Введение 3
Глава 1. Теоретические основы института гражданства 5
1.1. Понятие, сущность и принципы института гражданства в международном праве 5
1.2. Соотношение понятий гражданства и права на гражданство 8
Глава 2. Особенности правового регулирования гражданства Российской Федерации. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации 9
2.1. Особенности приобретения гражданства Российской Федерации 10
2.2. Особенности прекращения гражданства Российской Федерации 12
Заключение 16
Список использованных источников 18
Актуальность исследуемой темы, подтверждается тем фактом, что гражданство является фундаментом, для реализации обладающим им субъекта совокупности его прав и обязанностей, как базовая основа правового статуса личности, согласно положениям действующего российского законодательства. С момента начала действия Федерального закона № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 138-ФЗ), правовая регламентация института гражданства в РФ существенным образом трансформировалась, например, получили значительное развитие основания утраты гражданства, повлекшее неоднозначную оценку в научной и практической среде.
Таким образом, можно настаивать на большой значимости и насущной необходимости дальнейших научных разработок понимания сущности и принципов гражданства.
Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в связи с приобретением и прекращением гражданства Российской Федерации.
Предмет исследования составляет совокупность норм законодательства Российской Федерации о гражданстве, закрепляющих понятие и принципы гражданства Российской Федерации.
Цель исследования – провести комплексный анализ российского института гражданства на основе актуальных редакций действующего в рассматриваемой сфере законодательства.
Исходя из намеченной цели, решались следующие задачи:
дать характеристику понятия, сущности и принципов института гражданства в международном праве;
выявить соотношение понятий гражданства и права на гражданство;
проанализировать особенности приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Методологическая основа исследования. Достижение цели исследования и решение поставленных задач обеспечиваются посредством использования следующих методов научного познания: сравнительный и системно-структурный анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, сопоставление, обобщение, герменевтический, диалектический и догматический методы.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы правового регулирования института гражданства Российской Федерации исследовались в публикациях следующих авторов: С.А. Авакьян, В.Л. Бабурина, Д.К. Давудова, Д.А. Котельников, Ж.И. Овсепян, М.М. Садаян и С.В. Черниченко.
Структура работы, включает в себя: введение, базовую часть, структурированную по главам и взаимосвязанным по логике изложения параграфам, заключение и библиографический список использованных источников.
По итогам проведенного исследования становится возможной формулировка следующих выводов.
Под гражданством РФ нужно понимать устойчивую правовую связь личности и государства, в соответствии с которой определяется правовой статус гражданина и наличие которой влечет возникновение у государства обязанности по обеспечению защиты прав и законных интересов гражданина, включая международный уровень.
К принципам гражданства следует отнести устойчивость, единство, свободу и открытость, и недопустимость произвольного лишения.
В отличие от гражданства, как устойчивой политико-правовой связи личности и государства, право гражданства - субъективное право личности на его приобретение, прекращение и нахождение, при соблюдении условий и имеющихся основаниях, регламентированных действующими в рассматриваемой сфере законодательными положениями.
Важно заметить, что приобретение гражданства, не является основанием потери права на него, превращающегося, в данном случае, в комплекс субъективных прав субъекта, являющегося гражданином.
Незыблемость права на гражданство, обусловливает запрет его произвольного лишения. Вместе с этим, указанный запрет не является абсолютным, но предполагает допустимость лишения гражданства лишь при соблюдении условий и правовых процедур, регламентированных положениями действующего в рассматриваемой сфере законодательства.
Цель закрепления института отмены декларирована как обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, однако правовое регулирование данного института отличается отсутствием систематизированности и наличием коллизий между нормами законодательства о гражданстве, уголовного законодательства и норм иной отраслевой принадлежности. В первую очередь, обращает на себя внимание отсутствие указаний на срок, в течение которого лицо может быть лишено приобретенного ранее гражданства, что существенно расширяет судебную дискрецию и нарушает гарантии прав и свобод человека и гражданина. В свою очередь, дублирование Федеральным законом № 138-ФЗ положений УК Российской Федерации об ответственности за изготовление, использование или сбыт поддельных документов нарушает положения ст. 1 УК Российской Федерации, согласно которой уголовный закон является единственным источником уголовного права, а закрепление совершения преступления в качестве одного из оснований отмены решения в гражданство — предусмотренного той же нормой уголовного закона, согласно которой как преступность деяния, так и его наказуемость определяются Уголовным Кодексом.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок от 30.12.2008, 05.02.2014, 21.07.2014, 14.03.2020) // Российская газета. – 1993. – №237.
2. Конвенция о сокращении безгражданства от 30.08.1961 / Действующее международное право: сборник документов. Том 1. – М.: БЕК, 1997.
3. Уголовный Кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – №25. – Ст. 2954.
4. Российская Федерация. Законы. О государственной гражданской службе: федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – №31. – Ст. 3215.
5. Российская Федерация. Законы. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 28 апреля 2023 г. № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2023. – №18. – Ст. 3215.
6. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция: монография. - СпБ.: 2003. – 643 с.
7. Бабурина В.Л. Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика. – Автореф. … дисс.канд.юрид.наук. – Воронеж: 2017. – 26 с.
8. Давудова Д. К. Актуальные проблемы института гражданства в Российской Федерации / Актуальные вопросы юридических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, ноябрь 2012 г.). - Челябинск: Два комсомольца. – 2012. – С. 16-18.
9. Котельников Д.А. Международные стандарты права на гражданство // Вопросы российской юстиции. – 2024. – №5. – С. 42-53.
10. Овсепян Ж.И. К вопросу о государственной концепции гражданства // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – №13. – С. 23-27.
11. Саядян М.М., Жилкова А.Н., Янькова Е.Ю., Еремеева Т.С. Институт гражданства в системе международного гуманитарного права // Вестник Амурского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2019. – № 86. – С. 40-45.
12. Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. - М.: 1968. – 160 с.