоносовских чтений 2020. - Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2020. - С. 73-78.
3. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб. - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с
4. Баженова М.В. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И
МИКРООБУЧЕНИЕ // Вестник магистратуры. 2019. №7-2 (94). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-i-mikroobuchenie(дата обращения: 20.06.2022).
5. Брянцева Р.Ф. Занимательная робототехника в современной школе
// Наука и перспективы. 2018. №1.
URL:https: //cyberleninka.ru/article/n/zanimatelnaya-robototehnika-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 20.04.2022).
6. Визерский А.В., Визерская Е.В., Сергеева П.А. Подготовка младших школьников в области робототехники на основе технологии микрообучения/ // Научно-издательский центр «Поволжская научная корпорация». - 2020. - №56. С. 18-20
7. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 27,48с.
8. Ефремова, А. Г. Формирование познавательного интереса к техническим видам творчества средствами робототехники (на примере конструктора LEGO spike prime) / А. Г. Ефремова // Актуальные вопросы и тенденции развития предметной области "Технология": Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 19 ноября 2021 года / Редколлегия: отв. ред. М.Г. Корецкий, А.Н. Хаулин, Н.Н. Лавров [и др.], сост. Н.П. Шпаков. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "ОнтоПринт", 2022. - С. 64-67.
9. Волкова, О.В. Техническое моделирование как реализация творческого потенциала учащихся //Дополнительное образование. - 2005. - № 9. - С. 29-33.
10. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 518с
11. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - 70-86с.
12. Димитрис А.Б. Образовательная робототехника: открытые вопросы и новые задачи // Образовательная робототехника: состояние, проблемы, перспективы: Сборник статей Международной научно¬практической конференции, Новосибирск, 30-31 октября 2019 года / Под редакцией Р.В. Каменева, Е.Е. Ступиной. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. - P. 58-70.
13. Задунова, Е.В. Формирование учебной мотивации младших школьников: Учебник - М.: Начальная школа, 2007. - С. 20-21.
14. Зарудняя, В. Ю. Развитие инженерного мышления у младших школьников в курсе робототехники / В. Ю. Зарудняя, Р. Э. Ишмухаметов // Известия института педагогики и психологии образования. - 2019. - № 1. - С. 107-109.
15. Ильина, А. С. Развитие умений сотрудничества у младших школьников на уроках робототехники / А. С. Ильина, Е. В. Мухачева, А. И. Опарин // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 1. - С. 87-91.
16. Карпухина, Т. С. Клиповое мышление и клиповое сознание: проблемы обучения / Т. С. Карпухина // Мой профессиональный стартап: сборник статей по материалам VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 28 марта 2019 года / Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2019. - С. 159-161.
17. Кириллова Г.Д. Т еория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 2007. -151, 198с.
18. Когнитивные функции и личностные особенности школьников в разных образовательных средах / Ю. Н. Гут, М. К. Кабардов, Ю. П. Кошелева, О. А. Москвитина // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 5(53). - С. 323-333. - DOI 10.32744/pse.2021.5.22.
19. Копосов Д. Г Технология. Робототехника: Учебные пособия к учебникам для всех классов. - М.: Бином Лаборатория знаний., 2017. -128 с.
20. Круче, чем TikTok: 5 фактов о микрообучении, которые вам стоит знать [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/marketing/165528- kruche-chem-tiktok-5-faktov-o-mikroobucheniikotorye-vam-stott-znat. - Дата обращения: 02.02.2021
21. Лабутина, В. А. Микрообучение в контексте непрерывного совершенствования педагогического мастерства / В. А. Лабутина, В. Б. Лабутин. - Текст: электронный // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2019. - Вып. 4. - Ч.2.
- С. 181-198. - URL: http://new.asou-
mo.ru/images/2019/12/000/000/000000/%D0%A1%
D0%B 1 %D0%BE%D 1 %80%D0%BD%D0%B8%D0%BA_2019_4%D 1 %872_9. 01.pdf (дата обращения: 17.01.2020).
22. Ложкина, А. И. Микрообучение как один из основных трендов современного образования / А. И. Ложкина, Н. А. Куранова // Наука и образование в условиях цифровой экономики: мировой опыт и национальные приоритеты: Сборник статей XVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 июля 2020 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. - С. 57-59.
23. Матвеева, К. Ю. Микрообучение: способ развития системы
обучения в современных условиях / К. Ю. Матвеева // Социально¬политические и экономические проблемы современной России: материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Махачкала, 22 марта 2019 года. - Махачкала: Дагестанский государственный педагогический
университет, 2019. - С. 178-182.
24. Микрообучение: мода или необходимость // EduTech. - 2016. - №1.
- С.16
25. Микрообучение — система образования будущего: [Электронный ресурс]. М., 2015-2020.URL: https://lifehacker.ru/microlearning/. (Дата обращения 02.12.2020
26. Михайлова Л. В. Робототехника в современной школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola,дата обращения: 21.04.2021.
27. Монахова, Г. А. Микрообучение как феномен цифровой трансформации образования / Г. А. Монахова, Д. Н. Монахов, Г. Б. Прончев // Образование и право. - 2020. - № 6. - С. 299-304. - DOI 10.24411/2076-1503-
2020-10645.
28. Мордвинова, Ж. С. Микрообучение как форма дистанционного образования / Ж. С. Мордвинова, Е. А. Суханова // Психология, педагогика, образование: актуальные исследования и разработки: сб. науч. трудов по материалам Международной науч.-практ. конф., Казань, 10 февраля 2022 г. - Казань: Профессиональная наука, 2022. - С. 9-11.
29. Мялкина Елена Васильевна Анализ развития системы
непрерывного профессионального образования в России и за рубежом // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2019. №3 (43). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/analiz-razvitiya-sistemy-nepreryvnogo-
professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения:
20.03.2022).
30. Набойченко, И. А. Феномен клипового мышления у современных школьников и студентов: плюсы и минусы / И. А. Набойченко // Актуальные проблемы современной науки: исторические, философские, методологические аспекты : сборник статей 2-ой Региональной научной конференции молодых ученых, Курск, 06 мая 2022 года. - Курск: ЗАО "Университетская книга", 2022. - С. 308-312
31. Полякова, В. В. Особенности развития когнитивных способностей младших школьников / В. В. Полякова // Социум, общество и государство: история и современное развитие: Сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции, Москва, 20 ноября 2017 года. - Москва: Научная общественная организация "Профессиональная наука", 2017. - С. 97-100.
32. Руселевич, Н. Ф. Особенности выбора технических средств обучения образовательной робототехнике в средней школе / Н. Ф. Руселевич // Молодой ученый. - 2021. - № 20(362). - С. 182-186.
33. Самылкина Н. Н. Робототехника в школе: методика, программы,проекты. - М.: Изд-во Лаборатория знаний, 2017. - 40-42 с.
34. Синебрюхова В.Л. Применение образовательной
робототехники в процессе формирования у детей младшего школьного возраста учебной мотивации к техническим видам // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2016». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://
www. scienceforum.ru/2016/1448/16772
35. Степаненко, Т. А. Проблемное обучение как один из ведущих методов обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Т. А. Степаненко // Проблемы теории и практики современной науки: материалы VII международной научно-практической конференции, Таганрог, 19 сентября 2016 года / ООО «НОУ «Вектор науки». - Таганрог: Издательство "Перо", 2016. - С. 71-74
36. Табинова, О. А. Значение ведущей репрезентативной системы
обучающихся при изучении геометрии в 7 классах / О. А. Табинова, А. О. Сазонова // Актуальные проблемы качества математической подготовки школьников и студентов: методологический, теоретический и
технологический аспекты : материалы VIII Всероссийской c международным участием научно-методической конференции, Красноярск, 26-27 ноября 2021 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2021. - С. 78-82.
37. Тимофеев Б. П. Мехатроника-научная и учебная дисциплина //Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. - 2003. - №. 11.
38. Тузикова, И. В. Изучение робототехники - путь к инженерным специальностям [Текст] / И. В. Тузикова// Школа и производство. - 2013. - №
5. - С. 45-47.
39. Ульданов, А. Н. Развитие интереса к робототехнике путем включения элементов робототехники в соревнования и конкурсы / А. Н. Ульданов // Робототехника в школе как ресурс подготовки инженерных кадров будущей России: Сборник методических материалов для работников образования по итогам областных семинаров и курсов повышения квалификации по образовательной робототехнике для работы в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. - Киров: Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Кировской области», 2017. - С. 109-114.
40. Халамов, В.Н. Образовательная робототехника в начальной школе: Учеб. метод. пос. - Челябинск: Обл. центр информ. и мат. техн. обе-спечения образоват., 2012. - 192 с.
41. Чуланова Оксана Леонидовна, Хисамутдинова Алсу Айратовна Микрообучение как технология совершенствования обучения персонала организации с целью получения целевых знаний // Материалы Афанасьевских чтений. 2020. №2 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mikroobuchenie- kak-tehnologiya-sovershenstvovaniya-obucheniya-personala-organizatsii-s-tselyu- polucheniya-tselevyh-znaniy(дата обращения: 06.01.2022).
42. Юревич, Е. И. Основы робототехники: Учебник — СПб.: БХВ- Петербург., 2005. — 416 с.
43. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения: Учеб. Для ун-тов. - Каунас: 1989. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ