Формирование логического мышления младших школьников (Тольяттинский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - ГБОУ СОШ с. Бинадарка.
Выборка: 40 учеников 2-х классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников 6
1.1 Особенности формирования логического мышления младших школьников 6
1.2 Возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников 10
Глава 2 Опытно-экспериментальная часть по формированию логического мышления младших школьников на уроках технологии 13
2.1 Выявление уровня сформированности логического мышления младших школьников 13
2.2 Разработка и реализация комплекса игр по технологии, направленных на формирование логического мышления младших школьников 22
2.3 Выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента 23
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение А Соединение элементов воедино 35
Приложение Б Узнавание объекта по определённым признакам 36
Приложение В Игра «Что лишнее?» 37
Приложение Г Игра «Что общее?» 38
Приложение Д Серия игр-задач, способствующих формированию логического мышления у младших школьников 39
База исследования - ГБОУ СОШ с. Бинадарка.
Выборка: 40 учеников 2-х классов.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников 6
1.1 Особенности формирования логического мышления младших школьников 6
1.2 Возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников 10
Глава 2 Опытно-экспериментальная часть по формированию логического мышления младших школьников на уроках технологии 13
2.1 Выявление уровня сформированности логического мышления младших школьников 13
2.2 Разработка и реализация комплекса игр по технологии, направленных на формирование логического мышления младших школьников 22
2.3 Выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента 23
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение А Соединение элементов воедино 35
Приложение Б Узнавание объекта по определённым признакам 36
Приложение В Игра «Что лишнее?» 37
Приложение Г Игра «Что общее?» 38
Приложение Д Серия игр-задач, способствующих формированию логического мышления у младших школьников 39
В каждом новом поколении появляются особые, специфические требования к системе образования. Несмотря на преобразования, которым подвергается учебно-воспитательный процесс, неизменными по многим параметрам остаются требования к его результатам. Так, в соответствии с ФГОС НОО, развитое логическое мышление, которое относится к метапредметным УУД, способно повышать качество обучения, мотивировать школьников к освоению новых знаний.
На протяжении многих лет педагогической наукой и практикой разрабатывались и экспериментально проверялись методы, средства, условия организации процесса обучения, которые развивают и формируют логическое мышление у учеников.
Освоению детьми младшего школьного возраста логических знаний и навыков посвящены труды А.Г. Асмолова, Л.Н. Асановой, А.К., Болотовой, Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожана, В.В. Зацепина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Головей, Ж.А. Чарнецкой
Благодаря внедрению в учебный процесс комплекса специальных заданий, обеспечивающих развитие основных навыков логического мышления детей младшего школьного возраста, обеспечивается повышение его эффективности, лучшее освоение и понимание детьми разнообразной информации, полученной из разных источников. При этом следует использовать потенциал не только, к примеру, уроков математики, на которых чаще всего и предпринимаются действия по формированию и развитию логического мышления. Нужно задействовать и другие учебные предметы.
Использование потенциала уроков технологии и применение игровых методов может существенно расширить возможности учебного процесса по развитию логического мышления младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности игр по технологии для повышения эффективности процесса формирования логического мышления младших школьников?
Цель исследования: разработать комплекс игр по технологии, способствующих формированию логического мышления младших школьников, и проверить их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования логического мышления у младших школьников на уроках технологии.
Предметом исследования является процесс формирования логического мышления на уроках технологии с применением игр.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования логического мышления учащихся начальной школы будет более эффективным, если:
использовать развивающий потенциал уроков технологии;
применять разнообразные игры, направленные на сравнение, понимание различий между общими и частными признаками предметов и явлений, на проведение анализа и обобщения.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ особенностей формирования логического мышления младших школьников;
- охарактеризовать возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников;
- выявить исходный уровень сформированности логического мышления у младших школьников;
- разработать и применить комплекс игр по технологии, направленный на формирование логического мышления младших школьников;
- выявить динамику уровня сформированности логического мышления у младших школьников.
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: диагностика уровня сформированности логического мышления у младших школьников, математическая обработка данных.
База исследования: ГБОУ СОШ с. Бинадарка.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, cписка используемой литературы из 33 источников, приложений. Общий объем работы, без приложений, 30 страниц, в том числе таблиц – 9, рисунков – 10.
На протяжении многих лет педагогической наукой и практикой разрабатывались и экспериментально проверялись методы, средства, условия организации процесса обучения, которые развивают и формируют логическое мышление у учеников.
Освоению детьми младшего школьного возраста логических знаний и навыков посвящены труды А.Г. Асмолова, Л.Н. Асановой, А.К., Болотовой, Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожана, В.В. Зацепина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Головей, Ж.А. Чарнецкой
Благодаря внедрению в учебный процесс комплекса специальных заданий, обеспечивающих развитие основных навыков логического мышления детей младшего школьного возраста, обеспечивается повышение его эффективности, лучшее освоение и понимание детьми разнообразной информации, полученной из разных источников. При этом следует использовать потенциал не только, к примеру, уроков математики, на которых чаще всего и предпринимаются действия по формированию и развитию логического мышления. Нужно задействовать и другие учебные предметы.
Использование потенциала уроков технологии и применение игровых методов может существенно расширить возможности учебного процесса по развитию логического мышления младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности игр по технологии для повышения эффективности процесса формирования логического мышления младших школьников?
Цель исследования: разработать комплекс игр по технологии, способствующих формированию логического мышления младших школьников, и проверить их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования логического мышления у младших школьников на уроках технологии.
Предметом исследования является процесс формирования логического мышления на уроках технологии с применением игр.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования логического мышления учащихся начальной школы будет более эффективным, если:
использовать развивающий потенциал уроков технологии;
применять разнообразные игры, направленные на сравнение, понимание различий между общими и частными признаками предметов и явлений, на проведение анализа и обобщения.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ особенностей формирования логического мышления младших школьников;
- охарактеризовать возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников;
- выявить исходный уровень сформированности логического мышления у младших школьников;
- разработать и применить комплекс игр по технологии, направленный на формирование логического мышления младших школьников;
- выявить динамику уровня сформированности логического мышления у младших школьников.
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: диагностика уровня сформированности логического мышления у младших школьников, математическая обработка данных.
База исследования: ГБОУ СОШ с. Бинадарка.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, cписка используемой литературы из 33 источников, приложений. Общий объем работы, без приложений, 30 страниц, в том числе таблиц – 9, рисунков – 10.
В первой главе исследования были рассмотрены теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников, проанализированы несколько определений понятия «логическое мышление». После анализа литературы по теме исследования остановимся на следующем определении логического мышления, которое будем использовать в опытно-экспериментальной части – это один из видов мышления, дающий ученику возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление.
Критерии, по которым мы в опытно-экспериментальной части оценивали формирование логического мышления – это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация.
Итак, деятельность младшего школьника в процессе изучения технологии становится основной для развития его познавательных способностей, которые включают в себя логическое мышление. Таким образом, практика начального образования подтверждает использование игровой деятельности в качестве эффективного средства интеллектуального развития младшего школьного возраста. Являясь ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе, игра выступает предпосылкой развития всех важнейших новообразований школьников. Участие детей в качественно организованной игровой деятельности способствует формированию произвольности поведения ребенка и развитию всех психических процессов, оказывая благоприятное влияние на всестороннее развитие ребенка и успешную его социализацию.
Определенным развивающим потенциалом в данной связи являются уроки технологии. Специфика учебного предмета «Технология» имеет свои характерные особенности, определенную учебную и образовательно-предметную среду, поэтому при раскрытии содержания изучаемого материала средства обучения на уроках технологии в большинстве случаев используются комплексно. Каждому из этих средств обучения, в зависимости от педагогической ситуации, содержания и типологии учебного предмета, присущи определенные дидактические функции и возможности.
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста. Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что логическое мышление в данных группах испытуемых сформировано преимущественно на низком и среднем уровнях. Это является недостаточным для успешного школьного обучения и эффективного овладения школьной программой начальной школы и свидетельствует о необходимости проведения дополнительной, специально организованной работы, направленной на развитие логического мышления младших школьников.
После проведения опытно-практической работы с детьми экспериментальной группы, направленной на развитие логического мышления младших школьников, можно отметить наличие положительной динамики: существенное повышение уровня развития основных компонентов логического мышления у младших школьников экспериментальной группы.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи выполнены, а гипотеза о том, что использование на уроках технологии комплекса игр, направленных на развитие логического мышления младших школьников, оказывает положительное влияние на уровень сформированности логического мышления школьников, подтверждена.
Критерии, по которым мы в опытно-экспериментальной части оценивали формирование логического мышления – это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация.
Итак, деятельность младшего школьника в процессе изучения технологии становится основной для развития его познавательных способностей, которые включают в себя логическое мышление. Таким образом, практика начального образования подтверждает использование игровой деятельности в качестве эффективного средства интеллектуального развития младшего школьного возраста. Являясь ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе, игра выступает предпосылкой развития всех важнейших новообразований школьников. Участие детей в качественно организованной игровой деятельности способствует формированию произвольности поведения ребенка и развитию всех психических процессов, оказывая благоприятное влияние на всестороннее развитие ребенка и успешную его социализацию.
Определенным развивающим потенциалом в данной связи являются уроки технологии. Специфика учебного предмета «Технология» имеет свои характерные особенности, определенную учебную и образовательно-предметную среду, поэтому при раскрытии содержания изучаемого материала средства обучения на уроках технологии в большинстве случаев используются комплексно. Каждому из этих средств обучения, в зависимости от педагогической ситуации, содержания и типологии учебного предмета, присущи определенные дидактические функции и возможности.
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста. Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что логическое мышление в данных группах испытуемых сформировано преимущественно на низком и среднем уровнях. Это является недостаточным для успешного школьного обучения и эффективного овладения школьной программой начальной школы и свидетельствует о необходимости проведения дополнительной, специально организованной работы, направленной на развитие логического мышления младших школьников.
После проведения опытно-практической работы с детьми экспериментальной группы, направленной на развитие логического мышления младших школьников, можно отметить наличие положительной динамики: существенное повышение уровня развития основных компонентов логического мышления у младших школьников экспериментальной группы.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи выполнены, а гипотеза о том, что использование на уроках технологии комплекса игр, направленных на развитие логического мышления младших школьников, оказывает положительное влияние на уровень сформированности логического мышления школьников, подтверждена.
Подобные работы
- Развитие логического мышления младших школьников в процессе внеурочной деятельности по математике
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Личностные результаты при обучении младших школьников решению нестандартных задач
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2017 - Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (Научно-исследовательская работа, Тольяттинский государственный университет)
Отчеты по практике, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2020 - Контрольно-измерительные материалы по английскому языку для младших школьников
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2017 - Развитие аналитико-синтетической деятельности младших школьников при решении текстовых задач на движение
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Формирование культуры речевого общения младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022



