Введение 3-5
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса
1.1. Познавательный интерес и его значение в образовательном
процессе 6-11
1.2. Игровая технология как средство формирования познавательного
интереса учащихся 12-17
Глава 2. Интеллектуальная игра как условие формирования познавательного интереса
2.1. Диагностика выявления уровня познавательного интереса
учащихся 19-21
2.2. Разработка интеллектуальной игры по географии 22-39
2.3. Обработка и анализ результатов проведения интеллектуальной
игры 40-42
Заключение 44-45
Список использованных источников 46-49
Приложения 50
Познавательный интерес к обучению выступает как одно из условий достижения эффективности и высокого качества образования. На сегодняшний день необходимость формирования познавательного интереса учащихся к предметам важно, поскольку без интереса к обучаемому предмету у учащихся невозможно повышать качество знаний, развивать познавательные процессы, продвигать их в интеллектуальном развитии, способствовать открытию их новых возможностей.
Ребенок реализует свои интересы в процессе основной деятельности, мотивом которого выступает познавательный интерес, взаимодействуя с целями, результатами деятельности, системой ценностных ориентаций, отображает все личностные качества.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования требует готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Поэтому задача школы: сформировать познавательную активность обучающегося. Решение данной задачи складывается из многих факторов, однако значительно зависит от индивидуального подхода учителя к учащимся. Без формирования познавательного интереса, без желания углубиться интересующимся вопросом невозможно воспитать в человеке желание открывать самого себя. В дальнейшем это скажется и на профессиональном образовании.
Проблема познавательного интереса — одна из самых актуальных и важных в образовательном процессе. Раннее многие знаменитые ученые прошлого века, такие как Л.Б. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, изучали пути решения к познавательной активности учащихся. Эта проблема и сейчас все больше притягивает исследователей, которые нацелены на поиски эффективных и продуктивных методов и средств обучения.
Сейчас некоторые методы обучения давно потеряли эффективность и их результат неудовлетворителен. Ранее преобладали такие типы уроков, которые предполагали разные объяснения и рассказы учителем, что не вызывало интерес у детей. У учащихся не хватало времени подумать и порассуждать самому, получить информацию из каких-либо других источников. А география — наука интересная, ее ценность изучения признавал М.В. Ломоносов.
Географическое образование вооружает школьников умениями пользоваться различными источниками географической информации, интегрировать эту информацию; вести наблюдения на местности, заниматься краеведческим изучением своего региона, своей местности. Этот предмет вносит вклад в трудовое воспитание учащихся и в профориентацию, помогает удовлетворять интересы и потребности развивающейся личности в познании окружающего мира.
Важная задача педагога в формировании познавательного интереса - это использование современных методов, средств и приемов обучения. Определение критерий и уровня развития познавательного интереса, их понимание, предоставляют учителю возможность правильно и продуктивно организовывать процесс обучения для развития личности каждого ребенка.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности учащихся в процессе обучения географии.
Предмет исследования: интеллектуальная игра как прием по формированию познавательного интереса учащихся в процессе обучения географии.
...
В данном исследовании был рассмотрен познавательный интерес в образовательном процессе и один из приемов по его формированию. Познавательный интерес формируется к предмету благодаря: личности учителя, сущности преподаваемого материала, разнообразии методов, средств и приемов обучения, форм организации учебного процесса.
В результате можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута. Она заключалась в разработке интеллектуальной игры по географии для учащихся 5-6 класса на основе географического содержания изученного материала.
Все задачи исследования были выполнены и получены следующие результаты:
Раскрыт познавательный интерес и его значение в образовательном процессе.
Рассмотрена игровая технология как средство обучения.
Проведена диагностика по формированию познавательного интереса учащихся.
Разработана и апробирована интеллектуальная игра по географии.
Проведен анализ результатов реализации интеллектуальной игры.
Для формирования познавательного интереса учащихся была предложена игровая технология, а именно интеллектуальная игра «Где логика?». В процессе игры участвующим необходимо выстраивать цепочку умозаключений, используя логику, ход мыслей и идеи. Целью игры является развитие логического мышления обучающихся.
Апробация данной интеллектуальной игры была проведена на базе МАОУ лицей №9 «Лидер» г. Красноярска. В качестве испытуемых были
выбраны учащиеся 6 «А» класса, 23 человека в возрасте 11-12 лет.
Результаты апробации показали повышение эффективности и результативности с применением игровой технологии на уроках география.
При разработке интеллектуальной игры для учащихся учитель должен тщательно прорабатывать ход этапы игры, учитывания требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, а также функции игры. Разработка познавательной игры требует от педагога на только времени, но и творческих умений. Если структура игровой технологии будет соблюдена, то игра пройдет эффективно и продуктивно, учащиеся будут вовлечены в игровую деятельность с благоприятной эмоциональной атмосферой на уроке.
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст] / Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
Важности предмета географии в деле воспитания полноценной личности [Элетронный ресурс]. URL: https://videouroki.net/razrabotki/ctat-ia-o- vazhnosti-priedmieta-ghieoghrafii-v-dielie-vospitaniia-polnotsiennoi-l.html (дата обращения: 3.05.2020).
Гордон Л. А. Психология и педагогика интереса. — М., 2012. — 232 с.
Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2002. - 235 с.
Евсеенко Е.А., Астрашабова М.С. Образовательная игра по географии как форма промежуточного контроля. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой Всемирному дню Земли и 60-летию кафедры экономической географии, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. Вып. 10. - с. 194-196.
Занько С.Ф. и др. Игра и учение - М.: Высшая школа 2005. -54 - 79 с.
Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: кн. для учителя / Ю.Б. Зотов; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.
Игровые технологии в образовательном процессе [Электронный
ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/pedagogika/igrovye_tehnologii_v_
obrazovatelnom_processe/ (дата обращения: 1.06.2020).
Исследовательская деятельность как средство развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: https://открытыйурок.рф/статьи/569091/ (дата обращения: 3.06.2020).
Казанцев, И.Н. Урок в школе [Текст] / И.Н. Казанцев. - М., 1956. - 106 с.
Кувалдина, Е. А. Роль семьи в развитии познавательных интересов школьника [Текст] / Е. А. Кувалдина // Молодая семья XXI века: тенденции, проблемы и перспективы развития. - Киров, 2004. - С. 118-119
Кудинов, С. И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты [Текст]: монография / С. И. Кудинов - Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999. - 270 с.
Меньшикова, Е. А. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса [Текст] / Е. А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2008. - №3. - С.16-20.
Методы и приемы в обучении [Электронный ресурс]. URL: http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/245903_metody_i_priemy_obuch eniya (дата обращения: 28.05.2020).
Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т.М.Михайленко // Педагогика : традиции и инновации: материалы международной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. I. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.
... всего 30 источников