ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 1.1 Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в предметной области «Иностранные языки» 7
1.2. Информационно-коммуникационные технологии: содержательный и
тексономический аспекты 8
1.3. Информационно-коммуникационные технологии как ресурсное
обеспечение урока иностранного языка 13
1.4. Развитие ИКТ-компетенций обучающихся на уроке иностранного языка 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
Глава 2. Опыт разработки упражнений по обучению лексике английского языка с применением инструментария цифровой платформы Learningapps.org 23
2.1. Использование цифровых платформ при обучении английскому языку 23
2.2. Требования к организации обучения иностранным языкам с
применением цифровых ресурсов 25
2.3. Обучение лексике на уроке иностранного языка: цели и содержание . 27
2.4. Анализ УМК «Spotlight 4. Английский в фокусе - 4» (авторы Н.И.
Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс ) - 9-е изд. - М:, Express Publishing «Просвещение», 2015. - с 30
2.5. Технологическая карта урока английского языка с использованием
ресурсного содержания цифровой платформы Learningapps.org 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 56
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — система современных технологий, связанных с обработкой и использованием информации. С каждым годом ИКТ все чаще реализуется в образовательном процессе. Использование ИКТ на уроках иностранного языка повышает качество обучения а так же его эффективность. Информационно-коммуникационные технологии постепенно становятся неотъемлемой частью современного, в том числе и иноязычного, образования. Такие технологии являются более увлекательными для обучающихся, чем материалы традиционных УМК. Компьютер может выполнять функции технического инструмента (средство подготовки тестов и их хранения, текстовый редактор, графический редактор, средство моделирования учебной информации и т.д.), и обучающего средства (источник учебной информации, наглядное пособие, контрольно-измерительные материалы и т.д.).
ИКТ на уроках иностранного языка становятся ведущими технологиями в образовательном процессе, что способствует формированию умений самостоятельно осуществлять поиск образовательного софта, ориентироваться в потоке учебной информации а так же справляться с задачами построенными на уроках. Такие технологии развивают познавательную активность обучающихся, а так же формируют их коммуникативную культуру .
Понятие и роль информационных технологий как элемента новейшего методологического знания в процессе обучения иностранным языкам рассматривали в своих трудах Л.В. Кудрявцева [2007], Ю.А. Комарова [2008], О.М.Корчажкина [2009], П.В. Сысоев [2010, 2012], Е.В. Костюк [2013], Н.Е. Меркиш [2015] и другие. Исследования данных авторов выявили огромный потенциал обучения информационно-коммуникационным технологиям, с одной стороны, но так же неблагоприятное влияние информационных технологий на обучающихся - их социально¬психологическое состояние, уровень интеллектуальных знаний - в процессе обучения иностранному языку в школе и вузе, с другой стороны. В целом же, авторы схожи во мнении, что применение ИКТ в процессе обучения иностранному языку в школе является объективной реальностью и неразделимой частью планирования педагогической деятельности.
Актуальность работы определяется высоким обучающим потенциалом информационно-коммуникационных технологий и необходимостью разработки методического сопровождения процесса обучения иностранным языкам на основе применения ресурсного содержания цифровых платформ.
Объектом исследования выступает процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования — особенности применения обучающего потенциала цифрового ресурса Learningapps.orgпри обучении лексике английского языка на уровне начального общего образования.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить ресурсное обеспечение информационно-коммуникационных технологий и разработать комплекс упражнений с применением инструментария цифровой платформы Learningapps.org.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить понятие информационно-коммуникационных технологий и классификацию средств ИКТ.
2. Проанализировать особенности использования ИКТ на уроке иностранного языка.
3. Выявить специфику формирования ИКТ-компетенции на уроках иностранного языка.
4. Проанализировать инструментальное обеспечение и контент цифровой платформы Learningapps.org. в призме оптимизации процесса обучения английскому языку на уровне начального общего образования.
5. Разработать комплекс упражнений по формированию лексических навыков с применением ресурсного содержания цифровой платформы Learningapps.org.
Для решения поставленных задач и верификации исходных положений был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: анализ теоретической литературы, наблюдение, обобщение, классификация и синтез данных, полученных в результате исследования.
Структура работы определяется её целями и задачами и отражает основные результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, списка использованных источников (30 наименований) и четырёх приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель и задачи, обозначаются объект и предмет эвристического поиска, указываются методы исследования.
В первой главе “Информационно-коммуникационные технологии как компоненты процесса обучения иностранным языкам” определяются теоретические основы исследования: приводится классификация ИКТ, осмысливается их содержание, обозначаются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам и формирования ИКТ- компетенций обучающихся.
Во второй главе “Опыт разработки упражнений по обучению лексике английского языка с применением инструментария цифровой платформы Learningapps.org.” раскрывается обучающий потенциал Интернет-ресурсов в предметной области “Иностранные языки” и приводится серия упражнений, направленных на обучение английской лексике на уровне начального общего образования.
Цель обучения иностранному языку - это развитие коммуникативных умений обучающихся, то есть повышение уровня практическое владения иностранным языком. Задачи учителя — активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, сконструировать учебные ситуации для развития их креативной деятельности.
Использование ИКТ в образовательном процессе при изучении иностранных языков, в том числе и ресурсного потенциала цифровых платформ, способствует развитию творческих возможностей и способностей обучающихся; создает условия для самообразования учеников; способствует повышению уровня наглядности на уроке, эффективности урока, установлению межпредметных связей, обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран, а также развивает умение ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
Опыт разработки комплекса упражнений на основе применения ресурсного обеспечения цифровой платформы Learningapps.org. При обучении английскому языку на уровне начального общего образования подтверждает валидность on-line инструментов для решения задач формирования лексических и грамматических навыков. Интеграция вербального и визуального предъявления учебного материала обеспечивает более высокий уровень понимания языковых явлений и формирования языковых навыков в условиях поликодового сопровождения процесса обучения иностранному языку. Тем самым значительно сокращается время усвоения обучающимися лексических единиц и грамматических категорий. Важным результатом является повышение интереса обучающихся к иностранному языку. Возможность работать с on-line конструктором во внеурочное время способствует формированию навыков самостоятельной работы с иноязычными учебными материалами.
1. Азимова, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст]: (теория и практика обучения языкам) / Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин. - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Александров, К.В. Технология разработки электронного контента для развития лексических и грамматических навыков [Текст] / К.В. Александров, К.Г. Голубева, А.В. Александрова // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 7. - С. 20-30.
3. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2016. - № 6. - С. 14-20.
4. Беляева, О.Н. Особенности обучения английскому языку в
начальной школе. [Электронный ресурс]
URL:http://festival.1september.ru/articles/565990/(дата обращения 10.12.2018).
5. Богачева, Т.Ю. Интернет-пространство: риски для школьников и пути их минимизации [Текст] // Воспитание школьников. - 2014. - № 7. - С. 63-64.
6. Дугарцыренова, В.А. Подкастинг в обучении иностранным языкам: дидактические особенности, возможности и проблемы (на материале английского языка) [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 3. - С. 9-16.
7. Дугарцыренова, В.А. Сетевые ресурсы как средства оптимизации обучения академическому письму на иностранном языке в условиях самостоятельной работы / В.А. Дугарцыренова, А.К. Купцова [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 3. - С. 26-38.
8. Ерчак, Н. Т. Иностранные языки: психология усвоения [Текст]: учеб. Пособие. - Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М. - 2016. - 335 с.
9. Информационные технологии в образовании / Рос. Гос. Пед. Ун-т им.
Герцена А.И. [Электронный ресурс].
URL:http:/physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm(дата обращения 11.12.2018)
10. Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. [Электронный ресурс] URL: https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyyazik/prochee/ispol-zovaniie-komp-iutiernykh-tiekhnologhii-na-urokakh-anghliiskogho- iazyka (дата обращения 10.12.2018)
11. Комарова, Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в старшей школе [Текст] // Методика обучения иностранным языкам в средней школе: пособие для учителей, аспирантов и студентов. - спб: Изд-во КАРО, 2008. - С. 188-203.
12. Корзан, Г.О. Использование интернет-ресурсов при обучении английскому языку. [Электронный ресурс]. URL: http://festival. 1 september.ru/ articles/585591/. (дата обращения 13.12.2018).
13. Корчажкина, О.М. Возможности создания интерактивных учебных материалов по иностранному языку [Текст] // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2009.-№3.-С. 200-207.
14. Костюк, Е.В. Формирование информационной грамотности учащихся в процессе преподавания иностранных языков [Текст] // Английский язык в школе. - 2013. - № 3. - С. 13-17.
15. Креативная педагогика. Методология, теория, практика [Текст] / под ред. В. В. Попова, Ю. Г. Круглова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 319 с.: табл.
16. Кудрявцева, Л.В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов (на примере России и США) [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4. - С. 49-53.
17. Меркиш, Н.Е. Мультимедийная культурно-языковая среда как фактор успешного овладения иностранным языком и иноязычной культурой [Текст] // Иностранные языки в школе. -2015.-№ 8.-С. 9-16.
18. Падукова, М.С. Внеурочная деятельность как средство создания языковой среды [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2014. - № 8. - С. 26-28.
19. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения [Текст]: справочник для студентов / авт.-сост. А. В. Виневская ; под общ. Ред. И. А. Стеценко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 254 с.
20. Первухина, М.Н. Использование ИКТ на уроках английского языка.
[Электронный ресурс].
иКЕ:й11р://урок.рф/Ь1одз/1ета 1зро17ОУап1е 1к1 па игокай апд11]зкодо yazika 181218.html(дата обращения 12.12.2018).
21. Рахвалова, Ю. А. Применение аудиовизуального метода обучения на уроках иностранного языка [Текст] // Актуальные вопросы экономики, управления и образования / М-во образования и науки РФ, Байкал. Гос. Ун-т экономики и права; [редкол. В. М. Лысков (отв. Ред.) И др.]. - Иркутск. - Вып. 3.-2013.-С .48-50.
22. Сысоев, П.В. Дидактические свойства и функции современных информационных и коммуникационных технологий [Текст] // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 12-21.
23. Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с
использованием новых информационно-коммуникационных Интернет- технологий [Текст] : учебно-метод. Пособие / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - М.: ГЛОССА-ПРЕСС; Ростов н/Дону: ФЕНИКС. - 2010. - 180 с.: ил.
24. Тигранян, А.О. Особенности использования ИКТ на уроках английского языка.[Электронный ресурс] URL: Ы1р5://т1оигок.ги/о5оЬеппо5Й- ispo1zovaniya-ikt-na- uгokah-ang1iyskogo-yazika-971760.htm1 (дата обращения 12.12.2018)
25. Трофимова, Е.В. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании английского языка [Электронный ресурс]. URL: it-n.ru/attachment.aspx?Id=28755. (дата обращения 15.12.2018)
26. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: опубликовано 1 марта 2012 г. : офиц. Текст: по состоянию на 29.12.2014 / Мин-во образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения 16.12.2018)
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: опубликовано 6 октября 2009 г. : офиц. Текст: по состоянию на 11.04.2009/ Мин-во образования и науки РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения 11.04.2019)
28. «Дидактическое сопровождение формирования коммуникативной и социокультурной компетентности учащихся с использованием интерактивных технологий : УМК Spotlight 8, Module 1-4» опубликовано 18 октября 2018г. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/urok-po- angliyskomu-yaziku-3302475.html( дата обращения 28.04.2019)
29. Della H., Walkley A. Teaching Lexically: principles and practice [Текст]. Delta publishing, 2016; Stuttgart: Ernst Klett Sprachen GmbH, 2017. - 152 p.
30. Hatch E.M., Brown Ch. Vocabulary, Semantics and Language Education [Текст]. - New York: Cambridge University Press, 1998. - 468 p.