Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты применения учебной игры как средства развития иноязычного грамматического навыка 8
1.1. Содержание понятий «игра» и «учебная игра». Классификации учебных
игр 8
1.2. Особенности применения игровой деятельности в среднем школьном
возрасте 12
1.3. Понятие «грамматический навык» и этапы его формирования 15
1.4. Методические условия применения учебных игр на уроке иностранного
языка 20
1.5. Грамматические игры: цели, требования, классификация, этапы 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Практическое применение учебных игр на уроках английского языка в основной школе 30
2.1. Анализ УМК на «Forward. 8 класс» на предмет средств обучения
грамматическому навыку 30
2.2. Методическая разработка игровых упражнений, направленных на развитие
иноязычных грамматических навыков у обучающихся 8 класса 33
2.2.1. Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы 35
2.2.2. Формирующий этап опытно-экспериментальной работы 37
2.2.3. Контрольный этап опытно-экспериментальной работы 50
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение А 63
Приложение Б 65
Приложение В 66
Приложение Г 67
Приложение Д 68
Приложение Е 69
Приложение Ж 70
Приложение З 71
Приложение И 72
Приложение К 73
Приложение Л
На современном этапе развития общество сталкивается с проблемами взаимодействия различных культур и сохранения культурного многообразия планеты и, как следствие, осознает необходимость развития диалога культур в рамках изучения иностранного языка. Иностранный язык более не является формальной системой, отстраненной от реальных условий ее использования. На сегодняшний день иностранный язык стал восприниматься как средство общения и коммуникации, что привело к развитию методик обучения иностранному языку в целом и грамматики в частности.
Грамматика представляет собой обязательную составляющую любого человеческого языка. Когда речь идет об обучении иностранному языку, формирование умений и навыков в области грамматики имеет большое значение для формирования коммуникативной компетенции. Свободный речевой обмен мыслями невозможен без знаний грамматических структур языка. Однако усвоение новых грамматических конструкций представляет значительную трудность для обучающихся. Для того чтобы запомнить, как можно больше грамматических правил и структур, необходима интенсивная тренировка, которая утомляет обучающихся и является не очень продуктивной. Выполнение однотипных заданий вызывает у обучающихся скуку.
Одним из эффективных средств развития интереса к грамматике является использование на уроках учебных игр, что способствует созданию у обучающихся эмоционального настроя и вызывает положительное отношение к выполняемой работе. Учебные игры способствуют развитию памяти, внимания, критического мышления, наблюдательности, креативности, умения общаться и сотрудничать. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Вышеизложенное подтверждает актуальность исследования, которая заключается в том, что, используя учебные игры, преподаватели имеют возможность организовать благоприятную атмосферу, которая максимально приближена к естественной языковой среде, что, согласно мнению многих ведущих специалистов в области методики, является главным фактором в успешном овладении иностранным языком.
Объектом исследования является процесс развития иноязычных грамматических навыков на уровне основного общего образования.
Предметом исследования является учебная игра как средство развития грамматических навыков у обучающихся 8 класса на уроках английского языка.
Цель исследования - теоретически обосновать необходимость использования учебной игры как средства развития грамматических навыков, разработать и применить на практике комплекс упражнений, направленных на развитие грамматического навыка обучающихся на уровне основного общего образования.
Для того чтобы достичь цели, необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить понятия «игра» и «учебная игра», рассмотреть классификации учебных игр.
2. Рассмотреть особенности применения игровой деятельности в среднем школьном возрасте.
3. Изучить понятие «грамматический навык» и определить его роль в обучении иностранному языку.
4. Определить понятие «грамматические игры», требования к грамматическим играм, их классификацию, а также цели и этапы проведения грамматические игр.
5. Проанализировать методические условия применения учебных игр на основе УМК «Forward» для 8 класса на уроке английского языка.
6. Разработать и апробировать дидактический материал с применением учебных игр, направленный на развитие иноязычных грамматических навыков у обучающихся 8 класса.
Теоретической базой исследования послужили труды И.В. Абрамовой, И.М. Бермана, А.В. Бычкова, С.В. Ведерниковой, В.Г. Гака, Н.Д. Гальсковой, З.М. Давыдовой, А.Н. Дурновой, А.С. Еремина, Г.М. Зайнуллиной, С.Т. Занько, Е.В. Ильченко, О.А. Колесниковой, А.В. Конышевой, В.М. Филатова, Р.П. Мильруд, Е.И. Негневицкой, М.Б. Отыншиновой, Е.И. Пассова, Ю.Я. Пучковой, Е.Н. Солововой, Е.А. Степановой, М.Ф. Стронина, Г.А. Цукерман, С.Ф. Шатилова, Д.Б. Эльконина, S. Thornbury и других.
Методической базой исследования являются: теоретические методы: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, поиск и структурирование информации; практические методы: наблюдение, сравнение, разработка дидактического материала, статистический анализ, интерпретация полученных результатов.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации материала по теме исследования, сравнении и сопоставлении взглядов современных методистов на проблему использования учебных игр в современном процессе обучения английскому языку.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса дидактических средств, составленных с применением учебных игр и апробации дидактического материала в учебном процессе среди обучающихся 8 класса на базе МАОУ СШ № 93 Свердловского района г. Красноярска.
Апробация материалов исследования осуществлялась через выступление с докладом на научно-практической конференции студентов в рамках XXII Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (12 апреля 2022, Красноярск) и публикацию статьи «Применение обучающей игры в процессе развития иноязычного грамматического навыка у обучающихся на уровне основного общего образования».
Структура работы определяется её исследовательскими задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Во введении обосновывается выбор темы, актуальность исследования и его проблематика, определены цели и задачи. В первой главе рассматривается содержательная характеристика учебных игр, его формы и значимость в процессе обучения грамматике на этапе среднего общего образования. Здесь раскрываются основные понятия и теоретическое обоснование использования грамматических игр. Во второй главе представлен комплекс упражнений, направленный на формирование грамматического навыка обучающихся на уроке английского языка в 8 классе посредством грамматических игр. В заключении подводятся итоги работы, раскрывается эффективность применения учебной игры на уроке английского языка.
Одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранным языкам - это проблема формирования грамматического навыка обучающихся. Грамматика играет важную роль при обучении иностранному языку, так как является строительным материалом речи и помогает сформировать навыки устного и письменного общения.
В современной методике грамматическим навыком считается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Так как грамматика является одним из сложных аспектов языка, существует необходимость выбрать ту форму работы, которая будет доступна и интересна для обучающихся. Многие преподаватели выбирают игровые технологии.
Игры являются мощным стимулом к овладению языком. Более того, игры являются уникальным методом, так как в процессе игры, обучающиеся формируют коммуникативные навыки и проявляют такие качества, как взаимопомощь, инициативность, креативность.
Играми, создаваемыми педагогами с помощью методических средств и используемыми во время занятия для обучения и воспитания детей, являются учебные игры. Данный вид игр совмещает в себе педагогическую цель с увлекательным мотивом для обучающихся. Так как учебные игры помогают усвоить грамматический материал в более доступной и интересной форме, учителя их используют не только в младших классах, но и в средней школе.
Придерживаясь требований, предъявляемых к игре, учитель сможет сделать игру полезной для обучающихся и повысить их интерес к изучению иностранного языка. Поэтому, преподавателю следует помнить, что место игр и отводимое время для них являются условными, так как зависят от ряда факторов, например, целей и задач урока, уровня подготовленности обучающихся. Играми, направленными на закрепление, контроль грамматических конструкций и употребление форма глагола в устной и письменной речи, являются грамматические игры.
В результате анализа УМК по английскому языку (Forward 8) было выявлено, что в учебнике отсутствуют грамматические игры, а задания на отработку грамматического материала однотипны. Учащимся предлагают либо выбрать правильный вариант, либо ответить на вопросы, закончить или исправить предложения. Грамматический материал в УМК дается кратко в таблицах и схемах. Данный факт послужил обоснованием необходимости разработки и апробации грамматических игр на уроках английского языка в 8 классе.
Во время опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе были выявлены типичные ошибки в употреблении отрицательной и вопросительный форм грамматической конструкции «Used to» и трудности в понимании, в каких случаях ее использовать.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были апробированы учебные игры, направленные на качественное усвоение грамматического материала и применение его на практике в реальных ситуациях. Данные игры помогли создать положительную эмоциональную обстановку для обучения и обеспечили вовлечение всех обучающихся в активное обучение, показывая, что во время игры все равны.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы после анализа результатов было выявлено, что учебные игры помогают эффективнее сформировать грамматический навык. Так как обучающие игры позволяют представить грамматический материал в более доступной и интересной форме, обучающиеся успешно усвоили грамматический материал, научились использовать его в устной и письменной речи.
Следовательно, исходя из данных, полученных во время обучающего эксперимента, можно сделать вывод, что систематическое применение учебных игр позволяет более эффективно обучать грамматике и закреплять грамматический материал среди обучающихся 8-х классов на уроках иностранного языка.
В целом, можно сказать, что на всех этапах развития личности, учебная игра воспринимается как интересное, яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие, и чем старше обучающийся, тем больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. Однако не стоит увлекаться, помня о том, что игра, несмотря на все ее положительные моменты, это только средство, метод учебной работы, а целью остается освоение материала и приобретение знаний.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во просвещения Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2021. 126 с.
2. Абрамова И.В. Игры на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 44-47.
3. Ариян М.А. Социально развивающий подход к обучению иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. 2012. №10. С. 2-8.
4. Берман И.М. Методика обучения английскому языку в неязыковых вузах. М.: Высшая школа. 1970. 9 с.
5. Бим И.Л. Подход к проблеме упражнений с позиции иерархии целей и задач // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия / сост. А.А. Леонтьев. М.: Русский язык. 1991. С. 92-99.
6. Ведерникова С.В. Игровое обучение лексике английского языка в начальной школе: магистр. дис.: 44.00.00. Екатеринбург, 2018. 20 с. [Электронный
ресурс]. URL: http ://elar.uspu. ru/bitstream/uspu/10488/1/20Vedernikova2. pdf(дата обращения: 14.04.2021).
7. Вербицкая М.В., Гаярделли М., Редли П.. Forward. Английский язык: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited. 2017. С. 24-89.
8. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка. М.: Добросвет. 2000. 4 с.
9. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2010. № 6. С. 34-38.
10. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного
психолога. М.: Педагогика. 1991. С. 132-135.
11. Дурнова А.Н. Роль игры при обучении грамматической стороне речи на уроке иностранного языка: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы германистики и методики преподавания иностранных языков». Саранск, 2016. [Электронный ресурс]. URL:https://multiurok.ru/files/rol-igry- pri-obuchenii-grammaticheskoi-storone-rec.html(дата обращения: 14.04.2021).
12. Еремина С.А., Мещеряков К.С. Использование элементов игры на уроках иностранного языка // Школьное образование, 2019. № 4. С. 58-63.
13. Ефимова Р.Ю. Организационно-обучающие игры на уроках иностранного языка// Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С. 58-64.
14. Забродина И.П. Игра как средство развития интереса к изучению французского языка // Иностранные языки в школе. 2009. №4. С. 19 - 22.
15.Зайнуллина Г.М. Игровые технологии на начальном этапе обучения // Альманах школы. № 139. 2007. С. 68-69.
16. Занько С.Т. Игра и учение. М.: Педагогика. 1991. 193 с.
17. Ильченко Е.В. Игры, импровизация и мини-спектакли на уроках английского языка. М.: Издательство Общегуманитарных Исследований. 2003. 96 с.
18. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1989. №4.
19. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. Спб.: КАРО. М.: Издательство «Четыре четверти». 2006. 192 с.
20. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. М.: ТетраСистемс. 2004. 176 с.
21. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной средней школе: уч. пособие для студентов пед. колледжей / под редакцией В.М. Филатова. Ростов / Д: Анион. 2004. 121 с.
22. Мильруд Р.П. Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике // Иностранные языки в школе. 2002. №2. 8 с.
23. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения ИЯ. // Иностранные языки в школе. 2000. №4. С. 19-28.
24. Мирзаханова М.М. Игровое обучение английскому языку детей младшего школьного возраста// Иностранные языки в школе. 2012. № 10. С. 70-74.
25. Мухина В.С. Возрастная психология феноменология развития. М.: Академия. 2019. 656 с.
26. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: учебник для студентов психолого-педагогических вузов. М.: Институт практической психологии. 1998. 448 с.
27. Негневицкая Е.И. Иностранный язык для самых маленьких: вчера, сегодня, завтра // Иностранные языки в школе. 1987. № 6. С. 27-32.
28. Отыншинова М.Б. Использование игровых технологий при обучении грамматике английского языка // Молодой ученый. 2017. № 23 (157). С. 317-319. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/157/44448/(дата обращения: 02.02.2021).
29. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык. 1989. 150 с.
30. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. М.: Глосса- Пресс.2010. 60 С.
31. Петрановская Л. Игры на уроках русского
языка: пособие для учителя. М.: МИРОС-МАИК
«Наука / Интерпериодика». 2000. 144 с.
32. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: метод. пособие для учителя. М.: АСТ. 2005. 80 с.
33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч. пособие. М.: Просвещение. 1998. 256 с.
34. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. Пособие для студентов педагогических вузов и учителей. М.: Просвещение. 2002. 101 с.
35. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. 2004. № 2. С. 66-68.
36. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. М.: Просвещение. 1984. С. 62-78.
37. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика: уч. пособие для студентов лингвистических университетов и факультетов иностранного языка высших педагогических учебных заведений / под редакцией Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез. М.: Издательский центр «Академия». 2006. 215 с.
38. Урок иностранного языка: учеб. пособие / под редакцией Е.И. Пассова, Н.Е. Кузовлева. Ростов/Д: Феникс: Глосса-Пресс. 2010. 401 с.
39. Шатилов С.Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / сост. Леонтьев А.А. М.: Русский язык. 1991. 297 с.
40. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика. 1989. 560 с.
41. Thornbury S. Howto Teach Grammar. Edinburgh: Pearson. 1999. С. 15-16.