Ангела Меркель как сфера-мишень метафорической экспансии в российских и западных СМИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1 Определение понятия метафоры 6
1.2 Классификации метафоры 7
1.3 Когнитивный подход к изучению метафоры 11
1.4 Политический дискурс 19
1.5 Газетный дискурс 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 31
2.1 Антропоморфная метафора 32
2.2 Социальная метафора 39
2.3 Метафора природы 52
2.4 Артефактная метафора 59
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения 85
Глава 1. Теоретические основы исследования 6
1.1 Определение понятия метафоры 6
1.2 Классификации метафоры 7
1.3 Когнитивный подход к изучению метафоры 11
1.4 Политический дискурс 19
1.5 Газетный дискурс 23
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Анализ отобранного корпуса единиц 31
2.1 Антропоморфная метафора 32
2.2 Социальная метафора 39
2.3 Метафора природы 52
2.4 Артефактная метафора 59
Выводы по главе 2 68
Заключение 70
Список литературы 73
Приложения 85
Настоящее исследование посвящено сопоставительному изучению об-раза Ангелы Меркель в газетном дискурсе российских и западных СМИ.
Актуальность исследования. Одно из главных мест среди приемов, наиболее активно используемых в современном газетном дискурсе, занимает метафора. Именно использование метафор делает текст более ярким и экспрессивным, позволяя автору не только привлечь внимание читателя, но и удержать его. Это и определяет актуальность данной работы.
Цели и задачи исследования. Целью данной выпускной квалификационной работы специалиста является описание и анализ функционирования метафорических моделей в российских и западных СМИ, пишущих о политике. Цель работы достигается путем постановки и решения следующих за¬дач исследования:
1) изучить научную литературу по теме исследования
2) рассмотреть концептуальную метафору и ее функции, существующие классификации метафор,
3) описать метафорическое моделирование,
4) рассмотреть понятия газетного и политического дискурсов.
5) отобрать и проклассифицировать метафоры; проанализировать отобранный материал
6) выявить сходства и различия метафорических моделей, выявить доминантные виды метафор в каждой лингвокультуре.
Объектом исследования метафорические словоупотребления в российских и западных средствах массовой информации.
Предметом исследования сопоставительное исследование метафорических моделей в российских и западных политических средствах массовой информации.
Материалом исследования служат 300 метафорических единиц, отобранных путем целенаправленной выборки из российских и западных средств массовой информации.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе использован комплекс методов исследовательских приемов, ведущими среди которых - когнитивно-дискурсивный и сопоставительный анализы, а также метод сплошной выборки.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование в данной области является важным при установлении роли метафоры и определении наиболее частотных типов метафорической модели при написании статей на политическую тематику.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в курсах теории и практики перевода, стилистики, общего и сопоставительного языкознания, журналистики.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» исследуется взаимосвязь между метафорами и представлениями человека об окружающем мире и его мышлением, рассматриваются различные определения понятия метафоры, классификации метафоры, описывается процесс метафорического моделирования, рассматриваются политический и газетный дискурсы, их основные функции и отличительные особенности, определяется термино-логический аппарат, описываются основные методы и приемы исследования.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются и анализируются метафоры западных и российских СМИ.
В Заключении работы представлены основные выводы по теме исследования.
В приложениях представлены количественные показатели примеров по моделям, фреймам и слотам.
Актуальность исследования. Одно из главных мест среди приемов, наиболее активно используемых в современном газетном дискурсе, занимает метафора. Именно использование метафор делает текст более ярким и экспрессивным, позволяя автору не только привлечь внимание читателя, но и удержать его. Это и определяет актуальность данной работы.
Цели и задачи исследования. Целью данной выпускной квалификационной работы специалиста является описание и анализ функционирования метафорических моделей в российских и западных СМИ, пишущих о политике. Цель работы достигается путем постановки и решения следующих за¬дач исследования:
1) изучить научную литературу по теме исследования
2) рассмотреть концептуальную метафору и ее функции, существующие классификации метафор,
3) описать метафорическое моделирование,
4) рассмотреть понятия газетного и политического дискурсов.
5) отобрать и проклассифицировать метафоры; проанализировать отобранный материал
6) выявить сходства и различия метафорических моделей, выявить доминантные виды метафор в каждой лингвокультуре.
Объектом исследования метафорические словоупотребления в российских и западных средствах массовой информации.
Предметом исследования сопоставительное исследование метафорических моделей в российских и западных политических средствах массовой информации.
Материалом исследования служат 300 метафорических единиц, отобранных путем целенаправленной выборки из российских и западных средств массовой информации.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели в работе использован комплекс методов исследовательских приемов, ведущими среди которых - когнитивно-дискурсивный и сопоставительный анализы, а также метод сплошной выборки.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что исследование в данной области является важным при установлении роли метафоры и определении наиболее частотных типов метафорической модели при написании статей на политическую тематику.
Практическое значение данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что материалы и выводы могут быть использованы в курсах теории и практики перевода, стилистики, общего и сопоставительного языкознания, журналистики.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического раздела и приложения.
Во Введении обосновывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определены цели и задачи работы.
В первой главе «Теоретические основы исследования» исследуется взаимосвязь между метафорами и представлениями человека об окружающем мире и его мышлением, рассматриваются различные определения понятия метафоры, классификации метафоры, описывается процесс метафорического моделирования, рассматриваются политический и газетный дискурсы, их основные функции и отличительные особенности, определяется термино-логический аппарат, описываются основные методы и приемы исследования.
Во второй главе «Анализ отобранного корпуса единиц» рассматриваются и анализируются метафоры западных и российских СМИ.
В Заключении работы представлены основные выводы по теме исследования.
В приложениях представлены количественные показатели примеров по моделям, фреймам и слотам.
В настоящей выпускной квалификационной работе специалиста мы использовали метафоры в российских и западных СМИ, пишущих о политическом деятеле Ангеле Меркель.
Для материала мы отобрали 300 метафорических единиц из блогов российских и западных СМИ на русском и английском языках.
Целью данной работы являлось описание и анализ функционирования метафорических единиц в российских и западных СМИ, пишущих о политике, в центре внимания которых - канцлер Германии Ангела Меркель.
Данную цель мы достигли, решив ряд теоретических и практических задач:
В теоретической части мы пришли к следующим выводам: метафора занимает важное место в исследованиях когнитивной лингвистики. Здесь метафора понимается как основная ментальная операция, как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира (Э.В. Будаев). Исходя из определения, данного Н.Д. Арутюновой в Лингвистическом энциклопедическом словаре, метафора служит для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. В современной лингвистической науке существуют различные классификации мета-фор, но для нашей работы наибольший интерес представляла классификация
А.П. Чудинова, который выделяет четыре вида метафор: антропоморфная, социальная, артефактная метафора и метафора природы. Помимо этого был рассмотрен принцип описания метафорической модели, а также изучены понятия политического и газетного дискурсов. Было выявлено, что политический дискурс отличается установкой на влияние, воздействие, давление, внушение, манипуляцию поведением и когнитивными структурами реципиента. Цель политического дискурса не описать, а убедить, пробудить в адресате намерение, дать почву для убеждения. Под газетным же дискурсом понимают особый вид общения, при котором участники не вступают в непосредственный контакт: общение происходит по схеме «вождь-толпа». В подобном диалоге у адресата создается иллюзия лично на него направленного общения, воздействие оказывается не столько на разум, сколько на эмоции. Это ведет к тому, что тексты дискурса СМИ в целом отличаются экспрессивностью и образностью.
В практической части мы пришли к следующим выводам:
Метафора - неотъемлемый компонент текстов политических СМИ. Их метафорическая база непосредственно связана с практическими понятиями жизненного процесса. Политика - идеальная сфера-мишень метафорической экспансии. СМИ пристально следят за деятельностью глав стран, оценивают выбранный ими политический курс, что находит свое отражение при выборе языковых средств при написании статей, поэтому литература на политическую тематику изобилует большим количеством метафорических моделей.
В ходе проведенного нами исследования было установлено, что из найденных нами 300 метафор преобладающим видом метафоры, как в российском, так и в западном дискурсе является социальная метафора, составляющая в российском дискурсе 48%, а в западном - 44%. На втором месте в российском дискурсе находится антропоморфная метафора (19%), вслед за ней, третье место занимает метафора природы (18%) и, соответственно, самым непродуктивным видом метафоры оказалась артефактная метафора (15%). В западном дискурсе второе место занимает метафора природы (22%), а третье место поделили между собой антропоморфная (17%) и артефактная метафоры (17%). По данным проведенного анализа по метафорическим моделям было выявлено, что в российских СМИ наиболее продуктивной метафорической моделью является «Спорт/игра» (14%). Второе место занимает метафорическая модель «Человеческий организм» (13%). На третьем месте находится метафорическая модель «Непрекращающаяся война» (12%). Остальные метафорические модели идут в порядке убывания: «Вид искусства» (10%), «Мир неживой природы» (12%), «Механизм» (9%), «Криминал» (6%), «Мир живой природы» (6%), «Больной организм» (4%), «Религия» (4%), «Строение/дом» (3%), «Предметы потребления» (3%), «Семья» (2%), «Потусторонний мир» (2%). В западных СМИ доминантной метафорической моделью является «Непрекращающаяся война» (18%). Второе место занимает метафорическая модель «Мир неживой природы» (15%). На третьем месте находится метафорическая модель «Человеческий организм» (13%). Остальные метафорические модели идут в порядке убывания: «Спорт/игра» (9%), «Мир живой природы» (8%), «Механизм» (8%), «Строение/дом» (6%), «Вид искусства» (5%), «Криминал» (5%), «Семья» (3%), «Религия» (3%), «Предметы потребления» (3%), «Больной организм» (2%), «Потусторонний мир» (2%).
Согласно данным проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что социальная метафора в российских и западных СМИ может быть отнесена к числу доминантных метафорических моделей.
Полученные в ходе работы результаты позволяют считать поставленные задачи решенными, а цель достигнутой.
Для материала мы отобрали 300 метафорических единиц из блогов российских и западных СМИ на русском и английском языках.
Целью данной работы являлось описание и анализ функционирования метафорических единиц в российских и западных СМИ, пишущих о политике, в центре внимания которых - канцлер Германии Ангела Меркель.
Данную цель мы достигли, решив ряд теоретических и практических задач:
В теоретической части мы пришли к следующим выводам: метафора занимает важное место в исследованиях когнитивной лингвистики. Здесь метафора понимается как основная ментальная операция, как способ познания, категоризации, концептуализации, оценки и объяснения мира (Э.В. Будаев). Исходя из определения, данного Н.Д. Арутюновой в Лингвистическом энциклопедическом словаре, метафора служит для характеризации или наименования объекта, входящего в другой класс, либо наименования другого класса объектов, аналогичного данному в каком-либо отношении. В современной лингвистической науке существуют различные классификации мета-фор, но для нашей работы наибольший интерес представляла классификация
А.П. Чудинова, который выделяет четыре вида метафор: антропоморфная, социальная, артефактная метафора и метафора природы. Помимо этого был рассмотрен принцип описания метафорической модели, а также изучены понятия политического и газетного дискурсов. Было выявлено, что политический дискурс отличается установкой на влияние, воздействие, давление, внушение, манипуляцию поведением и когнитивными структурами реципиента. Цель политического дискурса не описать, а убедить, пробудить в адресате намерение, дать почву для убеждения. Под газетным же дискурсом понимают особый вид общения, при котором участники не вступают в непосредственный контакт: общение происходит по схеме «вождь-толпа». В подобном диалоге у адресата создается иллюзия лично на него направленного общения, воздействие оказывается не столько на разум, сколько на эмоции. Это ведет к тому, что тексты дискурса СМИ в целом отличаются экспрессивностью и образностью.
В практической части мы пришли к следующим выводам:
Метафора - неотъемлемый компонент текстов политических СМИ. Их метафорическая база непосредственно связана с практическими понятиями жизненного процесса. Политика - идеальная сфера-мишень метафорической экспансии. СМИ пристально следят за деятельностью глав стран, оценивают выбранный ими политический курс, что находит свое отражение при выборе языковых средств при написании статей, поэтому литература на политическую тематику изобилует большим количеством метафорических моделей.
В ходе проведенного нами исследования было установлено, что из найденных нами 300 метафор преобладающим видом метафоры, как в российском, так и в западном дискурсе является социальная метафора, составляющая в российском дискурсе 48%, а в западном - 44%. На втором месте в российском дискурсе находится антропоморфная метафора (19%), вслед за ней, третье место занимает метафора природы (18%) и, соответственно, самым непродуктивным видом метафоры оказалась артефактная метафора (15%). В западном дискурсе второе место занимает метафора природы (22%), а третье место поделили между собой антропоморфная (17%) и артефактная метафоры (17%). По данным проведенного анализа по метафорическим моделям было выявлено, что в российских СМИ наиболее продуктивной метафорической моделью является «Спорт/игра» (14%). Второе место занимает метафорическая модель «Человеческий организм» (13%). На третьем месте находится метафорическая модель «Непрекращающаяся война» (12%). Остальные метафорические модели идут в порядке убывания: «Вид искусства» (10%), «Мир неживой природы» (12%), «Механизм» (9%), «Криминал» (6%), «Мир живой природы» (6%), «Больной организм» (4%), «Религия» (4%), «Строение/дом» (3%), «Предметы потребления» (3%), «Семья» (2%), «Потусторонний мир» (2%). В западных СМИ доминантной метафорической моделью является «Непрекращающаяся война» (18%). Второе место занимает метафорическая модель «Мир неживой природы» (15%). На третьем месте находится метафорическая модель «Человеческий организм» (13%). Остальные метафорические модели идут в порядке убывания: «Спорт/игра» (9%), «Мир живой природы» (8%), «Механизм» (8%), «Строение/дом» (6%), «Вид искусства» (5%), «Криминал» (5%), «Семья» (3%), «Религия» (3%), «Предметы потребления» (3%), «Больной организм» (2%), «Потусторонний мир» (2%).
Согласно данным проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что социальная метафора в российских и западных СМИ может быть отнесена к числу доминантных метафорических моделей.
Полученные в ходе работы результаты позволяют считать поставленные задачи решенными, а цель достигнутой.
Подобные работы
- Ангела Меркель как сфера-мишень метафорической экспансии в российских и западных СМИ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



