Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМНЫЕ IT-ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕДИАГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Работа №156249

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования элементов медиаграмотности обучающихся на основе проблемных IT-задач 7
1.1 Понятие медиаграмотности и существующие подходы к формированию
ее элементов 7
1.2. Структура и особенности проблемных IT-задач 21
Глава 2. Проектирование и реализация профильного элективного курса по формированию элементов медиаграмотности 34
2.1. Описание программы профильного элективного курса 35
2.2 Комплект проблемных IT-задач в рамках элективного курса 40
2.3 Методические рекомендации для педагогов 60
Заключение 63
Список литературы 66

Современная система общего среднего образования, все входящие в нее образовательные направления направленны на формирование у школьников способов и умения работать с информацией. Ни для кого уже не секрет, что современные выпускники школы должны свободно владеть знаниями и навыками работы на компьютере. Но сегодня уже мало просто научить обучающихся нажимать на кнопки, необходимо дать четкое представление о том, где они смогут применить полученные знания и использовать свои навыки, и тогда они будут востребованы на современном рынке труда, и получат возможность стать успешными.
Глобальной целью современной образовательной системы является подготовка молодого поколения к полноценному и успешному участию во всех сферах деятельности общества. Неслучайно в большинстве государственных программ, определяющих приоритетные направления развития образования в Российской Федерации, особое внимание уделяется формированию общеучебных и общекультурных навыков работы, обучающихся с информацией и средствами ее обработки, что становится основным стержнем профессиональной деятельности выпускников учебных заведений в условиях информационного общества, необходимым компонентом информационной культуры. Критерии медиаграмотности и методика оценки ее уровня утверждены приказом Минкомсвязи России №226 от 28 июля 2014 года.
В свою очередь, стремление к формированию информационной культуры у будущих выпускников приводит к ориентации общего образования на приобретение учащимися знаний о телекоммуникациях и средствах массовой информации, использование средств телекоммуникаций для приобретения различных знаний и творческого самовыражения, оценку достоверности информации, развитие критического мышления путем решения проблемных задач, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить и обеспечить информационную безопасность.
Одним из ключевых качеств, необходимых любому современному человеку для эффективного функционирования в такой информационной среде, становится медиаграмотность, определяемая как способность адекватно взаимодействовать с IT-технологиями в глобальном информационном пространстве: осуществлять поиск, анализировать, критически оценивать, распространяемые с помощью различных средств массовой информации и коммуникаций потоки информации, во всем разнообразии их форм.
Современное развитие цифровых технологий позволило вывести качество медиаобразовательной практики в школе на более высокий уровень: появилась возможность использовать цифровые технологии для видеомонтажа, применять специальные программы для создания компьютерной анимации (мультипликации), использовать смартфоны и планшеты для визуализации. При этом в понимании сущности медиаграмотности осуществляется опора на личный опыт обучающихся в сфере медиа и мультимедиа, она призвана развивать более критическое понимание и представление информации.
Основными элементами медиаграмотности принято считать:
1) медиакультуру как расширение культурного и аудиовизуального опыта посредством сформированных представлений о широком диапазоне форм и жанров медиа.
2) медиакритику как область развития критических навыков анализа и оценки любых информационных ресурсов, сообщений и контента.
3) медиатворчество как сферу развития креативных способностей и умений использования медиа для самовыражения и коммуникации, а также для участия в обсуждении личностно или общественно значимых проблем.
Современный урок должен предполагать равные партнерские отношения как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, превращает обучение в совместный и интересный поиск для решения разного рода профессиональных, общественных и личных задач.
Перечисленные педагогические аспекты позволяют сформулировать проблему исследования: каковы возможности проблемных IT-задач для формирования и развития элементов медиаграмотности обучающихся старших классов в рамках профильного элективного курса? И возможности для его реализации, создаваемые активным взаимодействием в учебном процессе.
Основные концепции современного общества основываются на информационном принципе. Главный акцент в этом подходе делается на информационные сети и IT-технологии, которые связывают различные места и оказывают воздействие на организацию и содержание современного образования. В последние годы эта концепция приобрела особую популярность, так как информационные и IT-технологии сети стали играть значительную роль в социальной и учебной жизни обучающихся.
Разрешение поставленной проблемы составляет цель исследования: разработать и обосновать комплект проблемных IT-задач, направленных на формирование и развитие элементов медиаграмотности у обучающихся старших классов на основе профильного элективного курса.
Объектом исследования является педагогический процесс формирования и развития элементов медиаграмотности обучающихся старших классов.
Предметом исследования выступает комплект проблемных IT-задач, включенных в программу профильного элективного курса.
Принимая во внимание вышесказанное, в данной работе выдвигается следующая гипотеза: комплект проблемных IT-задач, включенных в программу тематического профильного элективного курса будет способствовать формированию медиаграмотности у обучающихся, если:
- проблемные IT-задачи конструируются в соответствии с показателями образовательных результатов в контексте учебных действий по информатике и формируемыми элементами медиаграмотности;
- характер IT-задач предполагает разрешение обучающимися реалистичных проблемных ситуаций (случаев, связанных с реальной жизнью), требующих активных действий, осуществляемых не полностью очевидным для них способом в полностью или частично определенных условиях.
Цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать существующие подходы к формированию и развитию медиаграмотности, выделить ее ключевые элементы.
2. Описать особенности проблемных IT-задач как средств формирования и развития элементов медиаграмотности обучающихся.
3. Разработать комплект проблемных IT-задач, направленных на формирование и развитие элементов медиаграмотности в рамках профильного элективного курса.
4. Описать методические рекомендации по использованию разработанных задач на практике.
Практическая значимость. Разработанные материалы могут быть использованы учителями, реализующими образовательные программы по информатике и ИКТ на ступени среднего общего образования для проведения занятий в 10-11 классах (внеурочная деятельность, элективные курсы, проектные задания).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что медиаобразование рассматривается как процесс образования и развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений интерпретации, анализа и оценки медиатекста, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.
Использование элементов проблемного обучения приходит на помощь достижению фундаментальных целей преподавания информатики при обучении медиаграмотности, потому что он позволяет учитывать личностные особенности обучающихся, ориентирует их на самостоятельность в деятельности по решению задач. Обучающийся должен получить знания, предусмотренные программой и использовать их в учебной или иной деятельности.
«Уместить» основные аспекты формирования и развития элементов медиаграмотности в школьную программу - непростая задача для преподавателя. Я пошла по пути личностно-ориентированной системы обучения путем включения проблемных IT-задач в элективный курс. Этот вид деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, открывает большие возможности для организации познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны других обучающихся.
Разработанные практические занятия в большей степени соответствуют требованиям к системе знаний и умений, обучающихся информатики, направленные на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, имеющих преимущественно практическое значение. Изученная литература по использованию проблемного обучения
в системе учебных занятий для формирования и развития элементов медиаграмотности на уроках информатики обосновывают потенциальную результативность выбранного подхода.
Таким образом в ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
1. Проанализированы существующие подходы к формированию и развитию медиаграмотности, выделены и описаны в теоретической части ее ключевые элементы.
2. Выделены и учтены основные особенности проблемных IT- задач как средств формирования и развития элементов медиаграмотности обучающихся.
3. Разработан комплект из 7 проблемных IT-задач, направленных на формирование и развитие элементов медиаграмотности в рамках авторской программы профильного элективного курса.
4. Кратко приведены методические рекомендации для учителей информатики по использованию разработанных задач на практике.
На основании вышеуказанного можно сделать вывод о том, что исходная цель выпускной квалификационной работы достигнута.



1. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Педагогика 1975. - 374 с.
2. Роберт И.В. Методология информатизация образования -
[Электронный ресурс]. URL:
http://ito.su/40/plenum/Robert.html?PHPSESSID=pfs 18etqpmcevg1cva1 erl05l3 (дата обращения 17.02.17)
3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru- [Электронный ресурс]. URL:http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2013/12/20/tekhnologii-veb-20-v-obrazovanii(дата обращения 21.02.17)
4. Единая коллекция ЦОР образования - [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/
5. Бряник Н.В. Введение в современную теорию познания. -М.: Академический Проект 2003.- 288 с.
6. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., и др. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Академия 2013. - 240 с.
7. А.С Федоров -[Электронный ресурс]. URL:
http://psyfactor.org/lib/fedorov11-11.htm(дата обращения 6.03.17)
8. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К Теория и методика обучения информатике: учебник для вузов.-М.: Academia 2005.-624 с.
9. WEB 2.0 Сервисы для школ - [Электронный ресурс]. URL: http://schoolservis.blogspot.ru/
10. Журин А.А. Интегрированное медиаобразование в средней школе. - М.: Бином 2012. -408 с.
11. Федеральный портал «Российское образование» - [Электронный ресурс]. URL:http: //www.edu.ru/index.php?page id=34
12. Единое окно доступа к образовательным ресурсам -
[Электронный ресурс]. URL:http: //window.edu.ru/
13. Федеральная университетская компьютерная сеть России - [Электронный ресурс]. URL: http:// http://www.runnet.ru/
14. Федеральный институт педагогических измерений - [Электронный ресурс]. URL: www.fipi.ru/
15. Вишневецкая Г. В. Способы формирования медиакультуры обучающихся в средней общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2701¬2705. - URL:http://e-koncept.ru/2013/5354.htm.
16. А.В Хуторской. Дидактика: учебник для высших учебных заведений. -1-е издание: Питер, 2017-720 с.
17. Wikipedia - [Электронный ресурс]. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %8C
18. Босова, Л.Л. Информатика: Методическое пособие для 10-11 классов ФГОС /Л. Л. Босова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 474 с.
19. Гришова Е. А., Горобец М. А. Современный урок в условиях
введения проблемного обучения - [Электронный ресурс]. URL:
http://wiki.ippk.ru/images/1/1f/%D0%93%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%95 .%D0%90.%2C%D0%93%D0%BE%D 1 %80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%86%D0%9C.%D0%90..doc
20. Бондаренко Е. А. Технологии медиаобразования -
[Электронный ресурс]. URL: http://www.mediaeducation.ru/publ/bond-
tm.html
21. А. Гук Информационные ресурсы россии №5, 2013 -
[Электронный ресурс]. URL: http://www.aselibrary.ru/press_center/journal/irr/irr4925/irr49255567/irr492555 675572/irr4925556755725578/
22. А.Гук Медиаобразование как система результативных уровней медийной культуры личности №5, 2013 - [Электронный ресурс]. URL: http://www. aselibrary.ru/press center/j ournal/irr/irr4925/irr49255567/irr492555675572/irr4925556755725578/(дата обращения15.04.17)
23. Короченский А.П. Медиаобразование в России: // Электронный
научный журнал CYBERLENINKA - [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mediaobrazovanie-v-rossii-ne-tolko-vneshnie- trudnosti-i-prepyatstviya(дата обращения25.04.17)
24. Уилсон К. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов /ин-т ЮНЕСКО; пер. с фр. Е. Малявской.: ЮНЕСКО, 2012. - 198 с.
25. Бондаренко Е.А. Медиаграмотность и информационная культура в современной российской школе - [Электронный ресурс]. URL: http://mic.org.ru/new/239-mediagramotnost-i-informatsionnaya-kultura-v-sovremennoj-rossijskoj-shkole(дата обращения 23.04.17)
26. Гендина Н.И. Формирование информационной и
медиаграмотности в условиях информационного общества. // Электронный научный журнал CYBERLENINKA- 2012. -№1 - [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-i-
mediagramotnosti-v-usloviyah-informatsionnogo-obschestva-novaya-initsiativa-yunesko-i-problemy(дата обращения 23.04.17)
27. Гаджимустафаева Т. Ш. Проблемные ситуации, как средство
активизации познавательного интереса у учащихся на уроках./ Nsportai.ruопубликовано 10.03.2015. - [Электронный ресурс]. URL:
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2015/03/10/problemnye-situatsii-kak-sredstvo (дата
обращения 27.04.17)
28. Акимова И.В. Губанова О.М. Пудовкина Ю.Н. Примеры
реализации элементов проблемного обучения на уроках информатики и икт в школе. / Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования» - [Электронный ресурс]. URL: https://www.science-
education.ru/ru/article/view?id=24642(дата обращения 02.05.17)
29. Зотеева Л.А. Активизация проблемной ситуации на уроках
информатики. - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.myshared.ru/slide/410814/(дата обращения 10.03.17)
30. Гудкова М.И. Проектная деятельность учащихся на уроках
информатик URL: http: //nsportal .ru/shkol a/informatika- i-
ikt/library/2011/12/31/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-informatiki
31. Коченкова Г.Л. Проектная деятельность в обучении информатике и ИКТ как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся. // Интернет-журнал "Эйдос». - 2012. - №3. - [Электронный ресурс]. URL:http://eidos.ru/journal/2012/0529-02.htm.
32. Армеева О.Н. Проектная и исследовательская деятельность на уроках информатики//Электронный журнал Экстернат.РФ опубликованно 10.08.2015. -[Электронный ресурс]. URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03- 14/99-student-work/8160-proektnaya-i-issledovatelskaya-deyatelnost-na- urokakh- informatiki. html
33. Фандрих Л.М. Проблемная ситуация на уроке как средство
активизации познавательной деятельности учащихся. / портал infourok.ru- опубликованно 31.10.5015. - [Электронный ресурс]. URL:
https://infourok.ru/problemnaya-situaciya-na-uroke-kak-sredstvo-aktivizacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-1303906.html
34. Голдин И.И. Проблемные ситуации в обучении как важнейшее
средство активизации учебно-познавательной деятельности /Диссертация 1974г. - [Электронный ресурс]. URL:
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/18263.php (дата обращения 20.04.17)
35. Шигарева Т.Н. Использование технологии проблемного обучения на уроках информатики - [Электронный ресурс]. URL: http: //teacherjournal .ru(дата обращения 27.04.17)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ