Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Модель формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в процессе обучения иностранному языку

Работа №156211

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы89
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в процессе обучения иностранному языку 9
1.1. Понятие «регулятивные универсальные учебные действия», его
содержание 9
1.2. Специфика формирования регулятивных универсальных учебных
действий младших подростков в процессе обучения иностранному языку 15
1.3. Материал для построения модели формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в процессе обучения
иностранному языку 25
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в процессе обучения иностранному языку 32
2.1. Диагностика сформированности регулятивных универсальных учебных
действий у обучающихся основной школы 32
2.2. Реализация модели формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в процессе обучения иностранному
языку 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по внедрению модели формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в процессе обучения иностранному
языку 50
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованных источников 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72


Актуальность исследования. Повышение эффективности качества образования подрастающего поколения является приоритетной задачей, поставленной перед системой образования Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204, от 21.07.2020 г. № 474, Национальным проектом «Образование» на период с 2019 по 2024 годы, нормативными документами Правительства Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации. Достижению нового качества образования, отражающего потребности социума и личности в области образования, способствуют федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования (далее - Стандарт).
Помимо достижения предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в требованиях Стандарта обозначена не менее важная задача -
формировать метапредметные результаты, в основе которых лежит умение учиться, повышающее эффективность освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования базовых компетенций XXI века. В свою очередь, метапредметные результаты включают в себя освоенные школьниками межпредметные понятия и совокупность регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Для освоения содержания учебных предметов обучающимся необходимо владеть регулятивными универсальными учебными действиями (далее - РУУД), которые обеспечивают организацию учебной деятельности и формируют сознательность мышления, произвольность регуляции деятельности и поведения, взаимодействия с окружающими. В рамках обязательного для изучения учебного предмета «Иностранный язык» (далее - иностранный язык), входящего в предметную область «Иностранные языки», РУУД обеспечивают планирование речемыслительной деятельности и других деятельностей с использованием иностранного языка. В коммуникативном плане РУУД необходимы для достижения положительных результатов общения. Однако в науке еще недостаточно разработаны методические основы формирования указанных действий при обучении иностранному языку обучающихся основной школы как на теоретическом, так и на практическом уровнях, а именно: не имеет четкой трактовки метапредметное содержание иностранного языка, отсутствуют ясно выраженные требования к диагностикеуровня сформированности РУУД. Кроме того, анализ источников научной информации свидетельствует о том, что большинство авторов ограничиваются рассмотрением конкретных приемов и способов, направленных на формирование РУУД. Поэтому тема исследования данной магистерской диссертации является актуальной.
В педагогической теории и практике формирования РУУД наблюдаются противоречие между необходимостью формирования РУУД обучающихся основной школы в процессе обучения иностранному языку и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса.
Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования, связанной с разработкой модели обучения иностранному языку обучающихся основной школы, способствующей формированию РУУД с учетом специфики учебного предмета.В соответствии с вышеизложенным была сформулирована тема исследования: «Модель формированиярегулятивных универсальных учебных действий
обучающихся основной школы в процессе обучения иностранному языку».
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в основной школе, направленный на формирование УУД.
Предмет исследования - процесс формирования РУУД
обучающихся основной школы в процессе обучения иностранному языку.
Целью данной работы является теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка эффективности модели формирования РУУД обучающихся основной школы в процессе обучения иностранному языку...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Достижение метапредметных результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования - первостепенная задача, обозначенная в требованиях Стандарта. Метапредметные навыки позволяют осваивать предметные знания, умений эффективно и формируют базовые компетенции XXI века. РУУД, являясь частью метапредметных результатов, обеспечивают организацию учебной деятельности и формируют сознательность мышления,
произвольность регуляции деятельности и поведения, взаимодействия с окружающими.
Исследуемый нами период - младший подростковый возраст, является благоприятным для формирования основ учебной деятельности. В процессе изучения иностранного языка РУУД направляют обучающихся на проявление волевого усилия и настойчивости при планировании речемыслительной деятельности и других деятельностей с использованием иностранного языка. В коммуникативном плане они необходимы для достижения положительных результатов общения.
В рамках нашего исследования важной задачей было разработать методические основы формирования РУУД при обучении иностранному языку обучающихся младших подростков как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Поэтому мы спроектировали и описали модель данного процесса. Нами была проведена апробация разработанной модели в условиях реального образовательного процесса.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы мы остановились на анализе данных по формированию действия оценки, которое рассматривается в качестве компонента РУУД. Нами была описана система для диагностики данного действия, которая является наглядным и удобным диагностическим инструментарием в использовании в процессе обучения иностранному языку. Методический материал может быть использован для входной и итоговой диагностики других видов РУУД.
Сравнительный анализ результатов обучающихся контрольной и экспериментальной групп, полученных в ходе контрольного этапа опытно - экспериментальной работы, показал положительную динамику в уровне сформированности действия оценки у обучающихся экспериментальной группы. Разработанный и использованный диагностический инструментарий позволил установить снижение доли учеников с низким уровнем.
Кроме того, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствовали об эффективности реализованного нами комплекса заданий по формированию действия оценки действий у младших подростков на уроках английского языка.
Таким образом, результаты подтверждают эффективность
разработанной модели. Такая модель помогает проектировать процесс формирования РУУД обучающихся младшего подросткового возраста в процессе обучения иностранному языку.
Выполненное исследование не исчерпывает проблему формирования УУД и их измерения в основной школе. Дальнейшая работа представляется перспективной в плане уточнения и выявления диагностического инструментария других компонентов РУУД, а также других направлений УУД (познавательных, коммуникативных).



1. Абрамова, Г. С. Возрастная
психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - М. :Академия, 1999. - 672 с.
2. Аёшина, Е. А. Диагностика регулятивных универсальных учебных
действий обучающихся 8-9-х классов в процессе решения геометрических задач на построение [Электронный ресурс] / Е.А. Аёшина, С.И. Калачева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2020. - № 3. - С. 6¬
18. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-regulyativnyh- universalnyh-uchebnyh-deystviy-obuchayuschihsya-8-9-h-klassov-v-protsesse- resheniya-geometricheskih/viewer (дата обращения: 11.12.2021).
3. Андрюхина, Л.М. Инструментарий оценки сформированности
регулятивных универсальных учебных действий старшеклассников, обучающихся по индивидуальным учебным планам различной
направленности профильного [Текст] / Л.М. Андрюхина, Е.Ю. Драчева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 7. - С. 183-186.
4. Английский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций [Текст] / Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. - М. : ООО Русское слово - учебник, 2019. - 152 с.
5. Бармина, В. Я. Формирование регулятивных универсальных учебных
действий учащихся в процессе проектно-дифференцированного обучения в основной школе [Текст] : дис. ... канд.пед.
наук : 13.00.01 / В.Я. Бармина. - Самара, 2019. - 25 с.
6. Балакина, Н. О. Дидактико-методическая модель взаимосвязанного развития универсальных и предметных действий у обучающихся профильных классов средней школы (на примере английского языка) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01, 13.00.02 / Н.О. Балакин а. - Петрозаводск, 2013. - 24 с.
7. Бим, И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного учебника [Текст] : Опыт системно-структурного описания / И.Л. Бим. - Москва : Рус. яз., 1977. - 288 с.
8. Боброва, О. А. Формирование рефлексивных умений подростков в
образовательном процессе школы [Текст] : дис. ... канд. пед.
наук: 13.00.01 / О.А. Боброва. - Воронеж, 2019. - 198 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М. : Педагогика, 1968. - 544 с.
10. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в
онтогенезе // Божович Л. И. Проблемы формирования личности:
Избранные психологические труды [Электронный
ресурс] / под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, стереотипное. - М. : Издательство "Институт практической психологии", Воронеж : НПО "МОДЭК" 1997. - С.193¬
212. - URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=63117 (дата обращения: 23.02.2022).
11. Богданова, И. И., Формирование регулятивных УУД при обучении
математике учащихся 5-6 классов [Электронный
ресурс] / И.И. Богданова, А.А. Богданов // Актуальные проблемы
образования. - 2015. - № 1 (18). - С. 114¬
117. - URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24353398_62324807.pdf (дата обращения: 07.09.2021).
12. Брунер, Дж. Культура образования = The Culture o f Education [Текст] / Дж. Брунер - М. : Просвещение, 2006. - 223 с.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - М. : Педагогика, 1991. 480 с.
14. Габай, Т. В. Учебная деятельность и ее средства [Текст] / Т.В. Габай. -
М.: Изд-во МГУ, 1988. - 256 с.
15. Гальперин, П. Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий» [Электронный
ресурс] : доклад, представленный на соиск. уч. степени д-ра
психол. наук / П.Я. Гальперин. - М. : Моск. государств. ун¬т им. М. В. Ломоносова, 1965. -
51 с. - URL: http://psychlib.ru/mc/absid.php7absidM63317 (дата обращения: 28.10.2021)...89


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ