Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВЕЧЕРОВ

Работа №156253

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования ответственности у младших школьников в процессе создания музыкальных вечеров 8
§1. Сущность понятия «ответственность» 8
§2. Особенности ответственности как нравственного качества личности у детей младшего школьного возраста 16
§3. Особенности становления ответственности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности средствами музыкального воспитания и образования 20
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное изучение ответственности у младших школьников в процессе создания музыкальных вечеров 26
§1. Организация исследования 26
§2. Анализ и интерпретация полученных результатов 29
§3. Реализация программы формирования ответственности у младших школьников в процессе создания музыкальных вечеров. Анализ полученных результатов 34
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Список использованных источников 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение А 55
Приложение Б 56

Реалии развития современного российского общества указывают на проблемы, связанные с духовно-нравственной стороной воспитания подрастающего поколения. В связи с чем в образовании назрела необходимость перехода от формирования преимущественно знаний и навыков к воспитанию личности, которая может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, брать ответственность за принятые решения; отличается динамизмом и конструктивностью [5, с.76].
Нравственное воспитание современного младшего школьника многогранно, но такое качество как ответственность является важнейшим.
Проблема формирования ответственности в школьном строительстве была актуальна всегда. Педагоги разных времен постоянно искали пути разрешения этой проблемы, и связывая это качество с воспитанием. Ответственность рассматривалась как качество в составе сущностной характеристики личности.
У гражданина современного российского общества важнейшими аспектами развития ответственности как нравственного качества личности в частности являются ориентация на общечеловеческие духовные ценности и развитие ценностно-смысловой сферы в целом.
Формирование ценностно-смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей жизни, но сензитивным периодом является младший школьный возраст. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-эстетической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к социальному окружению и к самому себе.
Важную роль в решении проблемы формирования ответственности у младших школьников призвана сыграть начальная школа,
так как ответственность не является врожденным качеством .
В свое время на проблему свободы и ответственности указывали Платон и Аристотель, позднее эту мысль поддержал Ж.-Ж. Руссо. Ответственность стала предметом дискуссий. Данная проблема не остается без внимания и на сегодняшний день. Большие основания для рассмотрения проблемы формирования ответственности у младших школьников дают труды отечественных педагогов: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Ядовой, А.Н. Леоньтева, В.А. Крутечкого, Л.И. Бажович и др.. Также результат этой проблемы отражен в философских следующих трудах ученых А.Ф. Плахотного, Р.И. Касолапова, Н.А. Головко, Г.Л. Смирнова и др.
Одним из эффективных направлений по развитию (формированию) ответственности у младшего школьника является внеурочная деятельность, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ, направленных на психологическую и физическую разгрузку ребенка, достижение личностных и метапредметных результатов ФГОС, полного раскрытия задатков и наклонностей ребенка, создание условий для развития и поддержания талантов и дарований.
Так, программа развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на духовно­нравственное развитие в единой урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе семьи и институтов общества. В программу положены воспитательные задачи, базовые ценности общества, приобщение к культурным ценностям, обеспечивание создания системы воспитательных мероприятий, формирование активной деятельностной позиции и содержание перечня планируемых результатов.

....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальная сфера жизни ребенка и формирование нравственных качеств личности, таких как ответственность, становятся объектом его целенаправленного познания. Это ставит ребенка перед необходимостью адекватного отражения этой сферы и ориентации в ней. К началу младшего школьного возраста социальная сфера и активность становятся источником отношения ребенка к себе и условием развития ценностного отношения к различным реалиям жизни.
Формирование опыта ответственности, который характеризуется следованием своим намерениям, оказанием помощи сверстникам и взрослым, рефлексией своего поведения, начинается в младшем школьном возрасте и является составной частью более длительного и многогранного процесса развития ответственности как показателя субъектности человека.
Проведя теоретический анализ проблемы формирования ответственности в младшем школьном возрасте, мы выяснили, что одним из эффективных направлений работы с детьми является внеучебная деятельность. Последняя представлена разнообразными формами и методами работы, однако в литературных данных описано благоприятное влияние музыкального воспитания и образования.
Именно музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни .
Так, в качестве средства по формированию ответственности у младших школьников мы использовали их участие в создании музыкальных вечеров. Деятельность школьников заключалась в том, чтобы предложить идею для тематического музыкального вечера, помочь педагогу в разработке содержания мероприятия. И по итогам учебного года мы сравнили два класса, один из которых принимал участие в создании вечеров, а второй не имел такой возможности.
Так, по данным, полученным в результате исследования, мы выяснили, что в сравнении двух выборок наблюдается разница в уровне сформированности того или иного компонента ответственности. А именно, в экспериментальной группе наблюдается положительный эффект в сравнении с контрольной группой.
Следует отметить, что уровень развития отдельных компонентов ответственности у детей, которые были заняты в процессе подготовки музыкальных вечеров выше, что подтверждает нашу гипотезу.
Таким образом, используемые нами педагогические формы и методы работы с младшими школьниками по формированию ответственности, позволяют на практике реализовывать гуманистический потенциал детей и способствуют гармоничному социокультурному взаимодействию, формированию духовно-нравственных ориентиров, общекультурного развития, а также формированию и становлению мировоззрения современного человека.


1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального госу д арст вен н о го образо вател ьн о го стан дарта н ач ал ь н о го об щего образования» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ivo.garant.rU/#/document/197127/paragraph/2644:0 (дата обращения: 31.05.2018).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12,2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 40174/
3. Абдуллин Э.Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб, заведений. -М.: Академия, 2004, - 336 с.
4. Абульхонова-Славская, К.А. Инициатива и ответственность как формы активности и стратегии личности / К.А. Абульханова-Славская // Стратегия жизни. М., 1991С. 109-125.
5. Авдеева, А.Н. Формирование ответственности как качества личности младших школьников в условиях игровой деятельности / А.Н. Авдеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4. - С. 76-80.
6. Артёмкина, Т.Е. Особенности использования музыкального фольклора в социальном воспитании младших школьников / Т.Е. Артемкина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -2012.-№3(15).-С. 321-324
7. Архиреева, Т.В., Самооценка академической компетентности младших школьников / Т.В. Архиреева // Психологическая наука и образование. - 2012. -№ 2. - С. 1-10
8. Бахтеева, Э.И. Особенности формирования личности ребенка на этапе перехода от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту / Э.И. Бахтеева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2012.-№2.-С. 189-193.
9. Беляева, Е.Б. Развитие психических процессов младших школьников в процессе игры как ведущей формы обучения. / Е.Б. Беляева // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - № 3. - С. 41-44.
10. Бережковская, Е. Л. Психическое и личностное в развитии ребенка при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту / Е.Л. Бережковская // Вестник РГГУ. -2013. -№18.-С. 108-117
11. Беспалова, Г.М. Ответственность - качество успешной личности //
Сибирский педагогический журнал. 2016. №6. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/otvetstvennost-kachestvo-uspeshnoy-lichnosti (дата обращения: 17.03.2018).
12. Битянова, М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей : учеб, пособие. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 576 с. - (Серия «Кафедра психологии»).
13. Божович Л.И. Этапы Формирования Личности в онтогенезе // Проблемы формирования личности: избр. психолог. труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Воронеж, 1995. - 345 с.
14. Вершинина, Л.В., Максимова, И.Е. Педагогические условия организации процесса воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в учебной деятельности / Л.В. Вершинина, И.Е. Максимова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - № 2 (2). - С. 312-314
15. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. -М., 1967. - 325 с.
... всего 51 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ