Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мониторинг познавательной деятельности у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы

Работа №156208

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы144
Год сдачи2020
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты понимания мониторинга, как инструмента оценки познавательного развития детей старшего дошкольного возраста с сохранным зрением и слабовидящих 7
1.1. Особенности формирования познавательной деятельности у детей в
онтогенезе 7
1.2. Особенности формирования познавательной деятельности у
слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Современные подходы к проведению мониторинга познавательной
деятельности у слабовидящих детей 27
ГЛАВА 2. Изучение факторов и условий, влияющих на определение содержания процедуры мониторинга познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 37
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента по выявлению уровня познавательного развития у слабовидящих детей старшего
дошкольного возраста 37
2.2.Особенности результатов констатирующего эксперимента 49
2.3. Методические рекомендации по развитию познавательной активности у
слабовидящих детей старшего дошкольного возраста 60
Заключение 69
Библиография 74
Приложения 82


Актуальность проблемы исследования. Жизнь человека постоянно ставит перед нами острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких трудностей означает, что в окружающей нас действительности много неизвестного, непонятного, требующего всё более глубокого познания мира. Возможность познания мира открывает человеческое мышление. Психология изучает мышление, как познавательную деятельность, дифференцируя её на виды в зависимости от уровней общения и характера используемых средств и новизны для субъекта [17]. В современной литературе существует значительное число исследований учёных, позволяющих описать строение мыслительной деятельности, её генезис, возрастные и индивидуальные отличия П.А. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддъяков, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В. Мухина, С.Л. Рубинштейн.
В современной методической системе обучения наметился перенос акцентов с увеличением объёма информации, предназначенной для усвоения детьми, на формирование у детей познавательных умений, т.к. интеллект человека определяется высоким уровнем мышления. Проблема формирования познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения остаётся актуальной в настоящее время и требует дальнейшего изучения различных аспектов. Для правильного её понимания необходимо знать условия и особенности проведения мониторинга познавательного развития слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить содержание и требование к процедуре мониторинга познавательного развития слабовидящих детей старшего дошкольного возраста в условиях комбинированной группы.
Объект исследования: познавательное развитие слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: содержание и процедура мониторинга
познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования:
Познавательное развитие слабовидящих детей старшего дошкольного возраста - это процесс и результат их творческой умственной деятельности, который представляет собой единство познавательных функций: память, мышление, речь, воображение.
На результат диагностики познавательного развития слабовидящих детей старшего дошкольного возраста будет влиять ряд условий, учет которых позволит адаптировать процедуру мониторинга познавательного развития слабовидящих детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По итогам проделанной работы можно заключить, что тема мониторинга познавательного развития слабовидящих детей старшего дошкольного возраста довольно актуальна на сегодняшний день в условиях новой нормативно-правовой базы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: ФГОС ДО, Примерные АООП ДО для детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие, слабовидящие, слепые), а также недостаточного количества адаптированных методических материалов, позволяющих педагогам грамотно выстроить коррекционно¬развивающую и образовательную деятельности с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп дошкольных образовательных организаций.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил определить понятие познавательного развития в рамках психометрического подхода, определяя данное понятие как единство психических функций: памяти, мышления, речи, воображения. Под познавательным развитием дошкольников мы понимаем процесс и результат их творческой умственной деятельности, представляющий собой единство познавательных функций. Ведущую роль в структуре познания занимает мышление, организующее любой познавательный процесс.
Далее мы изучили возрастные особенности познавательного развития старших дошкольников с нормальным зрением и с функциональными расстройствами зрения, придя к выводу, что возраст 6-7 лет является сензитивным периодом для ее формирования и выявили, что познавательное развитие у этих групп детей отличается. Слабовидящие дошкольники имеют менее выраженную познавательную мотивацию в отличие от своих видящих сверстников.
Для практического обоснования проблемы в рамках эмпирического исследования нами был подобран диагностический комплекс и разработаны
критерии оценки результатов для определения уровня сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с функциональными расстройствами зрения. Комплекс включает в себя диагностические задания на выявление уровня сформированности таких компонентов познавательного развития как: анализ, синтез, классификация и сравнение.
В результате качественной оценки экспериментальных данных исследования нами отмечено, что на уровень познавательного развития со зрительными нарушениями влияют следующие особенности:
- снижены любознательность и познавательный интерес на фоне суженного сенсорного опыта;
- снижена познавательная активность в условиях зрительной
депривации;
- снижена познавательная деятельность в связи с трудностями пространственной ориентировки и проблемами зрительно-моторной координации;
- испытывают трудности в общении со взрослыми и другими детьми. Сниженная мотивации в познании у детей со зрительными нарушениями является тормозящим фактором когнитивного и личностного развития такого ребенка, а также одной из причин, порождающих трудности в образовательной деятельности, поскольку определяет степень школьной адаптации ребёнка в будущем, его учебную успеваемость и личностный рост.
С целью коррекции данных особенностей нами адаптированы диагностические методики, отражающие специфику работы с данной группой детей...


1. Агаева, И.Б. Теория и практика развития инклюзивного образования в Красноярском крае: коллективная монография // И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2015.¬290 с.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/ Под ред. Г.И. Щукиной. — М.: 1984. - 187 с.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников / Э.А. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 128с.
4. Безруких, М.М. Ступеньки к школе: Кн. для педагогов и родителей / М.М. Безруких. - М.: Дрофа, 2000. - 256 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
6. В помощь тифлопедагогу ДОУ: Учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов // Авторы-сост. Л.А.Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск: Цецеро, 2010. - 187 с.
7. Васильева, Е.М. Логические задачи как дидактическое средство развития зрительного восприятия старших дошкольников с амблиопией и косоглазием /Е.М. Васильева, Е.Н. Фидрикова // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. - СПб.: 1999. - С. 32-38.
8. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет / Е.Л. Виноградова // Психологическая наука и образование - 2004. - № 2. - С 43- 46.
9. Виноградова, Е.Л. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников: автореферат дис.канд. психол. наук: 19.00.13 /Моск. гор. психол. - пед. ин-т. - М.: 2004. - 20 с.
10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1956. - 261 с.
11. Галеева, А.Р., Мамедова, Л.В. Исследование уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 12-2.
- С.
12. Гусева, М.Р., Дмитриев В.Г., Плаксина Л.И., Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / М.Р. Гусева, В.Г. Дмитриев, Л.И. Плаксина. - М.: «Просвещение», 1978г.
13. Гуткина, Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. - 2-е изд., перераб. и доп. / Н.И. Гуткина. - М.: МГППУ, 2002. - 68 с.
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн./ Н.И. Гуткина.- СПб.: Питер, 2004. - 208 с.71
15. Денискина, В.З. Образовательные потребности детей с нарушением зрения/ В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 6. - С. 4-14...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ