Введение 7
1. Основы оплаты труда и трудовой мотивации 11
1.1 Сущность, функции и назначение заработной платы 11
1.2 Мотивация труда и повышение эффективности работы
организации 17
1.3 Формы оплаты труда в современных организациях 20
2. Анализ системы оплаты труда на предприятии 32
2.1 Общая характеристика предприятия 32
2.2 Система оплаты труда и мотивации сотрудников на примере
предприятия ОАО «Смак» 40
3. Совершенствование системы оплаты труда на предприятии 51
Заключение 61
Список использованных источников 62
Проблема оплаты труда - одна из ключевых в российской экономике. От ее успешного решения во многом зависят как повышение эффективности производства, так и рост благосостояния людей, благоприятный социальнопсихологический климат в обществе [37,С. 596].
Одним из основных принципов организации заработной платы в современной экономике является принцип материальной заинтересованности работника в результатах своего труда.
При переходе к рыночной экономике произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе и в системе оплаты труда. Складываются новые отношения между государством, организацией и работником по поводу организации труда. Переход на рыночные отношения внес изменения и в формы регулирования трудовых отношений. Теперь непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений являются тарифные соглашения и коллективный договор. Организации вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед организацией.
В новых условиях решение проблем в области оплаты труда невозможно без развитых механизмов социального партнерства. В плоскости реформирования заработной платы находится и проблема государственных социальных стандартов, представляющих нормативные показатели уровня жизни и социального развития и используемых в качестве целевых ориентиров в практике государственного управления процессами экономического и социального развития [1,С. 200].
Новые системы организации труда и заработной платы должны обеспечить сотрудникам материальные стимулы. Эти стимулы могут быть задействованы наиболее эффективно при жесткой индивидуализации заработной платы каждого работника, т.е. при внедрении бестарифной, гибкой модели оплаты труда, при которой заработок работника находится в прямой зависимости от спроса на производимую им продукцию и выполняемые информационные услуги, от качества и конкурентоспособности выполняемых работ и, конечно, от финансового положения организации, в которой он работает.
В процессе становления рыночных отношений главным требованием к организации заработной платы на предприятии, отвечающим как интересам работника, так и интересам работодателя, является обеспечение необходимого роста заработной платы при снижении ее затрат на единицу продукции и гарантии повышения оплаты труда каждого работника по мере роста эффективной деятельности предприятия в целом. Соблюдение этих требований при разработке конкретного механизма оплаты труда должно побуждать руководителей и специалистов предприятия в максимальной степени использовать имеющиеся научные, технические, организационно-экономические и социальные резервы повышения эффективности производства. Цель реализации этих требований: создать для работодателей необходимые предпосылки для роста массы прибыли и уровня рентабельности, а для работников - обеспечить постоянный рост дохода и, в конечном счете, повышение покупательной способности. Тенденции обесценивания рабочей силы привели к невозможности в течение длительного периода достижения нормальной цены рабочей силы на рынке труда. Развитие рыночных отношений в России предполагает неизбежную корректировку политики заработной платы в соответствии с рыночными законами экономического развития. В условиях становления рыночного хозяйственного механизма возникла объективная необходимость в радикальной перестройке всей системы оплаты труда, реальном обеспечении действия принципа оплаты по количеству и качеству труда, учете его условий и результатов. [2,С. 650].
Изменение оплаты труда является одним из элементов совершенствования распределительных отношений. Она предопределяет необходимость совершенствования основных элементов организации оплаты труда, критериев оценки стоимости рабочей силы, способов и механизмов оценки сложности труда работников различных профессионально-квалификационных групп, методов регулирования оплаты труда. Реформа должна осуществляться в тесной взаимосвязи с перестройкой систем формирования и использования общественных фондов потребления, социального страхования, налогообложения, ценообразования и т.д.
Основная цель изменения заключается в создании у трудоспособных граждан высоких мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности и на этой основе в повышении эффективности общественного производства. Это предполагает полный отказ от организации заработной платы, базирующейся на административном регулировании фондов оплаты труда и предопределяющей весьма слабую зависимость индивидуальной оплаты от результатов труда работника и переход к организации заработной платы на основе учета стоимости воспроизводства рабочей силы и требуемого для предприятия результата, который должен быть получен от работника в процессе производства.
Система оценки и оплаты труда, действовавшая на советских предприятиях, была далеко не совершенной. В настоящее время она по-прежнему не соответствует общим социально-экономическим условиям функционирования предприятий, что усугубляет и без того тяжелое их положение. Прежние оценки и организация оплаты труда пришли в явное противоречие с рыночными условиями работы предприятий [41,С. 340].
Насущной задачей в настоящее время является выработка соответствующих рекомендаций для предприятий с учетом огромного опыта стран с развитой рыночной экономикой, где организация заработной платы является одной из приоритетных задач на уровне предприятий (фирм), тесно увязывающих все ее составляющие элементы с эффективностью производства, а также на национальном уровне с точки зрения величины дифференциации заработной платы, тесно увязывающейся со структурой производства, что оказывает влияние на эффективность всей национальной экономики.
Грамотная политика в области оплаты труда - в контексте государственного регулирования экономики - должна сыграть важнейшую роль в стабилизации социально-трудовых отношений, что позволит оздоровить макроэкономическую ситуацию в стране. В этой связи изучение процесса формирования средств на оплату труда является особенно актуальным...
Оплата труда - это общая сумма средств в денежной и натуральной формах, распределяемая между работниками организации в соответствии с количеством и качеством труда, определяется как фонд заработной платы (ранее он назывался фондом оплаты труда).
Под организацией заработной платы (ОЗП) понимается ее построение, обеспечение взаимосвязи количества и качества труда с размерами его оплаты, путем использования совокупности составных элементов (нормирования, тарифной системы, премии, доплат и надбавок).
Принципы организации заработной платы - это объективные, научно обоснованные положения, отражающие действие экономических законов и направленные на более полную реализацию функций заработной платы.
Наиболее характерные принципы организации заработной платы.
1) Неуклонный рост номинальной и реальной заработной платы.
2) Соответствие меры труда мере его оплаты.
3) Материальная заинтересованность трудящихся в достижении высоких конечных результатов труда.
4) Обеспечение опережающих темпов роста производительности труда по сравнению с темпами повышения заработной платы.
В дипломной работе:
1) были рассмотрены:
-сущность и экономическое содержание категории заработной платы, мотивации труда, повышения эффективности работы предприятия;
-существующие формы и системы оплаты труда и премирования, порядок начисления некоторых видов заработной платы и то, как эти формы и системы применяются на ОАО «Смак»;
2) проведен, анализ эффективности организации оплаты труда на предприятии;
3) разработаны рекомендации по системе совершенствования оплаты
труда.
1. Базарова Т.Ю., Еремива Б.Л. Управление персоналом. - М., 2013., 200с.
2. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами. - М., 2012., 650с.
3. Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М: Инфра-М, 2011. 480 с.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - 3-е изд. - М.: Гардарики, 2012. - 528 с.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 511 с.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М., 2014., 560с.
7. Грехем Х.Т., Беннетт Р. Управление человеческими ресурсами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011, 180с.
8. Друкер П.Ф. Эффективное управление: Пер.с англ. - М.: ФАИР- ПРЕСС, 2011., 201с.
9. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 2012, 210с.
10. Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами: опыт развитых стран. - М., 2013, 430с.
11. Журавлев П.В. и др. Технология управления персоналом. - М.: «Экзамен», 2013. - 135 с.
12. Костров А.В. Основы информационного менеджмента: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2011 - 336 с.
13. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. - М., 2011., 130с.
14. Коргов А.А., Коргова М.А. Руководитель. Команда. Персонал. Основы управления и взаимодействия. - Пятигорск, 2011., 230с.
15. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: ДеКа, 2012 г. с. 160....47