Реферат 3
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНФОРМАЦИЕЙ 15
1.1. Состояние проблемы организации работы обучающихся с информацией в
науковедческих источниках 15
1.2. Использование множественных текстов как средства обучения младших
школьников работе с информацией 26
1.3. Анализ результатов диагностического среза сформированности умений работать с информацией обучающихся 3 классов, лицея №6 «Перспектива» г.
Красноярска на начало опытно-экспериментальной работы 36
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССОВ Г. КРАСНОЯРСКА 48
2.1. Разработка программы по формированию умений обучающихся 3 классов
работать с информацией на уроках математики на основе использования множественных текстов 48
2.2. Реализация программы по формированию умений обучающихся 3 классов
работать с информацией на уроках математики на основе использования множественных текстов 60
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию умений обучающихся 3 классов работать с информацией на уроках
математики на основе использования множественных текстов 69
Выводы по главе 2 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 86
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества отмечается возрастание роли информационной составляющей. Сегодня информационная грамотность является одновременно и средством, и результатом успешной социализации человека. Необходимость формирования умения работать с информацией отмечается в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, где среди универсальных учебных познавательных действий особо отмечена работа с информацией. Поэтому в процессе обучения младший школьник должен сталкиваться с необходимостью осуществления информационного поиска, анализа и обобщения полученных данных.
Исследование данной проблемы освещено в работах Я.С.Артамоновой,
Н.Винера, С.Н. Данилина, А.В. Киргизовой, Н.В. Матвеевой,
А.Р. Филипповой, Т.С. Фещенко.
Различные аспекты проблемы формирования умений работать с информацией изложены в трудах Н.В. Ассоновой, Т.С. Фатеевой. Исследователи В.В. Артемьева, Г.В. Воробьева, Л.В. Воронина, П.М. Горев, Р.Р. Гумерова, О.В. Долгих, Н.Г. Колобова, А.В. Лыфенко, Н.Г. Мальцева, Р.Ш. Мошнина, С.С. Пичугин, Н.И. Чиркова особое внимание уделяют выбору средств и приемов, которые можно использовать при организации работы с информацией.
Анализ научных исследований по проблеме формирования умений младших школьников работать с информацией позволил выявить противоречие: между возросшими требованиями к работе с информацией и недостаточной методической обеспеченностью формирования умений младших школьников работать с информацией.
На основе выявленных противоречий была сформулирована проблема исследования: какова специфика использования множественных текстов и их влияние на формирование умений работать с информацией у младших школьников.
Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность, а также ее теоретическая и практическая значимость позволили сформулировать тему: «Множественные тексты как средство формирования умений младших школьников работе с информацией».
Цель исследования: на основе анализа научной литературы по теме исследования теоретически обосновать, разработать и апробировать комплекс упражнений, направленный на использование множественных текстов как средства формирования умений младших школьников работать с информацией...
Конкретизировано понятие работа с информацией как системная совокупность мыслительных операций, которая сводится к освоению метапредметных результатов программы начального общего образования, включающая в себя выбор источника информации, поиск и анализ информации, самостоятельное создание информации.
Изучены возможности использования множественных текстов как средства формирования умений работы с информацией, которые заключаются в работе со сплошными и несплошными текстами и обобщении полученных данных, т.е. понимании отдельных видов информации как единого текста.
Определены критерии сформированности умений младших школьников работы с информацией: когнитивный - наличие у обучающихся системных знаний о текстах различных видов; деятельностный - совокупность информационных умений (поиск, извлечение, понимание, преобразование информации); оценочный - оценка и использование полученной информации для решения учебных и практических задач.
Описаны условия, в которых происходит формирование умений работы с информацией на основе использования множественных текстов: применение системно-деятельного подхода; поэтапное формирование умения работы с информацией (изучение несплошных текстов, определение структуры множественных текстов, выявление назначения видов информации во множественном тексте, определение общего смысла множественного текста, использование полученных данных для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, обоснование полученного ответа); подбор заданий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Обозначены этапы формирования умений младших школьников работать с информацией на основе использования множественных текстов: изучение несплошных текстов, определение структуры множественных текстов, выявление назначения видов информации во множественном тексте , определение общего смысла текста, использование полученных данных для решения задач, обоснования полученного ответа.
Доказана результативность использования множественных текстов как средства формирования умений младших школьников работы с информацией.
Результаты исследования позволяют заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена, решены поставленные задачи, цель работы достигнута. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов при планировании и организации работы обучающихся с информацией, представленной в виде множественных текстов.
1. Алехина Н. В., Стерлигова Е. А., Кажаева Н. А., Тухватуллина С. Ю. К вопросу об использовании несплошных текстов при формировании дискурсивной компетенции будущих лингвистов: практический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2022. № 2. С. 31.
2. Андреева Н.В. Дидактические особенности использования краеведческих текстов в общеобразовательной школе // Достижения науки и образования. 2020. №3 (57).
3. Артамонова, Я. С. Становление понятия "информация" в социально-гуманитарном знании // Гуманитарный вестник. 2009. № 11(11). С. 61-66.
4. Архипова С. В. Приемы работы с текстом в образовательном
процессе // Современное педагогическое образование. 2020. №2. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/priemy-raboty-s-tekstom-v-
obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 13.02.2022).
5. Ассонова Н.В. Средства организации работы с информацией на уроках математики в начальной школе //Актуальные вопросы профессиональной подготовки современного учителя начальной школы. 2015. №2. С. 146-152
6. Баранова, О. В. Использование метода изучающего аудирования в работе с несплошными текстами // Вопросы педагогики. 2021. № 6-1. С. 41-47.].
7. Борщевская А. Функциональная грамотность в контексте современного этапа развития образования // Наука и школа. 2021. №1. С. 199-206
8. Вербицкий, А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psychology_pedagogy.academic.ru
9. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: «Иностранная
литература», 1958 - 200 с.
10. Власова И. Н. Формирвоание умений работать с информацией в условиях реализации ФГОС основгого общего образования // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. №2.
11. Воронина Л.В., Артемьева В.В., Воробьева Г.В. Формирование информационных умений в процессе обучения математики// Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 153-160.
12. Галкина Е. А. Работа учащихся с несплошными текстами // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №3 (29).
13. Гончар И. А. Несплошной текст: медийная видеограмма и ее лингвистический компонент // Динамика языковых и культурных процессов в современной России: Материалы IV Конгресса «РОПРЯЛ», проходящего в рамках I Педагогического форума «Русский язык в современной школе» (Сочи, 1-2 ноября 2014 года) / Редкол.:К. А. Рогова, Г. М. Васильева, Д. А. Щукина и др. Т. 1, СПб.:«РОПРЯЛ», 2014
14. Горев П. М., Колобова Н. Г., Зобнина Н. С., Сырцева Н. Н., Брагина О. С.Приемы работы с инфографикой в учебном процессе общеобразовательной школы // Концепт. 2017. №1.
15. Гумерова, Р. Р. "Методы работы с информацией": мастер-класс // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2020. № 3. С. 252-255...65