Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме мониторинга сформированности понимания прочитанных предложений, обучающимися с умственной отсталостью 10
1.1. Проблема оценивания учебных достижений обучающихся с умственной
отсталостью 10
1.2. Факторы и условия, влияющие на содержание и процедуру проведения мониторинга сформированности понимания прочитанных предложений
обучающимися младших классов с умеренной умственной
отсталостью 22
Глава 2. Определение условий, влияющих на содержание и процедуру мониторинга сформированности понимания прочитанных предложений обучающимися младших классов с умеренной степенью умственной
отсталости 35
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Анализ результатов оценивания сформированности понимания прочитанных предложений через показ правильного варианта из трёх
предложенных 44
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга
сформированности понимания прочитанных предложений, обучающимися
младших классов с умеренной умственной отсталостью 65
Заключение 70
Библиографический список 73
Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме мониторинга сформированности понимания прочитанных предложений, обучающимися с умственной отсталостью 10
1.1. Проблема оценивания учебных достижений обучающихся с умственной
отсталостью 10
1.2. Факторы и условия, влияющие на содержание и процедуру проведения мониторинга сформированности понимания прочитанных предложений
обучающимися младших классов с умеренной умственной
отсталостью 22
Глава 2. Определение условий, влияющих на содержание и процедуру мониторинга сформированности понимания прочитанных предложений обучающимися младших классов с умеренной степенью умственной
отсталости 35
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2. Анализ результатов оценивания сформированности понимания прочитанных предложений через показ правильного варианта из трёх
предложенных 44
2.3. Методические рекомендации по проведению мониторинга
сформированности понимания прочитанных предложений, обучающимися
младших классов с умеренной умственной отсталостью 65
Заключение 70
Библиографический список 73
На основе анализа литературы по проблеме оценивания сформированности понимания прочитанных предложений через показ картинки из трех предложенных обучающимися с умственной отсталостью, мы руководствуемся следующими положениями:
1. Под мониторингом учебных достижений (сформированность понимания прочитанных предложений через показ варианта из трех предложенных), обучающимися с умственной отсталостью, мы будем понимать специально разработанную систему непрерывного наблюдения, контроля, диагностики и корректировки педагогического процесса. Целью этого процесса будет - улучшение качества обучения, которое позволит выявить минимальные продвижения обучающихся за короткий период времени. Данная система основана на методах статистики (объективная, надежная, валидная).
2. На основании ряда преимуществ мы считаем целесообразным с учетом отечественной методики обучения грамоте взять за основу технологию «формирующего оценивая» - GOMs (новый генеральный формат оценки), применяемой в США для адаптации и разработки отечественного мониторинга учебных достижений, а именно принципы, подходы и основные организационные аспекты.
3. В рамках нашей работы мы рассматриваем педагогический мониторинг, в качестве в качестве субъекта которого выступает учитель, а в роли объекта - оценка понимания прочитанных предложений через показ правильного варианта обучающимися с умственной отсталостью.
4. При разработке мониторинга сформированности понимания прочитанных предложений через показ правильного варианта из трех предложенных, обучающимися младших классов с умеренной умственной отсталостью, мы учитывали особенности звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте и психолого-педагогические
особенности обучающихся:
S своеобразие протекания процессов высшей нервной деятельности;
S присутствие сопутствующих нарушений, осложняющих умственную отсталость;
S специфические черты внимания: малоустойчивое, быстрая отвлекаемость, трудности сосредоточения, нарушение распределения, переключаемости, произвольности;
S специфические недоразвитие восприятия: поверхностное восприятие, замедленность, заторможенность, ограниченность объема, низкий уровень развития избирательности и константности, нарушение обобщенности, его прерывистость и нарушение целостности;
S специфическое недоразвития памяти: замедленность и непрочность способности к запоминанию, неточность воспроизведения, быстрота забывания, эпизодическая забывчивость;
S особенности импрессивной речи; существенное недоразвитие речи и недоразвитие коммуникативной деятельности.
В результате проведенного нами эксперимента можно сделать выводы о целесообразности применения адаптированного варианта технологии GOMs для оценивания сформированности понимания прочитанных предложений через показ сюжетной картинки / показ подходящего слова, обучающимися младших классов с умеренной умственной отсталостью.
Определено содержание и требование к процедуре мониторинга сформированности понимания прочитанных предложений через выбор правильного варианта трех предложенных, в виде наборов заданий, структурированных по уровням сложности, в зависимости от звуко - буквенного состава слов.
Содержание мониторинга разделено на два блока заданий: I блок - завершение предложений подходящим словом из трех предложенных для выбора и II блок - соотнесение прочитанного предложения с сюжетной картинкой из трёх предложенных. Следует сохранить, как и в первоначальной технологии GOMS, 5 обучающих заданий. Они необходимы для понимания инструкции. Результаты их выполнения следует не учитывать при интерпретации оценивания.
Доказана валидность метода оценивания понимания предложений через показ правильного варианта из трех предложенных для выбора. Задания структурированы по уровням сложности, с учётом звуко - буквенного состава слов.
В процедуру мониторинга включена система различных видов помощи. В обучающем блоке применяется: повторение инструкции; повторение инструкции; повторение инструкции и демонстрация взрослым правильного ответа; повторение инструкции и совместное выполнение задания (взрослый показывает правильный ответ рукой ребенка). В контрольном блоке допустимо повторение инструкции.
При выполнении мониторинга предлагалась инструкция: «Прочитай, что здесь написано». «Покажи, где это нарисовано», «Прочитай, что здесь написано». «Покажи, подходящее слово».
При подсчете полученных данных использовалась двухбалльная шкала выставление:
1 балл за правильный показ;
О баллов за ошибку либо отказ от задания.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана. Но в качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение данных выводов на большей выборке испытуемых с большим разбросом показателей.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" - Режим доступа: http: //минобрнауки. рф/документы/5133
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: учеб, пособие / М.К. Акимова, К.М. Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 652 с.
3. Аксёнова М.В. Мониторинг образовательных достижений обучающихся как технология управления качеством обучения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении. URL: http: //pedsovet. org/index. php?option=com_mttee&task=viewlink&link_id= 5829
4. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб, для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А.К. Аксенова. -М.: ВЛАДОС, 1999. -320 с.
5. Аксёнова А. К. Обучение грамоте //http://old.prosv.ru/ebooks/ Akseno va_Obuchenie_gramote/2. httnl
6. Андреева К. А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с умственной отсталостью посредством использования конструирования // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 175-183.
7. Артемьева Н.В., Мамаева А.В., Постникова Н.Н. Оценивание знания букв у младших школьников с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева / 2016. - № 4 (38). С. 123-128
8. Афоничкин, А.И. Управленческие решения в экономических системах: учеб, пособие / А.И. Афоничкин, Д.Г. Михаленко. - СПб.: Питер, 2009. - 480 с.
9. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект) / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 191 с.
10. Баряева Л.Б. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / под ред. Л. Б. Баряевой, 1996.
11. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /Л Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. СПб.: Издательство «Союз». 2001. -320 с. - (Коррекционная педагогика).
12. Баскаков, А. Я. Методология научного исследования: учеб, пособие / А. Я. Баскаков, Н.В. Туленков. - К.: МАУП, 2004. — 216 с.
13. Вершинина Н. А., Сомкова О. Н. Идеи гуманитарного подхода в исследованиях научной школы И. Логиновой // Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: сборник научных статей по материалам международной научно- практической конференции (Санкт-Петербург, 4-6 апреля 2007 г). СПб., 2007. 599 с.
14. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб, пособие для студентов пед. ин-тов / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
15. Воронковой В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа - Пресс, 1994. 470 с., с. 253...79