Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Программа психолого-педагогической коррекции графомоторных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта

Работа №156236

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2019
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования графомоторных навыков письма у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 8
1.1. Психофизиологические механизмы процесса письма 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением
интеллекта 17
1.3. Особенности формирования письма у обучающихся младших классов
с нарушением интеллекта 22
Глава II. Экспериментальное изучение состояния графомоторных навыков письма у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 27
2.1. Организация, методы и методики исследования графомоторных навыков письма у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта... 27
2.2. Анализ констатирующего эксперимента 35
Глава III. Коррекция графомоторных навыков письма у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 49
3.1. Цели, задачи, принципы построения программы коррекции графомоторных навыков письма у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 49
3.2. Содержание программы коррекции графомоторных навыков письма у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта 51
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 63
Заключение 73
Список используемой литературы 76
Приложение

В настоящее время в России происходят глобальные системные изменения процесса образования и содержания обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2013 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также введением Федерального государственного общеобразовательного стандарта (ФГОС) начального и основного общего образования (НОО ООО), складывается новая система образования, которая принципиально отличается от предыдущей.
С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивания результатов освоения образовательных программ. Повышается значимость формирования условий реализации программ, в том числе создания образовательной инфраструктуры, изменяются требования к ним. Должна быть спроектирована система управления инновационными процессами, обеспечивающая достижение нового качества образования.
Новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, - это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ Законом об образовании (статья 11) предусматривается включение в федеральные государственные образовательные стандарты специальных требований и (или) установление специальных федеральных государственных образовательных стандартов. Цель Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ — определить необходимые условия получения образования для различных категорий детей с ОВЗ; утвердить примерные адаптированные образовательные программы для различных категорий обучающихся; обозначить требования к результатам освоения адаптированных образовательных программ и к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения школьного образования для каждого уровня образования.
ФГОС для детей с ОВЗ позволяет обеспечить дифференцированный подход к образованию различных категорий детей с ОВЗ; определить обязательные требования к содержанию образования и условиям, необходимым для реализации адаптированных образовательных программ. ФГОС для детей с ОВЗ создадут нормативную основу для обеспечения права всех детей с ОВЗ на образование и комплексное сопровождение, декларируемое Законом об образовании. Реализация адаптированных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС образования детей с ОВЗ обеспечит сопоставимое по своему качеству образование для детей с ОВЗ независимо от вида и типа образовательного учреждения. Ориентация содержания образования преимущественно на формирование жизненных компетенций ребенка с ОВЗ создаст основу для эффективной социализации обучающихся.
Вместе с тем, при реализации ФГОС для детей с ОВЗ возникают новые актуальные проблемы: несовершенства нормативно-правовой базы, недостаточность разработанность содержания научно-методического обеспечения процесса образования в условиях инклюзивного образования, недостаток технологий комплексного взаимодействия специалистов, участвующих в процессе обучения и сопровождения детей с ОВЗ и др.
Одной из актуальных проблем, позволяющая решить вопрос о разработке АООП НОО для обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Одной из значительных проблем при умственной отсталости (помимо интеллектуального дефекта) - это нарушение письменной речи, а именно графомоторных навыком, которые являются базовыми при обучении. Проблема нарушений письма у учащихся с нарушением интеллекта - одна из весьма актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели начального обучения в дальнейшем превращается в средство получения знаний учащимися. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.
Процесс письма - сложный вид деятельности, который связан с функционированием различных участков коры головного мозга, органов зрения и слуха, речевого аппарата и мышц тела. Развитие его достаточно сложный и длительный процесс даже для нормально развивающегося ребёнка, потому что одновременно формируется и навык выполнения тонкокоординированных движений (графический навык), и навык орфографически-правильного письма.
Изучение процесса письма у детей с нарушением интеллекта представляет один из важнейших аспектов общей проблемы. Это дает возможность практически увидеть глубокие и своеобразные нарушения, которые характерны для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, и благодаря этому понять роль, которую играют психомоторные особенности у детей с нарушением интеллекта.
Развитию процессов письма и чтения у детей с нарушением интеллекта посвящены работы М.Е. Садовниковой (1997), Р.Е. Левиной (1997), Л.И. Лалаевой (2001), В.Г. Петровой (1968), В.В. Воронковой (1995), А.Н. Корнева (1997), Е.Ф. Соботович (1997). Данные авторы раскрывают проблемы и причины нарушений письменной речи, а также представляют дидактический материал по обучению письму и чтению.
По мнению Л.Я. Желтовской (1987), обучение письму - это в первую очередь выработка графического навыка. При овладении этим навыком, имеет место неадекватная затрата сил, неэкономное вовлечение в исполнение лишних мышц. Ребенок очень сильно сжимает ручку в руке, давит на нее указательным пальцем, напряженными оказываются мышцы лица и всего тела. Все это наблюдается на фоне слабо развитой подвижности и координированности мелких мышц руки и несформированной зрительно-моторной координации, являющейся важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимых для овладения письмом.
Такие причины, как: нарушение моторики мышц кисти, несовершенность нервной регуляции движений, недостаточная развитость механизмов программирования сложнокоординированных действий, приводят к специфическому нарушению письменной речи - дисграфии, а именно - диспраксической (моторной) дисграфии.
Исследования проблемы дисграфии ведутся достаточно давно. Но вопрос предупреждения и исправления нарушений письменной речи, основанных на недостатках подвижности и координированности моторики мелких мышц руки, у детей с нарушением интеллекта, недостаточно разработан.
Сложившаяся ситуация побуждает нас, используя научно-методические рекомендации по вопросу развития процесса письма у детей с первично сохранным интеллектом, адаптировать отдельные виды и приемы этой работы для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и разработать технологию по коррекции графомоторных навыков, с целью устранения недостатков у учащихся с нарушением интеллектуального развития, вызванных несформированностью зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, графомоторных движений, трудностями осуществления анализа звуковой структуры слова.
Объект исследования. Графомоторные навыки письма учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
Предмет исследования. Коррекция нарушений графомоторных навыков письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования. Эффективность работы по коррекции графомоторных навыков письма будет существенно повышена при использовании разработанной нами программы, направленной на формирование зрительно-пространственных представлений и моторных функций руки.
Цель исследования. Теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить программу по коррекции графомоторных навыков письма у обучающихся младших классов с нарушением интеллекта.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи исследования:
1. На основании анализа общей и специальной психолого-педагогической и медико-биологической литературы, определить современное состояние изучения проблемы графомоторных навыков письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
2. Выявить характерные особенности графомоторных навыков письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
3. Разработать и апробировать программу коррекции графомоторных навыков письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта в условиях реализации АООП.
4. Определить эффективность разработанной программы по коррекции графомоторных навыков письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта в условиях реализации АООП.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы.
Теоретические методы - анализ медицинской и психолого¬педагогической литературы по теме исследования, его теоретическая интерпретация, направленное преобразование.
Эмпирические методы - использовались при проведении констатирующего и формирующего экспериментов.
Наблюдение - этот метод позволил собрать фактический материал, который демонстрирует степень сформированности у учащихся графомоторных навыков.
Сбор анамнестических данных и изучение документации - дополнили представление об испытуемых, позволили осуществить более тщательный отбор детей в группы и разработать комплекс коррекционных упражнений с учётом возрастных и физиологических особенностей детей.
Сравнительный метод - использовался при проведении сопоставительного анализа уровня состояния графомоторных навыков у учащихся на начало и конец формирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группе.
Метод количественного и качественного анализа полученных данных - применялся при расчёте процентного соотношения, полученного при проведении констатирующего и контрольного экспериментов.
Наглядные методы - в виде различного дидактического материала, пособий, карточек применялись при проведении констатирующего и контрольного экспериментов.
Словесные методы - использовались с целью включения учащихся в деятельность и при объяснении заданий.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют расширить представления об особенностях графомоторных навыков письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
Практическая значимость заключается в разработке содержания, в математической обработке результатов и в определении основных путей коррекционной работы, способствующей устранению нарушений графомоторных навыков письма, что позволит успешнее решить проблему формирования правильной письменной речи.
Организация экспериментальной работы осуществлялась в три этапа:
Первый этап (сентябрь — декабрь 2017 г.) был посвящен изучению специальной литературы по проблеме исследования, формированию и уточнению цели, гипотезы, задач, составлению плана исследования, разработки методики констатирующего эксперимента.
Основной целью второго этапа (январь — август 2018 г.) являлось проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов, разработка технологии коррекции графомоторных навыков письма у детей с нарушением интеллекта.
Третий этап (сентябрь — ноябрь 2018 г.) - проведение формирующего эксперимента по коррекции графомоторных навыков письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
Четвёртый этап (январь — март 2019 г.) - проведение контрольного эксперимента. Обобщение результатов, анализ эффективности разработанной программы по коррекции графомоторных навыков письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта. Оформление выводов и заключения.
Структура и объём выпускной квалификационной работы:
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 56 источников и 9 приложений. Работа содержит 10 таблиц, 16 диаграмм, 1 схему. Объем работы составляет 110 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных данных показал, что современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как сложный психомоторный акт, включающий в себя работу многих компонентов. Психофизиологическую структуру процесса письма изучали: А.Р. Лурия, Р.И. Лалаева, Л.С. Цветкова и др.
Процесс формирования графомоторных навыков очень сложен. Он затрагивает многие сферы умственной деятельности ребенка и связан с функционированием различных участков коры головного мозга, органами зрения, слуха, речевым аппаратом, мышцами тела. Не случайно даже для нормально развивающегося школьника формирование графомоторных навыков связано с большими затратами нервных и физических сил, что часто сопровождается возникновением отклонений со стороны здоровья.
Эта проблема становится еще более актуальной применительно к детям с недостатками интеллектуального и физического развития. Для них характерны: несформированность слухового и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, аналитико-синтетической деятельности мозга, т. е. всех компонентов, участвующих в формировании графомоторных навыков. Помимо этого, они, обладают соматической ослабленностью, склонностью к возникновению охранительного торможения в коре головного мозга даже при незначительных умственных и физических нагрузках (Р.Е. Левина, В.Г. Петрова, В.В. Воронкова).
Нами проведено исследование учащихся младших классов с нарушением интеллекта, в котором оценивалось развитие общей и мелкой моторики мышц кистей и пальцев рук, оптико-пространственного гнозиса, сомато- пространственного праксиса, и их влияние на формирование графомоторных навыков письма. Были выявлены следующие особенности: у всех детей отмечаются нарушения мелкой моторики пальцев рук, что проявляется в нарушении точности, координированности движений, неполноценности выполнения пальцевых проб, нарушении переключения от одного движения к другому. Закономерно наблюдалось увеличение числа ошибок по мере усложнения заданий. У половины исследуемых детей наблюдалась невозможность удерживать позы. Недостаточность общей моторики проявлялась при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями.
При анализе письменных работ выявились такие ошибки: сложность в ориентировке на тетрадном листе, в нахождении начала строки; трудности в удержании строки; постоянные колебания наклона и высоты букв; несоответствие элементов букв по размеру. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке; пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.
Для количественного анализа мы обобщили результаты пяти серий зданий у всех учащихся и распределили их на уровни:
Низкий уровень - набравшие до 25 баллов, таких учащихся - 4, что составляет 40% от всех учащихся.
Средний уровень - набравшие от 26 до 50 баллов - таких учащихся 6 человек, что составляет 60% от общего числа обследуемых.
Высокий уровень - в пределах от 51 до 75 баллов - не набрал ни один их учащихся.
Результаты констатирующего эксперимента, обусловили необходимость создания технология по коррекции графомоторных навыков письма у учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
Экспериментальная работа опиралась на традиционные формы урока (логопедические занятия), но насыщалась специфическим содержанием.
Анализ данных контрольного эксперимента показал положительную динамику у всех испытуемых экспериментальной группы. Увеличился темп выполнения заданий. По оценке состояния общей моторики улучшились показания в координации движений. В результате целенаправленной коррекционной работы устранена наиболее распространенная ошибка: путание левой и правой сторон, сократилось количество пространственных ошибок, сократилось число персевераций. Качественный анализ письменных работ показал, что работы учащихся стали аккуратнее, чище, количество оптико- пространставенных и кинетических ошибок снизилось.
До начала обучения шесть учащихся показали средний уровень сформированности графомоторных навыков, четыре учащихся показали низкий уровень и ни один из учащихся не показал высокий уровень.
После обучения распределение по уровням изменилось наиболее существенно в группе, с которой проводилась работа. Так, в экспериментальной группе учащиеся с низким уровнем достигли среднего уровня, а один учащийся показал высокий результат. В контрольной группе динамика не существенная. Экспериментальная группа улучшила показатели за время обучения в среднем на 12,9%, в то время как, результаты контрольной группы улучшились лишь на 2,4%.
Таким образом, полученные положительные результаты эксперимента в процессе технологии коррекции графомоторных навыков у учащихся с нарушением интеллекта подтвердили правильность выдвинутой нами гипотезы:
Эффективность работы по коррекции графомоторных навыков письма будет существенно повышена при использовании технологии, объединяющей диагностические, коррекционные приемы и упражнения, учитывающие психофизиологические особенности учащихся младших классов с нарушением интеллекта, направленной на формирование зрительно-пространственных представлений и моторных функций руки.



1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.- М.: ВЛАДОС. 1999.
2. Ахутина Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - М.,МПСИ, 2001.
3. Бадалян Л.О. Невропатология. - М.: Просвещение, 2009.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973.
5. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. - М.: Школа - Пресс, 1994.
6. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 - 4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1988.
7. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и рисовать красиво. Ярославль: «Академия развития», 1997.
8. Герасимова А. П. Тесты для подготовки к школе. М.: «Айрис - пресс», 2004.
9. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук детей с нарушением речи.// Дефектология 1999 №4.
10. Егоров Т.Г. Психологическая классификация ошибок чтения. // Хрестоматия по логопедии Т.2 - М.: ВЛАДОС, 2007.
11. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. - М.: Просвещение, 1970.
12. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М.: Просвещение, 1972.
13. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
14. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. - М., 1994.
15. Илюхина В.А. Письмо с «секретом».М.Просвещение 2003.
16. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М.: Просвещение, 1985.
17. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997.
18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). - Сан.- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997.
19. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский Дом «Академия», 1999.
20. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. - Сан.- Петербург. Изд-во «Союз», 2003.
21. Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997.
22. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: ВЛАДОС, 2001.
23. Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза. //Хрестоматия. - М.: Изд-во МПА, 2005.
24. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997.
25. Логопедия. Под.ред. Волковой Л.С. - М.: ВЛАДОС, 1999.
26. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Московского ун-та, 1998
27. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Академия 2010.
28. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002.
29. Николаева С. М. Виды работ по коррекции нарушений письменной речи у первоклассников. // Дефектология. - 1995. - №3
30. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития. //Хрестоматия. - М.: Изд-во МПА, 1995.
31. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. - М.: Педагогика, 1977.
32. Петровская Л.А. Формирование восприятия речи детей с тяжелыми нарушениями произношения. - М.: Просвещение, 1989.
33. Потапова Е.Н. Радость познания. - М.: ООО «Гном - пресс», 1990.
34. Потапова Е. Н. Артикуляционная гимнастика М.: ООО «Гном-Пресс», 1990.
35. Психокоррекционная работа и развивающая работа с детьми Под ред. Дубровской Н. П. М.: Академия, 1999.
36. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку. М. Просвещение 1978.
37. Репина З. А. Нарушение письма у младших школьников с ринолалией. Свердловск.: Академия, 1988.
38. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталых школьников. - М., 1979.
39. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. М. 1998
40. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. - М.: ВЛАДОС, 1997.
41. Селиверстов В. Г. Речевые игры с детьми. М.: Академия, 1994.
42. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997.
43. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. - М.: ВЛАДОС, 1997.
44. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики и обучения русскому языку детей с нарушениями речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
45. Трубникова Н.М. Выпускная квалификационная работа по специальности: Логопедия. Методические рекомендации для студентов факультета коррекционной педагогики. - Екатеринбург, 2009
46. Уфимцева Л.П. и др. Использование Монтессори - материала в работе со школьниками, имеющими нарушения интеллекта. - Красноярск 1999.
47. Уфимцева Л.П. Принципы и методы здоровье развивающего обучения учащихся вспомогательной школы // Дефектология. - 1995. - №3
48. Уфимцева Л.П. Зависимость функциональной готовности детей- олигофренов к школе от состояния соматического здоровья // Дефектология.
2000. № 5
49. Хилтунен Е. Практическая Монтессори- педагогика. М.: «Юнион- паблик», «Альта-принт», 2005.
50. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Гном - Пресс, 1999.
51. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985.
52. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. - М., 1993.
53. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей. М.: «АРКТИ», 2003.
54. Шиф Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. - М., 1979.
55. Шулешко Е.Е. Понимание грамотности. - М. Мозаика-Синтез, 2001.
56. Ястребова А.В. Учителю о детях с нарушениями речи. М.Просвещение. 1976.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ