СОЦИОЦЕНТРИЧЕСКАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ РОССИЙСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI ВВ. (НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕСТНИКИ ПЕРЕМЕН)
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Особенности теоретического обоснования феноменов синкретизма и религиозности 15
1.1. Религия в её синкретическом проявлении 15
1.1.1. Генетический тип синкретизма (первобытное общество). 17
1.1.2. Синкретизм как следствие этнокультурных взаимодействий и развития религиозных традиций и явлений 19
1.1.3. Синкретизм свободного смешения 21
1.1.4. «Метамодернистский синкретизм» 23
1.2. Объективная и субъективная религиозность, сакральность и основной вопрос религии. 26
1.2.1. Объективная и субъективная религиозность 29
1.2.2. Сакральность и основной вопрос религии. 32
2. Анализ концепции общественного движения «Вестники Перемен» 41
2.1. Обоснование религиозного нарратива концепции общественного Движения «Вестники Перемен». Космоцентрические элементы концепции 47
2.2. Цели Общественного Движения «Вестники Перемен».
Социоцентрические элементы концепции 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность
Религия в поле общественных отношений сопровождает социум на протяжении всего периода качественного преображения действительности. Безусловно, религия и религиозность как феномен, оказывает влияние на сознание человека и общество в целом. Взаимодействуя с понятиями и сущностными проявлениями религиозных концепций, сознание человека репрезентирует и актуализирует личное и общественное религиозное сознание. Религиозность формирует исходное представление о мире, о том обществе, в котором действует индивид. Будучи явлением социальной и культурной жизни, религия существует в любом обществе и играет важнейшую роль не только в жизни отдельных его представителей, но и в жизни целых подсистем социокультурного поля. Таким образом, можно отметить, что религиозность - это категория свойства психики не только индивида, но и, если представляется возможным так сказать, свойство «коллективного сознания» подсистем социума. Согласно концепции психологического эволюционизма Франклина Генри Гиддингса, общество есть: «...физико-психический организм, особого рода организация.», основополагающим элементом общественной жизни которого, является «сознание рода» (коллективное сознание). Гиддингс использует это понятие наряду с термином «социальный разум» . При подобной постановке вопроса, в современных условиях, видится, что проблематика категорий «религиозность», «социум», «синкретизм», «сакральное» и «социоцентрические религии», переходит в плоскость проблемного поля их соотнесения. Качественное преобразование, синтез категорий «религиозность», «социум», «синкретизм», «сакральное» актуализирует различные новообразования, такие, как «социоцентрические религии». Данная проблематика представляется весьма актуальной в современном мире метамодерна. Далее, выше обозначенные категории будут взяты для анализа с последующей их дескрипцией.
Степень изученности:
Психология религии является активно развивающейся областью исследований как за рубежом, так и в России. Однако до сих пор отсутствует единое определение религиозности, что ставит под вопрос ее точное понимание. Более того, сама психология религии имеет неоднозначное положение и подразделяется на различные направления. Следует учитывать и то, что в современном мире, мире метамодерна, сущностное понимание феномена религиозности ещё более осложнено ввиду стремительного изменения структуры субъективности. Более широкое понимание религиозности как феномена субъективного, становится недостаточным для изъятия сущностных характеристик. В этом смысле, объективно-личностный подход и соотнесение субъективного и объективного становится необходимым для комплексного изучения сущностных оснований феномена религиозности.
Обзор работ, рассматривающих феномен религиозности.
Из-за неоднозначности определения самого объекта исследования, а также определения места психологии религии в общей системе научных знаний, сложно дать точное определение феномена религиозности.
Данная проблема обозначена в работе А. Ю. Чернова и Е. С. Гусевой: «Религиозность как социально - психологический феномен» . Авторы рассматривают «религиозность» как сложный социально-психологический феномен. В статье описываются различные подходы к определению религиозности, а также приводятся результаты исследований, которые показывают, что религиозность может влиять на многие аспекты жизни человека, такие как здоровье, эмоциональное состояние, социальное поведение и т. д. В статье авторы также рассматривают различные факторы, которые могут влиять на формирование и выражение религиозности у человека, включая культурные, социальные и психологические факторы.
Целью настоящей бакалаврской работы была экспликация феномена религиозности через проявленные аспекты социоцентрической религиозности в деятельности организации общественного движения «Вестники Перемен». Для этого были решены следующие задачи:
1. Эксплицированы факторы, обуславливающие религиозные явления в их синкретическом аспекте. Было определено проблемное поле, в рамках которого актуализируется такой феномен как синкретизм. Был определён принцип, по которому в настоящее время можно анализировать такое явление как синкретизм.
2. Выявлены элементы космоцентрических и социоцентрических религий в концепции и практиках общественного движения «Вестники Перемен». В рамках данной работы было проведено полевое исследование, в результате которого были выявлены такие космоцентрические аспекты практической деятельности как:
- практика представляется как спиритический сеанс;
- изначально задаётся тема сеанса (в конкретном случае была тема общения с предками «Рода Протоземли»;
- согласно концепции (ТАС), по словам ведущей (контактёра), у каждого из участников есть «Духи Рода» которые выходят на связь с ними через других участников практики;
- «Духи Рода» находятся на разных планетах и в разных измерениях;
- участники получали прощение, благословление, осуждение, советы;
- необходимость посетить сакральные земли (у каждого «Родового Древа» есть своя сакральная, священная протоземля) - главный совет от «Духов Предков»;
- так же «Предки» предлагали организовать своё, индивидуальное священное место (дачный участок, дом в деревне), посадить наэтом участке земли священное дерево, провести обряд освящения земли участка с помощью привезённой физической земли с сакрального места и огня. Через посаженное дерево необходимо общаться с ними....
1) Аккер, Р. Метамодернизм: историчность, аффект и глубина после постмодернизма / Р. Аккер // под ред. Р. ван ден Аккера, Э. Гиббонс, Т. Вермюлена. - Рипол Классик. - 2020. - 494 с.
2) Архангельская, К. В. Культ брэнда как социоцентрическая религиозная система / К. В. Архангельская // Сумма философий: Сб. научн. тр. - Издательство Уральского университета. - Екатеринбург. - №6. - 2006. - С.13-15.
3) Беляева, Е. В. Исторические типы религиозного синкретизма / Е. В. Беляева // Вестник Брестского университета. Серия гуманитарных и общественных наук. Философия. Социология. Право. Психология. Педагогика. Брест. - 2008. - №4. - С. 45-52.
4) Бросс, Ш. О фетишизме / Ш. Бросс // Мысль. - Москва. - 1973. - 207 с.
5) Варганова, Т. И. Религиозность и политические ориентации населения / Т. И. Варганова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Изд-во РАГС. - Москва. - 1997. - №11. - С. 32-37.
6) Ветуховъ, А. Заговоры, заклинания. Обереги и другие виды народного врачевания, основанные на вере в силу слова / А. Ветуховъ // Оттиск из русского филологического вестника. Типография Варшавского учебного округа. Варшава. - 1907. - №1-2. - 530 с.
7) Гиддингс, Ф. Г. Основания социологии. Анализ явлений. Ассоциации социальной организации / Ф. Г. Гиддингс // Тексты по истории социологии XIX-XX вв. Хрестоматия. - Москва. - 1994. - 166 с.
8) Громыко, М. М. Этнографическое изучение религиозности народа: записки о предмете, подходах и особенностях современного этапа исследований / М. М. Громыко // Этнографическое обозрение. Москва. - 1995. - № 5. - С. 77-83.
9) Гусельцева, М. С. Метамодернизм в психологии: новые методологические стратегии и изменение субъективности / М. С. Гусельцева // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. СПб. - 2018. - Т. 8. №4. - С. 327-340.
10) Житомирская, В. Б. Православный христианин и гражданин российской державы / В. Б. Житомирская // Наука и религия. - Москва. - 1993. - №9. - С. 14-16.
11) Жуковский, В. И., Копцева, Н. П., Пивоваров, Д. В. Визуальная сущность религии: монография / В. И. Жуковский, Н. П. Копцева, Д. В. Пивоваров // Федеральное агентство по образованию КГУ. Красноярск. - 2006. - 461 с.
12) Забияко, А. П Синкретизм религиозный / А. П. Забияко // Религиоведение: энциклопедический словарь под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. Академический проект. Москва. - 2006. - 984 с.
13) Забияко, А. П. Магия, демонология и видения в религиозной культуре русских Трёхречья / А. П. Забияко // Религиоведение. Москва. - 2016. - № 4. - С. 96-110.
14) Забияко, А. П. Энциклопедия религий / А. П. Забияко // Религиоведение: энциклопедический словарь. под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е.С. Элбакян. - Академический проект гаудеамус. - Москва. - 2008. - 1520 с.
15) Каариайнен, К., Фурман, Д. Е. Верующие, атеисты и прочие (эволюция российской религиозности) / К. Каариайнен, Д. Е. Фурман // Вопросы философии. - 1997. - № 6. - С. 1-19....(45)