Введение 3
Глава 1. Многолетняя мерзлота как уникальное природное явление 5
1.1. Понятие «многолетняя мерзлота» 5
1.2. Распространение многолетней мерзлоты 9
1.3. Факторы образования многолетней мерзлоты 11
1.4. Рельефообразование в условиях многолетней мерзлоты 13
1.5. Взаимодействие многолетней мерзлоты и хозяйственной деятельности
человека 19
Глава 2. Проектная деятельность в обучении географии 22
2.1. Значение проектной деятельности в обучении 22
2.2. Принципы и подходы организации проектов на уроках географии 28
Глава 3. Разработка проекта по теме «Многолетняя мерзлота и человек»
по географии в 8 классе 32
3.1. Проект по теме «Многолетняя мерзлота и человек» 32
3.2. Рекомендации по организации проектной деятельности с
обучающимися 45
Заключение 47
Список использованных ресурсов 48
Актуальность. Многолетняя мерзлота, как одно из уникальных природных явлений нашей планеты, оказывает значительное влияние на окружающую среду и человеческую деятельность. С каждым годом в условиях изменяющегося климата мы сталкиваемся с усилением процессов таяния многолетней мерзлоты и ее воздействием на экологию и жизнь на Земле. Изучение многолетней мерзлоты в рамках образовательного процесса требует особого внимания, в 8 классе существует потребность в более глубоком понимании этого явления. Обучение географии не ограничивается лишь знанием фактов и терминов. Оно также должно стимулировать мышление и развивать навыки, необходимые для решения глобальных экологических проблем.
В Концепции развития географического образования в Российской Федерации констатирует неутешительный факт: «В практике школьного географического образования недостаточно используются практико - ориентированные технологии..., основанные на проектно-исследовательской деятельности..., позволяющие обучить ключевым умениям и навыкам.» [16].
В этой связи проектная деятельность в обучении географии представляет собой мощный инструмент для вовлечения обучающихся в изучение важных географических явлений, таких как многолетняя мерзлота. Она позволяет структурировать знания, развивать исследовательские навыки и активно участвовать в решении реальных проблем .
Цель исследования: разработка проекта по географии в 8 классе для более глубокого изучения многолетней мерзлоты.
Задачи
1. Дать характеристику многолетней мерзлоты как уникального природного явления.
2. Выявить методические особенности организации проектной деятельности на уроках географии.
3. Составить рекомендации к организации проектной деятельности по географии в школе.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках географии.
Предмет исследования: проектная деятельность по географии в 8 классе при изучении многолетней мерзлоты.
Методы: анализ научной литературы, обобщение, картографический, сравнение, проектный.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Вечной мерзлотой называется находящийся на некоторой глубине от дневной поверхности слой почвы, который имеет отрицательную температуру, длящуюся непрерывно минимум два года, максимум - тысячелетия и десятки тысячелетий. На территории России многолетняя мерзлота занимает около 63-65% территории. Многолетняя мерзлота определяет величину и распределение по сезонам года подземного и поверхностного стока, влияет на особенности формирования почвенно-растительного покрова, природных комплексов.
Проектная деятельность характеризуется достижением цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов. Любой проект имеет ограничение по времени, то есть у него имеются сроки реализации. По окончанию проектной работы обучающиеся знают какой результат их ждет. Результатом проектной работы является разработка материальных и не материальных продуктов, которые не существовали ранее.
С обучающимися Первоманской средней школы планируется выполнение заданий, в рамках которых обучающиеся создадут журнал «Многолетняя мерзлота - это ведь не летняя?». В журнал входят: титульный лист, содержание, слово редакторов, три статьи по темам «Распространение многолетней мерзлоты», «Крупные ледники России», «Влияние многолетней мерзлоты на деятельность человека» и интересные факты. Журнал создается в электронном формате.
1. Ze Ren, Xia Li, Cheng Zhang, Qing Wang, Le Fang, Shengkui Cao, Jinlei Yu. From permafrost soil to thermokarst lake sediment: A view from C:N:P stoichiometry. Biogeochemical Dynamics. 2022. Volume 22. URL: https://translated.turbopages.org/proxy u/en-ru.ru.88b6fb35-660fe774-0f81b497-74722d776562/https/www.frontiersin.org/articles/10.3389/fenvs.2022.986879/full? ya mt enable static translations=1(дата обращения 23.03.2024)
2. Алексеев В.Р. Принципы инженерного освоения наледных ландшафтов // Наука и техника в Якутии. 2016. №1 (30). С. 90 - 98
3. Анисимов О.А., Анохин Ю.А., Лавров С.А., Малкова Г.В., Мяч Л.Т., Павлов А.В. и др. Континентальная многолетняя мерзлота. Методы изучения последствий изменений климата для природных систем. М.: изд. ВНИИГМИ. 2012. С. 301 - 359
4. Байджерахи. Большая советская энциклопедия. URL: https://gufo.me/dict/bse/%D0%91%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B8 (дата обращения 22.03.2024)
5. Белозерова О.М. Организация и реализация проектной деятельности учащихся среднего звена и старшей школы // Завуч. 2016. №8. С.89 - 95.
6. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А. В. Бычков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 132 с.
7. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. / Ф. Бэгьюли М.: Гранд ФАИР-ПРЕСС, 2002. 202 с.
8. Васильчук Ю.К., Васильчук А.К., Буданцева Н.А., Чижова Ю.Н. Миграционные бугры пучения на Европейском севере России. Южный и северный пределы ареала и современная динамика // Инженерная геология. 2011. С. 56 - 72
9. Воронкова М.А. Проектная и исследовательская деятельность школьников в контексте требований ФГОС // Методический вестник. 2022. №4. С. 6.
10. Григорьев А. Вечная мерзлота и древнее оледенение. Геологический возраст вечной мерзлоты. АН СССР, 1927, с.43 - 104
11. Зарецкая И. И. Проектирование в образовании: миф или путь развития? // Учитель, 2001. № 3. С. 22 - 30
12. Заторы. Зажоры. Наледи. Национальный атлас России. Т. 2. 2000. 495 с. URL:https://nationalatlas.ru/tom2/237-239.html(дата обращения 23.03.2024)
13. Иванова Л.В. Проектная деятельность как основа развития проектной компетентности учителя // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. №4 (23). 8 с.
14. Ивасенко А. Г. Управление проектами / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, М. В. Каркавин - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 327 с.
15. Коваленко М.С., Сибилева Е.В. Ресурсный состав Арктики, сложности добычи и перспективы ее развития // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2023. №1 (31). С. 26 - 36
16. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. ГорчаковаСибирская ; под ред. И. А. Косесниковой. М.: Издатейльский центр «Академия», 2005. 288 с.
17. Концепция развития географического образования. Банк
документов Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата
обращения 12.12.2023)
18. Короновский Н.В. Общая геология: учебник / Н. В. Короновский. М.: КДУ, 2006. 528 с.
19. Крамаренко В.В. Мерзлотоведение. ГИГЭ ИГНД ТПУ. 2019. 38 с.
20. Лихачева Э.А., Некрасова Л.А., Чеснокова И.В. Ресурсные города в зоне многолетнемерзлых пород (эколого-геоморфологические проблемы и пути решения) // Региональные геосистемы. 2018. С. 16 - 22.
21. Мельниченко Т.Н. Общее землеведение: криогенные процессы и
морфоскульптура: учеб. пособие. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.
Астафьева. Красноярск, 2019. 225 с.
22. Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках по предметам социально-гуманитарного цикла. 28 с. URL:https://liczej37saratov-
r64.gosweb.gosuslugi.ru/netcat files/30/69/Proektnaya deyatel nost na urokah sotsgum tip met dok.pdf(дата обращения 01.04.2024)
23. Многолетняя мерзлота — условия образования, распространение
и влияние на жизнь человека. SMRIVER RU Журнал о туризме и путешествиях. URL: https://smriver.ru/merzlota.html(дата обращения
15.03.2024)
24. Многолетняя мерзлота. Большая российская энциклопедия. URL: https://bigenc.ru/c/mnogoletniaia-merzlota-0ba6ce(дата обращения 23.02.2024)
25. Многолетняя мерзлота. Горная энциклопедия. URL:
https://gufo.me/dict/mining encyclopedia/%D0%9C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D 1%82%D0%BD%D 1 %8F%D 1 %8F%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%B0 (дата
обращения 23.02.2024)
26. Нистен-Хаарала Сойли, Гладун Е.Ф., Тулаева С.А., Захарова О.В. Экономика коренных народов в Арктических регионах: традиции и трансформации (на примере России, Финляндии, США) // Экономическая социология. 2022. Т.23. №3. С. 11 - 41
27. Скупов Б. Глобальное изменение климата и деградация вечной мерзлоты. Портал для специалистов архитектурно-строительной отрасли. 2017. URL: https://ardexpert.ru/article/9099(дата обращения 16.03.2024)
28. Стюарт А.Х., Брушков А.В., Чэн Г. Геокриология. Характеристики и использование вечной мерзлоты. Москва-Берлин: Директ- Медиа. 2020. 438 с.
29. Сумгин М.И. Вечная мерзлота почвы в пределах С.С.С.Р.: с илл. в тексте и 2 карт / Н.К.З. Дальне-Вост. геофизич. обсерватория. Владивосток: Дальне-Вост. геофизич. обсерватория, 1927. - XV, 372 с.
30. Федеральная рабочая программа основного общего образования. География (для 5 - 9 классов образовательных организаций). Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Институт стратегии развития образования. Москва. 2022. 90 с.
31. Федорцова К.В., Сидоренко П.Л. Сохранение биоразнообразия Арктической зоны // Газовая промышленность. 2017. №1. С. 30 - 33
32. Францкевич А., Рылова А. Прямая связь: проектная деятельность и успех современного школьника. Корпорация Российский учебник. URL: https://rosuchebnik.ru/material/proektnaya-deyatelnost-i-uspekh-sovremennogo-shkolnika/(дата обращения 25.03.2024)
33. Чайко А.В. Морфология и генезис Нагорных террас в условиях криозоны / АН СССР. Сиб. отд-ние, Ин-т геологии и геофизики. Отв. редактор д-р. геогр. наук. O.B. Кашменская. Новосибирск: ИГИГ СО АН СССР. 1988. 83 с.
34. Чербунина М. Пинго, или бугры пучения. Элементы. 2017. URL:
https://elementy.ru/kartinka dnya/393/Pingo ili bugry pucheniya (дата
обращения 22.03.2024)
35. Что такое проект. Teamly. URL:https://teamly.ru/blog/chto-takoe-proekt/(дата обращения 06.02.2024)