Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование логического мышления младших школьников (Тольяттинский государственный университет)

Работа №156221

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

методика преподавания

Объем работы40
Год сдачи2021
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - ГБОУ СОШ с. Бинадарка.
Выборка: 40 учеников 2-х классов.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников 6
1.1 Особенности формирования логического мышления младших школьников 6
1.2 Возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников 10
Глава 2 Опытно-экспериментальная часть по формированию логического мышления младших школьников на уроках технологии 13
2.1 Выявление уровня сформированности логического мышления младших школьников 13
2.2 Разработка и реализация комплекса игр по технологии, направленных на формирование логического мышления младших школьников 22
2.3 Выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста на контрольном этапе эксперимента 23
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Приложение А Соединение элементов воедино 35
Приложение Б Узнавание объекта по определённым признакам 36
Приложение В Игра «Что лишнее?» 37
Приложение Г Игра «Что общее?» 38
Приложение Д Серия игр-задач, способствующих формированию логического мышления у младших школьников 39

В каждом новом поколении появляются особые, специфические требования к системе образования. Несмотря на преобразования, которым подвергается учебно-воспитательный процесс, неизменными по многим параметрам остаются требования к его результатам. Так, в соответствии с ФГОС НОО, развитое логическое мышление, которое относится к метапредметным УУД, способно повышать качество обучения, мотивировать школьников к освоению новых знаний.
На протяжении многих лет педагогической наукой и практикой разрабатывались и экспериментально проверялись методы, средства, условия организации процесса обучения, которые развивают и формируют логическое мышление у учеников.
Освоению детьми младшего школьного возраста логических знаний и навыков посвящены труды А.Г. Асмолова, Л.Н. Асановой, А.К., Болотовой, Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной, А.М. Прихожана, В.В. Зацепина, Л.Ф. Обуховой, Л.А. Головей, Ж.А. Чарнецкой
Благодаря внедрению в учебный процесс комплекса специальных заданий, обеспечивающих развитие основных навыков логического мышления детей младшего школьного возраста, обеспечивается повышение его эффективности, лучшее освоение и понимание детьми разнообразной информации, полученной из разных источников. При этом следует использовать потенциал не только, к примеру, уроков математики, на которых чаще всего и предпринимаются действия по формированию и развитию логического мышления. Нужно задействовать и другие учебные предметы.
Использование потенциала уроков технологии и применение игровых методов может существенно расширить возможности учебного процесса по развитию логического мышления младших школьников.
Проблема исследования: каковы возможности игр по технологии для повышения эффективности процесса формирования логического мышления младших школьников?
Цель исследования: разработать комплекс игр по технологии, способствующих формированию логического мышления младших школьников, и проверить их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: процесс формирования логического мышления у младших школьников на уроках технологии.
Предметом исследования является процесс формирования логического мышления на уроках технологии с применением игр.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что процесс формирования логического мышления учащихся начальной школы будет более эффективным, если:
 использовать развивающий потенциал уроков технологии;
 применять разнообразные игры, направленные на сравнение, понимание различий между общими и частными признаками предметов и явлений, на проведение анализа и обобщения.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ особенностей формирования логического мышления младших школьников;
- охарактеризовать возможности уроков технологии при формировании логического мышления младших школьников;
- выявить исходный уровень сформированности логического мышления у младших школьников;
- разработать и применить комплекс игр по технологии, направленный на формирование логического мышления младших школьников;
- выявить динамику уровня сформированности логического мышления у младших школьников.
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: диагностика уровня сформированности логического мышления у младших школьников, математическая обработка данных.
База исследования: ГБОУ СОШ с. Бинадарка.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, cписка используемой литературы из 33 источников, приложений. Общий объем работы, без приложений, 30 страниц, в том числе таблиц – 9, рисунков – 10.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе исследования были рассмотрены теоретические аспекты формирования логического мышления младших школьников, проанализированы несколько определений понятия «логическое мышление». После анализа литературы по теме исследования остановимся на следующем определении логического мышления, которое будем использовать в опытно-экспериментальной части – это один из видов мышления, дающий ученику возможность анализировать, сравнивать, оценивать предмет, ситуацию, явление.
Критерии, по которым мы в опытно-экспериментальной части оценивали формирование логического мышления – это анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, конкретизация.
Итак, деятельность младшего школьника в процессе изучения технологии становится основной для развития его познавательных способностей, которые включают в себя логическое мышление. Таким образом, практика начального образования подтверждает использование игровой деятельности в качестве эффективного средства интеллектуального развития младшего школьного возраста. Являясь ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе, игра выступает предпосылкой развития всех важнейших новообразований школьников. Участие детей в качественно организованной игровой деятельности способствует формированию произвольности поведения ребенка и развитию всех психических процессов, оказывая благоприятное влияние на всестороннее развитие ребенка и успешную его социализацию.
Определенным развивающим потенциалом в данной связи являются уроки технологии. Специфика учебного предмета «Технология» имеет свои характерные особенности, определенную учебную и образовательно-предметную среду, поэтому при раскрытии содержания изучаемого материала средства обучения на уроках технологии в большинстве случаев используются комплексно. Каждому из этих средств обучения, в зависимости от педагогической ситуации, содержания и типологии учебного предмета, присущи определенные дидактические функции и возможности.
Целью констатирующего этапа исследования являлось выявление уровня сформированности логического мышления у детей младшего школьного возраста. Результаты констатирующего этапа исследования свидетельствуют о том, что логическое мышление в данных группах испытуемых сформировано преимущественно на низком и среднем уровнях. Это является недостаточным для успешного школьного обучения и эффективного овладения школьной программой начальной школы и свидетельствует о необходимости проведения дополнительной, специально организованной работы, направленной на развитие логического мышления младших школьников.
После проведения опытно-практической работы с детьми экспериментальной группы, направленной на развитие логического мышления младших школьников, можно отметить наличие положительной динамики: существенное повышение уровня развития основных компонентов логического мышления у младших школьников экспериментальной группы.
Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, задачи выполнены, а гипотеза о том, что использование на уроках технологии комплекса игр, направленных на развитие логического мышления младших школьников, оказывает положительное влияние на уровень сформированности логического мышления школьников, подтверждена.



1. Асанова Л. Н. Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. М. : УЦ «Перспектива», 2018. 140 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека. М. : Смысл. 2019. 448 с.
3. Балашова Е. А. Проектная деятельность и формирование ключевых компетенций // Начальная школа. 2018. №5. С. 21–23.
4. Белошистая А. В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие. М. : Юрайт, 2019. 129 с.
5. Бернштейн А. Н. Последовательность событий [Электронный ресурс]. URL: mdourossianka.ru/wp-content/uploads/2020.docx (дата обращения: 02.09.2021).
6. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов. СПб. : Питер, 2018. 478 c.
7. Вучичевич Б., Шумакова Н. Б. Интеллектуальное развитие младших школьников // Культурно-историческая психология. 2020. №4. C. 63–71.
8. Голуб Г. Б. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие для педагогов-руководителей проектов учащихся основной школы. Самара : Учебная литература, 2016. 176 с.
9. Дубровина И. В. Психология. М. : Академия, 2016. 464 с.
10. Дубровина И. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия. М. : Academia, 2018. 256 c.
11. Иванова Е. В. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики // Начальная школа. 2016. №6. С. 59-60.
12. Козлова С. А. Развитие мышления детей 7-10 лет // Начальная школа. 2019. №8. С. 13-16
13. Кулагина И. Ю. Младшие школьники: особенности развития. М. : Эксмо, 2019. 176 с.
14. Лоскутова Н. А. Упражнения, игры для развития логического мышления // Начальная школа. 2017. №4. С. 80-82.
15. Мусина А. А. Логические рассуждения младших школьников // Начальная школа. 2018. № 3. С. 21–24.
16. Немов Р. С. Психология: Учебник. М. : Высшее образование, 2007. 639 с.
17. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. М. : Юрайт. 2019. 275 с.
18. Пасяева К. З. Развитие внимания и логического мышления // Начальная школа. 2017. №7. С. 38-40.
19. Пилипенко А. В. Практикум по психологии [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru/resource/622/61622/files/phsih010.pdf (дата обращения: 29.08.2021).
20. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Л.А. Головей. М. : Юрайт. 2019. 414 с.
21. Развиваем логику и внимание. М. : Робинс, 2017. 884 c.
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2002. 720 с.
23. Русалов В. М. Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах [Электронный ресурс]. URL: https://cyberpedia.su/11x2ef1.html (дата обращения: 07.09.2021).
24. Сафонова С. Х. Исключение понятий [Электронный ресурс]. URL: https://psylist.net/hrestomati/00044.htm (дата обращения: 30.08.2021).
25. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавриата и специалитета. М. : Юрайт. 2019. 384 с.
26. Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 1. С. 38–42.
27. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования. М. : Издательство Юрайт, 2020. 174 с.
28. Тихомиров О. К. Психология мышления: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2002. 288 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобразования РФ от 06.10.2009 №373 (ред. от 11.12.2020). URL: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 12.09.2021).
30. Царева С. Е. Учебная деятельность и умение учиться в современных условиях // Начальная школа. 2019. №5. С. 13–17.
31. Чарнецкая Ж. А. Приемы, чтобы сформировать регулятивные УУД в 2019/20 учебном году // Управление начальной школой. 2019. №7. С. 68–73.
32. Чиркова Е. Б. Развитие универсальных учебных действий в проектно-исследовательской деятельности // Начальная школа. 2019. № 12. С. 55–58.
33. Эльконин Д. Б. Психология развития: учеб. пособие для студ. вузов. М. : Просвещение, 2013. 420 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ