Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения технологии педагогического дизайна для обучения школьников 6
1.1. Сущность педагогического дизайна и технологии его реализации 6
1.2. Современные условия обучения информатике в средней школе с
позиций педагогического дизайна 25
Выводы по первой главе 39
Глава 2. Практические аспекты применения современных технологий педагогического дизайна при реализации обучения информатике в основной школе 40
2.1. Применение технологий педагогического дизайна для проектирования
уроков информатики 40
2.2. Использование инструментов педагогического дизайна для разработки и
анализа средств обучения информатике 50
2.3. Результаты оценки разработанных средств 61
Выводы по второй главе 70
Заключение 71
Библиографический список 72
Стремительное развитие IT-сферы и внедрение новейших технологий неумолимо меняет условия существования и развития жизнедеятельности современного человека, а также его образование и требования к образованности, культуре.
В настоящий период система образования в России претерпевает существенные изменения. Традиционная образовательная система не в состоянии обеспечить качественное образование в условиях активно меняющихся запросов экономики и социума [4]. Переломным моментом для всех сфер деятельности человека, в том числе и для системы образования, стал период перехода на удаленные форматы работы и обучения в условиях пандемии COVID-19. В связи с чем остро встал вопрос о проблемах мотивации и удержания внимания обучающихся, развития у них познавательного интереса, выбора соответствующих технологий и инструментов, проектирования развивающей образовательной среды [38].
Здесь немаловажно отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт стимулирует модернизацию системы образования и активизирует поиск новых подходов к обучению и воспитанию современных школьников для предоставления качественного образования, способного конкурировать с актуальными западными аналогами [34].
В существующих реалиях, одной из приоритетных целей российского образования является организация образовательной среды, которая способна сформировать необходимые условия для мотивации, активности и самостоятельности обучающихся. Подобная среда требует применения соответствующих компонентов, которые побуждают к деятельности и ведут к изменению подхода в организации образования и в используемых технологиях и методах [39].
Помощником для осуществления подобных условий может стать технология педагогический дизайн. Данная технология, занимается вопросами создания эффективной образовательной среды, которая базируется на 3
рациональном представление, взаимосвязях и сочетаниях различных типов образовательных ресурсов, которые в совокупности помогают обеспечить психологически комфортное развитие школьников [7].
Таким образом, указанные выше утверждения позволяют констатировать противоречие между высоким потенциалом технологий педагогического дизайна для повышения результативности обучения информатике в основной школе и недостаточной разработанностью научно-методических основ их применения в практике профессиональной деятельности учителя информатики.
Проблема исследования заключается в поиске научно и методически обоснованного ответа на вопрос о том, каким образом можно применять технологии педагогического дизайна при обучении информатике в основной школе.
Цель исследования - разработать и обосновать способы применения современных технологий педагогического дизайна при реализации обучения информатике в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения информатике в основной школе.
Предмет исследования: технологии педагогического дизайна как основа для проектирования, разработки и оценки характеристик средств обучения.
Основные задачи исследования:
1. Уточнить сущность педагогического дизайна и охарактеризовать технологии его реализации.
2. Определить современные условия обучения информатике в основной школе с позиций педагогического дизайна.
3. Отобрать технологии педагогического дизайна, позволяющие осуществить проектирование уроков информатики в основной школе.
4. Разработать рекомендации по использованию инструментов педагогического дизайна для разработки и анализа средств обучения информатике.
5. Провести оценку разработанных рекомендаций и проанализировать ее результаты.
Область применения полученных результатов: Материалы, разработанные в данной работе, могут быть использованы учителями информатики образовательных школ в основной школе (8 класс) при проведении занятий по темам: «Введение в робототехнику», «Управление роботами», «Алгоритмы управления роботами», «Движение по линии», «Язык-средство кодирования».
В заключение представим выводы и основные результаты, полученные в процессе исследования.
Во-первых, были выделены и описаны 4 технологии педагогического дизайна: ASSURE, ADDIE, ALD и SAM.
Во-вторых, были определены современные условия обучения информатике в основной школе с позиций педагогического дизайна на основе рекомендованной Минпросвещения примерной программы УМК К.Ю. Полякова: основные учебные результаты, содержание УМК и основные виды деятельности, благодаря которым достигаются образовательные результаты с позиции модели педагогического дизайна ASSURE.
В-третьих, разработаны методические планирования для уроков в 8 классе по темам: «Введение в робототехнику», «Управление роботами», «Алгоритмы управления роботами», «Движение по линии», «Язык-средство кодирования».
В-четвертых, разработаны рекомендации по применению инструментов педагогического дизайна для разработки и анализа средств обучения информатике.
Итогом работы стала оценка разработанных продуктов и анализ ее результатов, которые оказались в большинстве своем положительными. Что доказывает возможность успешной реализации технологий педагогического дизайна при обучение информатике в основной школе.
Исходя из всего вышеуказанного, можно сделать вывод о том, что все задачи исследования выполнены, а поставленная цель - достигнута.
1. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные
категории // Вестник ВятГУ. 2010. №3. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskiy-dizayn-ponyatie-predmet- osnovnye-kategorii(дата обращения: 03.07.2020).
2. Алшынбаева Ж.Е., Готтинг В.В., Нурмаганбетова М.С., Технология постановки педагогических целей, ориентированных на результат // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-3. - С. 437-442.
3. Андреев А. В., Усова Н. А. Применение принципов педагогического дизайна при проектировании учебных занятий по информатике //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Т. 16. - №. 4. - С. 308-317.
4. Воробьева Н. А., Обоева С. В., Бернадинер М. И. Использование технологий педагогического дизайна в условиях цифровизации образования //Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. - 2020. - №. 1. - С. 34-37.
5. Воронина Д. В. Педагогический дизайн в современной России: проблемы и пути развития //Педагогический журнал. - 2016. - Т. 3. - С. 61-68.
6. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информатизации образования: учебник - шаг на пути к системе обучения //М.: ИСМО РАО. - 2005.
7. Демидова И. А. Педагогический дизайн и его средства: теоретический анализ и опыт применения в педагогической практике // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2019. - Т. 4. - №. 4. - С. 25-32.
8. Денисова Н. Г., Курилова О. О. Совершенствование организации учебного процесса с помощью моделей педагогического дизайна // Региональный вестник. - 2019. - №. 8. - С. 39-40.
9. Единое содержание общего образования // Примерная рабочая программа основного общего образования информатика. URL: https://fgosreestr.ru/uploads/files/dcca994c21165fDd49d4baf4a7e008c0.pdf(дата обращения: 02.11.2021).
10. Жапарова Р.С. Теория конструктивизма в современном образовании // Обучение и воспитание: методики и практика. 2014. №17. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-konstruktivizma-v-sovremennom- obrazovanii(дата обращения: 28.03.2022).
11. Катханова Ю. Ф. Анализ цифровых образовательных ресурсов с точки зрения педагогического дизайна //Преподаватель XXI век. - 2010. - Т. 1. - №. 4. - С. 76-85.
12. Клепикова А. Г. Основы педагогического дизайна в интегрированной информационной среде обучения «Пегас» //учеб. пособие. - Белгород: Изд-во БелГУ. - 2008.
13. Краснянский М. Н., Радченко И. М. Основы педагогического дизайна и создания мультимедийных обучающих аудио/видео материалов //Тамбов: ТГТУ. - 2006.
14. Кречетников К. Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий // ИТО-Троицк-2005/ Секция. - 2005. - Т. 2.
15. Кузнецов А. А. и др. Система обучения информатике в современной общеобразовательной школе / /Компьютерные инструменты в образовании. - 1999. - №. 6.
16. Кузнецова И. С. Педагогический дизайн//Теория и практика разработки современных учебных материалов, использования инновационных образовательных технологий и цифровых образовательных ресурсов //Сборник материалов практического семинара национального фонда подготовки кадров. - 2005. - С. 19-23.
17. Курносова С. А. Основы педагогического дизайна. - 2014.
18. Курносова С. А. Педагогический дизайн: эксплицирование понятия //Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - №. 8. - С. 36-42.
19. Курносова С.А. Теоретико-педагогические предпосылки проблемы подготовки студентов вуза к проектированию педагогического дизайна // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12-4. - С. 747-751.
20. Левченко И.В. Общие вопросы методики обучения основам информатики в средней школе // Учеб. пособие для студ. пед. вузов и ун-тов. - 2003. - С.106.
21. Макаренко А. А. Педагогический дизайн как средство повышения
эффективности организации учебного процесса //Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. - 2017. - Т. 23. - №. 4.
22. Матросова И. Г. Педагогический дизайн: предпосылки становления и развития // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2016. - № 3 (53). - С. 82-86.
23. Моисеева М. В. и др. Интернет-обучение: технологии
педагогического дизайна М. - 2004.
24. Мукминов Р. Р., Игдырова С. В., Бахарев В. В. Эволюция онлайн - обучения (e-learning): от бихевиоризма к современному социальному конструктивизму // Педагогические проблемы в образовании: теория и практика. - 2020. - С. 141-146.
25. Основы педагогического дизайна. URL: http://club-
edu.tambov.ru/methodic/mm/glava1.html (дата обращения: 04.07.2020).
26. Патаракин Е. Д. Концепция педагогического дизайна совместной сетевой деятельности // Особенности и специфика сетевого взаимодействия в сфере образования: сборник научных статей. СПб., 2013. С. 30-48.
27. Подковырова В. Н. Основы педагогического дизайна. URL: http://school.uni-altai.ru/m_conf01/podkovirova-dezign.pdf(дата обращения: 06.12.2021).
28. Поляков К. Ю., Еремин Е. А. Информатика. 7-9 классы //Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2016.
29. Поляков К. Ю. Информатика. 7 класс (учебник в 2-х частях) : учебник. Ч 1. // К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2019. - С. 160.
30. Поляков К. Ю. Информатика. 8 класс: учебник // К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2019. - С. 256.
31. Поляков К. Ю. Информатика. 9 класс: учебник // К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний. - 2019. - С. 288.
32. Преподавание наука и жизнь: сайт Константина Полякова //
Учебник «Информатика» 7-9 классы (ФГОС). URL:
https://kpolyakov.spb.ru/school/robotics/robotics.htm (дата обращения:
12.03.2022).
33. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 №64101).
34. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 №143 (ред. от
29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 №24480).
35. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн за рубежом: основные понятия и определения //Вопросы интернет-образования. - 2003.
36. Уваров А. Ю. Педагогический дизайн // Информатика. - 2003. - Т. 8. - №. 30. - С. 2.
37. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
38. Шалашова М. М., Шевченко Н. И. Педагогический дизайнер: место и роль в образовании // Педагогический дизайн: программы, среда, технологии: Периодический сборник научных и методических материалов. Том 1. - 2020. - С. 5-12.
39. Шалашова М. М., Шевченко Н. И. Педагогический дизайн: сущностные характеристики в системе высшего образования // ЦИТИСЭ. - 2019. - №. 5. - С. 396-404.
40. Шарманджиев Д. А. К вопросу изучения педагогического дизайна в Российской Федерации // Педагогический дизайн: программы, среда, технологии: Периодический сборник научных и методических материалов. Том 1. - 2020. - С. 19-29.
41. Штерензон В. А. Как оценить качество мультимедийных средств обучения //Новые информационные технологии в образовании. - 2014. - С. 293-295.
42. Educational Technology // ASSURE: Instructional Design Model. URL:
https://educationaltechnology.net/assure-instructional-design-model/ (дата
обращения: 04.12.2021).
43. Gagne R. The conditions of learning and theory of instruction Robert Gagne //New York, NY: Holt, Rinehart ja Winston. - 1985.
44. Reinmann G. et al. Wissenschaftliche Begleitung von Blended Learning in der Lehrerfortbildung: Konzept, Methodik, Ergebnisse, Erfahrungen und Empfehlungen am Beispiel" Intel® Lehren-Aufbaukurs Online". - 2009.