Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительная характеристика мужской и женской гендерной идентичности в юношеском возрасте: способы управления ей (Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт)

Работа №156265

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен опрос среди студентов Нижнетагильского Государственного колледжа имени Н. А. Демидова
Выборка: 33 студента. Из них 14 студентов женского пола, 19 – мужского, в возрасте от 18 лет до 21 года.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТЬЮ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ….8
1.1. Гендерная идентичность как феномен современного общества……………8
1.2. Особенности мужской и женской гендерной идентичности в юношеском возрасте и способы управления ей……14
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЕНОМЕНА МУЖСКОЙ И ЖЕНСКОЙ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ ЕЙ НА БАЗЕ НИЖНЕТАГИЛЬСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА ИМЕНИ Н.А. ДЕМИДОВА…………………………………………………. 22
2.1. Выявление мужской и женской гендерной идентичности в юношеском возрасте на базе Нижнетагильского государственного профессионального колледжа имени Н.А. Демидова……………22
2.2. Рекомендации работникам среднего профессионального образовательного учреждения по способам управления гендерной идентичностью в юношеском возрасте………….. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 46


На сегодняшний день представление о мужественности и женственности вышли за рамки биологического пола. Данная тенденция постепенно проникает во все сферы жизнедеятельности общества, качественно изменяя и преобразуя мировоззренческую модель. Во многом расширение спектра гендерных возможностей личности не только благоприятно влияет на развитие социума, но также позволяет человеку обрести уверенность, дает возможность принять себя, что способствует раскрытию потенциала целостной личности. Это особенно значимо в юношеском возрасте, когда настает пора активно проявлять себя в выбранной профессии, выборе партнера, построении дальнейшей жизненной перспективы, в том числе в пространстве гендерных отношений.
Идентичность – существенное, постоянное, внутреннее, субъективное понятие человека о себе, позволяющее рассмотреть сходство с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости [1]. Идентичность человека развивается всю жизнь, может идти как в прогрессивном, так и регрессивном направлении. При определенных, неблагоприятных обстоятельствах процесс формирования идентичности может задерживаться или может происходить возвращение к более ранним, примитивным ее формам. На возникновение нарушений идентичности влияют психотравмирующие ситуации в детстве. В качестве причин, способствующих развитию негативной гендерной идентичности, например, у подростков, отмечается развод родителей [8]. Фактором, способствующим формированию негативной идентичности, является интернализация негативного имиджа родителей. Кризис гендерной идентичности может создавать предпосылки для развития личностных расстройств и различных форм отклоняющегося поведения.
Социальная идентичность понимается как принадлежность к той или иной группе, включенность в какую-либо социальную категорию, как «поиск своего места в жизни» [1]. Размышляя об идентичности и идентификации, Э. Эриксон исходил из того, что психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентификаций [10, с. 544]. Данное понятие понимается как принятие и отождествление себя в мужской или женской роли и включает в свою структуру гендерную идентичность и собственно полоролевую идентичность – усвоение и выполнение ролей мужчины и женщины. Идентификация как психический процесс лежит в основе естественного стремления перенять черты социальной группы или конкретного человека, чтобы ощущать себя защищенным, сопричастным, согласованным с другими. В некоторых своих вариантах, гендерная идентификация может проявлять себя в виде конформизма, в процессе изменения мнения, восприятия человека в сторону согласия с мнением или позицией других людей.
Гендерная идентичность – часть социальной идентичности личности. Она предполагает самоидентификацию с определенным полом; единство сознания и поведения индивида, относящего себя к тому или иному полу. Гендерная идентичность – это личное самоощущение конкретного человека, то, как он определяет сам себя.
Современные исследователи различают три ключевых понятия для описания гендера и сексуальности человека:
1) гендерная идентичность;
2) гендерное выражение – способы поведения, при помощи которых человек сообщает о своем гендере в данной культуре: в частности, через одежду, манеру общения и интересы.
3) сексуальная ориентация – пол или гендер тех, к кому человек испытывает сексуальное или романтическое влечение [18].
Предполагается, что три вышеперечисленных понятия должны находиться в соответствии между собой, а также с приписанным при рождении полом. Например, от человека с приписанным при рождении женским полом ожидается, что она будет определять себя как женщину, проявлять феминное поведение и испытывать гетеросексуальное влечение к мужчинам, но иногда это не так.
Современная теория о гендере и гендерной идентичности предполагает, что проявление различных личностных качеств человека, связаны с социально-психологическим полом – теми чертами, качествами и свойствами, которые сконструированы социокультурной средой. При этом процесс реализации гендерной идентичности различается в зависимости от той ситуации, в которой находится личность.
По одной из версий, термин «гендер» ввел в науку американский психоаналитик Роберт Столлер. В 1963 году он сделал доклад «О гендерной идентичности». Столлер обозначил различие понятий пола и гендера. По другой версии, данное понятие ввел Джон Мани – американский психолог и сексолог, который изучал проблему сексуальной и гендерной идентичности в 1965 году [20].
Как мужскую, так и женскую идентичность в своих работах изучал Карл Густав Юнг. Он выделил понятие индивидуализации – слияние сознательного и бессознательного в одной единой структуре – архетипическом образе Самости.
Американский психоаналитик юнгианского направления Джин Шинода Болен занималась изучением женских и мужских архетипов. Она описала женские архетипы простым и понятным языком, дав каждому из них имя соответствующей по психотипу богини из пантеона древнегреческих богов. Свою теорию Болен изложила в книге «Богини в каждой женщине», вышедшей в 1984 году.
В России основателем гендерного направления в психологической науке является Клецина Ирина Сергеевна. Автор первых отечественных учебно-методических работ по гендерной психологии. Она изучала гендерную идентичность в своих книгах и научных публикациях.
Из современных практиков гендерную идентичность изучал Владимир Васильевич Козлов. Им вместе с Шуховой Натальей Александровной в 2010 году было издано пособие «Гендерная психология», целью которого является показать процессы и механизмы усвоения человеком гендера и его активного воспроизводства через формирование системы убеждений, ценностей и идеалов.
В настоящее время и мужчины, и женщины, все чаще получают равные права, при этом мужчины «теряют» некоторые традиционно мужские сферы деятельности. А женщины частично «замещают» мужчин в этих сферах. Также многие из функций и ролей, которые принято считать исключительно мужскими, перенимаются и женщинами. Так происходит изменение гендерных стереотипов, влияющих на поведение молодежи, что приводит как к положительным преобразованиям в обществе (свобода личности, возможность самовыражения, социальная стабильность и культурная преемственность), так и к отрицательным, препятствующим развитию.
Актуальность темы данной работы подтверждается тем, что современное общество подвержено быстрым и интенсивным изменениям, и поэтому в настоящее время следует обратить особое внимание на проблемы мужской и женской гендерной идентичности в юношеском возрасте.
Объект исследования: психологический феномен гендерной идентичности
Предмет исследования: особенности мужской и женской гендерной идентичности в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить особенности мужской и женской гендерной идентичности в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. изучить феномен гендерной идентичности;
2. проанализировать проблемы мужской и женской гендерной идентичности в юношеском возрасте;
3. выявить мужскую и женскую гендерную идентичность у студентов;
4. составить рекомендации по способам управления гендерной идентичностью.
Методы исследования: анализ специализированной литературы, анкетирование, проведение тестирования
База исследования: Нижнетагильский Государственный колледж имени Н. А. Демидова, г. Нижний Тагил, Свердловская область.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема управления гендерной идентичности является актуальной для современного общества в связи с остро стоящей проблемой смещения гендерных ролей. Гендерная идентичность – это особый вид социальной идентичности, пребывающий в самосознании человека наравне с профессиональной, семейной, этнической и иными идентификациями. Гендерная идентичность принадлежит к числу более устойчивых идентификаций человека, а также не подлежит выбору.
С точки зрения социально-конструктивистской парадигмы гендерная идентичность представляет собою общественный конструкт. Именно она стремительно создается субъектом на протяжении жизни, в процессе социального взаимодействия с другими людьми, а также сравнения себя с ними.
Термином половая роль обозначается совокупность установок и форм поведения, считающихся в определенной культуре нормальными и приемлемыми для представителей того или иного пола. Половые роли формируют у людей связанные с их полом поведенческие ожидания, которые они должны оправдывать. Поведение, которое считается как социально приемлемым для мужчины, называется маскулинным, а для женщины – фемининным [14]. В конце ХХ в. биполярная модель гендерной идентичности была пересмотрена в концепции С. Бэм. В 1974 г. С. Бэм сформулировала свою гипотезу о существовании трех типов людей с различной гендерной идентичностью:
– с преобладанием феминных характеристик;
– с преобладанием маскулинных характеристик;
– андрогинных, то есть тех, у кого наблюдается баланс и известная гармония маскулиных и феминных черт. Наиболее привлекательным ей казался третий тип, который вбирает в себя все лучшее из обеих половых ролей. По ее мнению, адрогинные личности обладают адаптивностью, отличаются творческими наклонностями и наиболее психологически благополучны.
Далее нами была проведена работа по выявлению мужской и женской гендерной идентичности у студентов. Результаты исследования показали, что гендерная идентичность в юношеском возрасте уже сформирована и имеет ряд значимых особенностей. Так, современные студенты профессионального образовательного учреждения в основном имеют андрогинный тип гендерной идентичности, что связано с тенденцией современного общества меняться, давая большой спектр путей для самореализации. Именно поэтому в сознании молодых ребят не закреплены качества только фемининного или только маскулинного типа гендерной идентичности, так как для решения сложных задач в нынешних реалиях им необходимо иметь гибкий характер, подстраиваться под внешние условия. При этом молодые люди могут проявлять сразу несколько видов социальных гендерных установок, не согласующихся между собой, а так же иметь установки негативной направленности по отношению к разным аспектам жизни. Девушки же наоборот часто не имеют высокого уровня выраженности ни в одном из видов социальных установок. Из чего сделан вывод, что современная система образования не включает в себя работу над формированием и управлением гендерной идентичности молодых людей, что может приводить к их деструктивному поведению в более зрелом возрасте.
Для работы по управлению гендерной идентичности студентов нами были даны рекомендации для средних профессиональных образовательных учреждений и разработан тренинг, который рассчитан на 8 занятий 1-2 раза в неделю, каждое из которых длится 2 академических часа.
Меняется как мир, так и способы видения мира и ощущения себя в нем. Гендерная идентичность признается одной из базовых характеристик личности, утверждающих ее тождественность и уникальность. Особенностью гендерной идентичности является динамический, незавершенный характер, изменяемость ее на протяжении всей жизни, что повышает адаптивные возможности человека.
Под влиянием новых культурных, духовных, экономических факторов происходит трансформация гендерной идентичности, меняются ценностно–смысловые установки личности, личность вынуждена выбирать новые социальные роли и ориентиры. Часто этот выбор происходит в ситуации внутриличностного конфликта. Гендерная идеология, выражая отношения власти и стремясь сохранить гендерную дихотомию и существующую иерархию в обществе, усугубляет конфликт. Решение возникающих конфликтов означает развитие идентичности. Идентичность трансформируется, освобождается от кризисов и переходит на новый уровень.
Трансформация гендерной идентичности – объективный, неизбежный процесс. Осознание этого позволяет личности конструировать социальный мир, открывать новые перспективы развития в нем, а задача педагога направить студента в нужном направлении работы.



1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. [Текст] / М.: Аргументы и факты, 1993.-608с.
2. Андреева Т.В. Семейная психология: Учебное пособие. [Текст] / Т.В. Андреева - СПб., Речь, 2004.
3. Бем. С. Трансформация дебатов о половом неравенстве [Текст] // Феминизм и гендерные исследования: хрестоматия. Тверь: Изд-во ТеГУ, 1999. С. 68-83.
4. Болен. Дж. Ш. Богини в каждой женщине. Главные архетипы в жизни, [Текст] / 2018.
5. Большой толковый социологический словарь. [Текст] / 1999. С. 110
6. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии [Текст] / О.А. Воронина // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций. - М.; МЦГИ – МВШСЭН, 2000.
7. Доронова Т. Н. Девочки и мальчики 3–4 лет в семье и в детском саду. [Текст] / - М., 2008
8. Еремеева В. Д., Хризман Т. Л. Мальчики и девочки — два разных мира.- Москва, 1998.
9. Клецина, И.С. Гендерная социализация [Текст] / И.С. Клецина. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. – 92 с.
10. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика [Текст] / И.С. Клецина. – СПб.: Алетейя, 2004. – 408 с.
11. Козлов В. Интегративная психология: Пути духовного поиска, или освещение повседневности. [Текст] / М.: Психотерапия, 2007. 675 с.
12. Козлов В.В. Тест «ЛОКАА». Опросный метод исследования глубинных личностных сценариев мужчины женщины. Методическое руководство. [Текст] / Ярославль, ООО «Титул Яр», 2010 - 59 с.
13. Коротец, И. Д. Гендерная проблема: позиция феминизма / И. Д. Коротец, А. С. Хижняк. — [Текст] // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 662-665.
14. Колбановский, В. Н. О половом воспитании подрастающего поколения // Советская педагогика. 1964, № 3 – С. 35-41.
15. Крукс Р. Сексуальность / Р. Крукс, К. Баур [Текст] / М., Прайм-Еврознак, 2005.
16. Лебединский, В. В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте / В.В. Лебединский – М.: изд-во Моск. Ун-та, 1990 – 197 с.
17. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. Справочник практического психолога. [Текст] / М.: ЭКСМО, 2006
18. Мальчики и девочки: две половинки? [Текст] // Обруч, 1998г. № 6
19. Мальчики и девочки [Текст] // Обруч, 2007г. № 5
20. Панфилова М. А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье. [Текст] / Москва, 2009.
21. Практикум по общей и экспериментальной и прикладной психологии: Учеб.пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. А. Ганзен и др.; Под общей ред. А.А. Крылова. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 2003 –. 560 с.
22. Репина, Т.Д. Гендерная история: проблемы и методы исследования [Текст] /Т.Д. Репина // Новая и новейшая история. – 1997. – № 6. – С.41 – 58.
23. Сластёнин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст] / М.: Издательский центр «Академия», 2002.-576с.
24. Тартаковская, И.Н. Гендерная социология / И.Н. Тартаковская. [Текст] / М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский Простор», 2005. – 368 с.
25. Уэст, К. Создание гендера / К. Уэст, Д. Зиммерман [Текст] // Гендерные тетради. Вып. 1; под ред. А. Клецина. – СПб: СПб филиал ИП РАН, 1997. – С. 94 – 124.
26. Шелухина И. П. Мальчики и девочки. [Текст] / Москва, 2008.
27. Шнейдер, Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. – М.: МПСИ, 2007 – 128 с.
28. Эриксон, Э. Идентичность: Юность и кризис / Э. Эриксон. [Текст] / М.: Протресс, 1996. – 344 с. - М., Прогресс, 1996.
29. Юнг К.Г. Отношения между Я и бессознательным /I Собрание сочинений. Психология бессознательного [Текст] / пер. с нем. М.: Канон, 1994. С. 175-336.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ