ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НA УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 1.1 Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в предметной области «Иностранные языки» 7
1.2. Информационно-коммуникационные технологии: содержательный и
тексономический аспекты 8
1.3. Информационно-коммуникационные технологии как ресурсное
обеспечение урока иностранного языка 13
1.4. Развитие ИКТ-компетенций обучающихся на уроке иностранного языка 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
Глава 2. Опыт разработки упражнений по обучению лексике английского языка с применением инструментария цифровой платформы Learningapps.org 23
2.1. Использование цифровых платформ при обучении английскому языку 23
2.2. Требования к организации обучения иностранным языкам с
применением цифровых ресурсов 25
2.3. Обучение лексике на уроке иностранного языка: цели и содержание . 27
2.4. Анализ УМК «Spotlight 4. Английский в фокусе - 4» (авторы Н.И.
Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс ) - 9-е изд. - М:, Express Publishing «Просвещение», 2015. - с 30
2.5. Технологическая карта урока английского языка с использованием
ресурсного содержания цифровой платформы Learningapps.org 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 56
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 1.1 Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в предметной области «Иностранные языки» 7
1.2. Информационно-коммуникационные технологии: содержательный и
тексономический аспекты 8
1.3. Информационно-коммуникационные технологии как ресурсное
обеспечение урока иностранного языка 13
1.4. Развитие ИКТ-компетенций обучающихся на уроке иностранного языка 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
Глава 2. Опыт разработки упражнений по обучению лексике английского языка с применением инструментария цифровой платформы Learningapps.org 23
2.1. Использование цифровых платформ при обучении английскому языку 23
2.2. Требования к организации обучения иностранным языкам с
применением цифровых ресурсов 25
2.3. Обучение лексике на уроке иностранного языка: цели и содержание . 27
2.4. Анализ УМК «Spotlight 4. Английский в фокусе - 4» (авторы Н.И.
Быкова, Д. Дули, М.Д. Поспелова, В. Эванс ) - 9-е изд. - М:, Express Publishing «Просвещение», 2015. - с 30
2.5. Технологическая карта урока английского языка с использованием
ресурсного содержания цифровой платформы Learningapps.org 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ А 53
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 54
ПРИЛОЖЕНИЕ В 55
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 56
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — система современных технологий, связанных с обработкой и использованием информации. С каждым годом ИКТ все чаще реализуется в образовательном процессе. Использование ИКТ на уроках иностранного языка повышает качество обучения а так же его эффективность. Информационно-коммуникационные технологии постепенно становятся неотъемлемой частью современного, в том числе и иноязычного, образования. Такие технологии являются более увлекательными для обучающихся, чем материалы традиционных УМК. Компьютер может выполнять функции технического инструмента (средство подготовки тестов и их хранения, текстовый редактор, графический редактор, средство моделирования учебной информации и т.д.), и обучающего средства (источник учебной информации, наглядное пособие, контрольно-измерительные материалы и т.д.).
ИКТ на уроках иностранного языка становятся ведущими технологиями в образовательном процессе, что способствует формированию умений самостоятельно осуществлять поиск образовательного софта, ориентироваться в потоке учебной информации а так же справляться с задачами построенными на уроках. Такие технологии развивают познавательную активность обучающихся, а так же формируют их коммуникативную культуру .
Понятие и роль информационных технологий как элемента новейшего методологического знания в процессе обучения иностранным языкам рассматривали в своих трудах Л.В. Кудрявцева [2007], Ю.А. Комарова [2008], О.М.Корчажкина [2009], П.В. Сысоев [2010, 2012], Е.В. Костюк [2013], Н.Е. Меркиш [2015] и другие. Исследования данных авторов выявили огромный потенциал обучения информационно-коммуникационным технологиям, с одной стороны, но так же неблагоприятное влияние информационных технологий на обучающихся - их социально¬психологическое состояние, уровень интеллектуальных знаний - в процессе обучения иностранному языку в школе и вузе, с другой стороны. В целом же, авторы схожи во мнении, что применение ИКТ в процессе обучения иностранному языку в школе является объективной реальностью и неразделимой частью планирования педагогической деятельности.
Актуальность работы определяется высоким обучающим потенциалом информационно-коммуникационных технологий и необходимостью разработки методического сопровождения процесса обучения иностранным языкам на основе применения ресурсного содержания цифровых платформ.
Объектом исследования выступает процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования — особенности применения обучающего потенциала цифрового ресурса Learningapps.orgпри обучении лексике английского языка на уровне начального общего образования.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить ресурсное обеспечение информационно-коммуникационных технологий и разработать комплекс упражнений с применением инструментария цифровой платформы Learningapps.org.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить понятие информационно-коммуникационных технологий и классификацию средств ИКТ.
2. Проанализировать особенности использования ИКТ на уроке иностранного языка.
3. Выявить специфику формирования ИКТ-компетенции на уроках иностранного языка.
4. Проанализировать инструментальное обеспечение и контент цифровой платформы Learningapps.org. в призме оптимизации процесса обучения английскому языку на уровне начального общего образования.
5. Разработать комплекс упражнений по формированию лексических навыков с применением ресурсного содержания цифровой платформы Learningapps.org.
Для решения поставленных задач и верификации исходных положений был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: анализ теоретической литературы, наблюдение, обобщение, классификация и синтез данных, полученных в результате исследования.
Структура работы определяется её целями и задачами и отражает основные результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, списка использованных источников (30 наименований) и четырёх приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель и задачи, обозначаются объект и предмет эвристического поиска, указываются методы исследования.
В первой главе “Информационно-коммуникационные технологии как компоненты процесса обучения иностранным языкам” определяются теоретические основы исследования: приводится классификация ИКТ, осмысливается их содержание, обозначаются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам и формирования ИКТ- компетенций обучающихся.
Во второй главе “Опыт разработки упражнений по обучению лексике английского языка с применением инструментария цифровой платформы Learningapps.org.” раскрывается обучающий потенциал Интернет-ресурсов в предметной области “Иностранные языки” и приводится серия упражнений, направленных на обучение английской лексике на уровне начального общего образования.
ИКТ на уроках иностранного языка становятся ведущими технологиями в образовательном процессе, что способствует формированию умений самостоятельно осуществлять поиск образовательного софта, ориентироваться в потоке учебной информации а так же справляться с задачами построенными на уроках. Такие технологии развивают познавательную активность обучающихся, а так же формируют их коммуникативную культуру .
Понятие и роль информационных технологий как элемента новейшего методологического знания в процессе обучения иностранным языкам рассматривали в своих трудах Л.В. Кудрявцева [2007], Ю.А. Комарова [2008], О.М.Корчажкина [2009], П.В. Сысоев [2010, 2012], Е.В. Костюк [2013], Н.Е. Меркиш [2015] и другие. Исследования данных авторов выявили огромный потенциал обучения информационно-коммуникационным технологиям, с одной стороны, но так же неблагоприятное влияние информационных технологий на обучающихся - их социально¬психологическое состояние, уровень интеллектуальных знаний - в процессе обучения иностранному языку в школе и вузе, с другой стороны. В целом же, авторы схожи во мнении, что применение ИКТ в процессе обучения иностранному языку в школе является объективной реальностью и неразделимой частью планирования педагогической деятельности.
Актуальность работы определяется высоким обучающим потенциалом информационно-коммуникационных технологий и необходимостью разработки методического сопровождения процесса обучения иностранным языкам на основе применения ресурсного содержания цифровых платформ.
Объектом исследования выступает процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования — особенности применения обучающего потенциала цифрового ресурса Learningapps.orgпри обучении лексике английского языка на уровне начального общего образования.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить ресурсное обеспечение информационно-коммуникационных технологий и разработать комплекс упражнений с применением инструментария цифровой платформы Learningapps.org.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить понятие информационно-коммуникационных технологий и классификацию средств ИКТ.
2. Проанализировать особенности использования ИКТ на уроке иностранного языка.
3. Выявить специфику формирования ИКТ-компетенции на уроках иностранного языка.
4. Проанализировать инструментальное обеспечение и контент цифровой платформы Learningapps.org. в призме оптимизации процесса обучения английскому языку на уровне начального общего образования.
5. Разработать комплекс упражнений по формированию лексических навыков с применением ресурсного содержания цифровой платформы Learningapps.org.
Для решения поставленных задач и верификации исходных положений был использован комплекс взаимодействующих и взаимодополняющих исследовательских методов: анализ теоретической литературы, наблюдение, обобщение, классификация и синтез данных, полученных в результате исследования.
Структура работы определяется её целями и задачами и отражает основные результаты исследования. Работа состоит из введения, двух глав, сопровождающихся выводами, заключения, списка использованных источников (30 наименований) и четырёх приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель и задачи, обозначаются объект и предмет эвристического поиска, указываются методы исследования.
В первой главе “Информационно-коммуникационные технологии как компоненты процесса обучения иностранным языкам” определяются теоретические основы исследования: приводится классификация ИКТ, осмысливается их содержание, обозначаются особенности применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранным языкам и формирования ИКТ- компетенций обучающихся.
Во второй главе “Опыт разработки упражнений по обучению лексике английского языка с применением инструментария цифровой платформы Learningapps.org.” раскрывается обучающий потенциал Интернет-ресурсов в предметной области “Иностранные языки” и приводится серия упражнений, направленных на обучение английской лексике на уровне начального общего образования.
Цель обучения иностранному языку - это развитие коммуникативных умений обучающихся, то есть повышение уровня практическое владения иностранным языком. Задачи учителя — активизировать деятельность каждого учащегося в процессе обучения, сконструировать учебные ситуации для развития их креативной деятельности.
Использование ИКТ в образовательном процессе при изучении иностранных языков, в том числе и ресурсного потенциала цифровых платформ, способствует развитию творческих возможностей и способностей обучающихся; создает условия для самообразования учеников; способствует повышению уровня наглядности на уроке, эффективности урока, установлению межпредметных связей, обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран, а также развивает умение ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
Опыт разработки комплекса упражнений на основе применения ресурсного обеспечения цифровой платформы Learningapps.org. При обучении английскому языку на уровне начального общего образования подтверждает валидность on-line инструментов для решения задач формирования лексических и грамматических навыков. Интеграция вербального и визуального предъявления учебного материала обеспечивает более высокий уровень понимания языковых явлений и формирования языковых навыков в условиях поликодового сопровождения процесса обучения иностранному языку. Тем самым значительно сокращается время усвоения обучающимися лексических единиц и грамматических категорий. Важным результатом является повышение интереса обучающихся к иностранному языку. Возможность работать с on-line конструктором во внеурочное время способствует формированию навыков самостоятельной работы с иноязычными учебными материалами.
Использование ИКТ в образовательном процессе при изучении иностранных языков, в том числе и ресурсного потенциала цифровых платформ, способствует развитию творческих возможностей и способностей обучающихся; создает условия для самообразования учеников; способствует повышению уровня наглядности на уроке, эффективности урока, установлению межпредметных связей, обогащению знаний учащихся об истории и культуре изучаемых стран, а также развивает умение ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
Опыт разработки комплекса упражнений на основе применения ресурсного обеспечения цифровой платформы Learningapps.org. При обучении английскому языку на уровне начального общего образования подтверждает валидность on-line инструментов для решения задач формирования лексических и грамматических навыков. Интеграция вербального и визуального предъявления учебного материала обеспечивает более высокий уровень понимания языковых явлений и формирования языковых навыков в условиях поликодового сопровождения процесса обучения иностранному языку. Тем самым значительно сокращается время усвоения обучающимися лексических единиц и грамматических категорий. Важным результатом является повышение интереса обучающихся к иностранному языку. Возможность работать с on-line конструктором во внеурочное время способствует формированию навыков самостоятельной работы с иноязычными учебными материалами.



